АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-4023/2018 |
23 октября 2018 года |
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2018 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Акционерного общества «ЗОК» (ОГРН <***>),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании представителей:
от заявителя - ФИО1, по доверенности № 07 от 09.01.2018,
от заинтересованного лица - ФИО2, по доверенности № 10 от 16.01.2018,
установил:
Акционерное общество «ЗОК» (далее – заявитель, АО «ЗОК») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Курганское УФАС) по делу об административном правонарушении от 03.04.2018 № 72 по делу № 49-АДМ, о применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ходатайствовал о приобщении к материалам дополнительного отзыва. Представленный документ судом приобщен к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, просил применить положений статьи 2.9. Кодекса о малозначительности правонарушения.
Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзывах.
Изучив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд установил следующее.
АО «ЗОК» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как усматривается из материалов дела, АО «ЗОК» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляющей деятельность на территории Курганской области, в 2017 году включено в Реестр территориальных сетевых организаций.
Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.12.2016 № 47-4, от 30.06.2017 № 24-1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области» АО «ЗОК» установлен соответствующий тариф с 01.01.2017 по 31.12.2017. НВВ данной сетевой организации учтена органом регулирования при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Курганской области.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В соответствии со статьей 3 названного Закона территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 8 названного Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
С учетом изложенных обстоятельств заявитель на основании пункта 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – Стандарт), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, обязан раскрывать информацию в соответствии с названным документом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» установлено, что государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы в пределах полномочий (пункт 2).
При этом согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) указанного документа;
опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктом 3(1) Стандартов также предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети «Интернет», где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии, осуществляющие деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий, направляют указанную информацию также в Федеральную антимонопольную службу.
Стандарт раскрытия информации сетевой организацией определен разделом II Стандартов.
В соответствии с пунктом 9 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию:
а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);
б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии:
подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;
отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования;
г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.
В силу пункта 11 Стандартов сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает информацию:
а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
а(1)) о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение (и подлежащих учету (учтенных) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии), с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов, содержащего информацию о размере таких расходов;
а(2)) о прогнозных сведениях о расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год - для территориальных сетевых организаций;
б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
о затратах на оплату потерь, в том числе:
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
о техническом состоянии сетей, в том числе:
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше;
с 1 октября 2013 года – о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения;
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
в(1)) о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, в разбивке по уровням напряжения;
г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
е(1)) о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации;
е(2)) об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении;
ж) об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу (далее - проект инвестиционной программы) и обосновывающих ее материалах (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
ж(1)) об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах;
з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок;
и) о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса);
к) о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, включая:
наименование лица, которое намеревается осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств, и его контактные данные;
объем планируемой к перераспределению максимальной мощности;
наименование и место нахождения центра питания;
л) о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
м) об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя;
н) о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности), потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов Курганским УФАС 16.11.2017 произведен осмотр интернет-сайта по адресу: http://www.slka.ru/, принадлежащего АО «ЗОК».
В ходе осмотра установлено, что по состоянию на 16.11.2017 на интернет-сайте АО «ЗОК» отсутствовала информация, которая должна быть размещена в соответствии со Стандартами. В частности, отсутствовала информация, размещение которой предусмотрено подпунктом б) пункта 9; подпунктами а), а(1)), б), в), в(1)), г), д), е), е(1)), е(2)), ж), ж(1)), з), и), к), л), м), н) пункта 11 Стандартов.
Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра интернет-сайта от 16.11.2017.
Курганским УФАС 25.12.2017 вынесено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 30.01.2018 в 11 час. 00 мин..
30.01.2018 от АО «ЗОК» поступили объяснения исх. № ЮО-03, в которых указано, что на интернет-сайте АО «ЗОК» за 2017 год размещена следующая информация:
1. Информация о предложении об установлении цен (тарифов) на услуг по передаче эл.энергии на 2018 год.
2. Информация о предложении об установлении цен (тарифов) на услуг по передаче эл.энергии на 2018 год.
3. Архив. Информация о предложении об установлении цен (тарифов) на услуг по передаче эл.энергии на 2018 год.
Курганским УФАС с учетом ходатайства АО «ЗОК» об отложении составления протокола об административном правонарушении 31.01.2018 вынесено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 06.03.2018 в 11 час. 00 мин..
05.03.2018 от АО «ЗОК» поступили объяснения исх. № ЮО-11, в которых АО «ЗОК» сообщило о раскрытии на интернет-сайте информации в соответствии со Стандартами.
Курганским УФАС 06.03.2018 повторно произведен осмотр интернет-сайта по адресу: http://www.slka.ru/, принадлежащего АО «ЗОК».
В ходе осмотра установлено, что по состоянию на 06.03.2018 на интернет-сайте АО «ЗОК» отсутствует информация, размещение которой предусмотрено подпунктами а(2)), б), е), е(1)), и), н) пункта 11 Стандартов.
Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра интернет-сайта (повторный) от 06.03.2018.
Усмотрев в действиях АО «ЗОК» признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 Кодекса, Курганское УФАС в присутствии представителя АО «ЗОК» по доверенности от 20.12.2017 № 72 ФИО3, составило в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении № 49 от 06.03.2018.
06.03.2018 Курганское УФАС вынесло определение о назначении дела № 49-АДМ об административном правонарушении к рассмотрению на 03.04.2018 в 11 час. 00 мин..
02.04.2018 от АО «ЗОК» поступили объяснения исх. № ЮО-19, в которых АО «ЗОК» просило освободить от административной ответственности.
03.04.2018 Курганское УФАС в присутствии представителя АО «ЗОК» по доверенности от 20.12.2017 № 72 ФИО3, вынесло определение об отказе в удовлетворении ходатайства об освобождении от административной ответственности и постановление № 72 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 49-АДМ в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением №72, АО «ЗОК» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.15 Кодекса нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
АО «ЗОК» вменяется неопубликование информации, предусмотренной пунктом 11 Стандартов, а именно подпунктами а(2)), б), е), е(1)), и), н) на момент составления протокола об административном правонарушении от 06.03.2018. А также неопубликование информации, предусмотренной вышеуказанными подпунктами пунктов 9 и 11 Стандартов, на момент первичного осмотра сайта заявителя от 16.11.2017.
Как следует из материалов дела, АО «ЗОК» не опубликована вышеуказанная информация, что подтверждается актами осмотра интернет-сайта, протоколом об административном правонарушении и иными документами. Выявленное правонарушение заявителем не оспаривается.
Таким образом, Курганским УФАС обоснованно установлено событие вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с принципами презумпции невиновности, закрепленными в положениях статьи 1.5 Кодекса, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае заявитель является сетевой организацией и осуществляет регулируемую деятельность, следовательно, должен был знать об имеющейся у него обязанности по раскрытию информации и выполнять ее в соответствии с требованиями законодательства: раскрывать информацию в полном объеме и в установленные сроки.
При этом судом установлено, что заявитель имел возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не принял необходимых мер.
Доказательств невозможности соблюдения АО «ЗОК» установленных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается наличие события и состава вмененного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения АО «ЗОК» к административной ответственности не установлено. О времени и месте составления протокола и рассмотрении материалов административного дела АО «ЗОК» было уведомлено надлежащим образом, что самим АО «ЗОК» не оспаривается. Протокол и постановление вынесены в присутствии представителя АО «ЗОК».
На момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, не истек.
АО «ЗОК» назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции вмененной статьи.
Судом не установлено обстоятельств, которые бы позволили применить положения статьи 2.9 Кодекса и освободить заявителя от административной ответственности.
Введение в законодательство нормы, предусматривающей ответственность за нарушение Стандартов раскрытия информации, обусловлено защитой публичных интересов в сфере электроэнергетики и призвано повысить прозрачность деятельности профессиональных участников оптового и розничных рынков электроэнергии.
Совершенное АО «ЗОК» правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выразилась не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в непринятии заявителем всех разумных и зависящих от него мер по выполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей, а потому данное правонарушение в данном случае нельзя признать малозначительным.
На основании изложенного назначенное АО «ЗОК» минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 9.15 Кодекса, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, является обоснованным и соответствует тяжести вменяемого административного правонарушения.
По этим же основаниям суд не усматривает наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса, и соответственно возможности снижения наложенного штрафа ниже низшего предела применительно к части 3.3 статьи 4.1 Кодекса.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | А.А. Григорьев |