ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-4382/2011 от 27.02.2012 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

  Климова ул., 62 д., Курган, 640002

тел.: (3522) 41-84-84, факс: (3522) 41-88-07,

http://kurgan.arbitr.ru, е-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Курган Дело № А34-4382/2011

02 марта 2012 года

Резолютивная часть объявлена 27.02.2012года.

Решение в полном объеме изготовлено 02.03.2012года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Поляковой А.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Заика Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (ОГРН <***>) к Администрации Кетовского района (ОГРН <***>) о признании недействительным постановления

3-и лица:1. ФИО1;

2.СНТ УВД «Сосновая роща»;

3.Государственное учреждение «Курганское лесничество»;

4.Администрация Кетовского сельсовета;

5.Межрайонный отдел № 8 ФБУ «Кадастровая палата» по Курганской области;

6.ООО «Земсервис»;

7.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области

при участии: от заявителя – ФИО2 по доверенности № 01-03/6611 от 27.12.2011;

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности № 362 от 30.01.2012;

от третьих лиц – 1.Сотников С.А., ФИО4 по доверенности № 45 АА 0179627 от 24.10.2011;

2.явки нет, извещён;

3.Менщикова Г.Ф. по доверенности № 63 от 06.12.2011;

4.явки нет, извещён;

5.Кузенкова О.С. по доверенности № 45 АА 0116297 от 09.02.2012;

6.Богданова А.В. по доверенности №10 от 01.02.2012;

7.Рогова А.П. по доверенности № 52 от 01.08.2011;

установил:

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (ОГРН <***>) (далее Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Администрации Кетовского района (ОГРН <***>) о признании недействительным Постановления № 124 от 28.01.2010 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства ФИО1».

В судебном заседании заявитель представил уточнённое заявление (л.д.80-84,106,т.2) и просил суд признать недействительным Постановление Администрации Кетовского района № 124 от 28.01.2010 года «О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства ФИО1», в связи с тем, что оспариваемый ненормативный акт принят заинтересованным лицом за рамками своих полномочий в нарушение ст. 7, ст.8, ч.2ст.11, ч.2ст.27, ст.101 Земельного кодекса РФ, ст.8, ст.83, ст.96 Лесного кодекса РФ, ч.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Полагает, что предоставленный заинтересованным лицом оспариваемым ненормативным актом земельный участок площадью 520кв.м., расположенный около СНТ «Сосновая роща» для приобретения его в собственность по договору купли-продажи с целью ведения садоводства г.Сотниковой В.А. был выделен из состава земель лесного фонда. В доказательство заявленного довода представил в материалы дела копию свидетельства о государственной регистрации права от 27.11.2009 серии 45 АА 031085 о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 45-45-01/124/2009-791 права собственности за Российской Федерацией на лесной участок, категория земель – земли лесного фонда, площадью 323637273 кв.м., расположенному по адресу: Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз, за исключением кВ.175 выд. 11-13,16,22-29,32,33 Колташевского лесничества, кадастровый номер: 45-45-01/124/2009-791 (л.д.16). Считает, что Администрация Кетовского района неправомерно в оспариваемом постановлении изменила категорию земель, указав, что спорный земельный участок № 108 А находится в категории земель сельскохозяйственного назначения. Доказательств, что имел место перевод земель, находящихся в федеральной собственности в силу пункта 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ в другую категорию, нет. Настаивает, что перевод земель из одной категории в другую может быть осуществлен только по решению Правительства РФ. Также полагает, что спорный земельный участок № 108 А был поставлен на кадастровый учёт с нарушением положений частей 2, 4 статьи 39 Закона № 221-ФЗ, без согласования местоположения и границ земельного участка с заинтересованными лицами при выполнении кадастровых работ, с собственниками смежных земельных участков, процедуры согласования с ГУ «Курганское лесничество» не было. 02.08.2011 Прокуратура Кетовского района направила жалобу г.Кроль Н.В., из содержания жалобы заявителю стало известно об оспариваемом постановлении. Просит заявление удовлетворить.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признаёт, представило отзыв (л.д.31-32,т.1). Представило в копиях: заявление г.ФИО1, справку председателя СНТ, постановление Администрации Кетовского сельсовета от 11.01.2010 со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане для садоводства. Суду представитель пояснил, что спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения в границах садоводческого некоммерческого товарищества УВД по Курганской области «Сосновая роща» Кетовского района, представил Акт согласования местоположения границы земельного участка площадью 520кв.м. без указания даты его изготовления и без отметки о согласовании, кадастровый паспорт на земельный участок, договор купли-продажи № 1532 от 21.06.2010 (л.д.33-40,т.1). Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Устава (статьи 7, 21). Просит в удовлетворении заявления отказать.

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц без самостоятельных требований следующие ниже лица.

Третьи лица:1. ФИО1, её представители с заявленными требованиями не согласны, представили отзыв (л.д.81-83, т.1, дополнение к отзыву, л.д.87-89,т.2), указывают на отсутствие доказательств того, что спорный земельный участок является частью участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, пояснили, что спорный земельный участок площадью 520 кв.м. был приобретён по договору купли-продажи №1532 от 21.06.2010, заключённого между ФИО1 и заинтересованным лицом. К личному заявлению о предоставлении за плату в собственность для садоводства земельного участка площадью 520кв.м. была представлена справка, выданная Председателем СНТ «Сосновая роща» о том, что ФИО1 является членом СНТ УВД «Сосновая роща» и использует участок № 108А площадью 550кв.м., находящийся в границах СНТ. Представили в материалы дела межевой план с Актом согласования местоположения границы земельного участка площадью 520кв.м. (л.д.116,т.1) и указанием отметки о дате согласования – 02.11.2009, копией извещения о проведении собрания о согласовании, размещённого в районной газете (л.д.119,т.1), кадастрового паспорта земельного участка от 25.05.2010 № 4508/204/10-0499 (л.д.38,т.1), договора купли-продажи, пояснили, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано, выдано свидетельство о праве собственности серии 45 АА 082894 от 02.07.2010, копию представили, просят в удовлетворении заявления отказать. В ходе судебного заседания выразили мнение о необходимости приостановления производства по делу по статье 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением заявления г.ФИО1 к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о возложении обязанности произвести действия по уточнению границ земельного участка, постановке на кадастровый учёт, представили определение Курганского городского суда о назначении беседы на 01.02.2012. Также пояснили, что в справке председателя СНТ площадь земельного участка 550кв.м. указана с учётом имеющегося у ФИО1 земельного участка площадью 30 кв.м.

Сторонами не было поддержано мнение третьего лица о необходимости приостановления производства по делу, ходатайство по делу не заявлено.

2.Государственное учреждение «Курганское лесничество» заявленные требования поддерживает, представило отзыв, дополнение к отзыву (л.д.55-56. т.1, л.д.43.т.2). Представитель учреждения пояснил, что спорный земельный участок находится в землях лесного фонда и является федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации зарегистрировано, представил материалы лесоустройства. Полагает, что данным материалами документально подтверждается, что спорный земельный участок площадью 520кв.м. расположен на территории Курганского лесничества, структурным подразделением которого является Кетовское участковое лесничество, в последнее входит Кетовский мастерский участок площадью 17707га (в данную площадь входит квартал 262, выдел 8), представил схему участка самовольного занятия лесного фонда, квартал 262 выдел 8, площадь 0,05га (л.д.60,т.1), план насаждений Кетовского лесничества Кетовского лесхоза (лесоустройство 1998года), 3 том Таксационного описания Кетовского лесничества кварталов 255-262 (изъятие). Согласно Таксационного описания площадь выдела 8 составляет 8 га, на котором лесонасаждения с породным составом 80% сосны и 20% берёзы, о том, что спорный участок входит в состав земель лесного фонда, подтверждает планшет 47 «Курганская область Кетовский район Лесоустройство 1998год» (л.д.77-79,т.1). Пояснил, что согласно схеме по результатам обследования навигатором ФИО5 СНТ УВД «Сосновая роща» специалиста учреждения спорный участок расположен на том же месте, что и на межевом плане ФИО1 (схеме расположения земельных участков лист № 9), т.е. в квартале 262, выдел 8 Кетовского лесничества. С помощью навигатора ФИО5 проверена точность места нахождения занятого ФИО1 участка, в результате при наложении схемы-чертежа квартала 262 на кальке на схему, сделанную навигатором в масштабе 1:10000, участок в точности совпадает с вышеуказанной схемой листа № 9 межевого плана, предоставленного ФИО1 Представил Приказ об изменении структуры Курганского лесничества от 01.11.2008 № 736 с Приложением (л.д.58,т.1). Пояснил, что в Курганское лесничество по спорному земельному участку никто не обращался, вопрос об изменении категории земель по данному земельному участку не решался, обратного ему не известно. Просит заявление удовлетворить.

3.Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Курганской области в лице Межрайонного отдела № 8 (Приказом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25.10.2011 № 128 переименовано в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области», документы об изменении наименования в деле) направило в материалы дела отзыв, дополнение к отзыву (л.д. 97-99,т.1, л.д.51-54,т.2). Представитель третьего лица суду пояснил, что предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту (далее ГКУ) объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости (далее ГКН), государственной оценке, а также оказание услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества. В силу статей 21-22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заинтересованное лицо (в данном случае г.ФИО1) обратилась в учреждение с заявлением с приложением к нему соответствующих документов (заявления, межевого плана), по сведениям ГНК земельный участок с кадастровым номером 45:08:030404:73, площадь 520кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для садоводства, местоположение: Курганская область, Кетовский район, СНТ УВД по Курганской области «Сосновая роща», участок № 108, находится в собственности ФИО1 Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждает выписка из ГКН от 23.11.2011. Основания для приостановления ГКУ указаны в статье 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, для отказа в осуществлении ГКУ предусмотрены статьёй 27 указанного Закона. Дополнительно пояснил, что в силу статьи 29 Закона, кадастровую деятельность в отношении земельных участков осуществляют кадастровые инженеры, которые и несут ответственность за достоверность сведений, включённых в межевой план. Орган кадастрового учёта лишь отслеживает правильность описания объектов недвижимости для целей кадастрового учёта и соблюдение процедуры согласования местоположения границ земельных участков. Спор оставляет на усмотрение суда.

4. Общество с ограниченной ответственностью «Земсервис» с заявленными требованиями не согласен, межевые работы выполнены по заявлению г.ФИО1, категория земель указана в справке председателя СНТ, указывающая на принадлежность спорного участка к землям садоводства, в результате проведения кадастровых работ был подготовлен план-схема, утверждённый постановлением Администрации сельсовета, далее был составлен межевой план, процедура согласования была соблюдена, смежные землепользователи участка № 108А были извещены через средства массовой информации, просит в удовлетворении заявления отказать.

5.Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области суду пояснил, что оснований для отказа в регистрации прав на земельный участок не имелось, был представлен договор купли-продажи земельного участка, кадастровый паспорт, разрешение спора оставляет на усмотрение суда. В материалы дела представлены копии Решения от 25.09.1984года № 232 «Об отводе земель Курганскому УВД облисполкома под расширение коллективных садов «Полянки» и «Сосновая роща», Постановление Кетовского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991 № 462 «Об отводе земель для расширения садоводческого товарищества «Сосновая роща» с Актом обследования схематическим чертежом, заключением (в деле).

6.СНТ УВД «Сосновая роща» отзыва не представило, в судебное заседание представитель Товарищества не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, уведомление о вручении почтового отправления № 15439 от 10.02.2012 в деле.

7.Администрация Кетовского сельсовета с заявленными требованиями не согласна, направила отзыв и дополнение к нему (л.д.7,73,т.2). Представитель третьего лица суду пояснил, что 28.12.2009г. ФИО1 обратилась к нему с заявлением об утверждении схемы расположения границ земельного участка № 108а площадью 520кв.м., к заявлению была представлена справка председателя СНТ о нахождении данного участка в границах садоводства. Также указала, что в графе: (особые отметки) кадастрового плана от 23.11.2009, выданного Кетовским отделом Управления Росреестра по Курганской области, указано, что «граница земель кадастрового квартала идёт по окружной границе земель коллективного садоводства «Сосновая роща», поэтому считает, что земельный участок находится в границах садоводства, в удовлетворении заявления просит отказать. Заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя (л.д.142,т.2).

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Департамент, полагая, что предоставленный ФИО1 в собственность земельный участок сформирован из земель лесного фонда, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, считает оспариваемое постановление незаконным, нарушающим права Российской Федерации по распоряжению землями лесного фонда, обратилось в Арбитражный суд Курганской области с настоящим заявлением, принятым, как полагает заявитель, с превышением полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

В силу пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства предусмотрена частью 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

Как следует из материалов дела и пояснений представителя Администрации Кетовского района, оспариваемое постановление вынесено на основании следующих документов: личного заявления г.ФИО1; справки председателя СНТ УВД «Сосновая роща» от 31.07.2009 о том, что г.ФИО1 является членом указанного товарищества, использует участок № 108А площадью 550кв.м., который находится в границах данного товарищества; постановления Администрации Кетовского сельсовета от 11.01.2010 № 01 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства ФИО1» с приложением данной схемы. Считает, что участок был выделен ранее Товариществу и затем передан г.ФИО1

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что 28.12.2009 г.ФИО1 подала заявление на имя Главы Кетовского сельсовета, которым просила утвердить схему расположения границ земельного участка площадью 520 кв.м., расположенного по адресу – Курганская область, Кетовский район, СНТ УВД «Сосновая роща», участок № 108 А (л.д.8,т.2).

На основании данного заявления и указанной выше справки председателя СНТ УВД «Сосновая роща» от 31.07.2009, Глава Администрации Кетовского сельсовета 11.01.2010 постановлением № 01 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства ФИО1» утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане для садоводства, выполненную кадастровым инженером ООО «Земсервис» по заявлению г.ФИО1 (л.д.9-11,т.2).

Далее, г.ФИО1 направляет заявление в адрес Главы Кетовского района, которым просит предоставить ей за плату в собственность для садоводства земельный участок площадью 520кв.м., расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, СНТ УВД «Сосновая роща», участок 108 А. Данное заявление зарегистрировано за входящим № 0025 от 13.01.2010. На указанном заявлении имеется следующая резолюция: «Находится в границах садоводства, справка от председателя есть, кадастровый план есть, пользовались. В собственности было 3 сотки», подпись Главы Кетовкого сельсовета ФИО6 (л.д.34,т.1). К заявлению была представлена та же самая справка председателя СНТ УВД «Сосновая роща» от 31.07.2009 (л.д.35.т.1), постановление № 01 от 11.01.2010 Администрации Кетовского района «Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства ФИО1» с утверждённой схемой расположения земельного участка. На основании указанных выше документов Администрация Кетовского района приняла оспариваемое постановление.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорным постановлением Администрации Кетовского района от 28.01.2010 № 124 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства ФИО1» члену СНТ «Сосновая роща» г.ФИО1 предоставлен для садоводства в собственность земельный участок № 108 А площадью 520кв.м., категорию земель которого Администрация определяет как «…расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в границах садоводческого некоммерческого товарищества Управления внутренних дел по Курганской области «Сосновая роща» Кетовского района Курганской области». Данным постановлением Администрация района предусматривает заключение договора купли-продажи земельного участка с г.ФИО1 (пункт 2), которой даны рекомендации о регистрации права собственности на земельный участок в Управлении Росреестра по Курганской области (пункт 3).

Из общих положений оспариваемого постановления видно, что оно принято на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» без ссылки на конкретные нормы права (л.д.9,33, копии идентичны,т.1).

В ходе судебного разбирательства представитель Администрации Кетовского района подтвердил, что оспариваемое постановление было вынесено на основании следующих документов: заявления г.ФИО1 (л.д.34,т.1) с учётом Постановления от 11.01.2010 № 01 Администрации Кетовского сельсовета «Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства ФИО1», которым была утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 520кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в СНТ УВД «Сосновая роща» Кетовского района № 108 А с целью последующего предоставления для садоводства (л.д.37,т.1); справки председателя СНТ УВД «Сосновая роща» от 31.07.2009 о том, что она является членом товарищества и использует земельный участок 108-А площадью 550кв.м., который находится в границах садоводства (л.д.35,т.1), а также схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 02.11.2009, утверждённой Главой Кетовского сельсовета (л.д.36,т.1).

Таким образом, исходя только из указанных выше документов, заинтересованное лицо в своём оспариваемом постановлении уже определяет, что земельный участок № 108 А площадью 520кв.м. от 28.01.2010 находящийся по адресу: Курганская область, Кетовский район, расположен на землях сельскохозяйственного назначения в границах СНТ УВД «Сосновая роща», указывает разрешённое использование - для садоводства и предоставляет его оспариваемым Постановлением за плату г.ФИО1

Далее, во исполнение оспариваемого постановления между Комитетом по управлению имуществом Администрации Кетовского района и ФИО1 заключен договор купли-продажи 21.06.2010 земельного участка № 1532 с целевым назначением - для садоводства (л. д. 40,т.1).

Управлением Федеральной регистрационной службы по Курганской области зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2010 серии 45 АА 082894 (л. д. 17,т.1).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.07.2010 серии 45 АА 082894 зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для садоводства, площадь 520 кв. м, расположенное: Курганская область, Кетовский район, садоводческое некоммерческое товарищество Управления внутренних дел по Курганской области Сосновая роща, участок № 108 А. В качестве оснований государственной регистрации права собственности ФИО1 на названный объект указан договор купли-продажи земельного участка 1532 от 21.06.2010.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. К имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В порядке статьи 28 Закона № 66-ФЗ предусмотрена возможность предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Закона № 122-ФЗ.

В соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1). Указанная статья устанавливает упрощенный порядок государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, который применяется, если в наличии имеются следующие обстоятельства:

земельный участок был предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, целью предоставления земельного участка является ведение на нем личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу положений пунктов 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как было установлено судом, оспариваемое постановление было принято по факту на основании постановления сельсовета № 01 от 11.01.2010 со схемой и справки председателя СНТ УВД «Сосновая роща», которые не являются правоустанавливающими документами по определению категории земель по данному участку и месту его расположения (в границах товарищества либо за его пределами), иными правоустанавливающими документами на обозначенный спорный участок площадью 520кв.м., подтверждающими право (собственности, аренды, иное право) на него г.ФИО1 или Товарищества, а также расположения его в границах Товарищества и, следовательно, отнесения его к землям сельскохозяйственного назначения, Администрация Кетовского района в материалы дела не представила (статья 65 АПК РФ).

Определениями суда от 10.10.2011 (л.д.52-54,т.1), от 15.11.2011 (л.д.94-96,т.1), от 06.12.2011 (л.д.147-148,т.1), от 21.12.2011 (л.д.38-39,т.2), от 23.01.2012 (л.д.103-105,т.2), от 09.02.2012 (л.д.163-165,т.2) судом неоднократно запрашивались правоустанавливающие документы (первичные документы) от Администрации Кетовского района и от остальных лиц, участвующих в деле, подтверждающие принадлежность данного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположения его в границах СНТ УВД «Сосновая роща». Иных документов, кроме названных выше, представлено не было.

Таким образом суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо не доказало предоставления г.ФИО1 в установленном порядке спорного земельного участка, а также, доказательств того, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного пользования, находится в границах Товарищества и относится к имуществу общего пользования (либо находился в резерве), подлежащему в силу пункта 4 статьи 14 и пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» бесплатной передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (либо его членам), право собственности на который было зарегистрировано за г.ФИО1

Представленными в материалы дела Управлением Росреестра по Курганской области Решением от 25.09.1984года № 232 «Об отводе земель Курганскому УВД облисполкома под расширение коллективных садов «Полянки» и «Сосновая роща», Постановлением Кетовского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991 № 462 «Об отводе земель для расширения садоводческого товарищества «Сосновая роща» с Актом обследования схематическим чертежом, заключением (в деле), не подтверждается факт нахождения спорного участка в границах Товарищества и не оспаривается довод заявителя о расположении спорного участка на землях лесного фонда.

Как следует из плана-схемы расположения коллективных садоводств в Кетовском районе Курганской области (л.д.100,т.1), в границах кадастрового квартала 45:08:030406 земельные участки находятся в пользовании граждан - членов садоводческих некоммерческих товариществ УВД «Сосновая роща».

В справке от 31.07.09г. председатель СНТ (л.д.35,т.1) указал, что земельный участок № 108 А площадью 520кв.м. находится в границах Товарищества, однако документальных доказательств в подтверждение данного юридического факта Администрации Кетовского района представлено не было, в материалы дела также не представлено.

Определением суда от Товарищества были запрошены в материалы дела Устав Товарищества, документы, имеющие отношение к предмету спора (л.д.103-105,т.2).

В силу пункта 2 статьи 28 Закона № 66-ФЗ Товарищество вправе требовать предоставления ему (членам товарищества) в собственность только земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, а данного факта также не было доказано.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие данного Кодекса, сохраняется (п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Однако, довод заинтересованного лица о том, что г.ФИО1 (либо Товариществу) спорный участок был выделен ранее, не нашёл документального подтверждения, поэтому довод заинтересованного лица со ссылкой на положение данной нормы, суд находит несостоятельным.

В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из пояснений представителя ООО «Земсервис», межевой план Обществом был подготовлен по заявлению г.ФИО1, категория земель участка была указана согласно представленной справке председателя СНТ, другого первичного документа, определяющего категорию земель как земли сельскохозяйственного назначения, не было (л.д.108-127, т.1).

Суд считает, что имеющаяся в деле справка председателя СНТ УВД «Сосновая роща» от 31.07.2009 о том, что г.ФИО1 использует участок № 108А площадью 520кв.м., который находится в границах данного товарищества, в силу чего относится к землям сельскохозяйственного назначения, не является надлежащим доказательством ранее возникшего права г.ФИО1 на спорный участок площадью 520 кв.м. и отнесения его к землям сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом пользования – для садоводства.

Право собственности Российской Федерации на спорный участок возникло 27.11.2009 (л.д.16,т.1), у г.ФИО1 – 02.07.2010 (л.д.17,т.1), что подтверждают факты государственной регистрации, следовательно, у Российской Федерации право собственности на спорный участок возникло ранее.

Таким образом, суд считает, что Администрация района не представила документальных доказательств, подтверждающих отнесение спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом пользования – для садоводства, расположения его в границах товарищества либо предоставления его товариществу (г.ФИО1) ранее оспариваемого постановления.

Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из имеющихся материалов дела видно, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2009 серии 45 АА 031085 за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 323637273 кв.м. с кадастровым (или условным) номером 45-45-01/124/2009-791 (без указания разрешенного использования), местоположение участка: Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз, за исключением кВ.175 выд.11-13,16,22-29,32,33 Колташевского лесничества (л. д. 16.т.1).

Материалами лесоустройства Кетовского лесничества, приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 01.11.2008 № 736 «Об изменении структуры Курганского лесничества» с Приложением № 1 (л.д.58, 68, т.1), а также Планом лесонасаждений Кетовского лесничества Кетовского лесхоза Курганской области со схемой (на обр.ст.) (л.д.59,т.1), Проектом организации и ведения лесного хозяйства Кетовского лесхоза Курганского Управления лесами, том 3, Таксационное описание Кетовского лесничества кварт.255-262 (Приложение № 2 - квартал 262, в том числе выдел 8), отображённый графически на Планшете 47 лесоустройства «Курганская область Кетовский район Лесоустройство 1998год» (л.д.61-62,л.д.77-79, копии идентичны, т.1), схемой участка самовольного занятия лесного фонда – квартал 262, выдел 8, площадь 0,05га, выполненной должностным лицом (л.д.60,т.1), подтверждается, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в выделе 8 квартале 262, входящего в общую площадь Кетовского лесхоза Курганской области 12482 га (в настоящее время ГКУ «Курганское лесничество»), находящейся в составе: земли лесного фонда, общей площадью 323637273 кв.м. с кадастровым (или условным) номером 45-45-01/124/2009-791 (без указания разрешенного использования). Согласно Таксационного описания площадь выдела 8 составляет 8 га, на котором лесонасаждения с породным составом 80% сосны и 20% берёзы. С помощью навигатора ФИО5 проверена точность места нахождения занятого ФИО1 участка, в результате при наложении схемы-чертежа квартала 262 на кальке на схему, сделанную навигатором в масштабе 1:10000, участок совпадает с вышеуказанной схемой листа № 9 межевого плана, предоставленного ФИО1, что не было оспорено заинтересованным лицом.

Указанные выше документы подтверждают факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда.

Указанные материалы лесоустройства в установленном порядке не отменены и не признаны недействительными.

На основании исследования и оценки представленных выше доказательств, суд приходит к выводу, что принадлежащий Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 45-45-01/124/2009-791 включает в себя земли лесного фонда, в том числе и спорный участок, входящий в выдел 8 квартала 262.

Согласно п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Пунктами 1 и 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (пункт 2 статьи 8 ЛК РФ).

В силу части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли лесного фонда.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.

Частью 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.

Исследовав и оценив в совокупности в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, в частности: устав Администрации Кетовского района, справка председателя СНТ УВД «Сосновая роща», постановление Администрации Кетовского сельсовета от 11.01.2011 № 01 со схемой расположения земельного участка, межевой план с Актом согласования, кадастровый паспорт земельного участка, и иные доказательства, суд приходит к выводу. Представленные в дело и исследованные судом документы относительно спорного участка представляют собой вторичные документы, которыми не подтверждается факт отнесения спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием – для садоводства и факт его расположения в границах земель СНТ УВД «Сосновая роща».

Других документальных доказательств, которыми бы подтверждались иные обстоятельства, в материалах дела не имеется, сведения об изменении категории земель в документах, имеющихся в материалах дела,отсутствуют.

Довод заинтересованного лица о том, что информация о предоставлении земельного участка г.ФИО1 была размещена в средствах массовой информации, судом отклоняется, поскольку этот факт не может привести к изменению категории земель по спорному участку и смене собственника земель лесного фонда. Доказательств соблюдения процедуры перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте. Осуществление такого вида деятельности, как ведение садоводства, огородничества, не согласуется с нормами Лесного кодекса Российской Федерации об установлении видов использования лесов.

В соответствии с положениями статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), принятия оспариваемого решения возлагается на органы, которые совершили эти действия, приняли оспариваемое решение.

В данном случае Администрацией Кетовского района не представлено доказательств наличия законных оснований для принятия оспариваемого постановления о предоставлении участка и не представлено доказательств, подтверждающих её полномочия по принятию оспариваемого постановления относительно участка, собственником которого является Российская Федерация (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления с превышением полномочий по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, и нарушают права и законные интересы Российской Федерации.

Заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


решил:

Заявление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области удовлетворить.

Постановление Администрации Кетовского района Курганской области от 28.01.2010 года № 124 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства ФИО1» признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.


  Судья А.И.Полякова