АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Курган Дело № А34-4708/2010
09 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антимоновым П.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Крестьянского фермерского хозяйства Чернышова Павла Артемьевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области
о признании незаконным решения налогового органа,
при участии:
от заявителя: Суханов С.П., представитель по доверенности № 1 от 01.07.2010,
от заинтересованного лица: Ракаев С.З., представитель по доверенности № 2 от 11.01.2010,
установил:
Крестьянское фермерское хозяйство Чернышова Павла Артемьевича (далее: КФХ Чернышова П.А.) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области № 3616 от 10 июня 2010 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В порядке части 7 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителем налогового органа производилась фиксация предварительного судебного заседания и судебного заседания с помощью средств звукозаписи.
В предварительном судебном заседании представители сторон не возражали против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции. В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.
Представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, указал, что единственным основанием для отказа заявителю в применении налоговой льготы по уплате транспортного налога послужило наличие задолженности в размере 146 руб. 97 коп. пени, как указано налоговым органом – насчитанной в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2004 год. Полагал, что камеральной проверкой не может исследоваться период, выходящий за рамки трехлетнего срока, предшествующего году проведения проверки, то есть задолженность, возникшая в 2004 году. При этом налоговым органом не представлено каких-либо доказательств принятия мер к взысканию данной задолженности, считал, что данные лицевого счета плательщика не являются доказательством фактического наличия задолженности.
Представитель налогового органа требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что при рассмотрении возражений плательщика доводы последнего о соответствии условиям пункта 1 статьи 3 Закона Курганской области «О транспортном налоге на территории Курганской области» приняты, фактически единственным основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу послужили сведения о наличии у заявителя задолженности по уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога в 2004 году. Согласно закону Курганской области «О транспортном налоге» указанное обстоятельство является препятствием для получения налоговой льготы. Указывал, что о наличии задолженности в указанном размере заявителю было известно, о чем свидетельствуют полученные им справки о состоянии расчетов, представленные в копиях в материалы дела. Полагал, что давность возникновения задолженности не играет роли, наличие задолженности у заявителя было выявлено по сведениям лицевого счета, которые переходящим остатком переносятся программой на следующие периоды. В связи с тем, что срок давности хранения документов истек, доказательства принятия мер к взысканию суммы пеней, начисленных в 2004 году, у инспекции отсутствуют. Также пояснил, что поскольку цифровые значения доначислений совпадают с данными налоговой декларации, расчет доначисленной суммы налога в оспариваемом акте отсутствует, дополнительно налоговым органом применена верная ставка налога на одно из транспортных средств.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Крестьянское фермерское хозяйство Чернышова Павла Артемьевича зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Курганской области за основным государственным регистрационным номером 1034557000851 (том 1, лист дела 42).
19.01.2010 КФХ Чернышова Павла Артемьевича представило в МИФНС России № 5 по Курганской области налоговую декларацию по транспортному налогу за 2009 г., согласно которой сумма налога к уплате в бюджет отсутствовала в связи с применением налоговой льготы.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации МИФНС России № 5 по Курганской области составлен акт камеральной налоговой проверки № 4094 от 30.04.2010 (том 1, листы дела 12-18).
По результатам рассмотрения акта, материалов камеральной налоговой проверки, письменных возражений налогоплательщика налоговым органом 10.06.2010 было принято решение № 3616 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым КФХ Чернышова Павла Артемьевича было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5928 руб., начислены пени в сумме 1057 руб. 65 коп., доначислен транспортный налог в размере 29640 руб. (том 1, листы дела 22-30).
Решением УФНС России по Курганской области №159 от 06.08.2010 в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика на решение МИФНС России №5 по Курганской области №3616 от 10.06.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было отказано, решение налогового органа утверждено (том 1, листы дела 38-41).
Не согласившись с указанным решением налогового органа КФХ Чернышова Павла Артемьевича обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России №5 по Курганской области № 3616 от 10.06.2010.
При оценке заявленных требований суд исходит из следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) законами субъектов РФ о налогах.
В силу пункта 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов за календарный год.
Таким образом, законодательством определены следующие условия предоставления названной льготы: факт регистрации транспортного средства на сельскохозяйственных товаропроизводителей и его использование при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Закона Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» от уплаты налога освобождены сельскохозяйственные товаропроизводители - за грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Закона Курганской области право на использование налоговой льготы, имеют организации и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие следующим условиям:
1) являются налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (по данным налогового органа по месту учета налогоплательщика) или отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подтверждается справкой-расчетом налогоплательщика произвольной формы);
2) транспортные средства (грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу) используются ими при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
3) среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на 1 работника в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет не менее 1. Данный показатель определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи и подтверждается соответствующей справкой-расчетом, форма которой утверждается постановлением Правительства Курганской области;
4) на последний день соответствующего налогового (отчетного) периода, по данным налогового органа по месту учета налогоплательщика:
не имеют задолженности по налогам и сборам, пеням и (или) налоговым санкциям. Налогоплательщик также признается соответствующим данному условию, если задолженность по налогам и сборам, указанным в статьях 56, 61, 61-1 и 61-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежащим частично или полностью зачислению в доходы бюджета Курганской области и (или) местных бюджетов муниципальных образований Курганской области, а также задолженность по пеням и (или) налоговым санкциям по ним уплачена налогоплательщиком не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего налогового (отчетного) периода;
не находятся в процессе ликвидации и в отношении них не применяются процедуры банкротства, на их имущество не наложен арест и (или) не обращено взыскание.
Как следует из оспариваемого решения, при рассмотрении возражений налогоплательщика приняты: расчет произведенной продукции за 2009 год, что служит основанием для подтверждения статуса сельскохозяйственного производителя; документы, подтверждающие использование транспортных средств в целях осуществления сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции – путевые листы грузовых автомобилей и учетные листы тракториста-машиниста; копии табелей выхода на работу, расчеты среднесписочной численности работников за 1-4 кварталы 2009 года и расчеты среднемесячной заработной платы в расчете на 1 работника по отношению к величине прожиточного минимума – в подтверждение того, что среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на 1 работника в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области составляет не менее 1.
Также в оспариваемом решении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области от 10.06.2010 № 3616 указано, что по данным проверки по состоянию на 01.01.2010 за КФХ Чернышова П.А. числилась задолженность по пеням за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 146 руб. 97 коп. и на 29.01.2010 указанная задолженность была не погашена; данная недоимка сложилась из-за несвоевременной уплаты транспортного налога по сроку уплаты 01.04.2004 в сумме 3450 руб. – налог был уплачен 28.06.2004. В связи с изложенным налоговым органом в оспариваемом акте сделан вывод о несоблюдении плательщиком условия подпункта 4 пункта 1 статьи 4 Закона Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области», неправомерном применении льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 указанного закона.
Суд полагает, что указанный довод не мог быть положен налоговым органом в основу решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначисления заявителю налога и пени по следующим основаниям.
КФХ Чернышова Павла Артемьевича является плательщиком единого сельскохозяйственного налога и применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, что подтверждается уведомлением № 52 от 06.02.2004 (том 1, лист дела 104).
Как следует из материалов дела, за КФХ Чернышова П.А. зарегистрирована следующая сельскохозяйственная техника: комбайн СК-5М г.н. КК0245, трактор ДТ-75 г.н. КК 0248, трактор К 701 г.н. КК9229, трактор МТЗ г.н. КК 0246, трактор Т-4А г.н. КК 0310, трактор ДТ-75 г.н. КК 0247, автомобиль КАМАЗ г.н. Р 104 АК, автомобиль КАМАЗ г.н. Х 884 АС, автомобиль УАЗ г.н. Е835 АХ, автомобиль ГАЗ САЗ г.н. Е 995 ВЕ.
При этом представителем налогового органа в судебном заседании указано, что статус сельхозпроизводителя заявителем был подтвержден, приняты документы в подтверждение как использования транспортных средств в целях осуществления сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции, так и для расчета необходимого среднемесячного размера начисленной заработной платы в расчете на 1 работника.
Одновременно представителем налогового органа указано на наличие у заявителя задолженности по уплате пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в размере 3450 руб. (вместо установленного срока уплаты 01.04.2004 налог был уплачен 28.06.2004), составившей 146 руб. 97 коп. Полагал, что указанное обстоятельство является основанием для неприменения налоговой льготы, поскольку Законом Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» временной промежуток образования задолженности по налогам, пени, штрафам не установлен.
Дополнительно представитель налогового органа пояснил, что сведения о задолженности заявителя по пеням в указанной сумме отражены в его лицевом счете и переносятся программным обеспечением на следующие налоговые периоды.
В подтверждение правомерности учета указанной суммы пеней в материалы дела представлены: копия налоговой декларации заявителя по транспортному налогу за 2003 год (том 2, листы дела 1-13), расчет суммы пеней начисленных на сумму 3450 руб. за период с 01.04.2004 по 28.06.2004 (том 1, лист дела 14), справки о состоянии расчетов, полученные плательщиком согласно отметкам на заявлениях (том 1, листы дела 15-53).
Вместе с тем, налоговым органом не учтены следующие обстоятельства.
Указывая на наличие задолженности по пеням, налоговый орган ссылается в оспариваемом акте на то, что плательщику было известно о наличии данной задолженности по пеням в связи с получением им справок о состоянии расчетов с бюджетом.
Вместе с тем, сами по себе сведения лицевого счета не могут свидетельствовать о наличии у налогоплательщика задолженности, в том числе по пени, поскольку лицевой счет является лишь документом внутриведомственного контроля налоговых органов.
Доказательств принятия мер к взысканию задолженности по пени в размере 146 руб. 97 коп. с соблюдением требований статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в бесспорном или в судебном порядке в установленные законом сроки налоговым органом представлено не было.
В ходе судебного разбирательства представителем налогового органа пояснено, что возможности представить доказательства соблюдения порядка принудительного взыскания суммы пени, сохранения возможности взыскания указанной суммы не имеется, поскольку истек установленный срок хранения документов.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поскольку доказательств применения в установленные Налоговым кодексом РФ порядок и сроки мер принудительного взыскания спорной суммы пени, а следовательно и правомерности ее указания в оспариваемом акте, как основания для непредоставления заявителю льготы по налогу, налоговым органом в нарушение требований статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено, требования Крестьянского фермерского хозяйства Чернышова Павла Артемьевича о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области № 3616 от 10 июня 2010 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. возлагаются на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Крестьянского фермерского хозяйства Чернышова Павла Артемьевичаудовлетворить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области № 3616 от 10.06.2010, проверенное на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, признать незаконным.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области в пользу Крестьянского фермерского хозяйства Чернышова Павла Артемьевича 4000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Решение арбитражного суда первой инстанции в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fasuo.arbitr.ru).
Судья И.А.Пшеничникова