ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-4758/08 от 10.11.2008 АС Курганской области

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-4758/2008

14 ноября 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области

заинтересованные лица: 1. Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана; 2. Администрация города Кургана (должник)

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Волкова О.В., доверенность № 186 от 10.10.2008; Григорович Т.Ю., доверенность № 26 от 26.01.2007;

от заинтересованных лиц: 1.Колосовская Е.В., доверенность № 257 от 13.05.2008; 2.  Колосовская Е.В., доверенность № 2405 от 26.08.2008;

установил:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании действий Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана, выразившиеся в уведомлении от 03.09.2008 № 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП России по Курганской области, незаконными.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являются судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджета города для учета операций по исполнению бюджета города. У Администрации города Кургана отсутствуют расчетные счета в учреждении Банка России, кредитной организации, в связи, с чем постановление о наложении штрафа подлежит исполнению Финансово-казначейским комитетом Администрации города Кургана, в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.

До принятия судебного акта заявитель представил заявление об уточнении требований, просит признать действия Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана, выразившиеся в уведомлении от 03.09.2008 № 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП России по Курганской области, незаконными и обязать Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов УФССП России по Курганской области путем принятия к исполнению постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем. Дополнительно представил нормативное обоснование заявленных требований, указав, что постановление о наложение штрафа от 19.03.2008 является исполнительным документом. Установленная статьей 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) внесудебная процедура взыскания административного штрафа подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, КоАП РФ не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном взыскании указанного штрафа. Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ предусматривающие, что обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника производится по решению суда на основании направляемого в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами. Уточненное заявление принято судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представители заявителя поддержали уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении и представленном дополнении. Пояснили, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Оспариваемые действия нарушают права и законные интересы государства в лице УФССП России по Курганской области, создают препятствия для осуществления полномочий по взысканию административного штрафа с Администрации города Кургана. Толкование Финансово-казначейским комитетом Администрации города Кургана норм Бюджетного кодекса РФ приводит к отсутствию возможности взыскать с бюджетного учреждения, законно наложенный административный штраф.

Представитель Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана, Администрации города Кургана в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, имеющимся в материалах дела. Суду пояснил, что в силу установленного статьей 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитета бюджетов обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов, и ни одна из статей не предусматривает взыскания денежных средств с бюджета на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с п.1 ст.242.1 исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления последних, перерыву срока предъявления, восстановлению пропущенного срока для предъявления исполнительных документов. Данная норма является императивной и расширительному толкованию не подлежит. Считают, что заявителем не представлено доказательств незаконности действий, выразившихся в уведомлении от 03.09.20008 № 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП России по Курганской области. Административный штраф до настоящего времени не уплачен. Полагают, что штраф, наложенный постановлением по делу об административном правонарушении, с бюджетного учреждения может быть взыскан в судебном порядке.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, на исполнении в Курганском городском отделе судебных приставов по взысканию с ЮЛ и ИИДНХ УФССП России по Курганской области находится исполнительный лист от 20.02.2003, выданный на основании решения Курганского городского суда от 10.02.2003 по делу № 2-310-03 об обязании Администрации города Кургана предоставить Ратникову Николаю Анатольевичу, Ратниковой Любови Николаевне, Ратниковой Оксане Николаевне с дочерью Елизаветой, 22.10.2002 года рождения, Ратникову Владимиру Николаевичу с сыном Сергеем 15.05.1996 года рождения на период проведения капительного ремонта дома № 1 по ул. Нефтебаза в г. Кургане жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям.

По данному исполнительному документу 03.03.2003 возбуждено исполнительное производство № 0110-00204, после перенумерации присвоен № 30/29/10/5/2003.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с ЮЛ и ИИДНХ УФССП России по Курганской области Мельниковой Л.А. Администрация города Кургана подвергнута штрафу за неисполнение содержащихся в исполнительном листе Курганского городского суда от 20.02.2003 по делу № 2-310 требований об обязании предоставить Ратникову Николаю Анатольевичу, Ратниковой Любови Николаевне, Ратниковой Оксане Николаевне с дочерью Елизаветой, 22.10.2002 года рождения, Ратникову Владимиру Николаевичу с сыном Сергеем 15.05.1996 года рождения на период проведения капительного ремонта дома № 1 по ул. Нефтебаза в г. Кургане жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям.

В соответствии со 17.15 КоАП РФ, статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель 19.03.2008 вынес постановление о наложении штрафа на Администрацию города Кургана в размере 30 000 руб.

Решением Курганского городского суда от 04.04.2008 размер штрафа по постановлению судебного пристава-исполнителя от 19.03.2008 снижен до 28 000 руб. Указанное решение вступило в силу 15.04.2008.

После вступления постановления в законную силу и истечения срока, установленного для добровольного исполнения наказания, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, и в связи с отсутствием у Администрации города Кургана открытых в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации счетов для исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, постановление судебного пристава-исполнителя от 19.03.2008 № 55 о наложении штрафа на должника Администрацию города Кургана в сумме 28 000 руб. направлено для исполнения в Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана.

Письмом от 03.09.2008 № 2478-ф Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана отказал в принудительном исполнении постановления о взыскании административного штрафа и возвратил представленный документ без исполнения, указав, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), а представленное постановление судебного пристава-исполнителя таковым не являются.

Полагая, что данный отказ в принудительном исполнении постановления по делу об административном правонарушении не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства в лице УФССП России по Курганской области, заявитель обратился в Арбитражный суд Курганской области с названным заявлением.

В силу части 1 статьи 27, пункта 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организация праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативно правовому акту и нарушает её права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на неё какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Постановление по административному делу подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Частью 1 статьи 31.3 КоАП РФ определено, что обращение постановления к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

В соответствии с частью 1 статьи 31.4 КоАП РФ постановление приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентирован статьей 32.2 КоАП РФ.

Согласно частям 1, 5 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», введенного в действие с 01.02.2008, установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи 7 органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 12 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях также отнесены к числу исполнительных документов.

В соответствии со ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.15 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе судебные приставы-исполнители.

Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно п. 4.3 ст. 4 Положения о бюджетном процессе в городе Кургане, утвержденного решением Курганской городской Думы от 20.02.2008 № 32, к бюджетным полномочиям Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана относятся организация исполнения и непосредственное исполнение бюджета города, в части полномочий, определенных Бюджетным кодексом РФ.

В силу ч.7 ст.29 указанного Положения, Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджете города для учета операций по исполнению бюджете города.

В связи с тем, что у Администрации города Кургана отсутствуют расчетные счета в учреждениях Банка России, кредитной организации постановление о наложении штрафа подлежит исполнению  Финансово-казначейским комитетом Администрации города Кургана в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Статьёй 239 Бюджетного кодекса РФ установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам.

Статьёй 242.3 Бюджетного кодекса РФ урегулирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

Согласно пункту 1 названной нормы исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях, о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.

Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", согласно которым, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ (пункт 2 Постановления от 17 мая 2007 года № 31).

Арбитражный суд не принимает доводы Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана и Администрации города Кургана о недопустимости принятия для исполнения иных исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, ввиду следующего.

Учитывая положения главы 23 КоАП РФ, относящие наложение административного наказания к полномочиям не только судов, но и административных органов и их должностных лиц, части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающей бесспорный порядок исполнения постановлений административных органов, а также статьи 12 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», включающей постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в число исполнительных документов, следует вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

В связи с чем, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, следовательно, отказ Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана от исполнения постановления по делу об административном правонарушении противоречит положениям статей 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса РФ.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает правила о судебном порядке взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов.

Положения Бюджетного кодекса РФ, на которые ссылается Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.

Учитывая, что иного порядка взыскания административных штрафов с бюджетных учреждений не предусмотрено, и руководствуясь принципом исполнимости вступивших в законную силу постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях, в рассматриваемой ситуации возможно применение установленного главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ порядка по аналогии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета. Согласно приложению 6 к данному Федеральному закону Федеральная служба судебных приставов (глава 322) является главным администратором доходов по коду бюджетной классификации РФ доходов федерального бюджета – 1 16 17000 01 0000 140 – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы.

На основании перечня подведомственных Федеральной службе судебных приставов администраторов доходов федерального бюджета по главе 322 «Федеральная служба судебных приставов», утвержденного приказом ФССП России от 28.02.2008 № 115 Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области является администратором доходов федерального бюджета по главе 322 «Федеральная служба судебных приставов».

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ администратор доходов бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В соответствии с перечнем доходов федерального бюджета, администрируемых центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов и территориальными органами ФССП России, утвержденным приказам ФССП России от 28.02.2008 № 115 за территориальными органами ФССП России закреплены полномочия администраторов поступлений в федеральный бюджет по главе 322 «Федеральная служба судебных приставов» по коду 322 1 16 17000 01 0000 140 (денежные взыскания (штрафа) за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы) на который зачислятся денежные взыскания (штрафы), предусмотренные КоАП РФ: ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Таким образом, на Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области возложена обязанность по взысканию штрафов, предусмотренных ст. 17.15 КоАП РФ.

В связи с чем, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, действия Управления Федерального казначейства по Курганской области по отказу в принятии и возврату постановления от 19.03.2008 без исполнения постановления о наложении штрафа, противоречат требованиям вышеуказанных Федеральных законов и нарушают права и законные интересы заявителя. Действиями заинтересованного лица создаются препятствия заявителю для осуществления полномочий по взысканию административного штрафа с Администрации города Кургана.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области подлежит удовлетворению.

Из положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должностных лиц, об отказе в совершении действий, о принятии решения должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Судебные расходы по оплате госпошлины распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ и отнесены на Финансово-казначейский комитет Администрации г. Кургана. В соответствии со ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании нормативного правого акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для организаций – 2000 руб. Учитывая, что при подаче заявления Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, в силу п.1 ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, соответственно госпошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана в доход государства.

Руководствуясь ст. 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области удовлетворить.

Признать действия Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана, выразившиеся в уведомлении от 03.09.2008 № 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП России по Курганской области, незаконными.

Обязать Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области путем принятия к исполнению постановления о наложении штрафа от 19.03.2008 № 55 на должника Администрацию города Кургана в сумме 28 000 руб., вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП России по Курганской области.

Взыскать с Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Обабкова

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-4758/2008

10 ноября 2008 г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Обабковой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области

заинтересованные лица: 1. Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана; 2. Администрация города Кургана (должник)

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Волкова О.В., доверенность № 186 от 10.10.2008; Григорович Т.Ю., доверенность № 26 от 26.01.2007;

от заинтересованных лиц: 1.Колосовская Е.В., доверенность № 257 от 13.05.2008; 2.  Колосовская Е.В., доверенность № 2405 от 26.08.2008;

установил:

Руководствуясь ст. 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области удовлетворить.

Признать действия Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана, выразившиеся в уведомлении от 03.09.2008 № 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП России по Курганской области, незаконными.

Обязать Финансово-казначейский комитет Администрации города Кургана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области путем принятия к исполнению постановления о наложении штрафа от 19.03.2008 № 55 на должника Администрацию города Кургана в сумме 28 000 руб., вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП России по Курганской области.

Взыскать с Финансово-казначейского комитета Администрации города Кургана в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Обабкова