АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Курган | Дело №А34-4863/2018 |
24 мая 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2019 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Луневой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым А.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 28.04.2018,
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № 11 от 16.04.2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Курганское УФАС России, антимонопольный орган) № 79 от 25.04.2018 по делу № 68-АДМ об административном правонарушении в части назначения ООО «Транспортная компания» административного штрафа в размере 399 598 руб. 50 коп. Заявитель просит суд изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 79 от 25.04.2018 по делу № 68-АДМ об административном правонарушении в части назначения административного наказания, снизив размер административного штрафа с 399 598,50 рублей до 122 953, 36 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что при вынесении обжалуемого акта не были учтены все обстоятельства, смягчающие ответственность заявителя, и позволяющие применить к нему более низкий размер штрафа, в том числе сложное материальное положение общества, осуществления хозяйственной деятельности на социально значимом товарном рынке (предоставление льгот социально незащищенным категориям граждан, принятие на себя обязательств по обеспечению бесплатного и льготного проезда граждан без компенсации из средств бюджета города Кургана), совершение им вмененного административного правонарушения впервые, принятие всех зависящих от него мер направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, добровольное исполнение обществом предписания об устранении допущенного нарушения; оказание содействия уполномоченному органу: на основании представленных обществом сведений и документов установлено событие административного правонарушения; прекращение действия соглашения до принятия УАФС решения о нарушении антимонопольного законодательства (т.е. до выявления правонарушения), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, а также то, что заявитель не инициировал ограничивающее конкуренцию соглашение. Назначение административного штрафа в размере 399 598 руб. 50 коп. для общества носит явно карательный характер, не соответствует принципам разумности и справедливости, характеру и степени общественной опасности инкриминируемого деяния.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 03.10.2018 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А34-5932/2018.
Определением суда от 29.01.2019 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу и рассмотрения спора по существу на 28 февраля 2019 года на 10 час. 00 мин. в помещении арбитражного суда Курганской области по адресу: <...>.
Определением суда от 28.02.2019 судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу № А34-4863/2018 отложено на «21» мая 2019 года на 14 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: г. Курган, ул. Климова, 62, каб. 414.
Судом установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, устранены – судебный акт по делу № А34-5932/2018 вступил в законную силу. С учетом мнения сторон, на основании статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд 21.05.2018 возобновил производство по настоящему делу.
Представитель заявителя в судебном заседании ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов, на удовлетворении заявления настаивал, просил снизить сумму штрафа, с учетом наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, до 122 953 руб. 36 коп.
В судебном заседании представитель Курганского УФАС требования заявителя не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Полагает, что снижение административного штрафа ниже санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, не позволит достичь цели административного наказания, указал, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в действиях заявителя доказан материалами дела.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Из материалов дела усматривается, что 31.05.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение (резолютивная часть оглашена 23.05.2017) № АМЗ-64/2016, согласно которому заявитель признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении одинаковой цены проезда в городском пассажирском транспорте (т.2 л.д.72-77). Заявителю выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Указанное решение антимонопольного органа № АМЗ-64/2016 от 31.05.2017 явилось поводом для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении № 68-АДМ, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, административным органом 25.04.2018 вынесено постановление № 79 о наложении на Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания» штрафа по делу об административном правонарушении № 68-АДМ в размере 399 598 руб. 50 коп. (т.1, л.д. 8-16).
При рассмотрении дела об административном правонарушении ООО «Транспортная компания», в том числе, заявлено ходатайство о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела. В обоснование представлены доводы и документы, подтверждающие тяжелое финансовое состояние.
Определением УФАС от 25.04.2018 ходатайство о снижении штрафа удовлетворено, при этом при вынесении оспариваемого постановления и назначении административного штрафа антимонопольным органом в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа уменьшен в 2 раза: с 799196,90 руб. до 399 598,50 руб., также с учетом двух смягчающих обстоятельств (общество не является организатором правонарушения, реализация антиконкурентного соглашения прекращена обществом до принятия решения по делу № АМЗ - 64/2016).
Считая вышеназванное постановление административного органа в части наложения административного штрафа незаконным и нарушающим интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Часть 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Объективную сторону правонарушения образуют действия хозяйствующего субъекта, признанные недопустимыми антимонопольным законодательством Российской Федерации: заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию; участие в таком соглашении; осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона №135-ФЗ установлено, что признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
В соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправление должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством российской Федерации.
Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решением антимонопольного органа от 31.05.2017 №АМЗ-64/2016 заявитель признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Закона №135-ФЗ ввиду участия в 2016 году антиконкурентном соглашении с иными транспортными организациями в целях установления одинаковой цены на проезд в городском пассажирском транспорте (установлены однообразные и синхронные действия перевозчиков, одновременное установление одинаковой цены проезда, равной его себестоимости, что не соответствует целям деятельности коммерческих организаций, а также выявлено одинаковое содержание уведомлений, направленных перевозчиками в адрес органа местного самоуправления, что свидетельствует о существующем между перевозчиками обмене информацией).
Указанное решение являлось предметом судебной оценки при рассмотрении дела №А34-8245/2017, рассмотренному с участием этих же лиц. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 08.08.2018, решение управления признано законным.
Таким образом, факт нарушения действиями заявителя требований пункта 1 части 1 статьи 11 Закона №135-ФЗ подтверждено преюдициальным судебным актом (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и обществом по существу не оспаривается, а потому наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ подтверждено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ понятие «вина юридического лица» раскрывается следующим образом: «Юридическое лицо, признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Поскольку правонарушение совершено в результате активных действий заявителя, и доказательств наличия объективных препятствий для не совершения этих действий не представлено, суд приходит к выводу о виновном характере действий заявителя.
Наличие правонарушения обществом не оспаривается.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный орган правомерно установил в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных антимонопольным органом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не выявлено. При составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела административным органом соблюдены установленные законом гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Заявителю обеспечено право участия на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление антимонопольного органа вынесено уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением всех установленных законом требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем.
При вынесении оспариваемого Постановления должностным лицом Курганского УФАС России установлено, что нарушение антимонопольного законодательства произошло из-за непринятия ООО «Транспортная компания» необходимых мер по его соблюдению.
Оснований для применения положений 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не усматривается.
В соответствии с частью 5 Примечания к статье 14.32 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, если такое юридическое лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) добровольно заявило в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий и в совокупности выполнило следующие условия:
лицо признало факт совершения административного правонарушения;
лицо отказалось от участия либо дальнейшего участия в соглашении или согласованных действиях;
представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Административный штраф в предусмотренном настоящем примечанием размере налагается на юридические лица, вторым и третьим выполнившие условия настоящего примечания. Настоящее примечание не применяется в отношении юридического лица, являющегося организатором, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.
ООО «Транспортная компания» не сообщало в Курганское УФАС России о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения. Следовательно, отсутствуют основания для применения части 5 Примечания к статье 14.32 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федераций») предусмотрена санкция на юридических лиц, если сумма их выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) - в размере от трех тысячных до трехсотых размера суммы, выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
При этом размер штрафа определяется расчётным путем, в соответствии с Примечанием к статье 14.31 КоАП РФ, которым предусмотрено, что при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств, административный штраф (Ш) налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера, административного штрафа (МинШ), предусмотренного за совершение данного административного правонарушения и половины разности максимального размера (МаксШ) административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, т.е. по формуле: Ш = МинШ + (МаксШ - МинШ)/2.
Выручка ООО «Транспортная компания» за 2015 год от реализации на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом составила 81 968 909 руб.
Следовательно, при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств, административный штраф на ООО «Транспортная компания» должен составить: 0,003*81968909+(0,03 *81968909-0,003* 81968909)/2=1 352 486,99 руб.
За каждое смягчающее обстоятельство размер административного штрафа (Ш) подлежит уменьшению на одну восьмую разницы максимального (МаксШ) и минимального размера (МинШ) штрафа.
Расчет одной восьмой разницы максимального и минимального размера штрафа: (МаксШ-МинШ)/8, соответственно: (0,03*81968909-0,003*81968909)/8 =276 645,06 руб.
При определении размера штрафа должностным лицом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено. Учтены два смягчающих вину обстоятельства:
- ООО «Транспортная компания» не является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения;
- реализация соглашения прекращена, до принятия решения по делу № АМЗ-64/2016.
Следовательно, окончательный размер штрафа составил: 1352486,99-
276645,06-276645,06=799 196,9 руб.
Заявителем также заявлялось ходатайство о снижении размера штрафа ниже низшего предела, с учетом тяжелого материального положения общества,
Определением УФАС от 25.04.2018 ходатайство удовлетворено, штраф снижен до 399 598 руб. 50 коп.
Вместе с тем, часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ указывает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе об административных правонарушениях или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель просит в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, на основании части 2 статьи 4.2 КоАП Российской Федерации, также учесть, в том числе:
- совершение обществом административного правонарушения впервые,
- общество оказывало содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу административном правонарушении.
Суд соглашается с наличием указанных четырех обстоятельств и обращает внимание административного органа, что каждое из смягчающих обстоятельств должно быть учтено при исчислении размера штрафа.
Суд отмечает, что материалами дела подтвержден и антимонопольным органом не отрицается факт добросовестного исполнения заявителем всех предписаний УФАС по Курганской области об истребовании документов, необходимых для производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Позиция административного органа о невозможности признания таких действий заявителя добровольным содействием в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу, судом отклоняется.
Суд учитывает, что в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе совершение правонарушения впервые. Положения этой нормы подлежат применению и в случае определения размера штрафа в порядке, предусмотренном примечаниями к статьям 14.31 и 14.32 КоАП РФ (пункт 1 Обзора судебной практики по актуальным вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного президиумом Арбитражного суда Уральского округа 23.06.2017).
Каждое из обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитывается при исчислении размера административного штрафа в размере одной восьмой разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие четырех смягчающих ответственность общества обстоятельств, подлежащих учету при определении размера наказания, в связи с чем размер расчетного административного штрафа составляет 245 906 руб. 72 коп.
Кроме того, общество просит снизить назначенное административное наказание в виде административного штрафа до 122 953 руб. 36 коп., ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ N 4-П от 25.02.2014, в связи с наличием исключительных обстоятельств: тяжелое финансовое положение Общества, отсутствие материального ущерба от реализации соглашения, осуществление обществом социально значимой деятельности по обеспечению льготного проезда граждан.
В отношении доводов заявителя о снижении штрафа в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ N 4-П от 25.02.2014, суд отмечает следующее.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности, судом не установлено, равно как и не установлено каких-то исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное правонарушение малозначительным.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) определена ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением административный орган назначил обществу наказание в виде штрафа в размере 399 598 руб. 50 коп. (с учетом размера штрафа 799 169 руб. 90 коп., применив положения обозначенных норм).
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Данная норма КоАП РФ принята во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П и вступила в законную силу с 11 января 2015 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 15.09.2015 № 1828-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При этом административным органом установлено несколько обстоятельств, смягчающих административную ответственность общества.
Снижая в настоящем случае размер штрафа, с учетом 4 смягчающих обстоятельств до 245 906 руб. 72 коп. суд также полагает возможным учесть тяжелое финансовое положение общества, а также осуществление обществом социально значимой деятельности по обеспечению льготного проезда граждан.
В качестве доказательств, подтверждающих довод о трудном финансовом положении, заявителем представлены:
- Отчет о финансовых результатах по итогам 2015 года, согласно которого общество имело прибыль в размере 1942 тыс. руб., в 2016 году 9 939 тыс. руб. Указанный положительный финансовый результат получен Обществом за счет вклада в имущество учредителя который в 2015 году составил 7 500 тыс. руб., в 2016 г. 11 000 тыс. руб. при отсутствии указанных вкладов убыток общества в 2015 году составил бы 5 558 ООО руб. в 2016 - 1 061 000 руб., соответственно.
- Расшифровка стр. 1410 баланса, согласно которой долгосрочные заёмные обязательства общества составили 31 925 00 руб., в 2016 году 18 339 000 руб. по состоянию на 31.12.2017 заемные обязательства составили 13 236 00 руб. Остаток краткосрочной кредиторской задолженности на 31.12.2017 составил 10 813 000 руб.
- Отчет о финансовых результатах за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, которым подтвержден убыток ООО «ТК» в размере 517 000 руб.
- Бухгалтерская справка ООО «Транспортная Компания» по состоянию на 01.04.2018, согласно которой общество имеет задолженность по заработной: плате, кредиторскую задолженность, в том числе перед поставщиками и подрядчиками, за услуги по ремонту подвижного состава, обязательства перед банками и лизинговыми организациями.
- Отчет о финансовых результатах за период с 1 января по 30 июня 2018 года, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности на 30.06.2018, оборотно-сальдовая ведомость по счету 67.1 за первое полугодие 2018 года, оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.5 за 2 квартал 2018 года.
Также тяжелое материальное положение ООО «Транспортная компания» на момент рассмотрения дела подтверждается Отчетом о финансовых результатах за период с 1 января по 31 декабря 2018 года, в соответствии с которым прибыль общества по итогам 2018 финансового года составила всего 12 000 рублей.
По данным бухгалтерского баланса, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности на 31.12.2018 дебиторская задолженность составляет 6 410 тыс. руб., тогда как кредиторская задолженность составляет 18 444 тыс. руб. По состоянию на 31.03.2019 дебиторская задолженность составляет 7 983 тыс. руб., тогда как кредиторская задолженность составляет 18 444 тыс. руб.
Также, согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 76.1 за 1 квартал 2019 года задолженность ООО «Транспортная компания» по кредитам составляет 14 274 749 руб.
Кроме того, деятельность по перевозке пассажиров общественным транспортом является социально значимой.
Осуществление хозяйственной деятельности на социально значимом рынке, предоставление льгот социально незащищенным категориям граждан, принятие на себя обязательств по обеспечению льготного проезда граждан на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Кургане подтверждается Актами приема-сдачи купон-талонов от 31.01.2019, от 28.02.2018, от 31.03.2019, подписанным МКУ «Транспортное управление». Согласно Актов приема-сдачи купон-талонов за период январь — март 2019 года ООО «Транспортная компания» льготно перевезено 251 человек, в том числе, пенсионеры, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей.
Предоставление льгот социально незащищенным категориям граждан, принятие на себя обязательств по обеспечению бесплатного и льготного проезда граждан без компенсации из средств бюджета города Кургана подтверждается Соглашением о компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Кургане, заключенным между МКУ «Транспортное управление» и ООО «Транспортная компания» от 01.12.2017, Актами сдачи купон-талонов за период апрель — июль 2018 года. Согласно актов сдачи купон-талонов МКУ «Транспортное управление» и ООО «Транспортная компания» за указанный период льготно перевезено 409 892 человек, в том числе, пенсионеры, дети - сироты, дети из малообеспеченных семей.
Исходя из вышеперечисленных конкретных обстоятельств дела, а также с учетом специфики деятельности общества, арбитражный суд, основываясь на положениях, закрепленных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №4-П от 25.02.2014, считает возможным снизить заявителю размер административного штрафа до 122 953 руб. 36 коп.
Суд считает, что назначение такого административного наказания отвечает принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, имущественному положению общества и позволяет достичь предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
Приведенная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Определении Верховного Суда РФ от 30.04.2019 N 309-ЭС19-4648 по делу N А34-5932/2018.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд находит обжалуемое постановление подлежащим признанию незаконным и изменению в части назначения административного наказания.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным постановление № 79 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 25.04.2018 по делу об административном правонарушении № 68-АДМ в части размера штрафа.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) административное наказание по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 122 953 руб. 36 коп.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья | Ю.А. Лунева |