ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5051/08 от 30.10.2008 АС Курганской области

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Курган Дело №А34-5051/2008

07 ноября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2008г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Шестаковой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шестаковой Л.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Курганмашзавод»

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Саранских Н.В., доверенность от 01.08.2008г.;

от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 09.01.2008г. № 5, ФИО2, доверенность от 09.10.2008г. №47

у с т а н о в и л:

ОАО «Курганмашзавод» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об оспаривании постановления заместителя начальника отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов переработки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области от 17.09.2008г. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 5000руб, за административное правонарушение, предусмотренное статьи 10.3. КоАП РФ.

В обоснование своих требований заявитель указал, что административным органом при производстве по делу допущено нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении в нарушении статьи 28.2. КоАП РФ составлен в отсутствие законного представителя общества, при этом надлежащего извещения о времени и месте составления протокола не имеется. Нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный статьей 28.5. КоАП РФ. Содержание протокола не соответствует требованиям части 2 статьи 28.2. КоАП РФ, ненадлежащим образом описано событие правонарушения. Заявитель полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал.

Управлением Россельхознадзора по Курганской области в дело представлен отзыв, материалы административного дела. В судебном заседании представители Управления просили в удовлетворении заявления отказать по доводам, указанным в отзыве. Оспариваемое постановление, по мнению представителя Управления, принято в пределах компетенции и полномочий Управления Россельхознадзора по Курганской области.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 22.08.2008 г. на основании распоряжения руководителя Управления Россельхознадзора по Курганской области от 21.08.2008 г. № 22/53 старшим государственным инспектором ФИО3 и государственным инспектором ФИО4 в присутствии представителя ОАО «Курганмашзавод» проведены внеплановые мероприятия по соблюдению заявителем требований ФЗ от 15.07.2000г. №99-ФЗ «О карантине растений» и иных нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения в области карантина растений.

По итогам проверки составлен акт от 28.08.2008г № 45-09-130 (л.д.26), в котором указано, что предприятие ОАО «Курганмашзавод» завозит подкарантинную продукцию (пиловочник хвойных пород) из фитосанитарных зон по карантинным сертификатам. При поступлении в пункт назначения (г. Курган) подкарантинная продукция фитосанитарный контроль не проходила. Продукция использовалась для производственных целей без карантинного фитосанитарного досмотра и акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, что является нарушением ст.11 ФЗ «О карантине растений».

Акт проверки и извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлены в адрес заявителя почтой. Извещение содержит следующую информацию: в связи с выявленным административным правонарушением Управление Россельхознадзора по Курганской области приглашает заявителя для составления протокола об административном правонарушении в течение двух суток с момента получения настоящего извещения, указан адрес и телефон (л.д.28). Акт проверки и извещение получено заявителем 01.09.2008г. (л.д.29).

05.09.2008 г. Управлением Россельхознадзора по Курганской области в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ из которого следует, что предприятие ввозит подкарантинную продукцию по карантинным сертификатам из фитосанитарных зон, не предоставляя его для фитосанитарного досмотра, не оформив надлежащим образом документы фитосанитарного контроля использовало подкарантинную продукцию для производственных целей. Протокол и извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении направлено в адрес заявителя почтой (л.д.31-34).

Постановлением заместителя начальника отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов переработки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области от 17.09.08 г. ОАО «Курганмашзавод» привлечено к административной ответственности по ст. 10.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д.10).

Данное постановление суд находит незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В силу подпункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

В соответствии с п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет или не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Из дела видно, что протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Курганмашзавод» составлен в отсутствие его законного представителя, при этом доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола суду не представлено. Извещение, направленное в адрес общества о составлении протокола, суд считает ненадлежащим, поскольку оно не содержит конкретной даты и времени. Протокол составлен 05.09.2008г., доказательств извещения общества о составлении протокола в этот день суду не представлено.

В данном случае ни протокол об административном правонарушении, ни оспариваемое постановление не содержат четкого описания события вменяемого обществу правонарушения, из материалов административного дела невозможно установить оборот какой партии подкарантинной продукции, по каким карантинным сертификатам был допущен обществом с нарушением ФЗ «О карантине растений», невозможно установить время совершения административного правонарушения.

Кроме того, по мнению суда, оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным органом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. №201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору.

Согласно пункта 10.2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Управление уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении лиц, виновных в правонарушении, к ответственности.

Согласно части 1 статьи 22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать: руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Частью 3 данной статьи установлено, что должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

В силу части 1 статьи 23.15 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.3 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль.

Согласно части 2 статьи 23.15 названного Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный инспектор карантина растений Российской Федерации, его заместители; начальники государственных инспекций карантина растений по субъектам Российской Федерации, начальники пограничных государственных инспекций, государственных инспекций карантина растений, являющиеся одновременно по должности главными государственными инспекторами карантина растений по субъектам Российской Федерации, их заместители; начальники пограничных, межрайонных, районных инспекций и пунктов карантина растений, являющиеся одновременно по должности государственными инспекторами карантина растений, государственные инспектора карантина растений.

Проверив в порядке, установленном частью 6 статьи 210 АПК РФ, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, суд приходит к выводу об отсутствии у заместителя начальника отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов переработкиУправления Россельхознадзора по Курганской области полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.3 КоАП РФ, поскольку такие полномочия в отношении данной категории должностных лиц законом не установлены.

Исходя из указанных выше обстоятельств, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве и приведенные в судебном заседании, ссылки на должностной регламент заместителя начальника отдела, письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 27.05.05 г. № ФС-ГК-5/3230, Приказ руководителя Управления Россельхознадзора по Курганской области от 27.09.2005г. №58, представленные суду в подтверждение полномочий заместителя начальника отдела Россельхознадзора по Курганской области рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.3. КоАП РФ подлежат отклонению.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ОАО «Курганмашзавод».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов переработки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области от 17.09.2008г. о привлечении к административной ответственности ОАО «Курганмашзавод» в виде штрафа в сумме 5000руб, за административное правонарушение, предусмотренное ст.10.3. КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fasuo.arbitr.ru).

Судья Л.П.Шестакова