ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5180/2011 от 12.01.2012 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курган, ул. Климова, 60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-5180/2011

16 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 16 января 2012 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Гусевой О. П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения налогового органа и о возврате излишне уплаченных сумм сбора,

третье лицо: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – председатель общества, паспорт <...> выдан 10.06.2002,

от заинтересованного лица: ФИО2 – старший государственный налоговый инспектор, доверенность от 30.12.2010 № 05-13/052960, удостоверение УР № 603360; ФИО3 – старший государственный налоговый инспектор, доверенность от 15.11.2011 № 05-13/038399, удостоверение УР №604007,

от третьего лица: ФИО4 – главный специалист, доверенность от 19.01.2011 № 01-03/131, удостоверение № 132 выдано 14.10.2009,

установил:

Общественная организация «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» (далее – ШРООиР, Общество) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану об отказе в осуществлении возврата от 04.07.2011 № 1289; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану произвести возврат излишне уплаченных сборов за пользование животным миром в сумме 213965 руб. 00 коп. (с учетом уточнения - т. 1 л.д. 125-126).

В соответствии со статьёй 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями налогового органа использовались средства аудиозаписи процесса.

Определением суда от 15.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечён Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент).

Представитель Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, объяснив, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядком выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённым Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 № 121, Порядком выдачи разрешений, утверждённым Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 19.04.2010 № 282, заявителем были получены бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории охотничьих хозяйств, предоставленных в пользование. В сезон охоты 2010-2011 г.г. заявитель разрешений на добычу охотничьих ресурсов не получал, изъятие объектов животного мира из среды обитания не производил, в связи с чем не являлся плательщиком сбора за пользование объектами животного мира. Перечисленные денежные средства в сумме 213965 руб. 00 коп. являются излишне уплаченными и подлежат возврату. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану не соответствует статье 78, пункту 1 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации у Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» отсутствуют основания для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам без уплаты ими сбора за пользование объектами животного мира.

Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на заявлении (т. 1 л.д. 133-134), объяснив, что, согласно Сведениям о выданных лицензиях (разрешениях), представленных Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Общественной организацией «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» были получены разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в связи с чем, заявитель является плательщиком сбора за пользование объектами животного мира. Перечисленные денежные средства в сумме 213965 руб. 00 коп. не являются излишне уплаченными. Решение об отказе в осуществлении возврата от 04.07.2011 № 1289 является законным и обоснованным и не нарушает прав налогоплательщика.

Представитель третьего лица, считая требования заявителя необоснованными по основаниям, указанным в письменном отзыве (т. 2. л.д. 2-4), в судебном заседании объяснил, что в силу статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются плательщиками сбора за пользование объектами животного мира. В 2010 году заявитель для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов самостоятельно произвёл уплату сбора за пользование объектами животного мира. Разрешений на добычу охотничьих ресурсов Общественной организацией «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области не выдавалось. В Сведениях, на которые ссылаются представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану, содержится информация о бланках лицензий (разрешений) на добычу охотничьих ресурсов.

Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд установил, что Общественная организация «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» зарегистрирована в качестве юридического лица, ОГРН <***>, осуществляет охоту и разведение диких животных и предоставление услуг в этих областях (т. 1 л.д. 1-14).

В период с 21.04.2010 по 27.10.2010 во исполнение пунктов 3.1, 3.2, 3.3 Порядка выдачи разрешений, утверждённого Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 19.04.2010 № 282 «О выдаче разрешений на добычу объектов животного мира, отнесённых к объектам в период весенней охоты 2010 года» для получения в Департаменте бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов ШРООиР произведено перечисление сбора за пользование объектами животного мира в общей сумме 213 965 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 22-30).

Полученные бланки разрешений использованы Обществом для оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам, подавшим заявления об их выдаче и предъявившим необходимые документы: охотничий билет, паспорт, платёжный документ (квитанцию), подтверждающий уплату сбора за пользование объектами животного мира.

Неиспользованные бланки в количестве 55 штук возвращены Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Поскольку само Общество разрешений на добычу охотничьих ресурсов не получало, в связи с чем, на основании пункта 1 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации полагало, что не является плательщиком сбора за пользование объектами животного мира, 30.03.2011 ШРООиР обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы сбора в размере 213 965 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 116)

Решением налогового органа от 19.04.2011 № 680 заявление Общества оставлено без исполнения, поскольку переплата по сбору за пользование объектами животного мира образовалась в связи с непредставлением заявителем сведений о полученных лицензиях (разрешениях) (т. 1 л.д. 117).

24.05.2011 ШРООиР указанные сведения представлены в налоговый орган вместе с новым заявлением о возврате излишне уплаченных сумм сбора (т. 1 л.д.48-110, 118).

Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 07.06.2011 № 1120 заявление Общества оставлено без исполнения, в связи с необходимостью представления письменных пояснений в отношении данных, содержащихся в представленных сведениях (т. 1 л.д. 119).

15.06.2011 ШРООиР вновь обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм сбора (т. 1 л.д. 120).

Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану об отказе в осуществлении возврата от 04.07.2011 № 1289 заявление Общества оставлено без исполнения в связи с проведением мероприятий налогового контроля (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации) (т. 1 л.д. 121).

Не согласившись с решением налогового органа от 04.07.2011 № 1289, Общественная организация «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

При анализе заявленных требований и оценке доказательств суд учитывает следующее.

В соответствии со статьёй 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Из содержания статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что проведение мероприятий налогового контроля, в том числе предусмотренных статьёй 88 Налогового кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченных сумм сбора.

Право на оставление заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога (сбора) без рассмотрения у налогового органа в силу статей 31, 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует.

Материалы камеральной налоговой проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в судебное заседание не представлены в виду их отсутствия. Доначисления сбора за пользование объектами животного мира налоговым органом не производилось.

В силу пункта 1 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Получение разрешения на добычу объектов животного мира является обязательным условием для возложения на юридическое лицо обязанностей плательщика сбора за пользование объектами животного мира.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ШРООиР в 2010 году получены только бланки разрешений для последующего оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам (т. 1 л.д. 31-39).

При получении у заявителя разрешения (лицензии) на добычу охотничьих ресурсов физическими лицами произведена уплата сбора за пользование объектами животного мира. Копии платёжных документов (квитанций) были представлены ШООиР на обозрение в судебное заседание.

Поскольку разрешений на добычу охотничьих ресурсов Общество не получало, изъятия объектов животного мира из среды их обитания не производило, суд считает, что заявитель не является плательщиком сбора за пользование объектами животного мира.

Сбор за пользование объектами животного мира в сумме 213 965 руб. 00 коп., перечисленный заявителем по платёжным поручениям от 27.10.2010 № 285, от 30.09.2010 № 259, от 13.09.2010 № 245, от 13.09.2010 № 243, от 13.08.2010 № 213, от 06.08.2010 № 199, от 08.06.2010 № 128, от 28.05.2010 № 105, от 21.04.2010 № 80 (т. 1 л.д. 22-30), подлежит возврату ШРООиР, как излишне уплаченный.

Наличие переплаты по сбору за пользование объектами животного мира подтверждается также данными налогового обязательства заявителя (т. 2 л.д. 69).

Судом отклоняется ссылка представителей налогового органа на сведения о выданных лицензиях (разрешениях), представленных Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (т. 2 л.д. 30-46), поскольку из материалов дела и объяснений представителя третьего лица, данных в ходе судебного разбирательства следует, что в них содержатся данные не о разрешениях (лицензиях), а о бланках, выданных заявителю.

Суд также считает необоснованными доводы представителя третьего лица о наличии у заявителя обязанности по уплате сбора за пользование объектами животного мира, которая предусмотрена Порядком выдачи разрешений, утверждённым Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 19.04.2010 № 282 «О выдаче разрешений на добычу объектов животного мира, отнесённых к объектам в период весенней охоты 2010 года» (т. 2 л.д. 87-89).

Согласно статье 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ) выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется: физическому лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5-8 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 № 121 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 Федерального закона от 24.07. 2009 № 209-ФЗ, предоставляются бланки разрешений для последующей выдачи разрешений лицам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка.

В заявке на выдачу бланков разрешений, представляемой в уполномоченный орган, указываются: необходимое количество бланков разрешений; виды охоты, сведения об охотничьих ресурсах, о количестве охотничьих ресурсов, для осуществления добычи которых предполагается выдавать разрешения в течение срока сезона охоты ежегодно; наименование и организационно-правовая форма юридического лица, фамилия, имя, отчество его руководителя, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим юридическим лицом, - для юридического лица, заключившего охотхозяйственное соглашение; фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим индивидуальным предпринимателем, - для индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение.

К заявке на выдачу бланков разрешений прилагаются: копия охотхозяйственного соглашения, заверенная в установленном законодательством порядке (при представлении повторной и последующих заявок в течение срока действия охотхозяйственного соглашения его копия не прилагается); копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные в установленном законодательством порядке, - для юридического лица, заключившего охотхозяйственное соглашение (при представлении повторной и последующих заявок копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не прилагаются, за исключением случаев, когда в учредительные документы были внесены изменения); выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заверенная в установленном законодательством порядке, - для индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение (при представлении повторной и последующих заявок выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не прилагается).

Поскольку пункты 5-8 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 № 121 не содержат условия о предоставлении платёжного документа, подтверждающего уплату юридическим лицом сбора за пользование объектами животного мира, в соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации положения Приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 19.04.2010 № 282 «О выдаче разрешений на добычу объектов животного мира, отнесённых к объектам в период весенней охоты 2010 года» не подлежат применению.

Не может быть принята во внимание судом ссылка представителей налогового органа и третьего лица на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2004 № 03-07-03-02\18 «О сборе за пользование объектами животного мира», в связи с его несоответствием положениям статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядку выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 № 121.

С учётом вышеуказанных обстоятельств суд считает, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 04.07.2011 № 1289 не соответствуют положениям статей 78, 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации, является незаконным, и подлежит отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В данном случае суд считает необходимым указать, что устранение нарушений прав и законных интересов Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» может быть произведено путём обязания Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану совершить действий по возврату излишне уплаченного сбора за пользование объектами животного мира в сумме 213 965 руб. 00 коп.

В соответствии со статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 руб.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану.

При обращении в арбитражный суд Общественной организацией «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» по платёжному поручению от 21.09.2011 № 205 перечислена государственная пошлина в сумме 7279 руб. 30 коп.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 5279 руб. 30 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Требования Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>) удовлетворить.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 04.07.2011 № 1289 об отказе в осуществлении возврата, принятое в отношении Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>), проверенное на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, признать незаконным и отменить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану устранить нарушение прав и законных интересов Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>), возвратив излишне уплаченный сбор за пользование животным миром в сумме 213 965 руб.

Возвратить Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>) из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 5 279 руб. 30 коп.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ОГРН <***>) в пользу Общественной организации «Шадринское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН <***>) 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru).

Судья О. П. Гусева