ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5226/11 от 16.02.2012 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-5226/2011

24 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пановой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Инженерные системы и технологии» (ОГРН1094501006346)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ОГРН 1044515000001)

о признании недействительным решения,

при участии в заседании:

от заявителя: Усманова М.М. - представитель по доверенности от 20.08.2011,

от заинтересованного лица: Ардышев Е.Г. – представитель по доверенности № 05-13/043975 от 28.12.2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инженерные системы и технологии» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным Законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 10.11.2011, обязании ИФНС России по г. Кургану провести государственную регистрацию прекращения деятельности ООО «Инженерные системы и технологии» в связи в его ликвидацией по решению учредителей (участников).

В соответствии со статьёй 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителем Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану использовались средства аудиозаписи процесса.

Представитель ООО «Инженерные системы и технологии» заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях относительно дополнений к отзыву налогового органа (л.д. 2-4, 88-89). Полагала, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану об отказе в государственной регистрации сведений о прекращении деятельности юридического лица является незаконным, нарушает право заявителя на добровольную ликвидацию. Каких-либо сведений о наличии задолженности у юридического лица на момент утверждения ликвидационного баланса не имелось, ссылку инспекции на наличие акта выездной налоговой проверки считала необоснованной, акт - неподтверждающим наличие у заявителя задолженности, в связи с чем основания для вывода о недостоверности представленных юридическим лицом сведений, полагала, отсутствовали. Представила для приобщения к материалам дела сопроводительное письмо от 29.12.2011 и решение вышестоящего налогового органа от 28.12.2011 по результатам рассмотрения жалобы общества на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 30.11.2011.

Представитель регистрирующего органа против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к отзыву (л.д. 51-52, 91-92). Полагал, что в связи с наличием акта выездной налоговой проверки от 27.10.2011, в котором отражены сведения о наличии у общества задолженности, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану правомерно сделан вывод о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, в связи с чем принято оспариваемое решение. Достоверность сведений, представленных заявителем в материалы дела о размещении объявления о ликвидации общества, не оспаривал, аналогичные данные представлены в регистрирующий орган, сведения о размещении объявлений публикуются и в сети Интернет.

Представленные представителем заявителя документы приобщены судом к материалам дела.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Инженерные системы и технологии» зарегистрировано 14.09.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись, основной государственный регистрационный номер 1094501006346 (л.д. 38-39, в деле).

В связи с принятием единственным участником общества 28.06.2011 решения № 12/2011 о ликвидации общества, назначении ликвидатора, обществом размещено объявление о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» № 26 от 06.07.2011 (л.д. 22). Промежуточный ликвидационный баланс утвержден по состоянию на 06.09.2011, в связи с поступлением сведений о наличии задолженности по пеням, повторно утвержден по состоянию на 04.10.2011, уведомление о чем направлено в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану (л.д. 10-19).

По состоянию на 07.10.2011 утвержден ликвидационный баланс общества, общество обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации в связи с ликвидацией – расписка в получении документов от 24.10.2011 (л.д. 24-26).

Получив решение об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с отсутствием в незаполненных графах заявления прочерков, обществом повторно подано заявление о ликвидации с приложением документа об уплате государственной пошлины; документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган ПФ РФ; ликвидационного баланса; решения общего собрания; справки о состоянии расчетов с ФСС, расписка в получении документов от 02.11.2011 (л.д. 28).

Решением от 10.11.2011 обществу отказано в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным Законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов с указанием на нарушение пункта «Б» статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также Закон № 129-ФЗ).

Заявитель, не согласившись с принятым регистрирующим органом решением от 10.11.2011 обратился в суд с настоящим заявлением.

При оценке заявленных требований суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В силу пунктов 2, 5 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными (пункт 6 статьи 64 ГК РФ).

Согласно статье 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно положениям статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица: определен пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, а именно: а) подписанное заявителем заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

При этом в ликвидационном балансе, предоставленном заявителем в инспекцию, общество указало на отсутствие какого-либо имущества и обязательств перед кредиторами (л.д. 24).

Решением от 10.11.2011 инспекция отказала в государственной регистрации ликвидации общества, ссылаясь на то, что «ликвидационный баланс считается непредставленным, так как содержащиеся в нем сведения носят недостоверный характер» (л.д. 29).

В ходе судебного разбирательства представителем регистрирующего органа пояснено, что оспариваемый акт принят в связи с наличием сведений о выявленной по результатам выездной налоговой проверки неполной уплате обществом сумм налогов и пеней. Акт выездной налоговой проверки № 13-25/38 датирован 27.10.2011, направлен обществу с сопроводительным письмом 28.10.2011, получен согласно почтовому уведомлению 02.11.2011 (выкопировка из акта - л.д. 54-59).

По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение № 13-25/040182 от 30.11.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности в виде штрафов по пункту 1 статьи 122, статье 123, пункту 1 статьи 126 НК РФ, также заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость, начисленные пени по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц (выкопировка - л.д. 103-107). Одновременно представителем Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану пояснено, что с данной суммой задолженности, выявленной по результатам выездной налоговой проверки, инспекция обратиться к ликвидационной комиссии не могла в связи с поздним выявлением. Полагал, что сведения о наличии у заявителя суммы задолженности появились с момента составления акта выездной налоговой проверки, при этом указал, что в представленной с материалами дела об отказе в регистрации служебной записке указано на отсутствие задолженности предприятия по состоянию на 01.11.2011 (л.д. 58), поскольку разнесение выявленных проверкой сумм в лицевые счета происходит позднее. В связи с этими же обстоятельствами нет сведений о наличии у общества задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам согласно актам совместной сверки расчетов по состоянию на 01.11.2011, 29.10.2011 (л.д. 30-37, 66-81).

Оспаривая данный довод инспекции, заявитель указывает, что на момент составления ликвидационного баланса, дату подачи заявления сведения о наличии задолженности по налогам, пени, штрафам у общества отсутствовали. Кроме того, ссылается на то, что первоначально принятое решение об отказе в государственной регистрации от 31.10.2011 – в связи с отсутствием прочерков в графах заявления, также не содержало сведений о наличии у общества задолженности, в том числе согласно имеющемуся на тот момент акту выездной налоговой проверки.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, заявителем в налоговый орган для регистрации были представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ (л.д. 59-65).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статья 23 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Правового основания к отказу в государственной регистрации в виде недостоверности сведений, отраженных в ликвидационном балансе, указанный ненормативный акт не содержит, кроме того, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1 статьи 9 Закона).

Ссылка налогового органа на недостоверность представленного ликвидационного баланса, по пояснениям в ходе судебного разбирательства - в связи с неотражением в нем задолженности, выявленной по результатам выездной налоговой проверки, судом отклоняется, поскольку налоговым органом как кредитором в установленный законом срок до завершения ликвидационных процедур не заявлялись требования о включении данной задолженности в реестр требований кредиторов общества. Решение по результатам выездной налоговой проверки принято 30.11.2011, то есть после истечения срока для заявления требований о погашении задолженности. Более того, на 10.11.2011, то есть на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации решение по результатам выездной налоговой проверки принято не было, поэтому содержащиеся в нем выводы о наличии задолженности по уплате штрафа не могли послужить основанием для отказа в регистрации ликвидации общества.

Какие-либо особенности предъявления требований об уплате налоговых обязательств при ликвидации юридических лиц гражданским законодательством не предусмотрены, сведений о том, что обществу было известно о какой-либо задолженности, из материалов дела не следует, само по себе наличие акта выездной налоговой проверки от 27.10.2011 не может быть расценено как устанавливающее задолженность, тем более, что самим налоговым органом отраженные в данном акте сведения и предложения проверяющих не принимаются при составлении актов сверок о состоянии расчетов общества с бюджетом, а также не отражаются в служебной записке по вопросу наличия/отсутствия задолженности у общества.

К промежуточному балансу, представленному обществом по состоянию на 04.10.2011, у налогового органа претензий не возникло, в неоспоренном заявителем решении об отказе в государственной регистрации от 31.10.2011 сведения о наличии выявленных выездной налоговой проверкой задолженностей, составлении акта отражения не нашли, в актах сверок имеются сведения о наличии переплаты общества по налогам, пени.

Также в оспариваемом акте не нашло отражения – в чем именно заключается недостоверность представленного ликвидационного баланса общества, наличие своевременно заявленных требований о погашении имеющихся обязательств материалами, представленными Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в дело, не подтверждено.

Таким образом, доказательства, подтверждающие факт наличия задолженности общества перед бюджетом на момент обращения с заявлением о регистрации сведений о прекращении деятельности юридического лица, и, следовательно, недостоверность ликвидационного баланса, в материалах дела отсутствуют и суду инспекцией в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не представлены.

На основании изложенного, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 10.11.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, проверенное на соответствие требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать недействительным, заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «Инженерные системы и технологии» требования удовлетворить.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. (платежное поручение № 197 от 21.11.2011, л.д. 5) подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Инженерные системы и технологии» требования удовлетворить.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 10.11.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, проверенное на соответствие требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, признать недействительным.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Инженерные системы и технологии» (ОГРН 1094501006346) в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников).

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инженерные системы и технологии» (ОГРН 1094501006346) 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru).

Судья И.А. Пшеничникова