ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5388/2021 от 07.06.2021 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-5388/2021

резолютивная часть решения  изготовлена 07 июня 2021 года,

мотивированный текст решения изготовлен 18 июня 2021 года.

Арбитражный суд Курганской области

в составе судьи  Т.Г. Крепышевой, рассмотрев по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГРАНД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Отделу государственного надзора по Курганской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

заинтересованное лицо: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>),

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГРАНД» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Отделу государственного надзора по Курганской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.03.2021 №2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 07.04.2021 указанное заявление принято к производству в порядке упрощённого производства и лицам, участвующим в деле, предложено в установленные сроки представить определённые документы и доказательства (11.05.2021, 28.05.2021), о чём лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления №43868, 43869, 43870, 43871), определение размещено на официальной сайте арбитражного суда и приложенные к заявлению документы, также размещены в режиме ограниченного доступа на официальной сайте арбитражного суда.

В установленный арбитражным судом срок 30.04.2021 от административного органа поступил отзыв на заявление и копии материалов дела об административном правонарушении (размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте арбитражного суда), 31.05.2021 от заявителя поступили возражения на отзыв (размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте арбитражного суда).

Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 07.06.2021 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения.

Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена 08.06.2021 на официальном сайте арбитражного суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

10.06.2021 от административного органа поступило заявление о составлении мотивированного решения, в связи с чем, суд принимает решение по данному делу по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства.

Изучив материалы дела, суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Гранд» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.2017, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>, постановлено на налоговый учёт с присвоением ИНН <***> (лист дела 13).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в отдел государственного надзора по Курганской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии поступило обращение ООО «Башнефть – Розница»  вх. от 28.12.2020 №32/20 содержащее информацию о несоответствии топлива дизельного ЕВРО, летнего, сорта С, экологического класса К5 по ГОСТ 32511-2013, реализуемого на АЗС-107, принадлежащей ООО «Гранд» по адресу: Курганская область, автодорога Р-254 Иртыш 266 км. требованиям ТР ТС 013/2011 в отношении экологического класса К5 по пункту 4.4 статьи 4, Приложению №3 в части несоответствия контролируемых показателей «Массовая доля серы», «Температура вспышки», к обращению приложен  кассовый чек от 01.12.2020 на сумму 180 рублей на ДТ-Л К5, фототаблица (листы дела 72-76).

Письмом от 29.12.2020 №5-08/365 административный орган просил ООО «Башнефть – Розница»  для рассмотрения обращения в рамках предварительной проверки в соответствии с п.3.2 статьи 10 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ повторно выслать паспорта на реализуемое на АЗС-107 дизельное топливо, так как по документам о качестве, приложенным к обращению, невозможно установить их содержание (лист дела 77).

Далее, административным органом письмом от 30.12.2020 №5-08/366 (лист дела 87) у заявителя запрошена информация о дизельном топливе, находившимся на реализации 01.12.2020 на АЗС-107 по адресу: Курганская область, автодорога Р-254 Иртыш 266 км: выкопировки из журнала учета поступления нефтепродуктов на АЗС, паспорта на реализуемое дизельное топливо, товарные накладные, по которым поступали данные нефтепродукты, сведения о зачистке резервуаров, сведения об испытаниях дизельного топлива, проводимого в рамках приёмо – сдаточного или контрольного анализа, копии кассовых чеков на реализуемое топливо.

ООО «Гранд» письмом от 19.01.2021 №3 сообщил административному органу о недостоверности сведений изложенных в обращении ООО «Башнефть – Розница», к письму приложены: копия УПД на поставку, копия товарно – транспортной накладной, копия паспорт на реализуемое топливо №10179, выкопировки из журнала учета поступивших нефтепродуктов, копии чеков, копия приказа на зачистку ёмкости, копия запроса от 07.07.2020 (листы дела 88-94).

Письмом административного органа от 20.01.2021 №5-08/5 предложено ООО «Башнефть-Розница» представить информацию о дате съёмки и месте съёмки (лист дела 83).

В ответ на письмо ООО «Башнефть-Розница» направило снимки экрана мобильного телефона (листы дела 84-86).

Письмом от 22.01.2021 №5-08/8 административным органом дополнительно, в рамках проверки достоверности информации, ООО «Гранд» предложено представить документы, подтверждающие поставку для ООО «Гранд» дизельного топлива по паспорту №10179 от 14.11.2020 от изготовителя ПАО «АНК «Башнефть» «Башнефть – Уфанефтехим» с учётом всех этапов движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение (лист дела 95).

Заявитель письмом от 26.01.2021 №4 сообщил, что ООО «Уралнефтепром» были предоставлены документы: ТТН №67, счет-фактура №67 от 23.11.2020, паспорт №10179 от 14.11.2020, копии которых направлены в адрес административного органа ранее, иные документы, содержащие информацию о фактическом адресе отгрузки, наименовании нефтебазы, номере резервуара, ООО «Уралнефтепром» не предоставил, в связи с чем, направить запрашиваемые документы не представляется возможным (лист дела 96).

Письмом от 27.01.2021 №5-08/10 административный орган  у заявителя затребовал договор поставки, на основании которого происходит передача/получение нефтепродуктов от ООО «Уралнефтепром» для ООО «Гранд» (лист дела 97).

В ответ на запрос ООО «Гранд» письмом от 29.01.2021 №5 направил копию договора (листы дела 98-100).

Письмом от 28.01.2021 №5-08/11 административный орган затребовал у филиала ПАО «АНК «Башнефть» «Башнефть – Уфанефтехим» информацию, по каким адресам была поставка дизельного топлива по паспорту №10179 от 14.11.2020 (лист дела 120).

В ответ на письмо ПАО «АНК «Башнефть» «Башнефть – Уфанефтехим» сообщило, что топливо дизельное ДТ-З-К5 с паспортом №10179 от 14.11.2020 было отгружено в 39 вагон-цистернах, в адрес ООО «Уралнефтепром» отгрузка не осуществлялась, к письму приложен реестр отгрузок (листы дела 121-123).

Также письмами от 08.02.2021 №5-08/20, от 08.02.2021 №5-08/21, административным органом у ООО «Этиламин» и ООО ТД «Энергия-Байт» была затребована информация о договорных отношениях с ООО «Уралнефтепром» о поставке нефтепродуктов (листы дела 101, 106).

В ответ на запрос ООО «Этиламин», ООО ТД «Энергия-Байт»  сообщили, что договорных отношений с ООО «Уралнефтепром» не имеют (листы дела 105, 107).

В ходе рассмотрения административного дела, после составления протокола об административном правонарушении от заявителя в адрес административного органа поступило письмо №8 от 04.03.2021, а котором заявитель сообщил о направлении документов на поставленное 23.11.2020 ООО «Гранд» топливо (товарной накладной, заявки – спецификации №8 от 20.02.2021), взамен ранее представленных, также заявитель сообщил, что замена документов была произведена поставщиком (ООО «Уралнефтепром»), так как ранее выставленные документы на поставку от 23.11.2020 содержали ошибку (листы дела 124-126).

Административным органом по результатам рассмотрения обращения, а также полученной информации сделан вывод, что заявителем допущено нарушение требований п. 3.2, п. 3.3 статьи 3, п. 4.13 статьи 4, п. 6.1 статьи 6, п. 2 Приложения 1 ТР ТС 013/2011, а именно в приложенном к обращению кассовом чеке №00003 от 01.12.2020 в обозначении марки дизельного топлива отсутствуют дефис между 2 и 3 группами знаков; в кассовых чеках отражается и в местах доступных для потребителей, на здании АЗС, размещается недостоверная информация о марке реализуемого дизельного топлива при обращении топлива на рынке дизельное топливо реализуется без документа о качестве (паспорт), без подтверждения соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.

24.02.2021 в отношении заявителя, в присутствии законного представителя составлен протокол №2Ю об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (листы дела 185-189).

Постановлением от 19.03.2021 №2 заявитель привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 рублей (листы дела 200-209).

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и его отмене.

Исследовав письменные материалы дела, и, оценив имеющиеся доказательства, в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов о требованиях к дизельному топливу (в настоящем деле), в части несоответствия этим требованиям характеристик дизельного топлива.

Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 1 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что настоящим законом регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.

В соответствии со статьёй 2 Закона № 184-ФЗ технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

Пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТР ТС 013/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 ТР ТС 013/2011 Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.

Пунктами 3.2, 3.3 ТР ТС 013/2011 установлено, что при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.

Пунктом 2 Приложения 1 предусмотрено, что обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

Согласно пункту 4.13. каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.

В соответствии с пунктом 6.1 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС. Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза. Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории. Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.

Административным органом, по результатам рассмотрения обращения ООО «Башнефть – Розница»  установлено, что в приложенном к обращению кассовом чеке №00003 от 01.12.2020 в обозначении марки дизельного топлива отсутствует дефис между 2 и 3 группами знаков; в кассовых чеках отражается и в местах доступных для потребителей, на здании АЗС, размещаются недостоверная информация о марке реализуемого дизельного топлива; при обращении топлива на рынке дизельное топливо реализуется без документа о качестве (паспорт), без подтверждения соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия; в кассовом чеке №00002 от 19.01.2021 представленном ООО «Гранд», в обозначении марки дизельного топлива отсутствует дефис между 2 и 3 группами знаков.

            В свою очередь, в обоснование заявленных требований заявитель указывает, что административным органом существенно нарушен порядок привлечения к ответственности, а именно положения Закона №294-ФЗ, Административного регламента, утверждённого Приказом Минпромторга России от 01.08.2017 №2514, также указывает, что проверка фактов, изложенных в обращении не осуществлялась, приказ о проведении проверки не издавался, проверка проведена без уведомления органов прокуратуры. Также указал, что протокол об административном нарушении составлен с нарушениями сроков его составления. Отсутствие дефиса в марке реализованного топлива вызвано технической ошибкой, которая произошла при сбое кассового аппарата.

            Административный орган в отзыве на заявление с требованиями не согласился, указал, что административным органом обращение рассмотрено в соответствии с требованиями главы 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в рамках проверки достоверности полученной информации без проведения внеплановой проверки, без осуществления государственного контроля. Считает постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований отказать.

Изучив доводы сторон и материалы административного дела, судом установлено, что административным органом при проведении проверки и вынесении оспариваемого постановления не учтено следующее.

Как следует из статьи 39 Закона № 184-ФЗ (Глава 7 Закона) органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.

При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

Орган государственного контроля (надзора):

способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;

запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции (часть 2 статьи 39 Закона №184-ФЗ).

Частью 4 статьи 39 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе: выдать предписание о приостановке реализации этой продукции; информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.

Исходя из анализа статьи 39 Закона №184-ФЗ следует, что административный орган, в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, ограничен лишь выдачей предписания.

Согласно части 1 статьи 34 Закона №184-ФЗ на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе

- требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

- направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

- привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

- требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;

- принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

При этом, исходя из части 2 статьи 34 Закона №184-ФЗ органы государственного контроля (надзора), в числе прочего, обязаны соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям пунктов 6, 7 Административного регламента исполнения федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов, утверждённого Приказом Минпромторга России от 01.08.2017 № 2514 должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор) при реализации прав, указанных в пункте 6, обязаны, в числе прочего соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (подпункт 6 пункта 7); проводить проверку на основании приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением (подпункт 7 пункта 7).

            Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ).

            Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона №294-ФЗ настоящим Федеральным законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

            При этом, отношения в сфере технического регулирования не относятся к отношениям, к которым не применяются положения Закона №294-ФЗ (часть 3 статьи 1 Закона №294-ФЗ).

            Как следует из материалов административного дела, административный орган, после получения обращения ООО «Башнефть – Розница» (листы дела 72-76), письмом от 29.12.2020 №5-08/365 для рассмотрения обращения в рамках предварительной проверки в соответствии с пунктом 3.2 статьи 10 Закона №294-ФЗ просил ООО «Башнефть – Розница» повторно выслать паспорта на реализуемое на АЗС-107 дизельное топливо, так как по документам о качестве, приложенных к обращению невозможно установить их содержание (лист дела 77).

            В соответствии с частью 3.2 статьи 10 Закона №294-ФЗ при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

            Частью 3.3 статьи 10 Закона №294-ФЗ установлено, что при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 4 статьи 10 Закона №294-ФЗ предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 11 Закона №294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1 статьи 14 Закона №294-ФЗ).

В нарушение указанных положений административным органом приказ (распоряжение) о назначении проверки не выносился и все производные от этого приказа  (распоряжения) мероприятия не осуществлялись.

Статьёй 20 Закона №294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, в том числе отзывом на заявление административного органа, что указанные нормы Закона №294-ФЗ в настоящем случае не были соблюдены.

В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.

В свою очередь, в соответствии с частью 3 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При таких обстоятельствах, учитывая, что результаты проведённой в отношении заявителя проверки получены с грубым нарушением требований закона, следовательно, составленный на этих результатах протокол об административном правонарушении не может являться допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении и основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что административному органу, получившему обращение ООО «Башнефть-Розница», в целях проверки обоснованности и подтверждения изложенной в нём информации о реализуемом топливе и его несоответствии документам на него, необходимо было осуществить непосредственную проверку, о чём вынести приказ (распоряжение) о проведении проверки, непосредственно зафиксировать и изучить документы, в том числе размещённые на здании АЗС №107 паспорта, о чём составить акт проверки с фото или видеофиксацией, осуществить отбор проб и образцов для соотнесения фактически реализуемого топлива с документами, представленными на него, чего сделано не было.

   Помимо этого, суд относится критически к действиям административного органа по установлению получателей дизельного топлива по паспорту №10179, в части направления запросов только ООО «Этиламин» и ООО  ТД«Энергия – Байт», а не всем 39 получателям дизельного топлива по паспорту №10179, которые указаны в письме ПАО «АНК «Башнефть» «Башнефть – Уфанефтехим» (лист дела 121). 

Также суд учитывает и то обстоятельство, что от заявителя в адрес административного органа поступило письмо №8 от 04.03.2021, товарная накладная от 23.11.2020 (исправление от 20.02.2021), заявка – спецификация от 20.02.2021 (листы дела 124-126), в котором заявитель сообщил о направлении документов на поставленное 23.11.2020 ООО «Гранд» топливо, взамен ранее представленных, также сообщил, что замена документов была произведена поставщиком (ООО «Уралнефтепром»), так как ранее выставленные документы на поставку от 23.11.2020 содержали ошибку (в части класса топлива), что не опровергнуто административным органом, вследствие, как указывалось ранее, игнорирования со стороны административного органа соответствующих мероприятий, предусмотренных Законом №294-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь частью 6 статьи 210, статьёй 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд

решил:

Постановление Отдела государственного надзора по Курганской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.03.2021 №2 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГРАНД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) по части 1 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба.

 Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объёме.

Судья

Т.Г. Крепышева