ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-5558/19 от 29.10.2019 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-5558/2019

30 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2019 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Луневой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой Н.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным решения,

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность №207 от 15.07.2019,

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 30.07.2018 № 74,

установил:

Публичное акционерное общество «Курганский машиностроительный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав от 04.02.2019 № КУВД-001/2018-533677/2 объекта водовод технической воды Д=530 мм, протяженностью 4457 м., расположенного от камеры ул. Климова - ул. Пичугина до камеры ул. Дзержинского - пр. Машиностроителей и о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области осуществить постановку на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права заявителя названного объекта.

В обоснование названного требования заявитель указывает, что ОАО «Курганский машиностроительный завод» (в настоящее время ПАО «Курганский машиностроительный завод») приобрел спорный объект на основании договора купли-продажи от 05.03.2001 № 062/468 у ОАО «КПТФ «Юнона». Договор купли-продажи исполнен его сторонами в полном объеме. Продавец объекта недвижимого имущества – ОАО «КПТФ «Юнона» прекратил свою деятельность в качестве юридического лица в связи с его ликвидацией. Заявитель обратился в Управление Росреестра по Курганской области с заявлениями о постановке объекта на кадастровый учет и о государственной регистрации права на указанное имущество и получил оспариваемые отказы. Заявитель, со ссылкой на положения пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывает, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорное имущество у Управления не имелось, поскольку единственным основанием для отказа в кадастровом учете и регистрации права является по существу отсутствие продавца, что не препятствует осуществлению процедуры регистрации перехода права к покупателю. Кроме того, полагает, что обозначенные в отказе иные основания неправомерны, поскольку заявление было подписано уполномоченным представителем ОАО «Курганмашзавод» ФИО3 на основании действующей доверенности; технический план сооружения был подготовлен кадастровым инженером в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании представители заявителя поддержали свои требования по указанным основаниям.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании ходатайствовал о приобщении к материалам дела решения Арбитражного суда Курганской области от 22.08.2018 по делу № А34-1467/2018, а также выписок из Единого государственного реестра недвижимости, против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам отзыва на заявление. Указал, что основанием для отказа в кадастровом учете и государственной регистрации права явилось то, что не было представлено заявление продавца ОАО «КПТФ «Юнона» о проведении государственной регистрации права собственности и перехода права собственности; отсутствуют сведения о регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости, право собственности продавца в установленном порядке не зарегистрировано, отсутствует правоустанавливающий документ продавца на спорный объект недвижимости. Кроме того, Управление указывает, что указанные обстоятельства не являются единственными основаниям для отказа в осуществлении заявленных регистрационных действий, поскольку заявителем также не был предоставлен документ, уполномочивающий ФИО3 на обращение с заявлением от имени ОАО «Курганский машиностроительный завод»; в техническом плане содержится информация не обо всех земельных участках, на которых расположено сооружение, а именно не указаны земельные участки с кадастровыми номерами 45:25:070402:2876 и 45:25:070406:1871, что также явилось самостоятельным основанием для отказа в регистрации и постановке на кадастровый учет. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Также сторонам заключено соглашение о распределении судебных расходов, которое представлено в суд.

Представленные участниками процесса дополнительные письменные доказательства судом приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

17.10.2018 заявитель обратился в Управление с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение - водовод технической воды Д=530 мм, протяженностью 4457 м., расположенное в г. Кургане от камеры ул. Климова – ул. Пичугина до камеры ул. Дзержинского – пр. Машиностроителей (л.д. 71-73).

В качестве правоустанавливающего документа представлен договор купли-продажи водовода технической воды № 062/468 от 05.03.2001 (л.д. 89-90), по условиям которого ОАО «КПТФ «Юнона» (продавец) передает в собственность ОАО «Курганмашзавод» (покупатель) водовод технической воды Д=530 мм, протяженностью 4457 м., расположенный от камеры ул. Климова – ул. Пичугина до камеры ул. Дзержинского – пр. Машиностроителей. Цена продаваемого водовода по условиям договора составила 23 895 руб. Договором установлено, что в счет оплаты покупатель обязуется произвести ремонт водовода с привлечением собственных средств, имущество переходит в собственность покупателя с момента выполнения ремонтных работ в объеме стоимости продаваемого водовода. Продавец обязался передать водовод в фактическое владение покупателя по акту приема-передачи.

Уведомлением от 02.11.2018 № КУВД-001/2018-5333677/1 (л.д. 115-116) осуществление государственного кадастрового учета и государственная регистрация права были приостановлены на срок до 02.02.2019.

Уведомлением от 04.02.2019 № КУВД-001/2018-5333677/2 в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на спорный объект недвижимости было отказано. В обоснование причин указанных отказов Управлением приведено: отсутствие зарегистрированного права продавца на спорный объект недвижимости; отсутствие заявления продавца на государственную регистрацию права и перехода права; отсутствие правоустанавливающих документов продавца; отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя ОАО «Курганмашзавод» ФИО3 на право подписания заявления; отсутствие в техническом плане информации обо всех земельных участках, на которых расположено сооружение - не указаны земельные участки с кадастровыми номерами 45:25:070402:2876 и 45:25:070406:1871 (л.д. 15-16).

Заявитель, не согласившись с указанными отказами, обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу с части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу норм статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ) применительно к рассматриваемой ситуации, осуществление кадастрового учета и государственная регистрация перехода права на спорный объект должны происходить одновременно, в связи с чем и соответствующие заявления обществом поданы в Управление одновременно 17.10.2018.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право собственности.

На основании пункта 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с Кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Закон № 218-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (статья 1 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 1 названного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (части 4, 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 3 Закона о регистрации к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно части 3 статьи 21 Закона № 218-ФЗ необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме, либо не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Статьей 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пунктам 1, 5, 7, 44 части 1 указанной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона № 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

С учетом данных норм права и в соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ заявителем должны были быть представлены на государственную регистрацию документы, подтверждающие право собственности продавца ОАО «КПТФ «Юнона» на спорный объект. Должно быть представлено заявление продавца на государственную регистрацию права и перехода права покупателю. Договор купли-продажи должен быть представлен в двух экземплярах - подлинниках.

Установив отсутствие в ЕГРП сведений о регистрации прав на спорный объект, в связи с наличием сомнений в основаниях для государственной регистрации прав государственным регистратором в порядке статьи 26 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация и кадастровый учет были приостановлены.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, 16.02.2006 ОАО «КПТФ «Юнона» прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (выписка из ЕГРЮЛ, л.д. 38-41).

Таким образом, на момент подачи заявлений о кадастровом учете и о государственной регистрации права собственности по договору купли-продажи от 05.03.2001 продавец отсутствовал.

Поскольку в течение срока приостановления заявителем не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права и кадастрового учета, на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ Управлением заявителю отказано в постановке на кадастровый учет и в регистрации права по договору купли-продажи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Поскольку действующее законодательство не регулирует порядок регистрации перехода права собственности на недвижимость в случае ликвидации продавца, на основании пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации названная норма права подлежит применению к спорным отношениям в силу аналогии закона.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 61, 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

При ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.

Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

В то же время регистрация перехода права собственности к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимое имущество.

Частью 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Частью 3 статьи 69 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 69 Закона № 218-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии у продавца (ОАО «КПТФ «Юнона») ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости водовод технической воды, которое является действительным в отсутствие государственной регистрации.

Как установлено судом, ОАО «КПТФ «Юнона» 15.11.1991 принят в эксплуатацию от генерального подрядчика СМУ-3 треста «Промстрой» законченный строительством объект – внеплощадочный водовод технической воды ПТФ диаметром 530 мм, протяженностью 4457 м. (акт о приемке, л.д. 87-88).

Кроме того, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в данном случае, договор купли-продажи от 5.03.2001, переход права по которому подлежит государственной регистрации, фактически исполнен обеими сторонами: объект передан продавцом и принят покупателем, что подтверждается документально (акт приема-передачи, л.д. 21). Оплата за объект произведена покупателем по условиям договора путем производства ремонтных работ, по стоимости, соответствующих стоимости спорного объекта (распоряжение покупателя от 30.03.2001 № 1778-П6 о взаимозачете с ПТФ «Юнона» с приложением, л.д. 18).

Кроме того, договор купли-продажи не оспорен и в установленном законном порядке не признан недействительным. Наличия правопритязаний третьих лиц на спорный объект не установлено.

Как следует из дела, заявитель представил на регистрацию один экземпляр договора купли-продажи от 05.03.2001.

Вместе с тем, вследствие ликвидации продавца второй экземпляр договора не мог быть предоставлен заявителем в силу его отсутствия у покупателя.

Совокупность исключительно указанных выше обстоятельств (отсутствие заявлений продавца о регистрации ранее возникшего права и о переходе права по договору купли-продажи; отсутствие второго экземпляра договора купли-продажи) сама по себе не могла являться основанием для отказа в государственной регистрации перехода права, поскольку эти обстоятельства свидетельствуют об отсутствии продавца как участника гражданского оборота.

Приведенные обстоятельства также установлены Арбитражным судом Курганской области в решении от 22.08.2018 по делу № А34-1467/2018.

Кроме того, суд находит неправомерным основание для отказа – отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя ОАО «Курганмашзавод» ФИО3 на право подписания заявления, поскольку, как следует из материалов дела, с заявлением в Управление была представлена нотариальная доверенность представителя ОАО «Курганмашзавод» ФИО3 от 01.06.2016 № 21 АА 0738459, содержащая объем и перечень необходимых полномочий. (л.д. 73).

В частности, ФИО3 наделена полномочиями представлять интересы ОАО «Курганмашзавод» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану, Департаменте имущественных и земельных отношений по Курганской области, Департаменте развития городского хозяйства, Департаменте архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, Территориальном управлении Росимущества в Курганской области, административно-технической инспекции города Кургана, в органах технической инвентаризации, во всех государственных учреждениях, коммерческих и общественных муниципальных организациях, по любым вопросам, в том числе по вопросу регистрации договоров, права собственности, получать свидетельства о государственной регистрации, правоустанавливающие документы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, подавать и подписывать заявления, в том числе заявления о государственной регистрации перехода права, сделок, ограничений (обременении), получать выписки из Единого государственного реестра прав, а также заявления о погашении, внесении изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, получать дубликаты документов и выполнять все действия и формальности, связанные с данным поручением.

Названная доверенность составлена по просьбе открытого акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» нотариусом и подписана генеральным директором управляющей компании ОАО «Курганмашзавод» - общества с ограниченной ответственностью «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», договор с которой был расторгнут заявителем 15.06.2018.

В соответствии со статьей 188 Гражданского кодекса Российской Федерации действие доверенности прекращается вследствие: 1) истечения срока доверенности; 2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно, при этом отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме; 3) отказа лица, которому выдана доверенность, от полномочий; 4) прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или
присоединения к другому юридическому лицу; 5) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; 6) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его
недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; 7) введения в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

Обозначенная доверенность выдана сроком на три года - до 01.06.2019, не отозвана ОАО «Курганмашзавод» в установленном законом порядке, соответственно, являлась действующей в период возникновения спорных правоотношений в силу приведенных выше правовых норм.

Также суд критически относится к основанию для отказа по причине отсутствия в техническом плане информации обо всех земельных участках, на которых расположено сооружение (не указаны земельные участки с кадастровыми номерами 45:25:070402:2876 и 45:25:070406:1871).

Согласно статье 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ основной характеристикой, в том числе, является кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено сооружение, если объектом недвижимости является сооружение.

Подпунктом 4 пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" предусмотрено, что в случае подготовки технического плана линейного сооружения в раздел "Характеристики объекта недвижимости" указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения).

Регистрирующий орган отмечает, что сведения о земельных участках, в пределах которых расположены условные части спорного линейного объекта не совпадают со сведениями ЕГРН, в связи с чем, технический план не соответствует требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем следует учитывать, что в техническом плане подлежат отражению сведения на дату его подготовки (в рассматриваемом случае -26.05.2017). Последующее изменение таких сведений не является основанием для признания представленного на регистрацию технического плана не соответствующим требования законодательства.

В данном случае судом установлено (регистрирующих органом не опровергнуто), что на дату подготовки технического плана, указанные в нем сведения о земельных участках, в пределах которых расположены условные части заявленного линейного объекта, соответствовали действительности, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 45:25:070402:2876 и 45:25:070406:1871 были поставлены на кадастровый учет позднее – 13.12.2017 и 19.04.2018, соответственно, в связи с чем суд полагает, что обозначенного основания для отказа в регистрации не имелось.

Таким образом, заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, предусмотренные законом.

На основании изложенного суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого уведомления об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права и о нарушении им прав заявителя на реализацию всех правомочий собственника спорного объекта.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соглашением сторон о распределении судебных расходов по настоящему делу, расходы по уплате государственной пошлины по делу в сумме 3000 руб. относятся на заявителя.

Излишне уплаченная государственная пошлина, зачтенная на основании справки Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2019 №А26-13887/2018 и подлинному платежному поручению № 18632 от 26.09.2018, подлежит возврату заявителю в размере 163 075 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права, выразившееся в уведомлении от 04.02.2019 № КУВД-001/2018-5333677/2.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в установленный законом срок осуществить действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации перехода права собственности на сооружение водовод технической воды Д = 530 мм, протяженностью 4 457 м, расположенное по адресу: Россия, Курганская область, г. Курган, от камеры ул. Климова – ул. Пичугина до камеры ул. Дзержинского – пр. Машиностроителей, от Открытого акционерного общества «Курганская прядильно-трикотажная фабрика «Юнона» к Публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод».

Возвратить Публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 163 075 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Ю.А. Лунева