ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-579/08 от 04.03.2008 АС Курганской области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-579/2008

06 марта 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 марта 2008 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе: судьи Гусевой О.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гусевой О.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Малинка»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану

о признании незаконным и отмене решения налогового органа о привлечении к административной ответственности

о признании незаконным и отмене решения налогового органа о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: ФИО1, директор,

от заинтересованного лица: ФИО2, госналогинспектор, доверенность № 05-13/30846,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Малинка» (далее – общество, заявитель, ООО «Малинка») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 12.02.2008 года № 26 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В порядке части 7 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ представителем административного органа производилась фиксация судебного заседания с помощью средств звукозаписи.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, просил признать совершенное правонарушение малозначительным, допущенные нарушения в настоящее время устранены – для обозрения суда представил ценник, справку к ТТН с подписью должностного лица, печатью юридического лица. По ходатайству представителя заявителя к материалам дела судом приобщены копии документов о приобретении сейфа. Дополнительно представителем заявителя пояснено, что постановлением от 12.02.2008 года № 27 директор общества – ФИО1 также привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 3000 руб., штраф им в настоящее время уплачен.

Представитель административного органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, полагала, что общество привлечено к административной ответственности правомерно, устранение заявителем последствий не может служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным, отмены оспариваемого постановления.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Малинка» зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц 1074501008240.

06.02.2008 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану проведена проверка выполнения Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в магазине «Малинка», принадлежащем ООО «Малинка», расположенном по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что в магазине «Малинка» осуществлялась реализация алкогольной продукции: водка «Кузьмич» (в баню), емкость 0,5 л, производитель закрытое акционерное общество «Веда», дата розлива 23.11.2006 года, остаток 2 бут. по цене 102 руб. с ненадлежащим образом оформленным разделом «Б» справки к товарно-транспортной накладной (далее ТТН), а именно – в правой части отсутствует заверение данных подписью должностного лица и печатью организации-покупателя; ненадлежащим образом оформленным ценником – на ценнике отсутствует подпись материально-ответственного лица или печать организации. Также установлено отсутствие в магазине сейфа для хранения денег и документов.

Результаты проверки отражены в акте проверки № 32 от 06.02.2008 года, протоколе № 26 от 07.02.2008 года. По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану 12.02.2008 года принято постановление № 26, которым ООО «Малинка» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Малинка» с постановлением административного органа не согласилось, обратившись в суд с заявлением о его отмене.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной статьи КоАП РФ) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения административного штрафа в размере от 30000 до 40000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

В силу части 2 статьи 16, части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона.

В соответствии со статьей 10.2 Закона и пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55 (далее - Правила), продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы на продаваемую алкогольную продукцию: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к ТТН на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

При этом согласно пункту 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года № 864) при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

Также согласно пункту 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

В силу пункта 137 Правил организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег.

Таким образом, действующим законодательством в области розничной продажи алкогольной продукции определено обязательное наличие сопроводительных документов на продаваемую алкогольную продукцию, в том числе оформленных надлежащим образом справок к ТТН, установлена обязанность организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, иметь в магазинах, торговых павильонах сейф для хранения документов и денег, также установлены требования к оформлению ценников.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем заявителя, что на момент проведения проверки 06.02.2008 года документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, были заполнены обществом не в полном объеме, а именно: в разделе «Б» справки к ТТН на реализуемую алкогольную продукцию (водка «Кузьмич» (в баню), емкость 0,5 л, производитель закрытое акционерное общество «Веда», дата розлива 23.11.2006 года, остаток 2 бут.) отсутствовала подпись уполномоченного должностного лица и печать организации-покупателя - ООО «Малинка», ценник на указанную продукцию не был заверен подписью материально ответственного лица или печатью организации, а также в магазине отсутствовал сейф для хранения денег и документов.

Указанные факты подтверждаются актом проверки № 32 от 06.02.2008 года (л.д. 7), протоколом об административном правонарушении № 26 от 07.02.2008 года (л.д. 6), копиями ценника и справки к ТТН, объяснением директора общества ФИО1 ( в материалах дела).

Однако, административным органом допущена неправильная квалификация действий общества в части реализации алкогольной продукции без надлежащим образом оформленной справки к ТТН, поскольку ответственность за продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Вместе с тем, данное обстоятельство не повлекло вынесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану незаконного постановления, поскольку в действиях общества по реализации алкогольной продукции без надлежащим образом оформленных ценников, в отсутствие в магазине сейфа для хранения документов и денег имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, что не оспаривается заявителем, нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Довод общества о возможности применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающие освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению как несостоятельный по следующим основаниям.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Рассматриваемое административное правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Кроме того, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, формальный, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В силу статьи 4.1 КоАП РФ,пункта 21 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 2 от 27.01.2003 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах санкции, установленной законом за данное административное правонарушение, с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, при этом размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

При принятии постановления административным органом учтено, что к административной ответственности общество привлекается впервые, в связи с чем назначено наказание в пределах санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном, предусмотренном нормой, размере - 30000 руб.

На основании изложенного оснований для отмены постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану № 26 от 12.02.2008 года о назначении административного наказания не имеется, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Малинка», зарегистрированного в качестве юридического лица, свидетельство серия 45 № 000901180, расположенного по адресу: <...> о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану № 26 от 12.02.2008 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья О.П.Гусева