ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6037/12 от 26.03.2013 АС Курганской области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

  Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Курган Дело №А34-6037/2012

29 марта 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 29 марта 2013 года

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Деревенко Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ратушинской О.А., при использовании средств аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным требования

при участии:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 02.03.2012,

от заинтересованного лица: ФИО3 – старший специалист 2 разряда юридического отдела, доверенность № 04-13/36568 от 28.12.2012

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным в полном объеме требования ИФНС России по г.Кургану (далее- Инспекция, налоговый орган) по состоянию на 14.11.2012 № 26819 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В судебном заседании 04.02.2013 судом в порядке ст.49 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение оснований заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению (листы дела 3-5, 69-75). Считает что спор подведомственен Арбитражному суду Курганской области. Пояснил, что спорный земельный участок был приобретен индивидуальным предпринимателем ФИО1. На данном земельном участке находится нежилое помещение- склад метизов. Считает, что налоговым органом нарушены сроки на выставление оспариваемого требования и на принятие решения в порядке ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель налогового органа возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву (листы дела 48-51, 93-95, 103-105). Пояснила, что оспариваемое требование направлено ФИО1 как физическом лицу. Указала, что сроки для направления требования налоговым органом не пропущены, поскольку направление налогового уведомления допускается не более, чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Кроме того, налоговым органом заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду, поскольку оспариваемое требование выставлено не индивидуальному предпринимателю, а физическому лицу- ФИО1 (листы дела 66-67).

В судебном заседании в порядке ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом использовались средства звукозаписи.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером <***>, свидетельство серии 45 № 001029628 (листы дела 11-17).

16.06.2009 индивидуальный предприниматель ФИО1 по договору купли-продажи № 319 приобрел у Департамента земельных имущественных отношений Курганской области земельный участок площадью 3133 кв.м с кадастровым номером 45:25:030805:35, находящийся по адресу: <...> (листы дела 76-79).

На данном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве собственности: склад метизов, назначение объекта: нежилое, площадь объекта 33,3 кв.м.(п.2.2 договора).

28.04.2012 в налоговый орган в электронном виде поступило сообщение из Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области о принадлежности ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 45:25:030805:35, находящийся по адресу: <...> (лист дела 57).

06.09.2012 Инспекцией в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 было направлено напоминание о непредставлении отчетности по земельному налогу за период с 2009 года по 2011 год ( лист дела 80).

10.09.2012 индивидуальный предприниматель ФИО1 уведомил налоговый орган о неиспользовании данного земельного участка в предпринимательской деятельности (лист дела 58).

19.09.2012 налоговым органом ФИО1 было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога в общей сумме 143753 руб.01 коп. в срок до 06.11.2012 (листы дела 53-55).

13.11.2012 налоговым органом составлен акт о выявлении недоимки по земельному налогу у налогоплательщика ФИО1 в общей сумме 143753 руб.01 коп. (лист дела 56) и направлено требование № 26819 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14.11.2012 (лист дела 10).

Не согласившись с указанным требованием налогового органа, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, ходатайство налогового органа о прекращении производства по делу в связи с не подведомственностью спора арбитражному судом отклонено по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 2 этой же статьи арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели).

Согласно п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания названных норм, следует, что критериями, определяющими подведомственность спора арбитражному суду, являются характер спорного правоотношения и связь его с осуществлением предпринимательской деятельности, а также субъективный состав сторон.

Из материалов дела видно, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В спорный период (с 08.07.2009 по 27.05.2011) он также являлся индивидуальным предпринимателем.

На земельном участке, находящемся по адресу: <...> расположено нежилое помещение-склад метизов, принадлежащее индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве собственности, которое не является имуществом, используемым в личных целях, домашних или семейных целях, а имеет экономическое назначение.

Следовательно. земельный участок приобретенный предпринимателем ФИО1 с кадастровым номером 45:25:030805:35, находящийся по адресу: <...> предназначен для обслуживания расположенного на нем объекта недвижимости производственного назначения, а характер недвижимого имущества обуславливает характер использования земельных участков.

Таким образом, несмотря на то, что требование выставлено ФИО1 как физическому лицу, настоящий спор связан с порядком исчисления земельного налога по земельному участку, предназначенному для эксплуатации нежилого помещения экономического назначения, а следовательно связан с осуществлением им предпринимательской деятельности, имеет под собой экономическую основу и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

По существу заявленных требований, суд считает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налогоплательщика обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.ст. 45,52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В свою очередь, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ (в редакции действовавшей в 2009 году) налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Согласно п.1 ст. 398 НК РФ (в действующей редакции) налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками- физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании пункта 1 статьи 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Решением Курганской городской Думы от 21.09.2005 № 219 « О земельном налоге на территории города Кургана» установлено, что налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог по итогам налогового периода не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, вышеуказанными положениями налогового законодательства предусмотрен различный порядок исчисления и уплаты земельного налога физическими лицами, обладающими статусом индивидуального предпринимателя и физическими лицами, не обладающими таким статусом. Различный порядок исчисления земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц в силу приведенных положений налогового законодательства обуславливается также целями использования соответствующего земельного участка, являющегося объектом налогообложения.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют земельный налог и отражают сумму исчисленного и подлежащего уплате налога в налоговых расчетах и налоговых декларациях.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в спорный период (с 08.07.2009 по 27.05.2011) являлся индивидуальным предпринимателем.

Из представленного в материалы дела договора купли продажи земельного участка от 16.06.2009 № 319, следует, что земельный участок площадью 3133 кв.м., расположенный по адресу: <...> предназначен для эксплуатации нежилого помещения –склада метизов.

Исходя из целевого назначения указанного объекта, следует вывод об использовании ФИО1 земельного участка в предпринимательской деятельности.

Доказательств того, что спорный земельный участок использовался ФИО1 в личных некоммерческих целях сторонами не представлено.

Кроме того, в силу ст.398 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ), с 01 января 2010 года индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу по земельному налогу и сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, а также представляют соответствующую налоговую декларацию в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от их фактического использования.

Следовательно, земельный налог за 2009-2011 годы по земельному участку с кадастровым номером 45:25:030805:35, находящемуся по адресу: <...> подлежит исчислению и уплате ФИО1 в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, ФИО1 как индивидуальный предприниматель, использующий земельные участки в предпринимательской деятельности, должен был самостоятельно исчислить по ним земельный налог за спорный период и представить соответствующие налоговые декларации.

Неисполнение указанной обязанности налогоплательщиком дает налоговому органу право на реализацию соответствующих мероприятий налогового контроля в порядке главы 14 НК РФ.

В нарушение приведенных выше норм Инспекция направила ФИО1 налоговое уведомление, исчислив налог в соответствии с нормами налогового законодательства, устанавливающими порядок исчисления земельного налога налоговыми органами в отношении налогоплательщиков - физических лиц.

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику в случае выявления недоимки, которая оформляется документом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Также требование об уплате налога направляется по результатам налоговой проверки.

Из материалов дела следует, что какая-либо налоговая проверка Инспекцией не проводилась, следовательно, налоговым органом нарушен порядок исчисления и взыскания налога в отношении земельного участка, используемого ФИО1 в предпринимательских целях, в силу чего направление ФИО1 требования N 26819 по состоянию на 14.11.2012 с предложением уплатить земельный налог в сумме 143753 руб. 01 коп. и пени по земельному налогу в сумме 79 руб. 06 коп. является неправомерным.

Ссылку представителя налогового органа на уведомление ФИО1 от 10.09.2012 о неиспользовании земельного участка в предпринимательской деятельности, суд считает необоснованной.

Несмотря на непредставление предпринимателем ФИО1 налоговых деклараций по земельному налогу в течение 2009, 2010, 2011 годов и, соответственно, невозможности проведения камеральных налоговых проверок, у налоговой инспекции, как регистрирующего органа, имелись сведения о наличии у ФИО1 статуса индивидуального предпринимателя. В связи с этим, инспекция имела возможность проверить соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности, своевременность представления налоговых деклараций, и исчисление и уплату земельного налога, в том числе и путем проведения выездной налоговой проверки в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации после получения ею сведений из Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области.

Таким образом, только в случае проведения инспекцией выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 и принятия соответствующего решения по её окончании, налоговый орган имел право доначислить земельный налог за 2009-2011 годы.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что действия налогового органа по направлению ФИО1 как физическому лицу налогового уведомления №271036 (в части уплаты земельного налога), требования об уплате налога от 14.11.2012 № 26819 не соответствуют нормам Налогового кодекса РФ.

Суд также считает обоснованным довод заявителя, о нарушении налоговым органом срока для выставления оспариваемого требования.

Как следует из материалов дела, начиная с июня 2009 года, индивидуальный предприниматель ФИО1 являлся собственником земельного участка площадью 3133 кв. м, и, соответственно, плательщиком земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По общему правилу, закрепленному в пункте 3 статьи 396 Кодекса ("Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу"), сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 396 Налогового кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

При этом в абзацах 2 и 3 пункта 4 той же статьи Кодекса специально оговорено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а уплата налога налогоплательщиком - не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Пунктом 10 Решения курганской городской Думы от 21.09.2005 № 219 « О земельном налоге на территории города Кургана» срок уплаты земельного налога для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, установлен не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пункт 1 статьи 393 Кодекса определяет налоговый период по земельному налогу как календарный год.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 52 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статьям 69, 70 Налогового кодекса требование об уплате налога, под которым понимается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки по уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пункта 6 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При неисполнении обязанности по уплате налога в установленный в требовании срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса; взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Статьей 46 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3).

Таким образом, процедура принудительного взыскания налога, пеней и санкций представляет собой ряд взаимосвязанных действий, совершаемых в установленные законодательством сроки. На каждой стадии принудительного взыскания налогоплательщику представляются определенные законодательством права, обеспечиваемые соблюдением налоговым органом установленного порядка взыскания. Нарушение данного порядка на каждой стадии взыскания влечет невозможность перехода к следующей стадии взыскания и, соответственно, незаконность действий и ненормативных актов налогового органа, направленных на принудительное взыскание налога.

В частности, на стадии направления требования об уплате налога права налогоплательщика обеспечиваются соответствием требования установленной форме и надлежащим его вручением налогоплательщику. Следует отметить при этом, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (статья 70 Налогового кодекса).

На стадии обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика соблюдение прав налогоплательщика гарантируется законодательным ограничением срока на совершение указанного действия - два месяца и обязанностью налогового органа довести до сведения налогоплательщика принятое решение о взыскании налога за счет денежных средств.

При истечении указанного срока налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога и дальнейшее взыскание возможно только в судебном порядке.

При этом следует учитывать, что, так как исчисление сроков совершения всех действий по принудительному взысканию недоимки по уплате налога начинается с момента истечения срока исполнения требования, указанного в нем, пропуск налоговым органом законодательно установленного срока направления требования об уплате налога сам по себе является основанием для признания его недействительным, так как данное обстоятельство влечет нарушение законодательно определенного порядка взыскания обязательных платежей и искусственное продление налоговым органом срока принятия решения, ограниченного, согласно статье 46 Налогового кодекса, двумя месяцами с момента истечения срока исполнения требования, указанного в нем самом.

Из материалов дела следует, что основанием возбуждения в отношении ФИО1 процедуры принудительного взыскания налога явилось наличие у него задолженности по уплате земельного налога за 2009-2011 годы, на уплату которого в общей сумме 143753 руб. ИФНС России по г. Кургану в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 271036 от 19.09.2012 на уплату земельного налога за 2009-2011 годы в сумме 143753 руб.01 коп.

Исходя из установленного пунктом 10 Решения Курганской городской Думы, срока уплаты налога, требование об уплате недоимки по земельному налогу за 2009 год должно было выставляться в адрес налогоплательщика не позднее 10.05.2010, об уплате недоимки за 2010 год - не позднее 10.05.2011, об уплате недоимки за 2011 год - не позднее 10.05.2012, то есть не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса).

Соответственно, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств предпринимателя на его счетах в банке должно было быть принято налоговым органом на основании требования об уплате налога за 2009 год - не позднее 10.07.2010, на основании требования об уплате налога за 2010 год - не позднее 10.07.2011, на основании требования об уплате налога за 2011 год - не позднее 10.07.2012.

В рассматриваемой ситуации по факту выявления числящейся задолженности по уплате земельного налога за период 2009-2011 годы в общей сумме 143753 руб. инспекцией было выставлено в адрес заявителя требование N 26819 от 14.11.2012.

Однако, учитывая установленные законодательством сроки выявления недоимки и сроки на бесспорное взыскание налоговым органом задолженности, к моменту выставления требования N 26819 от 14.11.2012, истек трехмесячный срок на выставление требования и двухмесячный срок на принятие решения в порядке статьи 46 Налогового кодекса для взыскания задолженности по земельному налогу за 2009-2011 годы.

Из изложенного следует, что налоговым органом неправомерно были включены в требование N 26819 от 14.11.2012 суммы земельного налога за 2009-2011 годы.

Довод налогового органа о том, что ранее он не мог рассчитать налоговую базу и сумму земельного налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, поскольку у него отсутствовали сведения о кадастровой стоимости земельного участка, суд считает необоснованным. Налоговый орган в силу ст.ст. 31, 32, 93.1 НК РФ не был лишен возможности направить запрос в орган кадастрового учета и получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности индивидуальному предпринимателю ФИО1, ранее даты направления таких сведений в порядке пункта 12 статьи 396 Налогового кодекса органом кадастрового учете в адрес налогового органа.

Учитывая изложенное, требование индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным требования ИФНС России по г. Кургану № 26819 от 14.11.2012 следует удовлетворить.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом распределены в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Требование Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану № 26819 от 14.11.2012 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать незаконным и отменить.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2200 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанций через Арбитражный суд Курганской области.

Судья Л.А. Деревенко