ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6250/2011 от 09.04.2012 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-6250/2011

09 апреля 2012 года.

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леоновой Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» (ОГРН 1064501172416),

заинтересованные лицо: Государственная жилищная инспекция Курганской области

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Восток-Центр» (ОГРН 1074501009450)

о признании недействительным предписания № 0000577 от 19.07.2011

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Кузнецова Е.А., доверенность № 12 от 01.01.2012;

от заинтересованного лица: Мальчук С.В., доверенность № 5 от 25.01.2012;

от третьего лица: Гурьянова И.М., доверенность № 2 от 26.03.2012;

установил:

Открытое акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 19.07.2011 № 0000577 об устранении нарушений законодательства.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемым предписанием общество обязано в срок до 01.08.2010 обеспечить параметры теплоносителя на вводе в жилой дом для предоставления населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, то есть нормируемой температуры горячей воды в водоразборных точках (не менее 50 град.С с допустимым отклонением температуры горячей воды в дневное время не более, чем на 3 град.С и не более 75 град.С) в соответствии с п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - ПиН); п. 4.12, 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст (далее – ГОСТ); п. 6 Приложение № 1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила). Считает, что предписание является недействительным, поскольку административным органом не обследовалось состояние внутридомовых коммуникаций жилого дома. В рассматриваемом случае, общество является ресурсоснабжающей организаций, поскольку не обслуживает внутридомовые инженерные системы, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги.

Определением суда от 23.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Восток-Центр» (далее – ООО «Восток-Центр»).

Представитель заявителя в судебном заседании на доводах заявления настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению. Указал, что проверка проведена в отсутствие представителя ОАО «Курганская генерирующая компания», при этом заинтересованным лицом не представлено доказательств уведомления общества о проведении проверки, определение о возбуждении дела об административном правонарушении не направлялось и не вручалось представителю ОАО «Курганская генерирующая компания».

Государственной жилищной инспекцией Курганской области в материалы дела представлены письменные отзывы, материалы проверки. Представитель Государственной жилищной инспекции Курганской области в судебном заседании по заявленному требованию возражал по основаниям, изложенным в представленных отзывах. Указал, что основанием для проведения инспекционной проверки, послужила жалоба жильца дома № 42 по ул. Станционная на низкую температуру горячей воды. Проведенной проверкой 29.06.2011 установлено, что температура воды на вводе в дом составила 47 град.С; проверкой от 15.07.2011 установлено, что температура горячей воды на вводе в дом составила 47,6 град.С., температура воды в точке водоразбора в квартире № 31 в обоих случаях составила 43 град.С при сливе в течение 5 минут. Проверкой сделан вывод, что температура горечей воды подаваемой на вводе в дом ОАО «Курганской генерирующей компанией» не обеспечивает нормативную температуру горячей воды в точках водоразбора потребителей. Оспариваемое предписание было вынесено по результатам административного расследования. Заявитель извещен телефонограммой от 19.07.2011 для вручения акта, о дате проведения проверки не извещался.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал правовую позицию заинтересованного лица, в дело представил отзыв, рассмотрение спора оставил на усмотрение суда. Пояснил, что обязанности управляющей организации ООО «Восток-Центр» по предоставлению коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом № 42 по ул. Станционная не имеется. Фактически это означает, что собственники помещений указанного многоквартирного дома реализовали свое право на управление - путем выбора управляющей организации, однако, предоставление коммунальных услуг оставили за ресурсоснабжающими организациями, не расторгнув существующие прямые договорные отношения между собой и производя оплату напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Курганской области 07.06.2011 поступила жалоба от жильца дома № 42 по ул. Станционная в г. Кургане на низкую температуру горячей воды (т.1 л.д. 112).

По указанной жалобе инспекцией в период с 29.07.2011 по 19.07.2011 на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.06.2011 № 646 в отношении заявителя проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю по дому № 42 по ул. Станционная в г. Кургане (т.1 л.д.116).

Инспекционной проверкой выявлены нарушения пунктов 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170; пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307; пунктов 4.12., 4.16.3 ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», а именно: на момент инспекционных проверок температура горячего водоснабжения на вводе в дом составляла: 29.06.2011 + 47 град.С; 15.07.2011 + 47,6 град.С. Температура горячей воды в точке водоразбора в квартире № 31 + 43 град.С при сливе в течение 5 минут. Допустимое отклонение температуры горячего водоснабжения в точках водоразбора в дневное время не более +3 град.С. Температура горячего водоснабжения на вводе в жилой дом не обеспечивает нормативную температуру горячей воды в точках водоразбора потребителей.

На основании выявленных нарушений заинтересованным лицом заявителю выдано предписание от 19.07.2011 № 0000577 об устранении нарушений законодательства. Данным предписанием заявитель обязан в срок до в срок до 01.08.2010 обеспечить параметры теплоносителя на вводе в жилой дом для предоставления населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, то есть нормируемой температуры горячей воды в водоразборных точках (не менее 50 град.С с допустимым отклонением температуры горячей воды в дневное время не более, чем на 3 град.С и не более 75 град.С) в соответствии с п. 5.3.1 ПиН; п. 4.12, 4.16.3 ГОСТ; п. 6 приложения № 1 Правил (т.1 л.д.7).

Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 1.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 N 1086 главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.). Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.

Аналогичные полномочия принадлежат заинтересованному лицу в соответствии с пунктами 4.1.1., 4.1.2. Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10 июня 2005 г. N 219.

В соответствии с п. 36 Приказа Государственной жилищной инспекции Курганской области от 07.09.2009 № 80 «Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией Курганской области государственной функции по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства» (далее - Административный регламент) предписание выдается как в случае выявления административного правонарушения, так и в случае выявления правонарушения в жилищной сфере по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции.

Поскольку в рассматриваемом случае Государственной жилищной инспекцией внеплановые мероприятия проводились в рамках контроля за соблюдением ответственными лицами нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, на основании указанных норм права суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.

Согласно положениям части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, данные Правила распространяются на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.

Из пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), следует, что коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил № 307 отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами (пункт 4 Правил).

Пунктами 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг установлен нормативный режим обеспечения населения данной коммунальной услугой, а именно, режим бесперебойной (непрерывной) подачи в жилое помещение горячей воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Требования к качеству подачи горячей воды установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее Правила № 170).

В силу пункта 5.3.1 Правил № 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °C - в закрытых. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °C. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.

В соответствии с пунктами 4.12, 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, а также непрерывность потребления. Температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.

Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (п. 75 Правил).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, заявитель осуществляет подачу горячей воды для жильцов дома № 42 по ул. Станционная в г. Кургане.

Для потребителей ОАО «Курганская генерирующая компания» (в том числе жильцов указанного жилого дома) постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2010 № 43-32 установлен и введен в действие с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года одноставочный тариф на горячую воду (г. Курган) в размере 68,09 руб. за 1 куб. м (без НДС).

Из материалов дела следует, что расчеты с гражданами-потребителями за оказанные коммунальные услуги по горячему водоснабжению производятся на основании платежных документов, которые выставляются потребителям ежемесячно. По установленному тарифу общество напрямую взимает с жителей этого дома плату за горячее водоснабжение. Оплата за оказанные коммунальные услуги осуществляется гражданами потребителями непосредственно заявителю (квитанции об оплате коммунальных услуг т.1 л.д. 137-148).

Таким образом, заявитель в силу фактически сложившихся взаимоотношений с гражданами-потребителями является лицом, реализующим им за плату коммунальную услугу, то есть исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Представленный заявителем договор энергоснабжения № 4311 от 31.08.2008 не возлагает на управляющую компанию исполнение коммунальной услуги и этим договором не предусмотрен переход денежных средств собранный обществом cжителей в пользу управляющей компании. По договору управляющая компания собирает сведения о некачественном предоставлении услуги по горячему водоснабжению и передает сведения в общество, для перерасчета.

Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что им взимается с жильцов дома № 42 по ул. Станционная в г. Кургане плата за горячее водоснабжение по установленным данным нормативным правовым актом ставкам.

Из указанного суд приходит к выводу о наличии сложившихся договорных отношениях между жильцами дома и заявителем по возмездному оказанию им коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом в силу пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг заявитель несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.

Как следует из материалов дела акт внепланового мероприятия по государственному контролю № 1303 от 19.07.2011 режим непрерывности коммунальной услуги по подаче горячей воды, соответствующей нормативно установленной температуры (от 50 до 75 град.С) заявителем не обеспечен. Температура горячей воды на вводе составляла 47 град. С., в точках разбора в квартире № 31 в доме № 42 по ул. Станционная в г. Кургане была ниже установленного норматива.

При этом, как установлено материалами дела, подача энергоресурса для нужд горячего водоснабжения жилого дома №42 по ул. Станционная в г. Кургане осуществляется от водяного водоподогревателя по трубопроводу от центрального теплового пункта №71. Согласно схеме подключения по отдаленности от ЦТП №71 жилой дом является концевым. Система горячего водоснабжения жилого дома является закрытой без циркуляции, в связи с чем, обеспечить нормативную температуру горячей воды на всем протяжении тепловой сети при низком водоразборе потребителями технически невозможно, что подтверждается разъяснениями Уральского Управления Ростехнадзора №36-07/15547 от 07.12.2011 (л.д.98).

12.08.2011 ОАО «Курганская генерирующая компания» совместно с ООО «Восток-Центр» проведено обследование системы горячего водоснабжения жилого дома, в ходе которого было установлено, что температура энергоресурса на вводе в жилой дом соответствует нормативной, однако, в часы малого разбора воды температура в точках водоразбора потребителей снижается.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые устанавливают требования к техническому обслуживанию и ремонту инженерного оборудования (глава 5), предъявляемые, в том числе и к организациям по обслуживанию жилищного фонда (управляющим компаниям).

Исходя из положений главы 5 указанных Правил суд приходит к выводу о том, что от обеспечения исправности и надлежащего содержания, своевременного проведения ремонта и надлежащей эксплуатации систем горячего водоснабжения жилых многоквартирных домов также зависит соблюдение температурного нормативно установленного уровня горячей воды, подаваемой к водоразборным точкам в жилых помещениях дома. При этом ресурсоснабжающая организация, в данном случае ОАО «Курганская генерирующая компания», не несет ответственности за содержание внутридомового инженерного оборудования, поскольку оно в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

При указанных обстоятельствах, с учетом названных норм права, суд приходит к выводу о том, что за качество коммунальной услуги по горячему водоснабжению жилого дома №42 по ул. Станционная несет ответственность ресурсоснабжающая организация ОАО «Курганская генерирующая компания», на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме и управляющая компания ООО «Восток-Центр» - в границах внутридомовых сетей системы горячего водоснабжения. При этом указанные организации несут данную ответственность вне зависимости от наличия имущественных прав на используемые сети.

Государственной жилищной инспекцией Курганской области по результатам вышеуказанной проверки в отношении ООО «Восток-Центр» производство по делу об административном правонарушении прекращено (т.1 л.д.136).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению дома №42 по ул. Станционная в г. Кургане по установленным тарифам взималась обществом непосредственно с собственников жилых помещений данного дома.

Поскольку в данном случае общество является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячей воды в проверенный инспекцией жилой дом, вступает в непосредственные отношения с потребителями, получая от собственников жилых помещений оплату за поставляемую горячую воду, а также учитывая, что разводящие сети от теплопункта к жилому дому общество использует для поставки горячей воды, то именно общество в данном случае несет ответственность за качество коммунальных ресурсов.

Факт того, что обществом не обеспечен нормативный уровень услуги по горячему водоснабжению материалами дела подтвержден.

Отсутствие в акте указания на примененный измерительный прибор, не опровергает сведения, изложенные в акте проверки.

Инспекцией представлено свидетельство о поверке № 2911 на термометр радиационный тип Raynger МТ6 (т.2 л.д.14).

Непрерывность предоставления коммунальной услуги по подаче горячей воды, соответствующей нормативно установленной температуры (от 50 до 75 град. С) жителям спорного дома не обеспечена, что подтверждается актом внепланового мероприятия по государственному контролю № 1303 от 19.07.2011. При этом, как следует из текста акта проверки, причиной указанного нарушения послужило несоответствие нормативам температуры горячего водоснабжения на вводе в дом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что в ходе мероприятий по контролю Государственной жилищной инспекцией Курганской области установлено неправомерное бездействие заявителя в своей зоне ответственности, повлекшее нарушения указанные в предписании.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Курганской области, утверждённым постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 №219, Государственная жилищная инспекция Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

В соответствии с положениями части 16 статьи 10, пункта 2 статьи 15 Закона N 294-ФЗ проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено органом государственного контроля (надзора) о проведении проверки.

Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что нарушение требований в части срока уведомления о проведении проверки относится к грубым нарушениям.

Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией Курганской области государственной функции по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства, утверждённым Приказом начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области от 07.09.2009 №80, мероприятие по контролю включает в себя уведомление контролируемых лиц о времени и месте проведения мероприятия по контролю. Уведомление о проведении мероприятия по государственному контролю осуществляется телефонограммой, повесткой, почтовым уведомлением, направляемым заказным письмом с уведомлением, либо вручается законному представителю юридического лица лично или через канцелярию, в этом случае на уведомлении ставится штамп и входящий номер организации. Гражданам и должностным лицам уведомление о проведении мероприятия по контролю вручается лично либо направляется заказным письмом с уведомлением.

Между тем, из дела видно, что проверка проведена в отсутствие представителя ОАО «Курганская генерирующая компания», при этом заинтересованным лицом не представлено доказательств уведомления общества о проведении проверки, что является нарушением вышеприведённых нормативных актов.

В силу изложенного оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным.

Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» удовлетворить.

Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Курганской области от 19.07.2011 № 0000577 об устранении нарушений законодательства.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Курганской области в пользу открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Курганской области.

Судья Н.А.Обабкова