ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6307/13 от 04.03.2014 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело № А34-6307/2013

07 марта 2014 года

  Решение в полном объёме изготовлено 07.03.2014года;

Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2014года;

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Поляковой А.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Черновой И.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Аврора» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

3-е лицо: ФИО1;

о признании недействительными приказа № 139 от 01.10.2013 и запроса № 3195-03/45 от 10.10.2013,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, по доверенности от 19.03.2012 № 4,

от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 09.01.2014 № 1-Д, удостоверение от 23.09.2009 № 1912; ФИО4, по доверенности от 09.01.2014 № 2-Д, удостоверение от 10.10.2011 № 4,

от третьего лица: ФИО1, паспорт

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма Аврора» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными приказа № 139 от 01.10.2013 о проведении проверки и запроса № 3195-03/45 от 10.10.2013 о предоставлении документов, вынесенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление).

Из заявления и пояснений к нему, возражений на отзыв заинтересованного лица (л.д.5-6, 55-57,т.1, л.д.14, 18, т.2) следует, что заявитель на заявленных требованиях настаивает, полагает, что оспариваемые им Приказ № 139 от 01.10.2013 о проведении проверки по жалобе и направлении запроса № 3195-03/45 от 10.10.2013 о предоставлении документов по данному Приказу, являются недействительными. Считает, что оспариваемые ненормативные акты вынесены заинтересованным лицом – Управлением Роскомнадзора по Курганской области в отсутствие у него полномочий назначать и проводить проверку в отношении ООО «Агрофирма Аврора», не находящейся на территории деятельности данного органа, отсутствие законных оснований для проведения внеплановой проверки, а также считает, что оспариваемый запрос о предоставлении документов не соответствует требованиям закона в части установленного порядка его оформления. По ходатайству заинтересованного лица о привлечении к участию третьего лица без самостоятельных требований – г.Шахматову М.П., возражает (л.д.40,т.2). Заявленные требования просит удовлетворить.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 13276 9, 14924 8, 13274 5, 14922 4, отчёты о публикации судебных актов, в деле), заявил ходатайство от 21.02.2014 о рассмотрении дела без его участия в случае отказа проведения судебного заседания путём использования ВКС в связи с отдалённостью места проведения судебного заседания (в деле).

Ходатайство заявителя о проведении судебного заседания, назначенного на 13час.15мин. 04.03.2014 путём использования систем видеоконференц-связи судом оставлено без удовлетворения по причине отсутствия технической возможности, ходатайство заявителя о рассмотрении дела без его участия судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления. Пояснили, что проведенная проверка не является многотерриториальной, так как она проводится на основании жалобы гражданки ФИО1 по факту нарушения её прав на территории Курганской области. Запрос о предоставлении необходимой для проведения проверки документации (информации), направленный в адрес ООО «Агрофирма Аврора», оформлен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденной приказом Роскомнадзора 01.02.2013 № 61. В удовлетворении заявленных требований просили отказать.

Третье лицо – г.ФИО1 поддержала позицию заинтересованного лица, представила отзыв, суду пояснила, что на её домашний адрес поступило уведомление от ООО «Юридическая компания Альянс» с требованием оплаты долга по коммунальным платежам, право требование которого к физическим лицам было приобретено ООО «Агрофирма Аврора» на торгах у ООО «ПЖТ+» (банкрот). ООО «Юридическая компания Альянс» взыскивает указанную задолженность на основании договора с ООО «Агрофирма Аврора», при этом данное уведомление было направлено открытым способом (без конверта), с указанием персональных данных физического лица, а также иных персональных сведений, указанных в карточке лицевого счёта (ФИО, адрес местожительства, номер лицевого счёта, сведения о собственнике квартиры, площади и др.). Направленное требование заканчивалось предупреждением, что в случае неуплаты в указанный срок с должника будет произведено взыскание долга в судебном порядке с отнесением на него оплаты адвоката – 3000 руб., проезда адвоката 3000рублей (г.Магнитогорск-г.Шадринск-г.Магнитогорск), госпошлины 200руб. и исполнительского сбора – 500руб. К требованию имелось Приложение: карточка лицевого счёта, квитанция. Посчитав, что направленное таким образом требование нарушает права, раскрывает персональные данные без согласия, г.ФИО1 обратилась в адрес заинтересованного лица с жалобой, считает, что жалоба рассмотрена уполномоченным органом, заявленные требования находит необоснованными. Пояснила, что во взыскании требуемого ООО «Агрофирма Аврора» с неё долга по коммунальным платежам имеется вступивший в законную силу судебный акт, которым во взыскании долга фирме отказано. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 26.09.2013 в адрес Управления Роскомнадзора по Курганской области поступило обращение гр.ФИО1, проживающей в <...> (л.д.91-92,т.1) по факту нарушения её прав в связи с тем, что ООО «Агрофирма Аврора» без её согласия передала на обработку третьему лицу – ООО «Юридическая компания Альянс» её персональные данные в нарушение требований ст.6, ст.19, ч.3 ст.21 Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", при этом ООО «Агрофирма Аврора» обрабатывает её персональные данные также без получения от неё соответствующего согласия.

С целью рассмотрения данной жалобы в адрес заявительницы Управлением направлен запрос от 27.09.2013 за № 3004-03/45 о предоставлении документов, подтверждающих факт нарушений и об уточнении почтовых реквизитов ООО «Агрофирма Аврора».

На указанный запрос г.ФИО1 представила дополнительные пояснения и приложила направленные в её адрес ООО «Юридическая компания Альянс»: Требование ООО «Юридическая компания Альянс» об оплате долга перед ООО «ПЖТ+» в размере 409,42руб., из которого следует, что г.Шахматова М.П имеет долг по коммунальным платежам перед ООО «ПЖТ+». Из текста Требования следует, что ООО «ПЖТ+» признан банкротом, его имущественные и иные права проданы с торгов, при этом право требования дебиторской задолженности ООО «ПЖТ+» к физическим лицам, связанное с коммунальными платежами, перешло к ООО «Агрофирма Аврора», которое в свою очередь заключило договор оказания юридических услуг с ООО «Юридическая компания Альянс» по взысканию с граждан указанной задолженности; И приложенные к Требованию карточку лицевого счёта; квитанцию; возражение на встречное исковое заявление (л.д.92-96,т.1).

Изучив представленные документы Управление Роскомнадзора по Курганской области пришло к выводу о необходимости проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Агрофирма Аврора», для чего руководителем Управления г.Овчинниковой Е.А. (приказы о назначении, п.11.10 Положения об Управлении, л.д.108,т.1, л.д.35-36,т.2) был издан Приказ № 139 от 01.10.2013 «О проведении внеплановой проверки документарной проверке общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Аврора» (ООО «Агрофирма аврора») (л.д.11-14,т.1) с целью рассмотрения обращения г.ФИО1 по вопросам проверки обязательных требований в области обработки персональных требований. В оспариваемом Приказе определён перечень документов, запрашиваемых от ООО «Агрофирма Аврора», представление которых необходимо для достижения цели и задачи проведения проверки. Срок проведения проверки – с 10.10.2013 по 06.11.2013.

Копия данного Приказа направлена в адрес ООО «Агрофирма Аврора» сопроводительным письмом от 01.10.2013 № 3057-03/45 по электронной почте (копия электронного документа подписанного электронной подписью, л.д.10,т.1, л.д.97,т.1, копии идентичны) и дополнительно заказной корреспонденцией (почтовое отправление за № 64001061 162763 получено 09.10.2013, л.д.98,т.1).

10.10.2013 Управление направляет в адрес заявителя запрос о предоставлении информации в рамках внеплановой проверки за № 3195-03/45. В данном запросе Управление поясняет, что в связи с проведением проверки в период с 10.10.2013 по 06.11.2013 на основании Приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Курганской области от 01.10.2013 № 139 внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Агрофирма Аврора» по поступившей жалобе г.ФИО1 Управление вторично просит представить следующую документацию (информацию):

1.Свидетельство о регистрации и внесении в Реестр юридического лица;

2.Устав организации;

3.Выписки из ЕГРЮЛ, содержащие актуальные данные на момент проведения проверки;

4.Уведомление (информацию) об обработке ООО «Агрофирма Аврора» персональных данных в соответствии со ст.22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

5.Договор между ООО «Агрофирма Аврора» и ФИО1 на предоставление услуг;

6.Согласие ФИО1 на обработку (в т.ч. передачу третьим лицам - ООО «Юридическая компания Альянс» её персональных данных;

7.В случае отсутствия согласия ФИО1 на обработку её персональных данных, представить:

7.1Документы (информацию), свидетельствующие от кого получены её персональные данные;

7.2Копию направленного ФИО1 уведомления об обработке ООО «Агрофирма Аврора» её персональных данных;

8.Договор между ООО «Агрофирма Аврора» и ООО «Юридическая компания Альянс» об обработке (передаче) персональных данных ФИО1;

9.Документы, подтверждающие факт передачи имущественных и неимущественных прав от ООО «ПЖТ+» к ООО «Агрофирма Аврора»;

10.В случае отсутствия каких-либо перечисленных документов, пояснительную записку с обоснованием отсутствия (со ссылкой на действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации).

Ответ на данный запрос Управление просит представить в соответствии с частями 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в течение 10 рабочих дней.

На данный запрос информации в рамках внеплановой проверки за подписью руководителя Управления № 3195-03/45 от 10.10.2013 ответа от ООО «Агрофирма Аврора» также не поступило.

Вместе с тем, полагая, что указанные Приказ № 139 от 01.10.2013 и письмо - запрос о предоставлении документов от 10.10.2013 № 3195-03/45 в рамках проведения внеплановой проверки являются недействительными ввиду отсутствия полномочий у заинтересованного лица и оснований для их вынесения, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, основанием для признания недействительным ненормативного акта, незаконными действий (бездействия) государственных и иных органов и их должностных лиц является несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В развитие названных конституционных положений в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, принят Закон "О персональных данных".

Данный Закон определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, права и обязанности иных участников правоотношений, регулируемых этим законом.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" установлены, в том числе следующие понятия:

- персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

- предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона №152-ФЗ оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу пункта 3 статьи 22 названного закона уведомление должно содержать следующие сведения: наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора; цель обработки персональных данных; категории персональных данных; категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются; правовое основание обработки персональных данных; перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств; фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты; дата начала обработки персональных данных; срок или условие прекращения обработки персональных данных; сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки; сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

Из направленного ООО «Юридическая компания Альянс» Требования (дата не проставлена) в адрес Г.ФИО1 следует, что ООО «Агрофирма Аврора» приобрела на торгах право требования дебиторской задолженности ООО «ПЖТ+» к физическим лицам, связанной с коммунальными платежами.

При этом ООО «Юридическая компания Альянс» поясняет в данном Требовании, что ООО «Агрофирма Аврора» заключила с ним договор оказания юридических услуг, в этой связи предлагает погасить долг.

Как следует из представленного в материалы дела указанного выше Требования, карточки лицевого счёта, указанные документы содержат персональные данные абонента.

Карточка лицевого счёта на оплату коммунальных услуг содержит сведения, прямо относящиеся к субъекту персональных данных: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, что делает возможным определить принадлежность номера лицевого счёта, площади помещения, суммы начисления и (или) задолженности, владельца квартиры и др., конкретному субъекту персональных данных. Соответственно эти сведения являются персональными данными.

В силу части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Частью 1 статьи 9 данного Закона установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.

Согласно части 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение части 3 статьи 6 Закона №152-ФЗ передача персональных данных третьему лицу - ООО «Юридическая компания Альянс» осуществляется без согласия субъектов персональных данных.

Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств, что ФИО1 давала согласие ООО «Агрофирма Аврора» на обработку персональных данных (в том числе на их предоставление) при сообщении их ООО «Юридическая компания Альянс».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в своей деятельности заявитель по взысканию долга за коммунальные платежи с физических лиц обязан руководствоваться положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Далее, заявитель полагает, что заинтересованное лицо не было наделено полномочиями по проведению проверки в отношении него, поскольку его место регистрации находится за пределами Курганской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 5054,т.1, л.д.43-47,т.2, копии идентичны) ООО «Агрофирма Аврора» зарегистрирована по адресу: Челябинская область, Карталинский район, с.Новониколаевка.

Данный факт, по мнению заявителя, исключает для заинтересованного лица, зарегистрированного и действующего на территории Курганской области, возможность проведения в отношении него каких-либо проверок.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Роскомнадзор (пункт 1 Положения), находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 2 данного Положения).

В полномочия Роскомнадзора входит осуществление контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (пункт 5.1.1.4 Положения).

В силу пункта 6 Типового положения о территориальном органе Роскомнадзора, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 07.04.2009 N 51, (далее Типовое положение), территориальный орган осуществляет возложенные на него полномочия на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации в соответствии со схемой размещения территориальных органов Роскомнадзора и на основании Положения о территориальном органе.

Пунктом 7 Типового положения территория деятельности территориального органа устанавливается в Положении о территориальном органе.

В силу 10 Типового положения территориальный орган с целью реализации полномочий имеет право:

10.1. Запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также у юридических и физических лиц сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 26.12.2012 № 1378 утверждено Положение об Управлении Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области (л.д.103,т.1).

Управление в соответствии с пунктом 3 данного Положения является территориальным органом федеральной службы (л.д.104-108,т.1).

В соответствии с пунктом 6 Положения Управление осуществляет возложенные на него полномочия на территории Курганской области (л.д.104,т.1).

В силу пунктов 7.1.5, 7.1.5.1 Положения Управление государственный контроль и надзор в сфере персональных данных за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Согласно пункту 8 Положения Управление с целью реализации полномочий имеет право:

8.1. Запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также у юридических и физических лиц сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 23 Федерального закона "О персональных данных" уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14.11.2011 N 312 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Данный Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Службы и ее территориальных органов, а также порядок взаимодействия с государственными органами, муниципальными органами, юридическими или физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных, в рамках проведения проверок при осуществлении государственной функции.

Согласно пунктам 6,10 – 11, 28-32 Регламента Управление проводит проверки деятельности операторов на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, которые могут носить как плановый, так и внеплановый характер, в форме документарной или выездной проверки. Внеплановые проверки проводятся, в том числе, в связи с поступлением в Службу или ее территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о следующих фактах: нарушение прав и законных интересов граждан действиями (бездействием) операторов при обработке их персональных данных, нарушение операторами требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также о несоответствии сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, фактической деятельности.

В соответствии с пунктами 42-46 Регламента проверки проводятся должностными лицами Службы и (или) ее территориального органа на основании приказов Службы и (или) ее территориальных органов.

Форма приказа утверждена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915). Решение о проведении проверки принимает руководитель Службы или руководитель территориального органа Службы. В приказе о проведении проверки указываются:

- Наименование органа федерального государственного контроля (надзора).

- Фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводящих проверку.

- Наименование (фамилия, имя, отчество) Оператора.

- Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.

-Правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

- Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.

- Перечень документов, представление которых Оператором необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

- Даты начала и окончания проведения проверки.

В соответствии с пунктом 70 Регламента документарная проверка проводится по месту нахождения Службы или ее территориального органа.

Уведомление о проведении документарной проверки направляется в адрес работодателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, вызывает сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение работодателем требований, установленных нормативными актами, в его адрес направляется запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проверки документы.

В течение десяти рабочих дней со дня получения запроса работодатель должен представить контролерам указанные в запросе документы.

Как установлено материалами дела основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение г.ФИО1, проживающей на территории Курганской области, о нарушении её прав соблюдения обязательных требований в области обработки персональных данных.

Оспариваемый Приказ был принят руководителем уполномоченного органа в пределах полномочий и на подведомственной ему территории, нарушений законодательства либо прав и законных интересов заявителя оспариваемым Приказом судом не установлено.

Оспариваемый Запрос направлен во исполнение указанного выше Приказа и самостоятельного значения не имеет.

Запрос оформлен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённой Приказом Роскомнадзора от 01.02.2013 № 61 (с изменениями от 17.01.2013 № 30, л.д.109,т.1). Направление электронных документов в адрес заявителя оформлены в соответствии с требованиями пункта 6.2.1 , 6.2.1.1, 6.2.1.2 Инструкции.

В силу пункта 47 Регламента при проведении проверки в отношении Оператора, осуществляющего деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, приказ о назначении ответственного территориального органа подписывается руководителем или заместителем руководителя Службы и направляется в адрес соответствующего территориального органа Службы.

Представленный Управлением Реестр № 52 на корреспонденцию о направлении в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, не подтверждает исполнение требований пункта 47 Регламента, само письмо не представлено (л.д.88,т.1).

В этой связи суд считает, что довод заявителя о нарушении заинтересованным лицом порядка издания оспариваемого Приказа в этой части обоснованным, вместе с тем, данное нарушение не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон о защите прав юридических лиц регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении указанного контроля (надзора) (п. 1 ст. 1).

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки, включая основание, указанное в подп. "в" п. 2, являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора).

Истребованные Управлением документы и сведения соответствуют предмету проверки, поскольку необходимы для анализа деятельности проверяемого лица на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации по соблюдению обязательных требований в области обработки персональных данных.

Довод заявителя о том, что заинтересованное лицо запросило информацию, составляющую коммерческую тайну, представленным Приказом № 5 от 16.08.2011 «Об определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну», не подтверждается, конкретного перечня закрытых документов не содержит (л.д.60,т.1).

При вышеизложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

При обращении в суд, заявитель в доказательство оплаты государственной пошлины представил копию платёжного поручения за № 98 от 25.10.2013 в размере 2000 рублей (л.д.58,т.1), представленный документ не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства уплаты госпошлины.

В соответствии со ст.ст.102, 103, ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Аврора» (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Аврора» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.И. Полякова