ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6313/2021 от 31.08.2021 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-6313/2021

03 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А., при ведении протокола помощником судьи Пановой И.А., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению  акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия,

третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в заседании представителей:

от заявителя: явки нет, извещен,

от заинтересованного лица: явки нет, извещен,

от третьего лица: явки нет, извещен,

установил:

акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента финансов и имущества Администрации г. Кургана, выразившиеся в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), в связи с непогашением МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" задолженности по исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Курганской области: исполнительный лист ФС 006828826 от 05.04.2017, судебный приказ по делу А34-13580/2016 от 29.11.2016, судебный приказ по делу А34-14061/2017 от 05.12.2017, судебный приказ по делу А34-2571/2018 от 30.03.2018, судебный приказ по делу А34-5376/2018 от 30.05.2018, судебный приказ по делу А34-9367/2018 от 31.08.2020, судебный приказ по делу А34-9366/2018 от 10.09.2018, исполнительный лист ФС 019078189 от 24.12.2018, судебный приказ по делу А34-13928/2018 от 13.12.2018, судебный приказ по делу А34-1202/2019 от 25.02.2019, судебный приказ по делу А34-9964/2019 от 01.08.2019, судебный приказ по делу А34-16236/2019 от 29.112019, судебный приказ по делу А34-84/2020 от 25.02.2020, судебный приказ по делу А34-4208/2020 от 27.04.2020, судебный приказ по делу А34-5763/2020 от 11.06.2020, судебный приказ по делу А34-7994/2020 от 23.07.2020, судебный приказ по делу А34-9825/2020 от 24.08.2020, судебный приказ по делу А34-986/2017 от 14.02.2017, судебный приказ по делу А34-14205/2016 от 07.12.2016, судебный приказ по делу А34-1095/2017 от 06.09.2017, судебный приказ по делу А34-13000/2016 от 24.11.2016, судебный приказ по делу А34-8434/2017 от 13.07.2017, судебный приказ по делу А34-6235/2018 от 13.07.2018.

Обязании Департамента финансов и имущества Администрации г. Кургана приостановить расходные операции на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), в связи с непогашением МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" задолженности по исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Курганской области: исполнительный лист ФС 006828826 от 05.04.2017, судебный приказ по делу А34-13580/2016 от 29.11.2016, судебный приказ по делу А34-14061/2017 от 05.12.2017, судебный приказ по делу А34-2571/2018 от 30.03.2018, судебный приказ по делу А34-5376/2018 от 30.05.2018, судебный приказ по делу А34-9367/2018 от 31.08.2020, судебный приказ по делу А34-9366/2018 от 10.09.2018, исполнительный лист ФС 019078189 от 24.12.2018, судебный приказ по делу А34-13928/2018 от 13.12.2018, судебный приказ по делу А34-1202/2019 от 25.02.2019, судебный приказ по делу А34-9964/2019 от 01.08.2019, судебный приказ по делу А34-16236/2019 от 29.112019, судебный приказ по делу А34-84/2020 от 25.02.2020, судебный приказ по делу А34-4208/2020 от 27.04.2020, судебный приказ по делу А34-5763/2020 от 11.06.2020, судебный приказ по делу А34-7994/2020 от 23.07.2020, судебный приказ по делу А34-9825/2020 от 24.08.2020, судебный приказ по делу А34-986/2017 от 14.02.2017, судебный приказ по делу А34-14205/2016 от 07.12.2016, судебный приказ по делу А34-1095/2017 от 06.09.2017, судебный приказ по делу А34-13000/2016 от 24.11.2016, судебный приказ по делу А34-8434/2017 от 13.07.2017, судебный приказ по делу А34-6235/2018 от 13.07.2018.

Также просит взыскать с Департамента финансов и имущества Администрации г. Кургана в пользу АО «ЭК Восток» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб.

Определением от 23.04.2021 заявление принято к производству, назначено предварительное и судебное заседание, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Определениями от 03.06.2021, 10.08.2021 в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приняты направленные заявителем уточнения заявленных требований. Заявитель указывает на сохранение задолженности по  исполнительному листу серии ФС № 006828826 по делу № А34-14370/2016, выданному Арбитражным судом Курганской области 05.04.2017, в размере 3900,47 руб., просит признать незаконным бездействие Департамента финансов и имущества Администрации г. Кургана, выразившиеся в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), в связи с непогашением МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" задолженности по исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Курганской области: исполнительный лист ФС 006828826 от 05.04.2017; обязать Департамент финансов и имущества Администрации г. Кургана приостановить расходные операции на всех лицевых счетах МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), в связи с непогашением МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" задолженности по исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Курганской области: исполнительный лист ФС 006828826 от 05.04.2017; взыскать с Департамента финансов и имущества Администрации г. Кургана в пользу АО «ЭК Восток» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб.

В материалы дела заявителем представлена копия исполнительного листа ФС № 006828826, выданного 03.04.2017 (л.д. 21-24), в связи с чем указание даты заявителем – 05.04.2017 суд относит на техническую опечатку.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, будучи надлежащим образом, извещёнными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, заинтересованное лицо, третье лицо письменный отзыв не представили.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся лиц.

В обоснование заявленного требования (с учетом уточнения) заявитель указал, что Департамент, являющийся финансовым органом, в котором открыты лицевые счета третьего лица, в нарушение действующего законодательства не исполнил возложенную на него законом обязанность по приостановлению операций по лицевым счетам должника в связи с неисполнением последним исполнительных документов Арбитражного суда Курганской области.

Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что Арбитражным судом Курганской области 03.04.2017 выдан исполнительный лист ФС 006828826 на взыскание с МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КУРГАНА "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №105 "ЯКОРЁК" в пользу Акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» взыскано    172 713 руб. 22 коп. основного долга за поставленную в период с  марта по август 2016 года электрическую энергию по договору энергоснабжения № 9505 от 24.03.2016, 14 800 руб. 87 коп. неустойки за период с 19.04.2016 по 28.10.2016 с продолжением начисления неустойки на сумму основного долга 172 713 руб. 22 коп.в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 29.10.2016 по день фактической оплаты, а также 6625 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины – исполнительный документ выдан в соответствии с судебным актом от 14.02.2017 по делу № А34-14370/2016 (л.д. 21).

В целях исполнения данного судебного акта АО «ЭК «Восток» исполнительный документ был направлен в Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана (л.д. 25). Факт получения исполнительного документа заинтересованным лицом не оспаривается.

На момент рассмотрения дела задолженность по исполнительному листу серии ФС № 006828826 от 03.04.2017 по делу № А34-14370/2016в размере 3900 руб. 47 коп. не погашена. Акт сверки представлен заявителем в материалы дела 10.08.2021 (л.д. 131-132), заинтересованным, третьим лицом какие-либо данные о несогласии, в том числе по предложению суда (определение от 10.08.2021, л.д. 135-136), не направлены.

При этом осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения Департаментом не приостанавливалось. Данных об обратном в материалах дела не имеется, заинтересованным лицом предоставлено не было.

При оценке заявленных требований (с учетом уточнения) суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При этом в силу части 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Вышеуказанные положения означают, что указанные лица обязаны совершать все необходимые действия по оформлению (исполнению, восстановлению) прав, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.

Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (ч. 3 ст. 10 ГК РФ). Таким образом, судебная защита не завершается принятием судебного акта, она включает в себя реальное его исполнение.

В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ч. 1). Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом (ч. 2).

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Из дела следует, что третье лицо является муниципальным бюджетным учреждением.

В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 названого Закона).

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных Федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В пункте 1 статьи 242.1 БК РФ определено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно пункту 5 статьи 242.5 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ) предусмотрен особый порядок исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений.

Статьей 30 Закона № 83-ФЗ установлены особенности исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения.

На основании части 1 статьи 30 Закона № 83-ФЗ лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов.

В силу пункта 6 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

На основании пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем первым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац четвертый пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ).

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (абзац первый пункта 11 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ).

Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Само по себе неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

При этом приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. При этом само по себе неисполнение должником в течение 30 дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для применения указанных мер сразу после истечения указанного срока.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом наличие у него полномочий по ведению лицевых счетов учреждения (третьего лица).

Факт предъявления к исполнению исполнительного документа подтвержден материалами дела и не ставится под сомнение заинтересованным лицом.

Как усматривается из обстоятельств настоящего дела, предъявленные к исполнению исполнительные документы, с учетом уточнения заявленных требований – исполнительный лист ФС № 006828826 от 03.04.2017 по делу № А34-14370/2016, не возвращен заявителю и принят Департаментом к исполнению. Финансовый орган не отрицает, что должник уведомлен о поступлении исполнительного документа.

В установленный законом срок требования исполнительного документа должником в полном объеме исполнены не были, что участвующими в деле лицами не оспаривается.

Задолженность по исполнительному документу на момент рассмотрения дела не погашена. Сведения о полном исполнении исполнительного документа Арбитражного суда Курганской области в деле отсутствуют.

Наличие у третьего лица социально-значимых функций, сфера, в которой им осуществляется деятельность, для разрешения настоящего дела значения иметь не может, поскольку каких-либо изъятий из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона № 83-ФЗ для образовательных учреждений не установлено.

Отсутствие денежных средств для погашения задолженности в бюджете города, недостаточности субвенций из областного бюджета, то есть вопросы фактического исполнения не влияют на обязанность заинтересованного лица приостановить операции по расходованию средств.

Поскольку установленная законом обязанность Департамента приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, установлена императивно, она подлежит исполнению финансовым органом независимо от уровня бюджетного финансирования, частичного фактического исполнения.

Суд отмечает, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.11.2017 № 301-КГ17-16158, применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью, которая вводится независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.

В анализируемых правоотношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах. В этой сфере действия Департамента предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, поскольку обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.

Изложенное свидетельствует о наличии со стороны финансового органа незаконного бездействия, противоречащего установленному Законом № 83-ФЗ порядку обращения взыскания на средства бюджетного учреждения.

Таким образом, заинтересованное лицо, установив неисполнение должником (третьим лицом) исполнительных документов, должно было в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Доказательств осуществления заинтересованным лицом указанных действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций, предусмотренных законом), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, в материалы дела не представлено.

В связи с чем, бездействие Департамента, выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах третьего лица, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, подлежит признанию незаконным, нарушающим права заявителя на своевременное и полное взыскание долга.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 8-П взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок.

Рассматриваемое бездействие приводит к затягиванию исполнения судебного акта, которым подтверждено денежное обязательство, и, соответственно, нарушает права и законные интересы заявителя как взыскателя.

На дату обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением Департаментом не были приняты предусмотренные законом меры по приостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете должника, в связи с чем оспариваемое бездействие не соответствует нормам действующего законодательства.

В связи с удовлетворением требований заявителя, в резолютивной части решения в соответствии с положениями пункта 3 части 5 статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует указать на обязанность Департамента совершить действия по устранению допущенных нарушений, а именно – приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах третьего лица, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов, до полного исполнения исполнительного документа Арбитражного суда Курганской области: исполнительному листу серии ФС № 006828826 по делу № А34-14370/2016, выданному Арбитражным судом Курганской области 03.04.2017, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Указанная формулировка соответствует положениям Закона № 83-ФЗ.

Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана, выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 105 «Якорёк», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе в связи с непогашением задолженности по исполнительному документу, выданному Арбитражным судом Курганской области 03.04.2017: исполнительный лист серии ФС № 006828826 по делу № А34-14370/2016.

Обязать Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 105 «Якорёк», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе, до погашения задолженности по исполнительному документу, выданному Арбитражным судом Курганской области 03.04.2017: исполнительный лист серии ФС № 006828826 по делу № А34-14370/2016, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Взыскать с Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

И.А. Пшеничникова