ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6379/2010 от 23.03.2011 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курган Дело № А34-6379/2010

  28 марта 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2011г.

В полном объёме решение изготовлено 28 марта 2011г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Шестаковой Л.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евтодеевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дипломат» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании:

от заявителя ФИО1, представитель по доверенности от 22.03.2011, от заинтересованного лица: явки нет

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дипломат» (далее – заявитель, ООО «Дипломат», общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2010 №03-10/193 Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по УФО) о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей на основании статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что проверкой установлено, что общество в проверяемом периоде операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ) не осуществляло. Поскольку операций, подлежащих контролю не выявлено, не может быть в этой части и события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 15.27. Кодекса. Правила внутреннего контроля были разработаны обществом и дважды направлены в Управление по причине отказа в согласовании. Нарушение сроков согласования правил внутреннего контроля не предусмотрено статьёй 15.27. в качестве объективной стороны. Заявитель указал, что на момент проверки ООО «Агентство недвижимости «Дипломат» было переименовано в ООО «Дипломат», вместе с тем в оспариваемом постановлении в качестве лица, в отношении которого рассмотрено дело, указано ООО «Агентство недвижимости «Дипломат», таким образом, административным органом не установлено лицо, совершившее административное правонарушение, состав отсутствует. Заявитель считает правонарушение малозначительным (статья 2.9. Кодекса).

В судебном заседании представитель заявителя на своих требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении. Кроме того представил дополнения к заявлению, указал, что заявитель не является субъектом вменённого ему административного правонарушения поскольку деятельность общества носит посреднический характер в виде консультирования, информирования, составления документов, касающихся объектов недвижимости. Операций с денежными средствами или недвижимым имуществом заявитель не осуществляет.

Заинтересованное лицо с требованиями не согласно по доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что заявитель допустил административное правонарушение, поскольку не исполнил требования статей 6 и 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 года №28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Указывает, что общество с нарушением установленного срока осуществило постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, с нарушением срока представлена документы, необходимые для согласования Правила внутреннего контроля. В части организации внутреннего контроля обществом допущено нарушение пункта 2 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, обществом не применялся. По мнению заинтересованного лица, факт переименования общества не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Оснований для применения статьи 2.9. заинтересованное лицо не усматривает. В удовлетворении заявления просит отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МРУ Росфинмониторинга по УФО. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании Приказа от 08.11.2010 №185 МРУ Росфинмониторинга по УФО проведена проверка по вопросам соблюдения ООО «Агентство недвижимости «Дипломат» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (том 2 л.д.130).

В ходе проведения проверки установлено, что общество зарегистрировано 23.03.2010, согласно уставу одним из видов его деятельности является деятельность по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества. При этом выявлено, что обществом необходимые документы для постановки на учет в управление были представлены 19.05.2010, то есть с нарушением срока установленного пунктом 9 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ и пунктом 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28; в нарушение требований пункта 2 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» общество не разработало и не утвердило правила внутреннего контроля в установленный срок, а также в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения не направило на согласование в управление; вопреки требованиям закона общество не имеет и не применяет список лиц, указанных в пункте 2 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

По результатам проверки МРУ Росфинмониторинга по УФО составлен акт проверки от 09.12.2010 №73 (том 2 л.д.26-32), 13.12.2010 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьёй 15.27 Кодекса. О дате и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества был уведомлен надлежащим образом, направил в адрес административного органа ходатайство о составлении протокола в его отсутствие (том 2 л.д. 33-34).

МРУ Росфинмониторинга по УФО вынесено определение от 13.12.2010 о принятии к рассмотрению дела № 03-10/193 с указанием времени и места его рассмотрения и было направлено в адрес заявителя (том 2 л.д.15-19). Факт его получения заявителем не оспаривается.

МРУ Росфинмониторинга по УФО вынесено постановление от 22.12.2010 № 03-1-/193 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. В соответствии с ходатайством общества дело рассмотрено в отсутствие его представителя (том 2 л.д.14).

Постановление об административном правонарушении в отношении заявителя вынесено руководителем МРУ Росфинмониторинга по УФО.

Статьёй 15.27 Кодекса (в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела) установлено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установлено, что общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 23.03.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (том 2 л.д.41).

В соответствии с разделом 3 устава одним из видов деятельности общества является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества (том 2 л.д.56). В связи с чем на общество распространяются требования ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Согласно статье 5 названного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Поскольку дата государственной регистрации общества - 23.03.2010, то документы, необходимые для постановки на учёт должны быть представлены не позднее 22.04.2010, вместе с тем документы представлены 19.05.2010, то есть с нарушением вышеперечисленных норм права.

В силу пункта 2 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Исходя из даты государственной регистрации общества, правила внутреннего контроля должны быть разработаны и утверждены организацией не позднее 22.04.2010, представлены для согласования в МРУ Росфинмониторинга по УФО не позднее 29.04.2010. Фактически правила разработаны и утверждены обществом 14.05.2010, представлены на согласование 19.05.2010. Уведомлением МРУ Росфинмониторинга по УФО от 08.06.2010, полученным заявителем 15.06.2010, отказано в согласовании правил внутреннего контроля, предложено доработать указанные правила и повторно представить их на согласование в течение 5 рабочих дней со дня получения данного уведомления. Таким образом, повторно правила внутреннего контроля должны быть направлены для согласования в МРУ Росфинмониторинга по УФО не позднее 22.06.2010, фактически правила направлены 10.09.2010, то есть с нарушением установленного срока. Названные обстоятельства заявителем не оспариваются.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что указанные нарушения произошли по вине заявителя, который не принял всех зависящих от него мер по исполнению соответствующих обязанностей.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса.

Вместе с тем суд не усматривает в действиях заявителя нарушений пункта 2 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ исходя из следующего.

Согласно названной норме операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Под обязательным контролем в силу статьи 3 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьёй 5 названного Закона относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Данные организации обязаны идентифицировать организацию, являющуюся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и проверить, относится ли она к организации, в отношении которой имеются полученные в установленном в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ порядке сведения о ее причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическому или юридическому лицу, действующему от имени или по указанию таких организации или лица.

При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, перечисленные в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 указанного закона сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Как установлено в абзаце 2 пункта 2 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ, проверка организаций, являющихся сторонами в операции с денежными средствами или иным имуществом, производится на основании перечня указанных организаций.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27, перечень, а также вносимые в него изменения доводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем составления перечня (внесения изменений), в виде информационных писем (на бумажном носителе или в электронном виде) до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.

При этом из анализа положений пункта 2 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ следует, что идентификация организации, являющейся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и ее проверка на предмет соответствия перечню указанных организаций возложена на организацию, оказывающую посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, только в случае фактического проведения операции с денежными средствами или иным имуществом.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде и на момент вынесения оспариваемого постановления общество не осуществляло указанной деятельности (акт проверки от 09.12.2010 №73 том 2 л.д.30). Доказательств обратного в материалы настоящего дела не представлено.

Поскольку общество не осуществляло операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ, у него не возникло обязанности осуществлять идентификацию клиентов и их сверку на предмет возможного совпадения с указанным списком (перечнем).

В соответствии Федеральным законом от 23.07.2010 №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 15.27. изложена в новой редакции, а именно введены части которые дифференцируют правонарушения в зависимости от вида неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Указанный Закон вступил в силу 24.01.2011.

В силу части 2 статьи 1.7. Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В соответствии с часть 1 статьи 15.27 Кодекса (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 №176-ФЗ) нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Установлено, что оспариваемое постановлением заявителем не исполнено.

Таким образом, руководствуясь статьёй 1.7., частью 1 статьи 15.27 Кодекса (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 №176-ФЗ) суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, уменьшив его до 20000рублей.

Оснований для применения статьи 2.9. Кодекса суд не усматривает.

В силу изложенных обстоятельств и приведённых норма права, суд отклоняет доводы заявителя, приведённые в заявлении и судебном заседании.

Также суд находит несостоятельными доводы заявителя, касающиеся невыявления административным органом лица, совершившего административное правонарушение исходя из следующего.

Установлено, что 23.03.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ООО «Агентство недвижимости «Дипломат» за основным государственным регистрационным номером <***>, общество поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН <***>. На основании решения общего собрания общества от 30.08.2010 внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы. Обществом было принято решение об изменении его местонахождения, о переименовании ООО «Агентство недвижимости «Дипломат» в ООО «Дипломат», об утверждении нового эскиза печати ООО «Дипломат». Изменения зарегистрированы 23.09.2010. ОГРН И ИНН общества остались прежние. При этом в административный орган сведения об изменении наименования обществом не представлены.

По мнению суда, смена наименования юридического лица не влечет прекращение его деятельности в виде реорганизации или ликвидации, а означает только изменение сведений о наименовании существующего юридического лица. Следовательно, привлечение к административной ответственности юридического лица с прежним наименованием, при отсутствии сведений о переименовании последнего, не является основанием для признании незаконным оспариваемого постановления.

В силу пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд,

решил:

Признать незаконным и изменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу от 22.12.2010 № 03-1-/193 о привлечении общество с ограниченной ответственностью «Дипломат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по статье 15.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей. Назначить административное наказание в виде штрафа в сумме 20000рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.П.Шестакова