ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6640/13 от 17.04.2014 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-6640/2013

23 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Саранчиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баль Ю.А., после перерыва секретарем судебного заседания Доля М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» в лице Отдела вневедомственной охраны по городу Кургану – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (ИНН 4501179691, ОГРН 1124501007927)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ИНН 4501099573, ОГРН 1024500512981)

о взыскании 42068 руб. 04 коп.

и по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ИНН 4501099573, ОГРН 1024500512981) к федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (ИНН 4501179691, ОГРН 1124501007927)

о признании договоров недействительными

при участии в заседании представителей:

от истца: Дуганова М.Е., доверенность от 09.01.2014, Садилова Т.В. доверенность от 09.01.2014,

от ответчика: Киселева Т.С., доверенность от 09.01.2014,

                                                   установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» в лице Отдела вневедомственной охраны по городу Кургану – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (далее – истец, ФГКУ УВО УМВД России по Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – ответчик, Курганское УФАС России) о взыскании 42068 руб. 04 коп., из них: 41550 руб. 80 коп. – основная задолженность за оказанные услуги, 517 руб. 24 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами, ссылаясь на статьи 12, 307, 309, 310, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением от 20.01.2014 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято увеличение размера исковых требований до 84592 руб. 53 коп., из них: 83119 руб. 80 коп. – основной долг, 1472 руб. 73 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами (расчет т.1 л.д. 142-143), в связи с увеличением периода задолженности: с июля 2013 по декабрь 2013.

В рамках дела № А34-7314/2013 Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области о признании договоров № 804/1 на выставление поста полиции от 1.01.2013, № 804/2 на выставление поста полиции от 01.01.2013 и № 804 на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений, заключенных между Управлением Федеральной антимонопольной службы о Курганской области и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области», недействительными.

Определением от 17.02.2014 дела № А34-7314/2013 и № А34-6640/2013 объединены в одно производство, делу присвоен номер А34-6640/2013.

Определением от 31.03.2014 принято уточнение предмета заявленных Курганским УФАС России требований, согласно которым просит признать договоры № 804/1 на выставление поста полиции от 01.01.2013, № 804/2 на выставление поста полиции от 01.01.2013, № 804 на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений от 01.01.2013, заключенные между Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области», недействительными в части платности данных договоров, в том числе: пп. 2.2.5, пп. 4.1-4.6 договора № 804 на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений от 01.01.2013, пп. 3.1.11, пп. 6.1-6.5 договора № 804/1 на выставление поста полиции от 01.01.2013, пп.3.1.11, пп.6.1-6.5 договора № 804/2 на выставление поста полиции от 01.04.2013.

Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 17.04.2014.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Заявил ходатайство о принятии судом увеличения размера исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, впоследствии его не поддержал (запись в протоколе).

Ответчик с иском не согласен, полагает, что договоры в части взимания платы являются ничтожными, поскольку охрана административных зданий ФАС России и ее территориальных органов возложена на органы полиции, при этом указанная обязанность является государственной функцией.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон,  исследовав имеющиеся доказательства, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что между Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (заказчик) и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (исполнитель) подписаны:

- договор № 804/1 на выставление поста полиции от 01.01.2013, согласно условиям которого, заказчик (Курганское УФАС России) передает, а исполнитель (ФГКУ УВО УМВД России по Курганской области) принимает под охрану помещение заказчика (объект), указанное в перечне охраняемых помещений (далее – договор № 804/1) (т.1 л.д. 9-20);

- договор № 804/2 на выставление поста полиции от 01.04.2014, согласно условиям которого, заказчик (ответчик) передает, а исполнитель (истец) принимает под охрану помещение заказчика (объект), указанное в перечне охраняемых помещений (далее – договор № 804/2) (т.1 л.д. 21-27);

- договор № 804 на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений, согласно условиям которого, исполнитель осуществляет выезд наряда полиции (автомашины «Группы задержания») при срабатывании тревожной сигнализации, установленной в помещении заказчика согласно прилагаемого перечня (приложение № 1) (далее – объект), для оказания услуг по пресечению противоправных действий (преступления, правонарушения) на объекте заказчика (далее – договор № 804) (т.1 л.д. 28-32).

В соответствии с пунктом 6.1 договоров № 804/1 и № 804/2 стоимость услуг исполнителя определяется исходя из действующих тарифов стоимости одного часа охраны и количества часов охраны и указана в расчете (приложение № 2) и составила 74460 руб. и 58140 руб. соответственно.

В приложении № 2 к договору № 804 стоимость охраны составила 14293 руб. 92 коп. за год или 1191 руб. 16 коп. в месяц (т.1 л.д. 29).

В обоснование заявленных требований Курганское УФАС России ссылается, что охрана административных зданий ФАС России и ее территориальных органов возложена на органы полиции, при этом указанная обязанность является государственной функцией; законодательством не предусмотрена возможность осуществления государственной функции на основании возмездных договоров, государственная функция осуществляется на основании норм административного права за счет средств, в данном случае федерального бюджета; ответчик не вправе осуществлять функцию органа полиции по охране объектов, в связи с тем, что является хозяйствующим субъектом, а также в силу того, что такое полномочие прямо не следует из устава учреждения.

Полагая, что договоры  № 804, 804/1 и 804/2, заключенные между сторонами, являются недействительными (ничтожными) в части платности этих договоров, поскольку услуги по охране объектов, подлежащих обязательной охране, должны обеспечиваться на безвозмездной основе, Курганское УФАС России обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств», арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закона о полиции) на полицию возложена обязанность по охране имущества и объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - постановление № 587) утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в который входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления  (пункт 1 данного Перечня).

Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» вступил в силу в 1996 году, через четыре года после Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587. Под действие этого Закона попадают иные объекты и лица, прямо в нем указанные.

Таким образом, здания (помещения), перечисленные в Перечне, не могут относиться к объектам государственной охраны в понимании Закона о государственной охране лишь на основании упомянутого Перечня.

Указанное, согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2013 № 10083/12.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 12 Закона о полиции на данный орган власти возложена обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р (далее - распоряжение № 1629-р; в редакции от 15.02.2011) утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, в котором в том числе поименованы административные здания ФАС России и ее территориальные органы (пункт 12 в редакции распоряжения Правительства  РФ от 10.05.2010 № 695-р).

Следовательно, полиция как субъект, обязанный охранять объекты, перечисленные в Перечне от 2 ноября 2009 г., осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите этих объектов на основе совокупности различных мер, в том числе охранных.

Утвержденным приказом МВД РФ от 31.08.2007 N 772 порядком обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам (далее - Порядок) конкретизируется порядок и способы охраны Учреждением.

Так, в пункте 39 Порядка указано, что охрана имущества подразделяется на следующие виды:

- техническая;

- физическая;

- охрана имущества при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом по территории Российской Федерации;

- смешанная (техническая и физическая).

В рассматриваемом случае осуществлялась смешанная охрана.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 4 Закона о полиции, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» предусмотрено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагается, в том числе государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 2437-р изменены статусы действовавших ранее подразделений вневедомственной охраны путем преобразования в федеральные казенные учреждения.

Согласно указанному распоряжению основной целью деятельности федеральных государственных казенных учреждений, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, является охрана имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, на договорной основе (пункт 3 распоряжения).

Таким образом, подразделения вневедомственной охраны как подразделения полиции являются составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России и относятся к государственным органам.

В соответствии с пунктом 1 Устава Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме казенного учреждения, являющегося государственным учреждением (пункт 8 Устава).

Согласно пункту 19.1 Устава целью деятельности Учреждения является, в том числе охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Участие в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в оказании помощи гражданам или организациям в защите их прав и законных интересов, охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предупреждении, выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений (пункт 20.10 Устава).

         Одним из основных признаков договорных правоотношений является их эквивалентность и взаимное распределение прав и обязанностей участников сделки.

В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Статьей 6 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлена особенность использования средств, получаемых федеральными государственными учреждениями, согласно которой средства в валюте Российской Федерации, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Таким образом, целью установления тарифов на услуги охраны является не получение прибыли, а компенсация затрат, связанных с охранной деятельностью.

В силу пункта 3 статьи 47 Закона о полиции средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.

Тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 47 Закона о полиции).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 г. № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» установлено, что тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, устанавливаются соответствующими подразделениями полиции на основании методики, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, при этом тарифы на услуги по охране имущества и объектов граждан (квартир и иных мест хранения имущества граждан) в 2011 году сохраняются на уровне, установленном на дату вступления в силу настоящего Постановления.

Тарифы, устанавливаемые на основании методики, предусмотренной п. 1 настоящего Постановления, начиная с 2012 года индексируются ежегодно, с 1 января, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и пересмотру в течение года не подлежат.

Тарифы на охрану имущества и объектов органов государственной власти Российской Федерации и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, сохраняются на уровне тарифов, действовавших в 2011 году, и пересмотру не подлежат (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 г. № 752).

Приказом начальника УВО УМВД РФ по Курганской области от 22.10.2012 № 328 определен тариф услуг, оказываемых по охране имущества и объектов органов государственной власти и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета  на 2013 года в сумме 102 руб./час; стоимость охраны с применением кнопки тревожной сигнализации (КТС) составила 5,71 руб./час. (в редакции приказа от 19.12.2012 № 416).

Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р определяет, основные задачи и функции подразделений вневедомственной охраны, а также устанавливают перечень объектов, подлежащих обязательной охране, однако, при этом не содержат прямого указания о том, что деятельность по охране указанных объектов осуществляется на возмездной, либо безвозмездной основе.

Согласно уточненной позиции Курганского УФАС России, охранные мероприятия должны осуществляться на договорной основе, но безвозмездно.

Договор – это наиболее распространенный вид сделок. В соответствии с этим договор подчиняется общим для всех сделок правилам.

Из статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

В рассматриваемом случае в настоящее время ни законом (в частности Законом о полиции), ни иными правовыми актами не предусмотрен безвозмездный характер оказания услуг по охране объектов (помещений) Курганского УФАС России и соответствующих материальных ценностей. Напротив, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 г. № 752, урегулирована стоимость оказываемых услуг по охране.

Нормами действующего законодательства не установлена обязанность подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации осуществлять охрану объектов, поименованных в перечне,утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р, на бесплатной основе.

Ссылка Курганского УФАС России на противоречие оспариваемых договоров Федеральному закону № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не принимается судом, в данном случае охранные услуги оказываются на основании Закона о полиции,  Федерального закона от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»; из которых следует, что услуги, связанные с обеспечением охраны имущества и объектов имущества осуществляются на договорной основе.

По мнению суда, обстоятельства того, что и истец, и ответчик  являются государственными органами исполнительной власти и финансируются за счет средств федерального бюджета, в отсутствие иного правового регулирования, не свидетельствует о том, что спорные правоотношения между ними должны осуществляться на безвозмездной основе.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что взаимоотношения сторон по охране объекта Курганского УФАС России следует квалифицировать как возмездное оказание услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, установленные договором.

Из положений статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Учитывая, что Курганским УФАС России факт оказания услуг не оспаривается, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку стоимость охраны с применением кнопки тревожной сигнализации согласно приказу от 22.10.2012 № 328 составляет 5,71 руб/час, тогда как в договоре № 804 от 01.01.2013 – 6,43 руб./час.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично в размере 82969 руб. 20 коп., в том числе: 81518 руб. –основной долг, 1450 руб. 51 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (ИНН 4501179691, ОГРН 1124501007927) удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ИНН 4501099573, ОГРН 1024500512981) в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (ИНН 4501179691, ОГРН 1124501007927) 81518 руб. 69 коп. основного долга, 1450 руб. 51 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В удовлетворении требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ИНН 4501099573, ОГРН 1024500512981) о признании недействительными  договоров № 804/1 на выставление поста полиции от 01.01.2013, № 804/2 на выставление поста полиции от 01.04.2013, № 804 на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений от 01.01.2013, в части платности данных договоров, в том числе: пп. 2.2.5, пп. 4.1-4.6 договора № 804 на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений от 01.01.2013, пп. 3.1.11, пп. 6.1-6.5 договора № 804/1 на выставление поста полиции от 01.01.2013, пп.3.1.11, пп.6.1-6.5 договора № 804/2 на выставление поста полиции от 01.04.2013, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Курганской области.

Судья

Н.А. Саранчина