ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6737/09 от 07.12.2009 АС Курганской области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Курган Дело № А34-6737/2009

08 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2009 года

В полном объеме решение изготовлено 08 декабря 2009 года

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Деревенко Л.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Деревенко Л.А. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания «Агро-инвест»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану

о признании незаконным решения

при участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 23.09.2009,

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № 05-12/23 от 11.01.2009

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания «Агро-инвест» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану от 22.09.2009 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО Агропромышленная компания «Агро-инвест».

В порядке статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом в судебном заседании использовались средства звукозаписи.

В судебном заседании представитель заявителя настаивала на заявленных требованиях. Пояснила, что в соответствии со статьёй 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации изменений, вносимых в устав Общества. Данный отказ препятствует приведению устава ООО «Агропромышленная компания «Агро-инвест» в соответствие с действующим законодательством. Считает, что отказ ИФНС России по г.Кургану в государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО «Агропромышленная компания «Агро-инвест», незаконным и необоснованным, нарушающим право заявителя на приведение устава общества в соответствие с действующим законодательством.

Представитель налогового органа возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнении к отзыву (листы дела 14-15, 65-66). Сославшись на принцип достоверности информации представляемой при регистрации, считает, что указание в заявлении недостоверных сведений о коде подразделения органа выдавшего документ удостоверяющий личность, является основанием для отказа в регистрации. Также указала на то, что устав общества будет действовать в части не противоречащей законодательству и после 01.01.2010 года. Таким образом, заявитель не представил доказательств того, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и одновременно нарушает его права и законные интересы.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания «Агро-инвест» (далее ООО «Агропромышленная компания «Агро-инвест»), зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Кургану в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1054500051650.

С целью осуществления государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО «Агропромышленная компания «Агро-инвест» генеральный директор общества ФИО3 обратился в налоговый орган с заявлением по форме Р13001 (листы дела 17-29).

Одновременно с заявлением были представлены следующие документы:

- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (протокол внеочередного общего собрания участников ООО «Агропромышленная компания «Агро-инвест» от 02.09.2009 (лист дела 42);

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (устав ООО «Агропромышленная компания «Агро-инвест» в новой редакции, утвержденный решением внеочередного собрания участников 02.09.2009) (листы дела 30-41);

- документ об уплате государственной пошлины;

В подтверждение факта получения пакета документов налоговым органом выдана расписка от 15.09.2009 вх.№ 3245 (лист дела 48).

По результату рассмотрения указанных документов налоговый орган принял решение от 22.09.2009 об отказе в государственной регистрации (лист дела 9).

Отказ налогового органа в осуществлении регистрации основан на подпункте «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В качестве обоснования для отказа в регистрации налоговый орган указал, что заявителем в нарушении статьи 14 указанного Закона не представлено заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р13001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 439 от 19.06.2002, так как сведения об участнике – физическом лице в листе б «Сведения об учредителях юридического лица – физических лицах» являются недостоверными (неверно указан код подразделения органа выдавшего документ удостоверяющий личность). Реквизит является обязательным для заполнения в соответствии с Приказом ФНС № САЭ-3-09/16@ от 01.11.2004.

Поскольку общество не согласилось с решением налогового органа, то на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требование является обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных Федеральным законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подпункты "а" и "б" статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ).

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.

Из материалов дела усматривается, что 15.09.2009 генеральный директор ООО «Агропромышленная компания «Агро-инвест» ФИО3, имеющий право без доверенности действовать от имени общества, обратился в ИФНС России по г. Кургану с заявлением по форме № Р13001 о регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица, представив компетентному органу все необходимые документы, предусмотренные частью 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ (листы дела 17-29, 30-41, 49).

Основанием для отказа в государственной регистрации по заявлению общества послужило неправильное указание в листе Б «Сведения об учредителях юридического лица - физических лицах» кода подразделения орган выдавшего документ удостоверяющий личность участника общества ФИО4 – вместо «452-007» указано «452-002» (лист дела 20).

В связи с этим налоговый орган признал заявление не представленным.

Суд считает, что вывод налогового органа о том, что опечатка в одной цифре кода подразделения органа выдавшего паспорт участника общества является недостоверной информацией, необоснованным.

Из материалов дела и пояснений заявителя следует, что указание ошибочного кода подразделения органа выдавшего документ удостоверяющий личность участника общества ФИО4 - «452-002» вместо «452-007», носит неумышленный характер, является технической ошибкой и не имеет правового значения.

Отсутствие в Федеральном законе № 129-ФЗ механизма исправления допущенных при подаче заявления о государственной регистрации опечаток или ошибок не означает отсутствия у регистрирующего органа такой возможности в случае их обнаружения.

Кроме того, Закон № 129-ФЗ не содержит указания на то, что неточно указанная информация, изложенная в заявлении о регистрации, может быть расценена как один из вариантов непредставления документов.

Таким образом, опечатки в указании кода подразделения органа выдавшего документ удостоверяющий личность участника общества не могут являться основанием для отказа в проведении регистрации.

При таких обстоятельствах у ИФНС России по г. Кургану отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, для отказа в государственной регистрации.

Кроме того, следует учесть, что положения статей 17, 25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исходя из которых, заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, не указывают на опечатки как безусловное последствие недостоверности представленных сведений.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, а в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица.

Поскольку оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает препятствия для осуществления им экономической деятельности, требования заявителя подлежат удовлетворению.

С учетом того, что заявленные требования носят неимущественный характер, и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен порядок возврата из бюджета заявителю, требования которого удовлетворены судом, уплаченной им государственной пошлины, то бремя несения судебных расходов судом относится на налоговый орган на основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания «Агро-инвест» удовлетворить.

Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 22.09.2009 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, проверенное на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», незаконным.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану в пользу Общества с ограниченной ответственностью Агропромышленная компания «Агро-инвест» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.А. Деревенко