ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6789/08 от 22.01.2009 АС Курганской области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-6789/2008

  «22» января 2009 года

резолютивная часть решения объявлена 22 января 2009 года,

полный текст решения изготовлен 22 января 2009 года.

Арбитражный суд Курганской области

в составе: судьи Крепышевой Татьяны Геннадьевны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шумковым В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн»

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, госинспектор по доверенности от 13.02.2008 № 2;

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – ФИО2, директор, приказ № 1 от 24.09.2004, паспорт,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, указав, что в ходе проведения внеплановой проверки Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» выявлено нарушение требований лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, выразившееся в непрохождении механиком ФИО3 периодического (не реже одного раза в пять лет) повышения квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом; пояснил, что повышение квалификации должно подтверждаться соответствующим удостоверением, предыдущее удостоверение ФИО3 выдано 14.08.2003 и пятилетний срок до повышения квалификации следует исчислять с указанной даты. Также пояснил, что повышение квалификации никак не связано с аттестацией должностных лиц лицензиата; механик ФИО3 в период окончания срока квалификации исполнял свои обязанности, подписывал путевые листы, участвовал при проведении проверки.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» против заявленного требования возражал, указав, что механик ФИО3 с августа 2008 года был в отпуске, на проверку вызван по служебной необходимости; в штате общества имеется другое лицо, ответственное за безопасность дорожного движения – директор ФИО2, который во время отсутствия ФИО3 выполнял его обязанности.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» зарегистрировано 22.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кургану Курганской области, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1044500026933, свидетельство серии 45 № 000618457.

27.12.2004 Курганским областным отделением Российской транспортной инспекции Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» выдана лицензия АСС 45 008422 на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации. Срок действия лицензии с 12.01.2005 по 11.01.2010.

На основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области от 19.11.2008 № 1191 государственным инспектором ФИО4 осуществлена внеплановая проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» лицензионных требований и условий в области лицензируемого вида деятельности, основанием для проведения которой послужила информация ОГИБДД УВД г. Кургана о совершённом дорожно-транспортном происшествии от 17.11.2008.

По результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт от 27.11.2008 № 202 и протокол об административном правонарушении от 27.11.2008 № 000177, в которых зафиксировано нарушение лицензионных требований и условий, а именно должностное лицо Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» по безопасности дорожного движения - инженер (механик) ФИО3 не прошёл периодическое повышение квалификации в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждёнными Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75.

По окончании проверки Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» выдано предписание от 27.11.2008 № 443 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, пунктами 5.2 и 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование перевозок пассажиров, а также имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность. При этом Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).

Исходя из этого, заявитель как лицензирующий орган уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Протокол об административном правонарушении от 27.11.2008 №000177 вместе с другими материалами административного дела в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Рассмотрев требование административного органа, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.

Статьёй 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определён Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.

В силу пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении таких перевозок, утверждаемым Министерством транспорта РФ (подпункт «д»).

В соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 (далее - Квалификационные требования), квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании повышение квалификации должно подтверждаться соответствующим удостоверением, предыдущее удостоверение ФИО3 выдано 14.08.2003 и пятилетний срок до очередного повышения квалификации следует исчислять с указанной даты.

Однако суд не может признать указанный вывод административного органа обоснованным, поскольку норма пункта 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75, не связывает срок очередного повышения квалификации с датой окончания предыдущего обучения, а определяет его календарным периодом – не реже одного раза в пять лет.

Учитывая, что механик Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» ФИО3 прошёл повышение квалификации в 2003 году (л.д. 24), то в силу вышеуказанных Квалификационных требований очередное повышение квалификации он обязан пройти не позднее 2008 года. То есть на момент проведения проверки 27.11.2008 срок для повышения механиком ФИО3 квалификации не истёк.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в штате Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» имеется специалист, прошедший в установленном порядке аттестацию на право занимать должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, и прошедший соответствующее обучение. Указанные обстоятельства нашли подтверждение в материалах дела - директор общества ФИО2 имеет удостоверения: о прохождении обучения в Федеральном государственном учреждении «Курганский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» по программе «Подготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте» от 07.03.2008 № 004439, об аттестации в комиссии Курганского областного отделения Российской транспортной инспекции на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, от 23.06.2004 № 002777 (л.д. 47) и заявителем не оспариваются.

Как следует из представленных Обществом с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» приказов № 2 от 05.08.2008 и № 3 от 11.08.2008 ФИО3 с 10.08.2008 по 10.09.2008 предоставлен отпуск, а с 15.08.2008 ответственным за безопасность дорожного движения назначен ФИО2 (л.д. 46, 49). Указанные обстоятельства Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области не опровергнуты.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что с 15.08.2008 лицом, ответственным за безопасность дорожного движения, в Обществе с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» назначен директор общества ФИО2

При этом доказательств того, что механик ФИО3 после указанной даты – 15.08.2008 осуществлял функции по безопасности движения и контролю технического состояния транспортных средств при выпуске на линию заявителем не представлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушения лицензионных требований и условий в виде непрохождения механиком ФИО3 повышения квалификации на момент проверки 27.11.2008 Обществом с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» не допущено.

Следовательно, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая вышеизложенное требование Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Компания Заурал-такси-лайн», место нахождения: <...>, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кургану Курганской области 22.12.2004, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство серии 45 № 000618457, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Крепышева Т.Г.