ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-6977/16 от 13.02.2017 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-6977/2016

20 февраля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2017 года.

Решение в полном объёме изготовлено 20 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе: судьи Задориной А.Ф., при ведении протокола судебного заседания в письменном виде помощником судьи Сыч Т.Ю., использованием средства аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, обязании зарегистрировать изменения

третье лицо: ФИО1

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 11.01.2017,

от заинтересованного лица: ФИО3 – старший государственный налоговый инспектор правового отдела УФНС России по Курганской области, доверенность № 04-12/58839 от 28.12.2016; ФИО4 – заместитель начальника отдела регистрации налогоплательщиков, доверенность № 02-11/01292 от 16.01.2017; ФИО5 – старший государственный налоговый инспектор правового отдела ИФНС России по г. Кургану, доверенность № 02-11/00014 от 09.01.2017;

от третьего лица: явки нет, ходатайство,

установил:

общество с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения 2741А об отказе в государственной регистрации, принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Кургану 27.05.2016 и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану зарегистрировать изменения юридического адреса общества с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» на основании документов, представленных 20.05.2016 вх. № 2741А.

Определением суда от 16.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1, являющаяся собственником арендованного заявителем помещения.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, мнении на отзыв (л.д. 101), пояснении по делу (л.д. 122).

Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган) возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 72-74), дополнении к отзыву (л.д. 111-114). Для приобщения к материалам дела, во исполнение определения суда от 16.01.2017, представлены доказательства направления отзыва и дополнения к отзыву в адрес третьего лица (копия списка внутренних почтовых отправлений с отметкой Почты России от 01.02.2017); также представлена копия письма от 03.02.2017 Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области о предоставлении информации, с приложением копии поручения № 56 от 25.05.2016, согласно которому должностным лицам Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области было поручено провести осмотр территорий, помещений, проверки нового адреса места нахождения ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» (641010, <...>).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (ФИО1), явку представителя в судебное заседание не обеспечило, через канцелярию суда 07.02.2017 поступил отзыв от 02.02.2017, согласно которому до заключения и на момент заключения договора аренды (16.05.2016) ФИО1 не знала о намерении ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» зарегистрироваться по адресу принадлежащего ей помещения, в связи с чем 27.05.2016 было подано заявление в налоговый орган о запрете использования адреса принадлежащего ей помещения для регистрации юридических лиц. Кроме того, как следует из отзыва, фактически арендных  отношений с заявителем ФИО1 не имела, заявитель в помещении не находился, денежные средства за аренду не передавал. К отзыву приложено уведомление о расторжении договора аренды нежилого помещения от 31.01.2017 (в связи с несоблюдением условий договора), доказательства направления уведомления в адрес ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ».

В судебном заседании 13.02.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв для ознакомления представителей сторон с поступившим отзывом третьего лица и приложенными к отзыву документами. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Представитель заявителя ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, поскольку возражал против рассмотрения дела без непосредственного участия третьего лица – ФИО1, указав о необходимости личного изложения ФИО1 позиции по заявлению в присутствии заявителя, заявитель намерен задать ФИО1 дополнительные вопросы, поскольку считает, что в представленном отзыве третьим лицом изложены недостоверные сведения. Предположил, что заявление о запрете использования адреса для регистрации было представлено ФИО1 под давлением со стороны налогового органа. Для приобщения к материалам дела представил заверенную копию полученного от ФИО1 уведомления о расторжении договора аренды нежилого помещения.

Представитель заинтересованного лица возражал против отложения судебного разбирательства, в связи с отсутствием оснований, поскольку отзыв на заявление от третьего лица поступил, ФИО1 изложена позиция по заявлению, кроме того, в отзыве содержится ходатайство третьего лица о рассмотрении дела без его участия. Считает возможным рассмотреть дело без непосредственного участия ФИО1 по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о достаточности представленных доказательств и возможности рассмотрения дела в отсутствие непосредственного участия в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ФИО1), ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства отклонено.

Представленные сторонами документы приобщены к материалам дела в порядке статей 66, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив имеющиеся материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления.

Как следует из материалов дела, ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» зарегистрировано 28.06.1993 Администрацией г. Челябинска. 10.12.2002 ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска обществу присвоен ОГРН <***>. Текущим адресом места нахождения общества с 25.11.2011, по данным ЕГРЮЛ, является адрес: 641010, <...>.

20.05.2016 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану поступили документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» (вх. № 2741А):

- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подписанное директором ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» ФИО6, при этом подпись нотариально удостоверена;

- протокол общего собрания участников от 18.05.2016 № 1/2016 об изменении адреса;

- лист изменений в устав в двух экземплярах;

- документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;

- договор аренды помещения;

- свидетельство о регистрации права собственности на помещение.

Изменения вносились в пункт 1.5 устава ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ», предусматривающего место нахождения общества, при этом новым адресом ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» заявлен адрес: 641010, <...>.

По результатам рассмотрения выше указанных документов и проведения при содействии Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области проверочных мероприятий налоговым органом 27.05.2016 принято решение № 2741А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ».

В государственной регистрации отказано по причине: непредставления заявителем определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов; наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (л.д. 88 – 89).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 26.07.2016 № 153 жалоба ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» на указанное решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с данным заявлением.

Исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности взаимосвязи, суд не усматривает основания для признания решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 27.05.2016 № 2741А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» незаконным.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (пункты 1, 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путём указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1).

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) в ЕГРЮЛ содержатся адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

Исходя из пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюдён установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции; г) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьёй 9 настоящего Федерального закона. В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункты 1, 2 4 статьи 18 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктами 4, 4.1 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом «р» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтверждённой информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», следует, юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесённые в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нём (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путём помимо воли юридического лица.

При рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтверждённой информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

По смыслу положений статьи 65 и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований заявителя необходима совокупность условий - несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.

Анализ представленных на регистрацию документов показал, что с формальной точки зрения необходимые документы представлены уполномоченным лицом в надлежащий регистрирующий орган, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона о регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в целях обеспечения достоверности ЕГРЮЛ, в том числе с целью выявления фактического местонахождения лица, его исполнительного органа, с целью обеспечения устойчивой связи с юридическим лицом, в соответствии с приказом ФНС России № ММВ-8-6/37дсп@ от 13.06.2012, а также в соответствии с «Регламентом работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган» от 17.12.2012, в связи с проводимыми мероприятиями при миграции налогоплательщиков по представленному в инспекцию заявлению о внесении изменений в учредительные документы об изменении адреса места нахождения,  направлен запрос от 23.05.2016 № 09-19/19726@ в Межрайонную ИФНС № 6 по Курганской области о проведении мероприятий по проверке достоверности сведений в отношении ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ», включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (согласно территориальной подведомственности).

В целях проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, 15.04.2016 старшим специалистом 2 разряда Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области ФИО7, старшим специалистом 2 разряда ФИО8 Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области на основании поручения № 56 от 25.05.2016 была проведена проверка нового адреса нахождения: <...>, общества с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ», составлен акт обследования (проверки фактического нахождения) (л.д. 82). В результате обследования установлено, что по адресу: <...>, расположено двухэтажное кирпичное нежилое помещение; на первом этаже расположен Сбербанк, имеется вывеска; на втором этаже расположены офисные помещения (всего – десять); офисного помещения с номером 201 не установлено.

Согласно представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права, дата выдачи 23.12.2015, ФИО1 является собственником объекта права - нежилое помещение площадью 35,5 кв.м., этаж 2 по адресу: <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.12.2015 сделана соответствующая запись регистрации (л.д. 83).

Старшим специалистом 2 разряда Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области ФИО7 Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области 27.05.2016 в качестве свидетеля была опрошена ФИО1, являющаяся собственником нежилого помещения по адресу: <...> (2 этаж). Как следует из протокола опроса, ФИО1 подтвердила, что с обществом с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» ею заключен договор аренды 16.05.2016 на срок 11 месяцев; обществом ей была выдана доверенность на получение почтовой корреспонденции, при этом она была уведомлена, что ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» установит на арендуемом помещении табличку с номером 201. Также из протокола опроса свидетеля следует, что ФИО1 при заключении договора аренды представитель общества сообщил, что помещение им необходимо символически (чтобы был стол и стул), о том, что ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» будет использовать адрес ее собственности в качестве своего юридического адреса ФИО1 не уведомили (л.д. 76-80).

В Межрайонную ИФНС России № 6 по Курганской области, в ходе проведения  мероприятий по проверке достоверности сведений, 27.05.2016 представлено заявление собственника помещения по адресу: <...> о запрете использования адреса для регистрации (л.д. 81). Как следует из заявления, ФИО1, являясь собственником помещения, находящегося по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о регистрации права, возражает против использования принадлежащего ей объекта недвижимости и распоряжения им без ее согласия; требует не производить государственную регистрацию юридических лиц, указывающих адрес указанного объекта недвижимости как адрес места нахождения юридического лица; просит считать аннулированными или недействительными все письменные документы, предоставленные в налоговые органы с целью государственной регистрации юридических лиц, указывающих вышеназванный адрес принадлежащего ей объекта недвижимости как место нахождения юридического лица.

Таким образом, регистрирующий орган на момент принятия решения о регистрации, располагал информацией о не согласии собственника помещения, по адресу которого предполагалась регистрация юридического лица, с её осуществлением.

Суд полагает, что наличие данного обстоятельства (заявления собственника, не разрешающего осуществлять регистрацию юридического) позволяло налоговому органу сделать вывод о недостоверности заявленного адреса, в связи с чем, у Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану имелись основания для отказа в регистрации соответствующих изменений, исходя из положений Закона о регистрации и разъяснений порядка их применения.

В представленной ФИО1, привлеченной в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыве от 02.02.2017 (в деле), подтверждены ранее изложенные в ходе опроса ее в качестве свидетеля доводы. Из отзыва следует, что до момента заключения и на момент заключения договора аренды недвижимости, она не знала о намерении общества зарегистрироваться по данному адресу, в связи с чем и было подано 27.05.2016  заявление в налоговую инспекцию о запрете регистрации юридических лиц, указывающих адрес принадлежащего ей объекта недвижимости: <...>. Также в отзыве указано, что ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» никогда в принадлежащем ей помещении не находилось, денежные средства за арендованное помещение не передавались, обществу направлено уведомление от 31.01.2017 о расторжении договора аренды с 01.02.2017, в связи с несоблюдением условий договора.

Судом учитывается, что налоговым органом также было установлено, что среди представленных заявителем для регистрации документов отсутствовали изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Представленный заявителем протокол общего собрания участников от 18.05.2016 № 1/2016 об изменении адреса заявителя, как и иные представленные документы, не содержат информации о том, что при данном случае внесения изменений в устав юридического лица вносятся изменения для его приведения в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в текущей новой редакции (в представленном заявителем заявлении по форме Р13001 в пункте 2 страницы 1, где говорится об изменениях, вносимых в целях приведения устава общества в соответствие с законодательством Российской Федерации, отсутствует какая-либо отметка – л.д. 115). По данным ЕГРЮЛ рассматриваемый случай внесения изменений в устав заявителя является первым с 01.09.2014 – даты вступления в силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ.

Таким образом, налоговым органом было установлено предоставление заявителем неполного пакета документов, что в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации также является основанием для принятия инспекцией решения об отказе в государственной регистрации.

Доводы заявителя о том, что наличие договора аренды части нежилого помещения, в котором не установлено ограничений на использование помещения, в частности, для регистрации юридического адреса заявителя, а также отсутствие возражений собственника, как письменных, так и устных, является достаточным для регистрации нового адреса юридического лица, судом отклоняется, поскольку на момент принятия решения о регистрации, налоговый орган располагал информацией о не согласии собственника помещения, по адресу которого предполагалась регистрация юридического лица, с её осуществлением. Доводы заявителя также противоречат пояснениям, полученным в ходе опроса свидетеля ФИО1 от 27.05.2016, которая пояснила, что не знала о намерениях заявителя использовать адрес арендуемого помещения в качестве адреса государственной регистрации заявителя.

Представленный заявителем договор аренды (л.д. 12-13) не содержит положений о возможности использовать адрес арендуемого помещения в качестве адреса государственной регистрации заявителя.

Наличие договора аренды не свидетельствует о намерении нахождения ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» по заявленному адресу; из пояснений собственника следует, что фактическое нахождение офиса предприятия находится в г. Челябинске, куда он был приглашен для заключения договора аренды. По данным, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, текущий адрес заявителя – <...>.

Наличие доверенности на получение почтовой корреспонденции, выданной 16.05.2016 обществом ФИО1, не подтверждает согласие собственника на использование обществом арендованного помещения в качестве юридического адреса. Заявитель указывает, что доверенность была выдана ФИО1 для своевременного получения почтовой корреспонденции, ввиду того, что генеральный директор общества не всегда находится на рабочем месте, работа имеет разъездной характер.

Как следует из условий доверенности, общество с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ», в лице генерального директора ФИО6, действующего на основании устава, уполномочивает ФИО1 получать корреспонденцию общества в отделениях Почты России, а также от иных лиц (л.д. 86). В доверенности указан адрес общества – <...>, тогда как арендуемое помещение находится по адресу: <...>, этаж 2, в доверенности не указано, поступающую по какому адресу корреспонденцию должна получать ФИО1, ссылки на договор аренды в доверенности не содержится.

Срок действия представленной доверенности от 16.05.2016 на получение корреспонденции ФИО1 установлен до 31.12.2016 (л.д. 86), договор аренды заключен 16.05.2016 на срок 11 месяцев (т.е. до 16.04.2017), доверенность на получение корреспонденции в период с 01.01.2017 в материалы дела не представлена.

Как следует из пунктов 3.3.1, 3.3.2 договора аренды недвижимости арендатор обязан вносить арендную плату в размере, сроки и в порядке, предусмотренные договором; использовать помещение в соответствии с его назначением.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 договора аренды недвижимости от 16.05.2016 арендная плата устанавливается в размере 4000 руб. в месяц и включает стоимость потребляемых арендатором коммунальных услуг. Арендная плата вносится не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным любым законным способом.

В ходе судебного разбирательства заявителем не представлено доказательств осуществления арендных отношений с ФИО1, в том числе внесения арендной платы (пункты 4.1, 4.2 договора аренды).

Привлеченная по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1, в своем отзыве указанные выше обстоятельства подтвердила указав, что ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» никогда в принадлежащем ей помещении не находилось, денежные средства за арендованное помещение не передавались, в связи с чем она уведомила заявителя о расторжении договора аренды недвижимости. Заявитель получение уведомления о расторжении договора аренды недвижимости в судебном заседании подтвердил.

Произведенное налоговым органом обследование помещения не является мероприятием налогового контроля, не предусматривает обязанности налогового органа извещать юридическое лицо о намерении провести обследование заявленного адреса для регистрации юридического лица, у регистрирующего органа отсутствует обязанность уведомления заявителя о намерении проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В ходе проведенного обследования наличие руководителя общества или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, не установлено.

Доводы заявителя о том, что обследование помещения, проведенного налоговым органом в одностороннем порядке (без уведомления заявителя) не является доказательством фактического отсутствия заявителя по указанному адресу, поскольку по его мнению, доказательством нахождения общества по указанному адресу является доверенность от 16.05.2016, выданная заявителем ФИО1 для получения почтовой корреспонденции, отклоняются по изложенным выше основаниям.

В данном случае основной причиной для отказа заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» явилось наличие заявления собственника о запрете использования указанного адреса для регистрации.

Поскольку Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области представлено заявление собственника помещения, расположенного по адресу: <...>, из которого следует, что собственник не дал согласия на использование названного адреса в качестве адреса местонахождения ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ», наличие такого заявления в любом случае не позволяет удовлетворить требование о возложении на регистрирующий орган обязанности зарегистрировать общество  по указанному им адресу.

Заявителем не представлено доказательств, содержащих сведения о даче собственником помещений согласия на регистрацию заявителя по юридическому адресу: <...> (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя о том, что с собственником арендованного помещения ФИО1 в устной форме оговаривался вопрос о возможности  использования адреса помещения в качестве адреса государственной регистрации заявителя, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит представленным в материалы дела письменным доказательствам и объективно не подтвержден.

Ссылка заявителя на то, что регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных законом, безосновательна. В данном случае материалами дела подтверждается наличие в регистрирующем органе заявления ФИО1 с запретом использовать данный адрес для регистрации. При этом регистрирующий орган не возлагал на заявителя обязанность по представлению дополнительных документов. О недостоверности названных сведений в данном случае свидетельствует заявление собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Наличие недостоверных сведений в представленном на регистрацию заявлении о государственной регистрации расценивается как отсутствие непосредственно самого документа и в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является основанием для отказа в государственной регистрации.

Как следует из пояснений заявителя, причиной изменения адреса своего фактического нахождения явилась необходимость исполнения предписания Межрайонной Инспекции ФНС № 6 по Курганской области № 10 от 18.02.2015 об устранении нарушений законодательства. Как следует из указанного предписания (л.д. 120-121), налоговым органом установлено отсутствие ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» по адресу – <...>, что нарушает требования пункта 2 статьи 54 ГК РФ, подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, а именно, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. Указанное налоговым органом обстоятельство свидетельствует о том, что данный адрес также использовался заявителем без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, что свидетельствует о недостоверности сведений.

Довод заявителя о том, что представление ФИО1 заявления о запрете использования адреса для регистрации было сделано под давлением со стороны налогового органа, является бездоказательным.

Иные доводы заявителя подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела подтверждено ООО ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» фактически не осуществляло и не осуществляет деятельность по адресу, названному в заявлении, представленном на государственную регистрацию, исполнительный орган данного юридического лица по новому адресу отсутствует, собственник помещения, расположенного по адресу: 641010, <...>, запретил использование этого адреса для целей регистрации юридических лиц, указывающих данный адрес объекта недвижимости как адрес места нахождения юридического лица, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану правомерно вынесла оспариваемое решение от 27.05.2016 № 2741А, которым отказала заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением его места нахождения.

С учетом изложенного, оснований для признания недействительным оспариваемого решения регистрирующего органа от 27.05.2016 № 2741А и удовлетворения требования заявителя у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ИНН <***>, ОГРН <***>) № 2741А от 27 мая 2016 года об отказе в государственной регистрации, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану зарегистрировать изменения юридического адреса общества с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» на основании документов, представленных 20 мая 2016  года входящий № 2741А, обществу с ограниченной ответственностью ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛТЕХСТРОЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.Ф. Задорина