ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-7295/14 от 22.04.2015 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-7295/2014

29 апреля 2015 года

резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2015 года,

в полном объёме текст решения изготовлен 29 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Курганской области

в составе: судьи Т.Г. Крепышевой, при ведении протокола судебного заседания в письменном виде помощником судьи В.В. Шумковым, с использованием средства аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области (ОГРН 1044562000010, ИНН 4512006362) к Муниципальному учреждению Администрация Обутковского сельсовета (ОГРН 1024501764077, ИНН 4513001511) о взыскании 103018 рублей 21 копейки,

при участии:

от заявителя – Пшеничникова Н.С., заместитель начальника правового отдела по доверенности от 12.01.2015 №2,

от заинтересованного лица – Женалимов Б., глава сельсовета, решение от 04.12.2011 №26/160, паспорт,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области (далее – заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Муниципальному учреждению Администрация Обутковского сельсовета (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о взыскании 103018 рублей 21 копейки, в том числе 79600 рублей налога на добавленную стоимость и 23418 рублей 21 копейки пеней на основании решения от 27.03.2014 №6 и требования от 27.05.2014 №212.

Представитель заявителя в судебном заседании требование о взыскании 103018 рублей 21 копейки НДС за 2010, 2011 годы и пеней поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнениям к заявлению и возражении на отзыв. Указал, что заинтересованное лицо оказывало услуги по водоснабжению, а также предоставляло услуги отопления согласно выставленным счетам-фактурам, выездной налоговой проверкой установлены объекты налогообложения НДС в виде реализации услуг. Поступающие платежи за воду не носили характер безвозмездных поступлений или пожертвований, а являлись оплатой оказанных Администрацией услуг. В проверяемом периоде водопровод находился на балансе Администрации, которая несла соответствующие расходы.

Представитель заинтересованного лица в свою очередь против заявленного требования возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, уточнении к отзыву и возражениях на уточнённое заявление, полагает, что доначисление НДС произведено инспекцией необоснованно. Указал, что оплата за воду от населения и учреждений поступает как безвозмездные платежи в бюджет Обутковского сельсовета как доходы согласно утверждённому бюджету и эти доходы являются доходами казны, которые не облагаются НДС. Распоряжение поступающими денежными средствами происходит в соответствии с утверждённым бюджетом поселения.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил, что Администрация Обутковского сельсовета зарегистрирована Администрацией (Правительством) Курганской области 25.03.1997, о чём Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024501764077, постановлена на налоговый учёт с присвоением ИНН 4513001511.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Администрации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам проверки инспекцией составлен акт №5 от 18.02.2014 и вынесено решение №6 от 27.03.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Администрации предложено уплатить, в том числе 79600 рублей налога на добавленную стоимость за 2010, 2011 годы, 23418 рублей 21 копейки пеней по НДС, 7860 рублей штрафа по НДС (том 1, листы дела 10-33, 36-66).

Решение инспекции №6 от 27.03.2014 Администрация в порядке статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации ни в вышестоящий налоговый орган, ни в суд не обжаловано.

Требование от 27.05.2014 №212 об уплате указанных сумм налога, пеней, штрафа, направленное налогоплательщику заказной почтой, в добровольном порядке исполнено только в части уплаты штрафа 7860 рублей, в связи с чем, и с учётом положений подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №137-ФЗ), поскольку Администрация имеет лицевой счёт в органах федерального казначейства, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности по НДС и начисленным пеням в судебном порядке.

При оценке заявленных требований суд исходит из следующего:

Как следует из акта выездной налоговой проверки и оспариваемого решения, налоговым органом в ходе проверки установлено, что Администрация не исполняла обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость с операций по реализации коммунальных услуг (снабжению теплом и водой).

В силу положений статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения.

Пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведённых им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

С учётом пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьёй 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учётом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии со статьёй 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признаётся соответственно передача на возмездной основе (в том числе путём обмена товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не признаётся объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определённой сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что Муниципальное учреждение Администрация Обутковского сельсовета на возмездной основе в 2010-2011 годах оказывало физическим и юридическим лицам платные услуги по предоставлению воды населению и организациям, а также в 1 и 2 кварталах 2011 года платные услуги за отопление, согласно предоставленным на проверку счетам-фактурам, выставленным ОАО «Сбербанк России» за отопление, в которых не выделен НДС: счет-фактура №8 от 10.02.2011 на сумму 735 рублей, счет-фактура №12 от 14.03.2011 на сумму 735 рублей, счет-фактура №21 от 28.04.2011 на сумму 735 рублей, счет-фактура №22 от 28.04.2011 на сумму 735 рублей (том 2, листы дела 91-94).

Предметом договоров на оказание услуг по подаче питьевой воды №3 от 11.01.2010 и № 16 от 11.01.2011, заключенных Администрацией с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Макушинском районе, №11 от 11.01.2011 и №12 от 11.01.2011, заключенных Администрацией с МУ «Отдел образования Администрации Макушинского района», является оказание Администрацией услуг по подаче питьевой воды из системы водоснабжения (том 1, листы дела 149-151, 217-219).

Также Администрация на возмездной основе в 2010-2011 годах оказывало физическим лицам платные услуги по предоставлению воды населению.

Для оказания этих услуг Администрация, имеющая лицензию на право пользования недрами КУГ №00283 (по добыче подземных вод с целью использования их в системе хозяйственно-питьевого водоснабжения), использовала водопровод села Обутки, являющегося муниципальной собственностью и находящегося на её балансе, несло фактические затраты на его содержание (том 2, листы дела 9-16).

Организации: ГУ Управление Пенсионного фонда в Макушинском районе, МУ «Отдел образования Администрации Макушинского района» платежи за потребленную воду перечисляли на лицевой счет МУ Администрации Обутковского сельсовета (том 1, листы дела 222-225; том 2, листы дела 72-77).

Денежные средства от населения за потребленную воду, собранные по квитанциям формы 10 по ОКУД, поступали в кассу МУ «Администрация Обутковского сельсовета» по приходным кассовым ордерам (том 1, листы дела 153-183).

В протоколе допроса №3 от 10.01.2014 года глава Администрации Обутковского сельсовета Женалимов Бектас пояснил, что специалист администрации по водопроводу производил расчёт платы и принимал платежи за воду по квитанциям, затем в конце дня сдавал наличные денежные средства, собранные за день, в кассу Администрации. Два раза в неделю собранные платежи за воду относились в Сбербанк для зачисления на лицевой счет Администрации Обутковского сельсовета (том 1, листы дела 147-148).

Денежные средства от оказания платных услуг по предоставлению воды населению и юридическим лицам как в 2010 году, так и в 2011 году, а также денежные средства от оказания услуг за отопление, поступали на код дохода по бюджетной классификации 09920705000100000180 «Прочие безвозмездные поступления в бюджеты поселений». В платежных поручения в качестве получателя указана Администрация Обутковского сельсовета и ее лицевой счет, открытый в органах федерального казначейства.

Общая сумма поступивших платежей за воду отражена в журнале операций №2 по поступлениям в банк и составляет:

- за 2010 год – 334410 рублей 95 копеек, в том числе НДС 51012 рублей, из них: платежи поступившие от населения - 333686 рублей 45 копеек, в том числе НДС 50901 рубль; от ГУ Управление Пенсионного фонда в Макушинском районе – 724 рубля 50 копеек, в том числе НДС 111 рублей (том 1, листы дела 184-201);

- за 2011 год – 346605 рублей 28 копеек, в том числе НДС 52872 рубля, из них: платежи поступившие от населения – 296323 рубля 90 копеек, в том числе НДС 45202 рубля; от ГУ Управление Пенсионного фонда в Макушинском районе – 1449 рублей, в том числе НДС 221 рубль, от МУ «Отдел образования Администрации Макушинского района» –48832 рубля 38 копеек, в том числе НДС 7449 рублей (том 1, листы дела 202-214).

Сумма платежей за отопление согласно выставленным Администрацией в отношении ОАО «Сбербанк России» счетам-фактурам составила за 2011 год 2940 рублей, в том числе НДС 448 рублей (том 2, листы дела 91-94).

При этом выездной налоговой проверкой в соответствии со статьёй 171 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшены суммы НДС, предъявленные ОАО «Энергосбыт» по объекту «водопровод» на основании представленных счетов-фактур за 2010 года на 10712 рублей, за 2011 год на 14020 рублей.

Указанные обстоятельства в совокупности подтверждают вывод налогового органа о том, что Администрацией в 2010 - 2011 годах самостоятельно производились и поставлялись, то есть непосредственно оказывались услуги по снабжению теплом и водой вышеперечисленных потребителей.

Статьёй 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) установлено, что органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 главы 1 Положения о муниципальном казенном учреждении Администрация Обутковского сельсовета, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования наделяется в соответствии с Уставом Обутковского сельсовета полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности Администрации присвоен код 75.11.32 - деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов.

В соответствии с положениями п.п. 4.1., 4.2. п. 4 ст. 12 Устава Обутковского сельсовета Макушинского района Курганской области усматривается, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Обутковского сельсовета обладают полномочиями: по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Обутковского сельсовета, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями Обутковского сельсовета по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; с 01.01.2013 года полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (действующих до 01.09.2012 года, то есть в проверяемый период) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, непосредственное оказание услуг самим органом местного самоуправления с использованием муниципального имущества не является деятельностью по организации электро-, тепло-, газа-, и водоснабжения в смысле подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Исключительными являются полномочия администрации, которые возлагаются на неё Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, уставом и не могут быть переданы иным лицам.

К исключительным полномочиям относится организация обеспечения коммунальными услугами населения, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на установление хозяйственных отношений между организациями, непосредственно оказывающими такие услуги, и населением с целью обеспечения населения электричеством, теплом, газом и водой.

Отсутствие на территории Обутковского сельсовета хозяйствующих субъектов, непосредственно производящих и поставляющих энергоресурсы, не может служить основанием для квалификации оказания коммунальных услуг Администрацией как исключительных полномочий органов местного самоуправления и осуществление ею функций по организации обеспечения населения коммунальными услугами.

К неналоговым доходам бюджета согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов (в редакции, действующей до 01.01.2012 года).

Таким образом, Администрация при реализации коммунальных услуг с использованием муниципального имущества должна была предъявить покупателю налог на добавленную стоимость, в соответствии со статьями 166, 171, 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации исчислить и уплатить налог в федеральный бюджет, а выручку от реализации услуг без налога на добавленную стоимость включить в состав доходов местного бюджета.

При таких обстоятельствах довод Администрации о том, что оплата за воду от населения и учреждений поступает в бюджет Обутковского сельсовета как доходы согласно утверждённому бюджету и эти доходы являются доходами казны, которые не облагаются НДС, не основан на законе и фактических обстоятельствах, поскольку исчисление и уплата налога на добавленную стоимость не влияет на размер неналогового дохода бюджета от реализации коммунальных услуг, сумма предъявленного в связи с реализацией коммунальных услуг оплачивается налогоплательщику покупателем этих услуг.

Налоговый орган при исчислении налога на добавленную стоимость правомерно включил в налоговую базу стоимость реализованных Администрацией услуг по снабжению организаций и населения водой и теплом, исключил налоговые вычеты и исчислил ответчику соответствующие суммы налога на добавленную стоимость за 2010 год – 40300 рублей и за 2011 год – 39300 рублей (том 2, листы дела 88-90).

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме, в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О указал на то, что анализ статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации приводит к выводу о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчётным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58). Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета.

Таким образом, налоговым органом правомерно с учётом положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость за 2010 и 2011 годы в размере 23418 рублей 21 копейка (том 1, лист дела 68).

Судом расчёт пеней проверен, ставка, период начисления соответствуют положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нарушений со стороны заявителя положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки судом не установлено.

Учитывая вышеизложенное, а также, учитывая положения подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №137-ФЗ, действовавшей на дату выставления требования), заявление налогового органа подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 146, 147, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

         Заявление удовлетворить.

Взыскать с Муниципального учреждения Администрация Обутковского сельсовета, зарегистрированного Администрацией (Правительством) Курганской области 25.03.1997, о чём Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024501764077, ИНН 4513001511, место нахождения: Курганская область, Макушинский район, село Обутковское, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области (ОГРН 1044562000010, ИНН 4512006362) 79600 рублей налога на добавленную стоимость и 23418 рублей 21 копейку пеней, всего 103018 рублей 21 копейку.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объёме).

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Т.Г. Крепышева