ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-7540/08 от 27.02.2010 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-7540/2008

01 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 01 марта 2010 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Пановой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Свидунович Дмитрия Николаевича

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации

при участии в заседании:

от заявителя: Свидунович Д.Н. – заявитель, данные паспорта в деле; Черепанов А.Н. – представитель по доверенности № 45-01/387970 от 22.01.2010,

от заинтересованного лица: Кочарина Л.В. – государственный налоговый инспектор, доверенность от 25.12.2009 № 05-13/39553,

установил:

Свидунович Дмитрий Николаевич обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя по форме № Р60001 от 23.12.2009 и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану произвести государственную регистрацию заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьёй 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителем Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану были использованы средства аудиозаписи процесса.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, объявленном открытым в 13.30 24.02.2010, судом объявлялся перерыв до 11.00 27.02.2010. После окончания перерыва судебное заседание объявлено судом продолженным.

Представитель заявителя, заявитель в предварительном судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, указанным в заявлении, считали, что в заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Свидунович Д.Н. правильно указаны виды экономической деятельности, в том числе согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (далее ОКВЭД ОК 029-2007), введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст. Считали оспариваемое решение несоответствующим Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нарушающим права заявителя, лишающим его возможности начать осуществление деятельности в качестве предпринимателя. Указывали, что информация об одновременном действии двух классификаторов регистрирующим органом до сведения заявителя доведена не была, методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, изданы в 2004 году и не содержат рекомендаций, применимых в сложившейся ситуации.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, указывала, что в заявлении о государственной регистрации Свидунович Д.Н. в качестве индивидуального предпринимателя (лист «А») неверно указан код вида деятельности – 51.87.6 и его наименование. Ссылалась на письмо Федеральной налоговой службы от 25.09.2008 № ЧД-6-6/671@, о том, что для целей государственной регистрации необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст (далее ОКВЭД ОК 029-2001). Поскольку в указанном классификаторе вида деятельности за номером 51.87.6 не содержится – сведения, указанные Свидунович Д.Н. в заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя являются не достоверными, заявление считается непредставленным. Считала, что решение об отказе в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя принято правомерно – в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Ссылалась на общедоступность информации о порядке использования Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности в Справочной правовой системе «КонсультантПлюс», в том числе при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, наличие подробных Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Также указывала на то, что целями введения ОКВЭД ОК 029-2007 являются: осуществление государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; подготовка статистической информации для сопоставления на международном уровне. В удовлетворении требований просила отказать.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил, что 16.12.2009 заявителем в регистрирующий орган – Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану представлены документы для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно расписке в получении документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану от Свидунович Д.Н. принято: заявление на 4 листах, копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя на 5 листах, документ об уплате государственной пошлины на 1 листе (л.д. 21-22).

По результатам рассмотрения представленных Свидунович Д.Н. документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану принято решение от 23.12.2009 об отказе в государственной регистрации Свидунович Д.Н. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 23).

В качестве основания для отказа налоговым органом было указано на отсутствие заявления о государственной регистрации по форме Р21001, утвержденной Правительством Российской Федерации, т.к. сведения о видах экономической деятельности, представленные в листе А, противоречат ч. II п. 17 Приказа ФНС России от 01 ноября 2004г. № САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя», а именно: сведения о коде и наименовании вида деятельности указаны не в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Как указано в оспариваемом решении, оно принято в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
 предпринимателей», и регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.

Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 23.12.2009 об отказе в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Свидунович Д.Н. обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании его недействительным, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану произвести государственную регистрацию заявителя в качестве индивидуального предпринимателя

При анализе заявленных требований и оценке доказательств суд учитывает следующее.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации физического лица, являющегося совершеннолетним гражданином Российской Федерации, представляющего копию документа, содержащего сведения о дате, месте рождения и адресе места жительства, в качестве индивидуального предпринимателя, содержится в пункте 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ, а именно: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя; документ об уплате государственной пошлины.

Форма № Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Свидунович Д.Н. были представлены все документы, предусмотренные статьёй 22.1 Закона № 129-ФЗ, о чем свидетельствует расписка в приеме документов, выданная работником регистрирующего органа 16.12.2009 (л.д.21-22): включая заявление, копию документа, удостоверяющего личность – паспорта гражданина Российской Федерации, и документ об оплате государственной пошлины.

При этом в листе А заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя формы № Р21001 Свидунович Д.Н. указаны наименования трех видов экономической деятельности, в том числе «51.87.6 – Оптовая торговля прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения» (л.д. 27).

В соответствии с подпунктом «о» пункта 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся, в том числе коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Указанный вид экономической деятельности определен заявителем в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2007, введенным в действие с 01.01.2008 на период до 01.11.2011 без отмены ОКВЭД ОК 029-2001.

Законодательного запрета на возможность использования указанных в ОКВЭД ОК 029-2007 кодов видов экономической деятельности при заполнении заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не установлено.

Кроме того, из текста Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22.11.2007 № 329-ст следует, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) фактически является редакцией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), возникшей в связи с принятием Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

Довод регистрирующего органа о том, что ОКВЭД ОК 029-2007 используется при решении основных задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, и подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне, и не может быть использован для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых при регистрации, отклоняется судом, так как введение в ОКВЭД ОК 029-2007 не содержит прямого запрета на возможность использования хозяйствующими субъектами указанных в нем кодов для классификации и кодирования экономических видов деятельности в заявлении при осуществлении регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Также отклоняется судом ссылка заинтересованного лица на письмо Федеральной налоговой службы от 25.09.2008 № ЧД-6-6/671@, поскольку данное письмо в установленном порядке не опубликовано, не зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации, нормативным актом не является.

При этом Федеральной налоговой службой письмом от 11.07.2008 № ЧД-6-6/488@ сообщено о запросе в Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральную службу государственной статистики о порядке использования двух классификаторов в целях государственной регистрации, до получения соответствующих разъяснений регистрирующим органам было рекомендовано использование при осуществлении функций по государственной регистрации ОКВЭД ОК 29-2001 с одновременным доведением данной рекомендации до субъектов предпринимательской деятельности. Доказательств проведения какой-либо разъяснительной работы о порядке использования двух одновременно действующих классификаторов видов экономической деятельности при подаче заявлений о государственной регистрации суду заинтересованным лицом не представлено.

Ссылка представителя регистрирующего органа на Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@), судом также отклоняется, поскольку пункт 17 Порядка заполнения Заявления формы № Р21001 указывает на необходимость указания не менее трех цифровых знаков кода по ОКВЭД и соответствующего ему наименования вида деятельности. Разъяснений о том, каким ОКВЭД пользоваться, данный порядок не содержит, соответствие наименования вида деятельности, указанного заявителем в листе А заявления его цифровому коду, содержащемуся в ОКВЭД ОК 029-2007, представителем Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану не оспаривалось.

Также судом принимается во внимание пункт 7 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677, в соответствии с которым применение общероссийских классификаторов обеспечивается, в частности, путем прямого их использования без изменения принятых в них кодов и наименований позиций. В Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, являющийся приложением к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации № 677, включен и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Таким образом, суд полагает, что заявление о государственной регистрации было составлено Свидунович Д.Н. надлежащим образом, заявителем были представлены все документы, предусмотренные статьёй 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем основания для отказа заявителю в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя отсутствовали, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 23.12.2009 подлежит признанию незаконным.

В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем требование Свидунович Д.Н. об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану органа произвести его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя также подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб. (квитанция от 28.12.2009 № 0102 в материалах дела) подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные Свидунович Дмитрием Николаевичем требования удовлетворить.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 23.12.2009 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя, проверенное на соответствие требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», признать незаконным и отменить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану зарегистрировать Свидунович Дмитрия Николаевича в качестве индивидуального предпринимателя.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану в пользу Свидунович Дмитрия Николаевича 100 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья И.А. Пшеничникова