Именем Российской Федерации
«13» декабря 2006 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2006 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе: судьи Деревенко Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Деревенко Л.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Потребительского общества «Кооператор»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
при участии в заседании:
от заявителя – Щукин В.И.- доверенность от 12.12.2006 года , паспорт 3704956428
от заинтересованного лица – Гребенчугова Е.Ю., госналогинспектор по доверенности от 09.01.2006г. № 17;
установил:
Потребительское общество «Кооператор» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об изменении постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области от 09 ноября 2006 года № 96.
В судебном заседании представитель заявителя заявил письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, просил признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области от 09 ноября 2006 года № 97, освободить Общество от административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб., ограничившись устным замечанием. Уточнение заявленных требований судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя не оспаривая факт правонарушения в судебном заседании пояснил, что указанные нарушения являются малозначительными, поскольку все остальные документы на алкогольную продукцию у Общества имелись, ранее к административной ответственности заявитель не привлекался. Считает, что налоговым органом при наложении административного штрафа не были учтены все смягчающие обстоятельства, в том числе и тяжелое материальное положение Общества. Также полагает, что примененный налоговым органом штраф – 30000 руб. необоснованно завышен.
Представитель налогового органа в судебном заседании против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указал, что при вынесении постановления были учтены все смягчающие ответственность обстоятельства – привлечение Общества к административной ответственности впервые, штраф определен по минимальному размеру, установленному санкцией части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Малозначительным совершенное правонарушение не считает.
В судебном заседании представителем налогового органа использовались средства звукозаписи в порядке ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил, что Потребительское общество «Кооператор» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.06.2006 года, о чем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области внесена запись 05.07.2006 г в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1064526008590.
23 октября 2006г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области на основании поручения от 23.10.2006 г №66 с участием прокурора Куртамышского района проведена проверка соблюдения ПО «Кооператор» законодательства в области оборота алкогольной продукции.
В результате проведенной проверки в магазине «Кооператор», расположенном по адресу: г.Куртамыш, ул. Ленина 6 а, было выявлено: в нарушение пункта 3 статьи 11 Федерального закона РФ от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и пунктов 9, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 № 55, в торговом зале магазина отсутствуют Правила продажи отдельных видов товаров, ценники на алкогольную продукцию оформлены ненадлежащим образом – отсутствуют указание на крепость, наименование производителя, подпись материально ответственного лица и дата оформления ценников и печать; в нарушение пункта 5 «Правил заполнения справки к товарно-транспортным накладным на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 в разделе «Б» справки к товарно-транспортной накладной отсутствует подпись уполномоченного лица и печать.
По результатам проверки составлен акт проверки от 23.10.2006г. № 172, прокуратурой Куртамышского района вынесено постановление от 26.10.2006 года о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области от 09.11.2006 г № 97 о назначении административного наказания Потребительское общество «Кооператор» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Считая выявленные в ходе проверок нарушения малозначительными, Общество обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 09.11.2006 г № 97.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя и налогового органа, суд приходит к следующим выводам:
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не указанных в частях первой и второй названной статьи Кодекса) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При этом суд не может считать доказанным налоговым органом нарушение Обществом пункта 19 Правил 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 № 55 и пункта 3 статьи 11 Федерального закона РФ от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в части отсутствия на ценниках указания на крепость, наименование производителя.
Согласно пунктам 19, 141 Правил продажи, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием: наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона РФ от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе);стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая изложенное, суд считает, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области не доказано нарушение Обществом вышеуказанных правил в части необходимости указания на ценниках алкогольной продукции наименования ее производителя. Доказательств того, что в момент проверки на проверяемой алкогольной продукции –водка « Дистар Фактор» и вино «Портвейн» отсутствовала информация о ее производителе налоговым органом не представлено. Требования об указании именно на ценниках сведений о крепости алкогольной продукции и наименование производителя пункты 19,141 Правил и пункт 3 ст. 11 Федерального закона РФ № 171-ФЗ не содержат.
В то же время суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего:
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, и нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила продажи) и регулирующим особенности продажи алкогольной продукции, правила продажи в наглядной и доступной форме должны быть доведены продавцом до сведения покупателей.
Согласно пунктам 19, 141 Правил продажи, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием: наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В силу пунктов 1, 3 статьи 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в частности: справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной. Форма справки и порядок ее заполнения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной, а также Правила по заполнению данной справки. В качестве обязательных реквизитов при заполнении раздела «Б» справки к ТТН указаны фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица организации-покупателя алкогольной продукции, его подпись и печать организации (пункт 10 раздела «Б»). Обязанность по заполнению всех записей раздела «Б» справки к ТТН (в том числе Ф.И.О., должности уполномоченного лица и его подписи) при покупке алкогольной продукции организацией-покупателем предусмотрены пунктами 5, 7, 8 Правил.
Несоблюдение требований Правил продажи отдельных видов товаров в части касающихся розничной продажи алкогольной продукции, а также требований по оформлению справки к ТТН на алкогольную продукцию влечет ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В ходе проведенных налоговым органом проверок установлено, что в магазине «Кооператор», расположенном по адресу г.Куртамыш, ул.Ленина 6а в наглядной и доступной форме отсутствовали Правила продажи отдельных видов товаров, в ценниках на вино « Портвейн 72» отсутствовали подписи материально ответственного лица, даты оформления ценников и печать. Кроме того, в справках к ТТН на водку « Дистар Фактор», вино «Портвейн 72», отсутствовали подпись уполномоченного лица ПО «Кооператор» и печать.
Указанные нарушения Правил продажи, а также Правил заполнения справки к ТТН установлены судом, подтверждаются материалами дела – актом проверки от 23.10.2006 г № 172, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.10.2006 г и не оспариваются Обществом в судебном заседании.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы Общества о малозначительности установленных нарушений и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, признаются судом несостоятельными.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное Обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. При таких обстоятельствах вменяемое Обществу правонарушение не может быть отнесено к малозначительным административным правонарушениям.
Кроме того, состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является формальным, то есть ответственность предусмотрена за сам факт нарушений правил продажи алкогольной продукции, без учета последствий, наступивших в результате совершения указанных нарушений.
Также суд учитывает, что налоговым органом при вынесении постановления от 09.11.2006 г соблюден принцип соразмерности и справедливости наказания, а именно штраф определен в минимальном размере, учтены обстоятельства смягчающие ответственность -правонарушение совершено впервые.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Потребительскому обществу «Кооператор», зарегистрированному в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налогвоой службы № 4 по Курганской области за основным государственным номером 1064526008590 место нахождение: Курганская область, г.Куртамыш, ул. Ленина 6а, в удовлетворении заявления об отмене Постановления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Курганской области от 09 ноября 2006 г. № 97 о назначении административного наказания отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А. Деревенко