Арбитражный суд Курганской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-7681/2006
23 января 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16.01.2007 г. В полном объеме решение изготовлено 23.01.2007 г.
Арбитражный суд в составе председательствующего Колташевой Т.П.,
При ведении протокола судебного заседания судьей Колташевой Т.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Регион-Строй-Комплект»
Орган, принявший оспариваемый акт – Межрегиональное управление по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по УФО)
Об оспаривании постановления от 30.10.2006 г. № 03-06/86
при участии в заседании
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 10.12.2006 г. от административного органа: явки нет, извещен
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Регион-Строй-Комплект» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30.10.2006 г. № 03-06/86 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил признать оспариваемое постановление незаконным и отменить его. Пояснил, что общество не занимается деятельностью по осуществлению сделок с недвижимостью. Возможность оказания посреднических услуг при совершении сделок с недвижимостью возникла с 07.02.2006 г. Однако, эти услуги общество не оказывало. Формальное внесение изменений в Устав общества об основных видах деятельности, не порождает ответственности, поскольку отсутствует событие правонарушения. Также указал, что при проверке надзорными органами протокол об административном правонарушении не составлялся, права заявителю не разъяснялись. Нарушены положения ст. 28.2. КооАП РФ.
Представитель Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.. Поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия
Рассмотрев представленные материалы, заслушав объяснения представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Регион-Строй-Комплект» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 30.03.2006 г. (л.д. 40).
Согласно Уставу ООО «Регион-Строй-Комплект», с изменениями и дополнениями, зарегистрированными ИФНС России по г. Кургана от 07.02.06 г., общество осуществляет такие виды деятельности как предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимости, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг при оценке жилого недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг при оценке нежилого недвижимого имущества.
Постановлением заместителя руководителя межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30.10.2006 г. № 03-06/86 ООО Регион-Строй-Комплект» привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности является постановление заместителя прокурора г. Кургана по делу об административном правонарушении от 25.09.2006 г., в котором указано, что на основании материалов проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в деятельности ООО «Регион-Строй-Комплект» установлены факты неисполнения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В постановлении заместителя прокурора г. Кургана от 25.09.2006 г., которое приравнивается к протоколу об административном правонарушении, указано, что в нарушение п. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 28 и постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 г. № 638 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ООО «Регион-Строй-Комплект», как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, не встало на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. В нарушение п. 2 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» обществом не разработаны правила внутреннего контроля и программа его осуществления, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил и реализацию программ.
В соответствии со ст. 15.27. КоАП РФ состав правонарушения образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и ли иным имуществом.
Согласно п. 2 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.01.03 г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Пунктом 1 постановления № 6 предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца для создаваемых организаций – со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций – со дня вступления в силу названного постановления.
Довод заявителя об отсутствии события правонарушения является несостоятельным, поскольку при избрании обществом нового вида деятельности, подпадающего под действие Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, данное общество следует рассматривать как создаваемую организацию, что в соответствии с действующим законодательством (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6) обязывает заявителя разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Государственная регистрация вида деятельности – посреднические услуги при покупке, продажи недвижимости ООО «Регион-Строй-Комплект» произведена 07.02.2006 г. (л.д. 43). На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении заместителем прокурора г. Кургана от 25.09.2006 г. правила внутреннего контроля не были утверждены.
Кроме того, указанные Правила подлежат согласованию в соответствующем надзорном органе, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций – в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
Заявителем не представлено доказательств утверждения и надлежащего согласования Правил внутреннего контроля с Комитетом по финансовому мониторингу, что подтверждает факт нарушения законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Суд считает, представленными материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27. КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ООО «Регион-Строй-Комплект» не оказывало посреднических услуг при совершении сделок с недвижимостью, является несостоятельным и опровергается материалами дела. В Уставе общества, утвержденном единственным участником 26.01.2006 г., с изменениями и дополнениями, зарегистрированными ИФНС России по г. Кургану 07.02.2006 г., указано, что общество осуществляет операции с недвижимым имуществом, предоставляет посреднические услуги при покупке, продаже и аренде недвижимости.
Представленные административным органом суду материалы дела № 03-06/86 в отношении ООО «Регион-Строй-Комплект» подтверждают, что заявителем реально осуществлялись операции с недвижимостью – услуги по продаже жилья (.д. 45-46 ).
Несостоятельным является и довод заявителя о нарушении административным органом положений ст. 28.2. КоАП РФ. Постановление заместителя прокурора г. Кургана по делу об административном правонарушении от 25.09.2006 г. принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям ст. ст. 28.2., 28.4., 25.11. КоАП РФ и направлено для принятия мер в Федеральную службу финансового мониторинга. Генеральным директором ООО «Регион-Строй-Комплект» ФИО2 дано объяснение прокурору отдела по поводу нарушений закона, в котором он не отрицал, что заниматься деятельностью по операциям с недвижимым имуществом, предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества общество начало с 07.02.2006 г. На учете в Федеральной службе финансового мониторинга не состоит.
В соответствии со ст. 15.27. КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30.10.2006 г. № 06-06/86 принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует требования законодательства и не нарушает права заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 210, 211 АПК РФ, суд
Ре ш и л:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Регион-Строй-Комплект» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30.10.2006 г. № 03-06/86 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Судья Т.П.Колташева