ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-7777/20 от 04.04.2022 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-7777/2020

03 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 мая  2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации города Кургана (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо: акционерное общество «Водный Союз» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным предупреждения,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 08.11.2021, диплом,
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 10.01.2022 № 1, диплом,

от третьего лица: ФИО3, по доверенности от 29.12.2021 № 126, диплом,

установил:

Администрация города Кургана (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным Предупреждения № 11 от 29.06.2020 о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, Курганское УФАС).

В обоснование данных требований, заявитель указал, что Постановление от 14.02.2019 № 919 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 году» (далее – Постановление № 919, Порядок № 919) принято Администрацией в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Указанное постановление определяет цели, условия и порядок предоставления из бюджета города Кургана в 2019 г. субсидий организациям водопроводно- канализационного хозяйства, не являющимся муниципальными учреждениями, в целях финансового обеспечения затрат или финансового возмещения затрат, связанных с выполнением работ (оказания услуг) в 2019 г. в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана.

При этом, по смыслу статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основной обязанностью гарантирующей организации является обеспечение бесперебойного холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования. Наделение АО «Водный союз» статусом гарантирующей организации не означает предоставление обществу преимущественного права на получение субсидии. Кроме того, действующее законодательство, в том числе, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не содержит положений об установлении сроков на подачу заявок на получение субсидии, соответственно, такие сроки устанавливаются органом местного самоуправления самостоятельно. С учетом положений действующего законодательства, Администрация города Кургана была обязана при отсутствии заявок на отбор получателей субсидии организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г. (с учетом отзыва АО «Водный Союз» единственной заявки) организовать повторный отбор заявок. Заявитель указывает, что Порядок № 919  при предоставлении субсидии  третьему лицу не нарушен, поясняет, что описательная часть  оспариваемого предупреждения не соответствует его резолютивной части. 

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям заявления, просил требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не согласился с заявленным требованием по доводам, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях. В обоснование правовой позиции по делу указал, что 14.02.2019 Администрацией города Кургана принято постановление № 919 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 году».

Реализуя принятый порядок предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г. Администрацией города Кургана принято постановление от 22.03.2019 № 1801 «О предоставлении из бюджета города Кургана субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 г. в сферах холодного водоснабжения населения и (иди) водоотведения на территории города Кургана». Согласно пункту 1 указанного постановления Администрация города Кургана постановила предоставить из бюджета города Кургана субсидию акционерному обществу «Водный Союз» в сумме 230 000 000 руб.

 Анализ положений Порядка показывает, что критериям, установленным в пунктах 3 и 9, для получения субсидии соответствует только одна организация - Акционерное общество «Водный Союз». Ввиду установления соответствующих критериев иные хозяйствующие субъекты, которые также могут осуществлять деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории города Кургана не имеют возможности подать заявку, поскольку очевидно их несоответствие требованиям, установленным Порядком. Таким образом, принятие Администрацией города Кургана муниципального правового акта, рассчитанного на долгосрочное применение, может создать преимущественные условия деятельности для одной организации, в том числе, путем предоставления мер финансовой поддержки.

При этом, действия Администрации могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15, пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), в том числе путем преставления информации в приоритетном порядке и привести к ограничению конкуренции ввиду невозможности иным хозяйствующим субъектам, имеющим основания оказывать аналогичные услуги с использованием субсидии, подать соответствующую заявку на ее получение. Заинтересованное лицо полагает, что Порядок № 919  при предоставлении субсидии АО «Водный союз Администрацией нарушен, в связи с чем  оспариваемое  предупреждение является законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Акционерного общества «Водный Союз» поддержал правовую позицию заявителя по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнений к нему.  

Считает, что постановление Администрации города Кургана от 14.02.2019 № 919 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 году», постановление Администрации города Кургана от 22.03.2019 № 1801 «О предоставлении из бюджета города Кургана субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 г. в сферах холодного водоснабжения населения и (иди) водоотведения на территории города Кургана» вынесены и опубликованы заявителем в соответствии с действующим на тот момент бюджетным, отраслевым и антимонопольным законодательством. Действия Администрации г. Кургана по реализации постановления № 919 от 14.02.2019 не противоречат Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Кроме того, по мнению третьего лица, в рассматриваемой ситуации не имела место повторная подача заявки на предоставление субсидии, поскольку, как следует из заявления Администрации по настоящему делу, речь шла о повторном размещении уведомления о приеме заявок на получение субсидии, а подача соответствующей заявки происходила уже в иной процедуре отбора получателей субсидии.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

29.06.2020 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области   в адрес Администрации города Кургана вынесено  предупреждение   №  11  о  прекращении   действий (бездействия),  которые  содержат  признаки  нарушения антимонопольного  законодательства.   

Данное предупреждение вынесено в связи с  наличием   в действиях   Администрации,  выразившихся   в    утверждении  Постановлением   Администрации   от  14.02.2019   г.  №  919  «Об  утверждении  Порядка   предоставления    из  бюджета   города Кургана    субсидий организациям водопроводно-канализационного   хозяйства  в 2019 году» Порядка  предоставления  из  бюджета   города   Кургана   субсидий  организациям водопроводно-канализационного    хозяйства    в 2019  г.,  а  также  в  действиях   по  его  реализации  признаков   нарушения   антимонопольного   законодательства, предусмотренных   частью 1  статьи 15  Закона    о защите   конкуренции.

 В обозначенном  предупреждении  Курганское УФАС России предупреждает Администрацию города Кургана о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий:

- отменить Постановление Администрации от 14.02.2019 № 919 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 году»;

- отменить Постановление Администрации города Кургана от 22.03.2019 N 1801 "О предоставлении из бюджета города Кургана субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 году в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана".

Срок исполнения предупреждения до 14.07.2019 (т.1, л.д. 12-18).

Данное  предупреждение  основано  на   следующих  обстоятельствах, установленных  Курганским  УФАС России.

В ходе мониторинга средств массовой информации Курганскому УФАС России стало известно о перечислении АО «Водный союз» в 2018 г. субсидии на проведение капитального ремонта сетей водопровода и канализации.

На основании вышеуказанной информации антимонопольным органом был проведен анализ нормативных правовых актов Администрации города Кургана, регламентирующих предоставление вышеуказанной субсидии, а также порядка опубликования информации и соответствующих извещений о предоставлении субсидии в 2019 г.

Анализ проводился на основе документов, представленных на официальном сайте Администрации города Кургана.  

По результатам первичного анализа действий Администрации города Кургана и установленного Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г. Курганским УФАС России в соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрации города Кургана было выдано предупреждение № 49 от 02.12.2020, основанием выдачи которого явилось наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Письмом (вх. № 7263 от 23.12.2019) Администрация города Кургана сообщила, что исполнение вышеуказанного предупреждения не представляется возможным.

На основании изложенного Курганским УФАС России издан приказ от 14.01.2020 №1 о возбуждении дела №045/01/15-1/2020 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дела № 045/01/15-1/2020 Комиссией Курганского УФАС России были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения указанного дела, выражающиеся в следующем.

Комиссией Курганского УФАС России было установлено, что нормативные правовые документы, регламентирующие предоставление субсидии в целях проведения организациями капитального ремонта сетей водоснабжения и водоотведения принимаются на соответствующий год, в котором планируется предоставлении субсидии. Срок действия данных нормативных документов соответственно ограничен текущим годом, в котором предусмотрено предоставление субсидии.

Анализ утвержденного Администрацией города Кургана Порядка предоставления субсидии на 2019 г. (Постановление от 14.02.2019 № 919 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидии организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г.»), а также информации от Администрации города Кургана (письмо от 22.11.2019 исх. № 1-18/2282 на вх. 04-08/3350-10 от 15.11.2019) показал наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15, пунктами 6,8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Курганским УФАС России установлено, что 14.02.2019 Администрацией города Кургана принято постановление № 919 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г.».

Дата публикации указанного постановления на официальном сайте Администрации города Кургана - 14.02.2019.

Дата публикации указанного постановления в СМИ: газета «Курган и Курганцы» № 19 от 19.02.2019.

Курганским УФАС России установлено, что официальный сайт Администрации города Кургана не является средством массовой информации, поскольку в силу статьи 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, СМИ не является.

Курганским УФАС России установлено, что исходя из содержания пункта 24 Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г. при наличии нескольких организаций, допущенных к отбору, Комиссия определяет получателя субсидии в порядке очередности поступления заявок в соответствии с регистрационными порядковыми номерами. Решение Комиссии принимается в пользу организации, имеющей заявку с меньшим регистрационным порядковым номером. Таким образом, получателем субсидии будет являться лицо, которое первое подаст соответствующую заявку.

Курганским УФАС установлено, что в соответствии с Порядком № 919 к заявке на получение  субсидии заявитель должен  приложить справку  из Департамента  финансов и имущества  Администрации города Кургана на 1.02.2019  об отсутствии у организации  просроченной задолженности  перед бюджетом  г. Кургана; о неполучении   организацией  из бюджета средств на цели в сферах  холодного водоснабжения  населения  и (или) водоотведения  на территории  города Кургана.

Курганское УФАС в оспариваемом предупреждении сделало выводы о том, что предоставление АО «Водный союз» информации не в виде указанной справки (соответствующий вид издаваемого документа) и предоставление такой информации уже в день обращения, а также размещение Администрацией города Кургана уведомления о приеме заявок на получение субсидии и установление срока приема заявок до официального опубликования Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г., при условии признания победителем лица, которое первым подаст соответствующую заявку содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции в части предоставления хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.

Курганским УФАС России установлено, что вопреки положениям Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г., не предусматривающим процедуру отзыва заявки, уполномоченный орган (Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана) по заявлению АО «Водный союз» возвратил  его единственную заявку с приложениями АО «Водный Союз».

Заявка отозвана АО «Водный союз» по причине  наличия ошибок в расчетах стоимости мероприятий.

Вместе с тем, наличие ошибок в расчетах стоимости мероприятий согласно п. 22 Порядка является основанием для отказа в допуске к отбору получателей субсидии, а не возврату заявки для исправлений.

В соответствии с пунктом 21 обозначенного выше Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидии организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 г. на заседании Комиссия рассматривает заявки и документы на соответствие требованиям, установленным пунктами 14, 15 и 16 настоящего раздела. По результатам рассмотрения Комиссия принимает одно из следующих решений: допустить организацию к отбору получателей субсидии, отказать организации в допуске к отбору получателей субсидии.

Согласно п. 17 Порядка ответственность за достоверность сведений в заявке и прилагаемых к ней документов несет руководитель организации. Учитывая вышеизложенное, Курганское УФАС сделало вывод, что АО «Водный Союз» были предоставлены не предусмотренные Порядком преимущества по исправлению ошибок в расчетах стоимости планируемых работ и возможность повторной подачи заявки с исправленными документами. Вместе с тем, возможность повторного проведения процедуры приема заявок на получение субсидии в 2019 г. не предусмотрена Порядком.

В связи с этим Курганское УФАС пришло к выводу о том, что предоставление АО «Водный союз» возможности повторно подать заявку на предоставление субсидии (после устранения ошибок в расчете стоимости мероприятий), сокращение срока приема заявок до 5 дней, размещение уведомления о приеме заявок и начало срока приема заявок до официального опубликования постановления Администрации города Кургана о внесении изменений в Порядок предоставлении субсидий, повторное принятие вместо справки информационного письма Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана, отсутствие соответствующей регистрации заявки АО «Водный союз» в журнале, при условии признания победителем лица, которое первым подаст соответствующую заявку, содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции, в том числе, в части предоставления хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке (пункт 6 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции).

Как указано  в предупреждении №  11  от  29.06.2020, анализ утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 14.02.2019 919 «Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 году», а также информации, полученной Управлением от Администрации города Кургана  указал  антимонопольному органу на наличие признаков нарушения Администрацией антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 , пунктами 6, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с предупреждением антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к  выводу  о необходимости удовлетворения  заявленных требований в связи со следующим.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Исходя из положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, пункта 3.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предупреждение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.

Целями  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Закона N 135-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.

На основании части 1 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В силу частей 2, 3  статьи  39.1 Закона № 135-ФЗ предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе,  статьи 15 Закона № 135-ФЗ

На основании частей 4, 5 статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ предупреждение должно содержать:  выводы о наличии оснований для его выдачи;  нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона, а также разумный срок их выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Аналогичные нормы содержатся в  п. 2.2. Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16.

Вместе с тем, поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.

Суд не устанавливает обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа.

Суд ограничивается лишь констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения таких действий (бездействия), устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий.

Законность и обоснованность предупреждения также связаны с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 N 18403/13 по делу N А43-26473/2012.

Как следует из материалов дела, оспоренным предупреждением антимонопольный орган указал на наличие в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15, пунктов 6, 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.

В соответствии с пунктами 6, 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; создание дискриминационных условий.

На основании пункта 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ  признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для квалификации действий субъекта применительно к части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативно-правовым положениям и совершенные им действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть соперничества на значимом, определенном товарном рынке, в сфере обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).

Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Кургана от 14.02.2019 N 919  утвержден Порядок предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 году (Порядок № 919).

В силу пункта 1  Порядка № 919 настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления из бюджета города Кургана в 2019 году субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства, не являющимся муниципальными учреждениями, в целях финансового обеспечения затрат или финансового возмещения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 году в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана.

В соответствии с пунктами 3, 8, 9  Порядка № 919 получателями Субсидий являются организации водопроводно-канализационного хозяйства любой организационно-правовой формы (за исключением муниципальных учреждений), владеющие на законном праве объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенными в границах муниципального образования города Кургана.  Получатели Субсидий определяются путем проведения отбора комиссией по предоставлению субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства в 2019 году,  в соответствии с настоящим Порядком. Пунктом 9 Порядка № 919  определены критерии отбора Организаций.

Администрацией города Кургана принято Постановление от 22.03.2019 N 1801 "О предоставлении из бюджета города Кургана субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 году в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана" (далее - Постановление № 1801), которым  постановлено предоставить из бюджета города Кургана субсидию в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 году в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана, акционерному обществу "Водный Союз" в сумме 230 000 000 (двести тридцать миллионов) рублей (пункт 1).

Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана и муниципальному казенному учреждению города Кургана "Управление капитального строительства" предписано заключить соглашение о предоставлении из бюджета города Кургана субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 году в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана, с акционерным обществом "Водный Союз" (пункт 2).

Как следует из дела, оспариваемым предупреждением Курганского УФАС Администрации предложено   отменить  Порядок №  919 и  Постановление  № 1801.

Вместе с тем,  как следует из текста  оспариваемого предупреждения,   Курганским УФАС не  устанавливались  признаки нарушения  антимонопольного законодательства, предусмотренные  частью 1 статьи 15, пунктами 6, 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ  ни Порядком № 919, ни Постановлением  № 1801.

Курганским УФАС  не установлено, каким образом принятие Администрацией  Постановления № 919 от 14.02.2019 и Постановления № 1801 от 22.03.2019  нарушает антимонопольное законодательство, и какие конкретно нормы нарушены при этом.

Из текса оспариваемого предупреждения следует, что Администрацией нарушен отбор организаций водопроводно-канализационного хозяйства для целей получения соответствующих субсидий, порядок которого предусмотрен Порядком № 919.

Вместе с тем, какие нормы антимонопольного законодательства нарушены Администрацией при принятии самого Порядка № 919 и Постановления №  1801  Курганским УФАС не  устанавливались.   

Антимонопольным органом не представлено доказательств наличия противоречий положений Порядка № 919, определяющих получателя Субсидии,  нормам действующего законодательства.

Действия Администрации, указанные в оспариваемом  предупреждении,  в том числе, по размещению извещений о приеме заявок на получение субсидий,  о принятии документов от третьего лица в той или иной форме, о возможности повторной подачи заявок, о сокращении срока подачи заявок выходят за рамки утверждения Порядка № 919, не являются предметом оспариваемого предупреждения, не получили надлежащей правовой оценки в резолютивной части (выводах) оспариваемого предупреждения.

К такому выводу суд приходит  в связи с тем, что  предметом оспариваемого предупреждения являются  Постановления Администрации №  919 от 14.02.2019 и № 1801 от 22.03.2019. 

Доводы антимонопольного органа о возможном предоставлении Администрацией информации получателю субсидии в приоритетном порядке,  о возможном создании дискриминационных условий  носят вероятностный характер, основаны на предположениях, не свидетельствуют о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом,  суд приходит к выводу о недоказанности Курганским УФАС наличия признаков нарушения Администрацией   пунктов 6, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При этом именно антимонопольный орган должен доказать, что совершение тех или иных действий соответствующим органом привело или могло привести к недопущению, ограничению конкуренции.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.

Во исполнение Постановления № 1801 от 22.03.2019 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана, АО «Водный союз» и МКУ города Кургана «Управление капитального строительства» заключено Соглашение о предоставлении из бюджета города Кургана субсидии организации водопроводное канализационного хозяйства в 2019 году № 4 от 29.03.2019, предусматривающее предоставление из бюджета города Кургана в 2019 годуобеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 году по капитальному ремонту объектов централизованных систем холодного водоснабжения и(или) водоотведения, а также мероприятий, направленных на осуществление текущей деятельности получателя и на поддержание объектов централизованных систем холодного водоснабжения и(или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов (за исключением расходов на строительство, реконструкцию и модернизацию таких объектов, административных расходов, расходов на оплату труда, расходов на оплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, расходов на приобретаемые энергетические ресурсы и топливо, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов на исполнение судебных актов и исполнительных документов, расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам.

АО «Водный союз» представило соответствующие письменные доказательства исполнения со стороны общества Соглашения о предоставлении субсидии № 4, заключенного на основании Постановления № 919 и Постановления № 1801.

При этом, как следует из материалов дела, к выполнению работ, во исполнение Соглашения АО «Водный союз» привлекало подрядные (ремонтные) организации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнимости оспариваемого  предупреждения. 

Таким образом, предупреждение отменить обозначенные акты, с учетом приведенных обстоятельств, не соответствует  положениям части 4 статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ, поскольку не содержит выводы о наличии оснований для его выдачи; не содержит надлежащий перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения.

В связи с изложенным, суд  приходит к выводу о незаконности  оспариваемого  предупреждения,  о нарушении им прав и законных интересов заявителя, как органа, уполномоченного  предоставлять субсидии  соответствующим организациям для  осуществления публичной деятельности.   

Поэтому заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области № 11 от 29.06.2020 о прекращении  действий (бездействия), которые  содержат  признаки нарушения  антимонопольного законодательства.  

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

А.А. Григорьев