Арбитражный суд Курганской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-8110/2006
09 февраля 2007 г.
Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2007 г. В полном объеме решение изготовлено 09.02.2007 г.
Арбитражный суд в составе председательствующего Колташевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Колташевой Т.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами»
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области
Об оспаривании постановления заместителя главного государственного инспектора ФИО1 о привлечении к административной ответственности от 15.12.2006 г. № 06-25/69-94
при участии в заседании
от заявителя: ФИО2 – доверенность от 09.01.2007 г. № 9; ФИО3 – адвокат, удостоверение № 45/44 от 10.01.2003 г., доверенность от 06.12.2006 г.
от заинтересованного лица: ФИО4 – по доверенности от 09.01.07 г. № 01-69/2 ; ФИО5 - по доверенности от 09.01.07 г. № 01-69/2.
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение «Курганское управление сельскими лесами» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об оспаривании постановления заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области ФИО1 от 15.12.2006 г. № 06-25/69-94 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4. Кодекса РФ об административных правоотношениях в виде штрафа в размере 50000 руб.
В судебном заседании представители ГУ «Курганское управление сельскими лесами» поддержали заявленные требования и пояснили, что в действиях учреждения отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.4. КоАП РФ. Проектами лесоустройства не предусмотрен конкретный срок выполнения работ на конкретном участке. Эти работы должны быть произведены в течение срока действия материалов лесоустройства - десяти лет.
Кроме того, указано, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. В оспариваемом постановлении изложены обстоятельства, которые отсутствуют в протоколе об административном правонарушении от 08.09.2006 г. Считают, что отсутствует событие административного правонарушения. Представлено дополнительное письменное обоснование позиции заявителя.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области с заявлением не согласились. Представлен письменный отзыв, в котором изложены доводы по существу заявления об оспаривании постановления административного органа.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области пояснили, что ГУ «Курганское управление сельскими лесами» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данное правонарушение носит длящийся характер. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. В силу ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, объяснения, заключения экспертов, иные документы. Поэтому несущественные недостатки протокола об административном правонарушении устраняются представленными материалами дела.
Указано, что заявителем нарушены требования лесного законодательства, что выразилось в отступлении от проектов лесоустройства, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, по освоению расчетной лесосеки и воспроизводству лесов. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Установлено, что 08.09.2006 г. Государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курганской области составлен протокол об административном правонарушении № 06-18/58 в отношении Государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами» по ч. 2 ст. 8.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Указано, что учреждением нарушена ст. 89 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г. № 22-ФЗ.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области от 15.12.2006 г. № 06-25/69-94 ГУ «Курганское управление сельскими лесами» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Представленными материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки ГУ «Курганское управление сельскими лесами» и его филиалов, проведенной комиссией Управлением Росприроднадзора по Курганской области установлено, что при осуществлении ведения лесного хозяйства на территории лесного фонда заявителем допускаются нарушения природоохранного законодательства. ГУ «Курганское управление сельскими лесами, его филиалами лесное хозяйство ведется не в соответствии с требованиями проектов лесоустройства, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы – не в полном объеме ведутся лесовосстановительные мероприятия, рубки ухода в молодняках и прореживания, рубки главного пользования, не ведется строительство наблюдательных вышек, то есть осуществляется деятельность, не соответствующая документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ, (в ред. от 31.12.2005 г., ст. 12) к объектам обязательной государственной экологической экспертизы регионального уровня относит проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, иную проектную документацию в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы, а в силу ст. 18 указанного Закона, является правовым основанием для ведения лесного хозяйства и лесопользования на территории лесного фонда.
Факт совершения заявителем правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 08.09.2006 г. № 06-18/58, актом проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 08.09.2006 г. (периоды проверки с 14.06.2006 г по 13.07.2006 г.; с 17.07.2006 г. по 08.09.2006 г.), составленным с участием представителей заявителя, актами проверок филиалов от 06.09.2006 г. № 06-20/48, от 18.08.2006 г. № 06-20/45, от 30.06.2006 г. № 06-20/33, от 31.08.2006 г. № 06-20/47, от 14.08.2006 г. № 06-20/44, от 06.09.2006 г. № 000020, от 14.08.2006 г. № 06-20/43, от 08.09.2006 г. № 06-20/50.
Материалы проверок, проведенных Управлением Росприроднадзора по Курганской области за период 2005 – 2006 г.г. свидетельствуют, что все филиалы ГУ «Курганское управление сельскими лесами», за исключением ряда хозяйств Далматовского сельского лесхоза, имеют проекты организации и ведения лесного хозяйства, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, которые подлежит обязательному исполнению. Однако, в полном объеме требования проектов ведения лесного хозяйства заявителем не выполняются.
Уставом ГУ «Курганское управление сельскими лесами» (п.2.27.) определены цели и предмет деятельности учреждения, в том числе принятие мер по эффективному воспроизводству лесов, создание новых лесов, обеспечение посевным и посадочным материалами лесопользователей.
Филиалами ГУ «Курганское управление сельскими лесами» при реализации проектов лесоустройств ежегодно должны проводиться лесовосстановительные мероприятия в установленных проектами лесоустройства объемах.
Согласно акту проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 08.09.2006 г. № 06-20/52 по всем филиалам ГУ «Курганское управление сельскими лесами» минимальный ежегодный объем искусственного лесовосстановления (создание лесных культур) составил 275,7 га. В 2005 г., согласно сведениям о проведении лесовосстановительных работ, форма статистической отчетности 1-ЛХ, филиалами учреждения создание лесных культур не производилось. В 2006 г., по данным, представленным лесхозами учреждения, лесные культуры созданы на общей площади 40,0 га, что составляет 14,5% от запроектированных.
Материалами проверки также установлено, что ГУ «Курганское управление сельскими лесами» проектами лесоустройств предусмотрено строительство восьми наблюдательных вышек, из которых не построено ни одной. Не освоен запланированный объем рубок главного пользования в 2005 г. (освоено ГУ «Кургасельлес», согласно отчету 2-ЛХ 2005 г., 8,1% от проекта), что ведет к потере технической спелости древесины, ухудшению качества состояния древесины и насаждений в целом, выпадению и захламлению лесов.
Довод заявителя о том, что невыполнение установленных материалами лесоустройства ежегодных объемов лесовосстановительных мероприятий связано только с отсутствие бюджетного финансирования, суд считает несостоятельным.
Уставом ГУ «Курганское управление сельскими лесами» (п. 2.1) предусмотрено, что учреждение создано в целях осуществление полномочий мероприятий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Положением о филиалах учреждения сельских лесхозах предусмотрено, что лесхозы вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной приносящей доход деятельностью. В связи с чем, недостаточное финансирование из бюджета работ по лесовосстановлению не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что материалами лесоустройства не установлен конкретный срок выполнения тех или иных лесохозяйственных работ. В проектах лесоустройства обозначены конкретные участки лесного фонда, на которых запланировано проведение лесовосстановительных мероприятий, их ежегодный объем, в том числе ежегодный объем посадки лесных культур. Следовательно, при реализации проектов лесоустройства сельскими лесхозами филиалами ГУ «Кургансельлес» ежегодно должны проводиться лесовосстановительные мероприятия в установленных проектами лесоустройства объемах.
Довод заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности за невыполнение требований лесоустроительной документации за 2005 г., суд считает необоснованным.
На основании ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В ч. 2 ст. 4.5. КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся признается административное правонарушение, выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Судом установлено, что заявитель осуществлял деятельность, не соответствующую документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (проектов лесоустройства) в период с 2005 г. и до момента проверки - сентября 2006 г.
Следовательно, в течение указанного периода деятельность ГУ «Курганское управление сельскими лесами» характеризовалась наличием признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ (осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, лесоустроительным проектам, в части воспроизводства лесов, проведения рубок ухода в молодняках, прореживания, главного пользования, строительства наблюдательных вышек).
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. В данном случае моментом обнаружения правонарушения является 08.09.2006 г. – день составления государственным инспектором ФИО6 протокола об административном правонарушении № 06-18/58.
Довод заявителя о том, что событие административного правонарушения, установленное протоколом от 08.09.2006 г. № 06-18/58 не соответствует обстоятельствам правонарушения, изложенным в оспариваемом постановлении, суд считает несостоятельным.
В соответствии со ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, Объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 08.09.2006 г. № 06-18/58, подтверждается материалами дела – актом проверки от 08.09.2006 г. № 06-20/52, актами проверок филиалов ГУ «Курганское управление сельскими лесами», представленными в судебное заседание.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него мера по их соблюдению.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, способной оказывать негативное влияние на окружающую среду, порядок природопользования.
Суд приходит к выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ и вины заявителя в его совершении.
Привлечение заявителя к административной ответственности произведено административным органом в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 23.29. КоАП РФ, с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Курганской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 07.09.2004 г. № 52, на Управление возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей среды.
Следовательно, заинтересованное лицо действовало в пределах предоставленных полномочий, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя главного государственного инспектора по контролю и надзору за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов и охране природы по Курганской области ФИО1 от 15.12.2006 г. № 06-25/69-94 соответствует требованиям закона.
Заявление ГУ «Курганское управление сельскими лесами» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 207-211 АПК РФ, ст. ст. 8.4. ч.2, 23.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении заявления государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области от 15.12.2006 г. № 06-25/69-94 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Судья: Т.П.Колташева