АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган
Дело № А34-8236/2017
05 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2018 г.
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 г.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черновой И.А.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании недействительным представления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, доверенность от 09.01.2018
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 09.01.2018
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее – заявитель, Департамент), обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, УФК) от 05.05.2017 № 43-45-23/45-64.
В обоснование данного требования заявитель, с учетом дополнений, принятых судом на основании статьи 49 АПК РФ указал, что оспариваемым представлением действия Департамента неправомерно квалифицированы заинтересованным лицом как неэффективное использование субсидии, выделенной из федерального бюджета, предоставленной на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (статья 34 Бюджетного кодекса РФ). Как указывает заявитель, условия соглашения от 19.02.2016 № 451/17-с, заключенного с Минсельхозом России, по достижению значения показателя результативности (конкретного объема производства молока 72 100 тыс. кг) выполнены на 101,1%, так как фактически объем произведенного молока в Курганской области составил 72 875 тыс.кг. Кроме того, оснований для отказа в выдаче субсидии в установленном размере конкретным сельхозтоваропроизводителям, указанным в оспариваемом представлении, у Департамента не имелось. При заключении соглашений на получение субсидий с каждым сельхозтоваропроизводителем был установлен целевой показатель результативности. Невыполнение этого показателя рядом сельхозтоваропроизводителей в рамках соглашений, заключенных ими с Департаментом, не влечет неэффективного использования субсидий из федерального бюджета Курганской областью в целом в рамках соглашения от 19.02.2016 № 451/17-с, заключенного Минсельхозом России. Кроме того, условиями соглашений с товаропроизводителями предусмотрен возврат полученных субсидий при недостижении показателя результативности пропорционально объему неисполненного обязательства. Каким то образом повлиять на товаропроизводителя в рамках заключенного с ним соглашения на получение субсидии Департамент не имеет возможности, выполнение (достижение) названного показателя возложено исключительно на конкретного получателя субсидии. В связи с этим, Департамент считает, что не допускал неэффективного расходования субсидий, предоставленных их федерального бюджета.
В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивал по указанным основаниям.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании по заявлению возражал по доводам, изложенным в представленном отзыве. Указывал, что представление выдано надлежащему лицу, является законным и обоснованным. Как указывает УФК, факт достижения значения показателя результативности в рамках соглашения от 19.02.2016 № 451/17-с, заключенного субъектом Курганской областью с Минсельхозом России, не подвергается сомнению. Однако, этот показатель (производство молока в объеме 72 875 тыс.кг.) достигнут с учетом производства молока всеми сельхозтоваропроизводителями Курганской области: как получившими из федерального бюджета субсидии в 2016, так и не получавшими (не претендовавшими на) такие субсидии. Вместе с тем, в рамках конкретных соглашений с восемью товаропроизводителями установленный в них показатель результативности не был достигнут, что свидетельствует о неэффективности использования бюджетных средств. Поскольку достижение заданного соглашением показателя результативности являлось фактически условием получения субсидии из федерального бюджета, его недостижение конкретным товаропроизводителем является неэффективным использованием бюджетных средств. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
27.03.2017 Приказом № 132 УФК по Курганской области назначено проведение выездной проверки Департамента (т. 3, л.д. 167-168) в части соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» государственной программы РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» за период 2016 года.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 13.04.2017 (т. 3, л.д. 141-166).
05.05.2017 по окончании проверки и по её результатам Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области Управлением Федерального казначейства по Курганской области выдано Представление № 43-45-23/45-64 (т. 3, л.д. 138-140), в соответствии с которым заявителю необходимо рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения; принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения и недопущению в дальнейшем неэффективного использования средств федерального бюджета.
В представлении указано на нарушение Департаментом в 2016 году статьи 34 БК РФ; пункта 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1370; пункта 2.2.9 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 19.02.2016 № 451/17-с с дополнительными соглашениями №№ 1-7, заключенных с Минсельхозом России; пункта 2.2.3 Соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета от 4.04.2016 № 8-тм, от 13.04.2016 № 37-тм, № 47-тм, № 44-тм, № 45-тм, № 52-тм, № 48-тм, № 40-тм, заключенных с сельхозтоваропроизводителями: СПК «Юбилейный», СПК «Рачеево», ЗАО «Куйбышевское», СПК «Колхоз Русь», СПК (колхоз) «Имени Свердлова», СПК «Рассвет», ИП главой КФХ ФИО3, ИП главой КФХ ФИО4 Сумма нарушения указана в представлении как 3 812 373 руб.
Заявителю данным представлением вменено неэффективное использование субсидии, выделенной из федерального бюджета, предоставленной на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, выразившееся в недостижении заданного результата – значения показателя результативности - объема производства молока указанными восемью сельхозтоваропроизводителями. В представлении также перечислены документы, подтверждающие указанное нарушение.
Заявитель, не согласившись с указанным представлением от 05.05.2017 № 43-45-23/45-64, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что ненормативные правовые акты государственных органов могут быть признаны судом недействительными при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку законности оспариваемого акта, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В силу пункта 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктами 66, 67 Правил № 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
На основании пункта 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
На основании приведенных норм права, с учетом того обстоятельства, что при проведении проверки заявителя выявлены нарушения бюджетного законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 34 БК РФ является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из дела, 19.02.2016 между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Курганской области в лице руководителя Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, заключено соглашение № 451/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (т.3, л.д. 171-186, т.4, л.д. 1-15, т.1, л.д. 46-115), предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2016 бюджету Курганской области субсидии, в том числе, на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
В соответствии с пунктом 2.2.9 данного Соглашения от 19.02.2016 высший исполнительный орган обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий в соответствии со значениями показателей результативности использования субсидий, установленными Государственной программой и предусмотренными в приложении № 3 к Соглашению, а также достижение указанных значений.
Значение показателя результативности предоставления субсидий на 2016 по Курганской области на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока согласно данному Соглашению от 19.02.2016 составило 72 100 тонн производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.
В рассматриваемый период – 2016 действовали Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1370 (далее – Правила № 1370), которые устанавливали порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил № 1370 субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока (далее соответственно - молоко, государственная и (или) муниципальные программы).
Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации, отвечающего следующим требованиям (критериям):
наличие на территории субъекта Российской Федерации сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку молока;
наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, поголовья коров и (или) коз.
Условиями предоставления субсидий и их расходования являются: наличие утвержденных государственной и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
В силу пункта 16 Правил № 1370 эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании достижения значения показателя результативности использования субсидии - производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (тыс. тонн).
Постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 N 36 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее – Порядок № 36), который определяет цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - субсидии), источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - субсидии из федерального бюджета).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5, 8, 9, 16 Порядка № 36 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), на возмещение части затрат, понесенных в связи с производством молока в физическом весе. Субсидии предоставляются при условии: осуществления сельскохозяйственным товаропроизводителем деятельности на территории Курганской области; наличия у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья коров по состоянию на первое число месяца обращения в Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее - Департамент) с заявлением на получение субсидии; сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет продуктивность (надой) на одну корову молочного стада за отчетный финансовый год 3000 килограммов молока и более; в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя не приняты в установленном законодательством порядке решения о ликвидации, приостановлении деятельности, не проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
Субсидии предоставляются на 1 килограмм произведенного, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в физическом весе высшего и первого сорта.
Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии (далее - Соглашение), заключаемого между Департаментом и получателем субсидии в течение десяти рабочих дней со дня получения получателем субсидии уведомления о принятии решения о предоставлении субсидии.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке очередности представления документов для получения субсидий.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий, является Департамент.
В случае нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, Департамент в течение 30 дней со дня выявления нарушения направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии.
Получатель субсидии в течение 30 дней со дня получения письменного требования о возврате средств субсидии перечисляет указанные средства на счет Департамента.
Из указанных норм права следует, что субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (Правила № 1370) предоставляются Департаментом сельхозтоваропроизводителям, отвечающим требованиям, установленным Порядком № 36, на основании заключаемых соглашений о предоставлении субсидий.
При этом, эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, определяется на основании достижения значения показателя результативности использования субсидии - производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (тыс. тонн).
Как следует из материалов дела, в соответствии с отчетом о достижении показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока на 1.01.2017 (т.3, л.д. 92), представленным Департаментом, фактическое значение целевого показателя в рамках исполнения соглашения от 19.02.2016 № 451/17-с, заключенного с Минсельхозом РФ, составило 72 875 тонн молока, что свидетельствует о проценте выполнения соглашения на 101,1 % (по Соглашению – 72100 тонн молока).
Вместе с тем, как следует из дела и не оспаривается участниками судебного процесса, указанный показатель в 72 875 тонн произведенного молока по Курганской области достигнут в результате производства молока как сельхозтоваропроизводителями, получившими субсидии из соответствующего бюджета, так и не получавшими и не претендовавшими на эти субсидии.
В ходе проведенной УФК проверки установлено, что условия заключенных между Департаментом и восемью сельхозтоваропроизводителями: СПК «Юбилейный», СПК «Рачеево», ЗАО «Куйбышевское», СПК «Колхоз Русь», СПК (колхоз) «Имени Свердлова», СПК «Рассвет», ИП главой КФХ ФИО3, ИП главой КФХ ФИО4 соглашений на получении субсидий в части достижения заданного показателя результативности за 2016 не соблюдены.
В частности, проверкой установлено следующее.
В отношении ИП ФИО5 КФХ ФИО3 (Катайский район) уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 01.04.2016 № 14/8 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении ИП ФИО5 КФХ ФИО3 субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и ИП ФИО5 КФХ ФИО3 заключено Соглашение от 04.04.2016 № 8-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными ИП ФИО5 КФХ ФИО3, реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 19 337 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 109 456,00 рублей (19 337 кг*5,660463).
тм получатель ^ год - объем
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226271, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 №1974 на сумму 109 456,00 рублей в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год – объем производства молока в количестве 234 тонн.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 04.04.2016 № 8-тм фактическое выполнение показателя результативности - 216 тонн, достижение значения показателя результативности 92,3 процентов (недостижение 7,7 процентов).
СПК «Рачеево» (Целинный район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 № 14/37 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК «Рачеево» субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК «Рачеево» заключено Соглашение от 13.04.2016 № 37-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Соглашение от 13.04.2016 № 37-тм).
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК «Рачеево», реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 39 271 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету от 05.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 222292,00 рублей (39 271 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226311, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 № 1998 на сумму 222 292,00 рублей в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения от 13.04.2016 № 37-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 412 тонн.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 № 37-тм фактическое выполнение показателя результативности - 346 тонн, достижение значения показателя результативности 84,0 процентов (недостижение 16 процентов).
ИП ФИО5 КФХ ФИО4 (Половинский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 № 14/40 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении КФХ ФИО4 субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и ИП ФИО5 КФХ ФИО4 заключено Соглашение от 13.04.2016 № 40-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Соглашение от 13.04.2016 № 40-тм).
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными ИП ФИО5 КФХ ФИО4, реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 2 980 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету от 06.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 16 868,00 рублей (2 980 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226275, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 № 1991 на сумму 16 868,00 рублей в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 32 тонны.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 № 40-тм фактическое выполнение показателя результативности - 31 тонна, достижение значения показателя результативности 96,9 процентов (недостижение 3,1 процентов).
СПК (колхоз) «Имени Свердлова» (Шатровский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 № 14/44 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК (колхоз) «Имени Свердлова» субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК (колхоз) «Имени Свердлова» заключено Соглашение от 13.04.2016 № 44-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Соглашение от 13.04.2016 № 44-тм).
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК им. Свердлова, реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 367 172 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 2 078 364,00 руб. (367 172 кг * 5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226304 на сумму 2 078 364,00 рублей в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения от 13.04.2016 № 44–тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год, а именно объема производства молокам в количестве 1585 тонн.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 № 44-тм фактическое выполнение показателя результативности - 1431 тонн, достижение значения показателя результативности 90,3 процентов (недостижение 9,7 процентов).
СХПК (колхоз) «Русь» (Шатровский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 № 14/45 – тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СХПК (колхоз) «Русь» субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК (колхоз) «Русь» заключено Соглашение от 13.04.2016 № 45-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Соглашение от 13.04.2016 № 45-тм).
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК (колхоз) «Русь», реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 9 230 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 52 246,00 рублей (9 230 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226281, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 № 2006 на сумму 52 246,00,00 рублей в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения от 13.04.2016 № 45-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год, а именно объема производства молокам в количестве 400 тонн.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 № 45-тм фактическое выполнение показателя результативности - 382 тонн, достижение значения показателя результативности 95,5 процентов (недостижение 4,5 процентов).
СПК «Рассвет» (Шумихинский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 № 14/47 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК «Рассвет» субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК «Рассвет» заключено Соглашение от 13.04.2016 № 47-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку (далее - соглашение от 13.04.2016 № 47-тм).
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК «Рассвет», реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 10 077 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету без даты и номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 57 040,00 рублей (10 077 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226267, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 №2010 на сумму 57 040,00 рублей в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения от 13.04.2016 № 47-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 128 тонн.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 фактическое выполнение показателя результативности - 63 тонны, достижение значения показателя результативности 49,2 процентов (недостижение 50,8 процентов).
СПК «Юбилейный» (Кетовский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 № 14/48 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК «Юбилейный» субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК «Юбилейный» заключено Соглашение от 13.04.2016 № 48-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (Соглашение от 13.04.2016 № 48-тм).
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК «Юбилейный», реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 33 468 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 189 445 рублей (33 468 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226280, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 № 1976 на сумму 189 445,00 руб. объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения от 13.04.2016 № 48-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 376 тонн.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 № 48–тм фактическое выполнение показателя результативности - 320 тонн, достижение значения показателя результативности 85,1 процентов (недостижение 14,9 процентов).
ЗАО «Куйбышевское» (Целинный район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 № 14/52 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении ЗАО «Куйбышевское» субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и ЗАО «Куйбышевское» заключено Соглашение от 13.04.2016 № 52-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (Соглашение от 13.04.2016 № 52-тм).
В соответствии со Сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными ЗАО «Куйбышевское», реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 191 974 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно Справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 1 086 662,00 рублей (191 974 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 № 226295; по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 № 1995 на сумму 1 086 662,00 рублей в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения от 13.04.2016 № 52-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 1860 тонн.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 № 52-тм фактическое выполнение показателя результативности - 1847 тонн, достижение значения показателя результативности 99,5 процентов (недостижение 0,5 процентов).
Из указанного следует, что пунктом 2.2.3 Соглашений, заключенных Департаментом с указанными восемью сельхозтоваропроизводителями молока, была установлена обязанность достижения конкретного значения показателя результативности – конкретного объема производства молока за период - 2016 в тоннах. При этом, как следует из условий указанных Соглашений, положений Порядка № 36, Правил № 1370 установление данного показателя результативности являлось фактически условием предоставления субсидий, в том числе из федерального бюджета, данным товаропроизводителям.
В связи с изложенным, поскольку предоставление субсидий данным товаропроизводителям зависело от того какой показатель результативности ими будет достигнут в рамках заключенных с Департаментом соглашений, и в связи с тем, что данными лицами этот показатель за 2016 не достигнут, суд приходит к выводу о надлежащей квалификации УФК действий Департамента как нарушающих принцип эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ), поскольку используя определенный объем средств (субсидий), Департамент как участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Размер нарушения в сумме 3 812 373 руб. определен УФК верно и заявителем не оспаривается.
В связи с изложенным доводы заявителя судом отклоняются как необоснованные.
Существенных процессуальных нарушений при проведении проверки, являющихся основанием для признания оспариваемого представления незаконным, судом не установлено.
По указанным основаниям оспариваемое представление является законным и обоснованным, выданным уполномоченным лицом надлежащему лицу.
При этом, заявителем в соответствии со статьей 65 АПК РФ не доказано нарушение оспариваемым представлением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании изложенного заявление не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы распределены в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья
А.А. Григорьев