АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курган Дело № А34-8582/2009
31 декабря 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А.,
при ведении протокола судьей Григорьевым А.А.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества «Кургантрубопроводстрой»
заинтересованное лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
об оспаривании постановления от 22.10.2009 № 62-09-431/пн о назначении административного наказания,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 7.05.2009 г. № 17
от заинтересованного лица - явки нет, извещено
установил:
Открытое акционерное общество «Кургантрубопроводстрой» обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления от 22.10.2009 № 62-09-431/пн заместителя руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее также – «административный орган») о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «Кодекс»).
В обоснование данного требования заявитель указал, что оспариваемое постановление вынесено без учета того, что правонарушение, допущенное заявителем (нарушение срока предоставления ежеквартального отчета), является малозначительным, поскольку отсутствуют общественно-опасные последствия данного нарушения. Кроме того, заявитель указывает на пропуск административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса.
В судебном заседании, открытом 22.12.2009 г., судом на основании ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 24.12.2009 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель заявителя на указанном требовании по указанным основаниям настаивал.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
О времени и месте судебного заседания считается извещенным надлежащим образом в силу ч. 5 ст. 163 АПК РФ (уведомление № 17779 от 30.11.2009 г.) с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письмо Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", а также с учетом извещения о перерыве публично на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области.
От заинтересованного лица в дело представлен отзыв, в соответствии с которым заинтересованное лицо не согласно с заявленным требованием. Просит в удовлетворении заявления отказать. Указывает, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, поскольку им нарушен срок предоставления ежеквартального отчета эмитента на 17 дней. При этом вина заявителя в совершенном правонарушении доказана материалами дела. Кроме того, по мнению заинтересованного лица данное правонарушение не является малозначительным, поскольку нарушение является грубым, так как ежеквартальный отчет включает в себя значительный объем информации, раскрытие информации на рынке ценных бумаг носит публичный характер, нарушение посягает на установленный порядок контроля государством за рынком ценных бумаг. Административный орган указывает, что оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного годичного срока давности, является законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица на основании ст. 156, 210 АПК РФ.
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
В ходе проведения мониторинга соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг административным органом в отношении заявителя, установлено следующее.
Заявитель обязан раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. В соответствии с п. 5.6., 5.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее – «Положение о раскрытии информации»), ежеквартальный отчет предоставляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. В этот же срок эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Вместе с тем, в установленном порядке информация в форме ежеквартального отчета заявителем за 2 квартал 2009 г. раскрыта не была, в том числе, не представлена в регистрирующий орган в срок до 14.08.2009 г. По данному факту административным органом 9.10.2009 г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19 Кодекса. Административным органом установлено, что ежеквартальный отчет заявителя за 2 квартал поступил в регистрирующий орган 3.09.2009 г., при этом отправлен он был 31.08.2009 г., т.е. установленный срок (не позднее 14.08.2009 г.) заявителем нарушен.
22.10.2009 г. принято оспариваемое постановление № 62-09-431/пн о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.19 Кодекса в виде наложения штрафа в сумме 700000 руб.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что данное постановление является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Согласно ст. 92 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 30 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" порядок и сроки раскрытия информации определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 Положения о раскрытии информации данное Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг. Действие настоящего Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации.
Согласно п.п «в» п. 5.1 Положения о раскрытии информации обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что ОАО «Кургантрубопроводстрой» создано в процессе приватизации государственного предприятия Управление строительства «Кургантрубопроводстрой». 28.06.1994 г. Финансовым управлением Администрации Курганской области зарегистрирован выпуск акций ОАО «Кургантрубопроводстрой», государственный регистрационный № 43-1П-320. Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций. План приватизации данного общества предусматривал свободную продажу 24% акций.
При указанных обстоятельствах заявитель обязан раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации.
В соответствии с пунктами 5.6, 5.7 Положения о раскрытии информации ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. В срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
В связи с указанными требованиями законодательства ежеквартальный отчет за 2 квартал 2009 г. заявитель обязан представить в регистрирующий орган не позднее 14.08.2009 г. В этот же срок заявитель обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем в указанный срок и в указанном порядке информация в виде ежеквартального отчета раскрыта заявителем не была.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что ежеквартальный отчет был направлен заявителем в административный орган 31.08.2009 г., т.е. с нарушением установленного срока на 17 дней. Дата публикации ежеквартального отчета на официальном сайте в сети Интернет – 27.08.2009 г.
При этом, у заявителя имелась возможность раскрыть информацию в форме ежеквартального отчета в указанные срок и порядке, однако заявителем не были предприняты все необходимые для этого меры.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о доказанности материалами административного дела в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Довод заявителя о пропуске срока давности судом отклоняется в связи со следующим.
Поскольку заявителем не выполнена обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета в срок до 14.08.2009 г., правонарушение считается совершенным 15.08.2009 г.
В указанный период Кодекс действовал в редакции ФЗ от 09.02.2009 N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса в указанной редакции срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг составлял один год со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку правонарушение совершено 15.08.2009 г., срок давности привлечения к административной ответственности истекает 15.08.2010 г. Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного срока давности.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу административным органом не допущено.
Наказание назначено административным органом в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины, имущественного положения заявителя, обстоятельства, смягчающего административную ответственность, по нижнему пределу санкции ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 18, 18.1 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Как следует из материалов дела, с учетом положений ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный государством порядок раскрытия эмитентом информации, который в свою очередь гарантирует обеспечение доступности этой информации всем заинтересованным лицам независимо от целей её получения. Кроме этого, защите от данного правонарушения подлежит и установленный государственный контроль за рынком ценных бумаг.
В соответствии с п. 5.5 Положения о раскрытии информации ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к настоящему Положению.
Из указанного приложения следует, что ежеквартальный отчет содержит в себе значительный объем информации об акционерном обществе, состоит из оглавления, введения и восьми глав.
При рассмотрении вопроса о возможности применения в рассматриваемом случае положений о малозначительности правонарушения, суд учитывает, что заявителем допущено значительное нарушение установленных сроков раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, а именно просрочка составила около 30% от предоставленного законодательством 45 дневного срока раскрытия информации. При этом, не раскрыта в установленный срок информация, содержащая в себе значительный объем сведений о заявителе. Кроме этого, суд учитывает, что в данном случае в течение длительного периода не обеспечена доступность этой информации всем заинтересованным лицам, т.е. неограниченному кругу лиц.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и невозможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления, заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fasuo.arbitr.ru).
Судья Григорьев А.А.