41/2024-6787(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Климова, 62, Курган, 640021, https://kurgan.arbitr.ru,
тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07
E-mail: info@kurgan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курган Дело № А34-9388/2023 24 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 января 2024 года.
Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Леоновой Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сидоровой В.В., рассмотрев в судебном заседании заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ИМПЕРИЯ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованные лица: 1. Администрацию Катайского муниципального округа Курганской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), 2. Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа Курганской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), 3. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АПИКС" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице исполняющего обязанности конкурсного управляющего ФИО1,
третьи лица: 1. Прокурор Катайского района, 2. конкурсный управляющий обществом с ограниченной ответственностью «Апикс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) - ФИО2 (ИНН <***>), 3. Муниципальное казенное предприятие Катайского муниципального округа "Ларга", 4. Общество с ограниченной ответственностью "Тепловик",
о признании действий (бездействия) незаконными, понуждению к совершению действий,
при участии в заседании суда:
от заявителя: ФИО3, доверенность от 20.07.2023, диплом,
от заинтересованных лиц: ФИО4, доверенность от 09.01.2024, диплом, 3-3. явки нет, извещены,
от третьих лиц: явки нет, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Империя" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании действий (бездействия) Администрации Катайского района Курганской области в лице главы ФИО5 по организации обеспечения тепло-горячего водоснабжения в границах города Катайска в зоне действия центральной котелыюй, расположенной по адресу: <...>, действий (бездействия) Администрации города Катайска Катайского района Курганской области в лице исполняющего обязанности главы ФИО6 по организации обеспечения тепло-горячего водоснабжения в границах города Катайска в зоне действия центральной котельной, расположенной по адресу: <...>, действий (бездействия) ООО «Апикс» в лице исполняющего обязанности конкурсного управляющего ФИО1 по организации обеспечения тепло-горячего водоснабжения в границах города Катайска в зоне действия центральной котельной, расположенной по адресу: <...> незаконными. Также заявитель просит суд обязать Администрацию Катайского района Курганской области в лице главы ФИО5 организовать обеспечение тепло-горячего водоснабжения в границах города Катайска в зоне действия центральной котельной, расположенной по адресу: <...>, незамедлительно, установить крайний срок готовности центральной котельной 31.08.2023 года, обязать Администрацию города Катайска Катайского района Курганской области в лице исполняющего обязанности главы ФИО6 организовать обеспечение тепло-горячего водоснабжения в границах города Катайска в зоне действия центральной котельной, расположенной по адресу: <...> незамедлительно, установить крайний срок готовности центральной котельной 31.08.2023 года, обязать ООО «Апикс» в лице исполняющего обязанности конкурсного управляющего ФИО1 организовать обеспечение тепло-горячего водоснабжения в границах города Катайска в зоне действия центральной котельной, расположенной по адресу: <...> незамедлительно, установить крайний срок готовности центральной котельной 31.08.2023 года.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что заинтересованными лицами созданы условия, при которых подготовка к отопительному периоду 2023-2024 годов в центральной котельной и на тепловых сетях не осуществляется, доступ к объектам теплоснабжения запрещен. Администрацией города Катайска линейные объекты приняты на хранение без права использования. Между тем, ООО «ТД «Империя» заключен договор лизинга и на привлеченные денежные средства построена газовая котельная и подключена к тепловой сети, доступ к которой ограничен действиями заинтересованных лиц. Обслуживание
газовой котельной и подготовка к отопительному сезону раздельно от спорного оборудования, невозможно. Также органами местного самоуправления грубо нарушен порядок лишения, присвоения статуса единой теплоснабжающей организации. В результате несвоевременного вынесения решения о лишении статуса единой теплоснабжающей организации объявление сбора заявок, бездействия собственника имущественного комплекса, подготовка к отопительному сезону 2023-2024 сорвана. В результате грубого нарушения порядка лишения статуса единой теплоснабжающей организации, присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, порядка подготовки к отопительному сезону, нарушены права заявителя как потребителя теплоэнергии, а также как субъекта предпринимательской деятельности, который в результате незаконных действий заинтересованных лиц не может ни исполнить бремя содержания имущества, ни, как арендодатель теплоснабжающего оборудования единой теплоснабжающей организации, извлекать прибыль из имеющегося имущества.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на доводах заявления и дополнения к заявлению.
Представитель Администрации Катайского муниципального округа Курганской области в заседании суда возражал против удовлетворения требований по мотивам письменного отзыва.
Остальные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Теплоснабжение центральной части города Катайска обеспечивается центральной котельной, расположенной по адресу: <...>. Центральная котельная и технологически присоединенные к ней тепловые сети и тепловые пункты принадлежат ООО «Апикс» на праве собственности.
ООО «Тепловик», в том числе в зоне действия центральной котельной, расположенной по адресу: <...>.
На основании Постановления Администрации Катайского района от 04.09.2022 года № 411 «О начале отопительного сезона 2022-2023 годов на территории города Катайска» ООО «Тепловик» организовало обеспечение теплоснабжения, в том числе в границах зоны обслуживания центральной котельной.
В своем заявлении ООО «Тепловик» сообщает о прекращении коммерческой деятельности и просит исключить из Постановления зону действия системы теплоснабжения котельной, расположенной по адресу: <...> в связи с выбытием имущества из владения.
Постановлением Администрации Катайского муниципального округа Курганской области от 07.08.202З № 41 создано Муниципальное казенное предприятие Катайского муниципального округа (далее – МКП «Ларга»).
С 31.08.2023 на центральной котельной, тепловых сетях и теплопунктах начаты ремонтно-восстановительные работы.
Считая нарушенным порядок лишения и присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, порядок подготовки к отопительному сезону, что повлекло нарушении прав заявителя как потребителя теплоэнергии, а также как субъекта предпринимательской деятельности, который не может исполнить бремя содержания имущества и извлекать прибыль, ООО «ТД «Империя» обратилось в суд с настоящим заявлением.
При оценке заявленных требований суд исходит из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в
судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании Закона Курганской области от 29.09.2022 № 63 Катайский район преобразован в Катайский муниципальный округ путем объединения поселений, входящих в состав района.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Курганской области от 29.09.2022 № 63 до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях осуществляли органы местного самоуправления, который на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Вопросы правопреемства подлежат урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования (пункт 4 статьи 3 Закона Курганской области от 29.09.2022 № 63).
Дума Катайского муниципального округа избрана в апреле 2023 года, первое заседание представительного органа вновь образованного местного самоуправления состоялось 28.04.2023.
Решением Думы Катайского муниципального округа от 12.05.2023 № 17 утверждено Положение о Думе Катайского муниципального округа.
В соответствии со статьей 25 Устава Катайского муниципального округа Курганской области структуру органов местного самоуправления Катайского муниципального округа Курганской области составляют Дума Катайского муниципального округа Курганской области; Глава Катайского муниципального округа Курганской области; Администрация Катайского муниципального округа Курганской области; Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа Курганской области.
Решением Думы Катайского муниципального округа Курганской области от 05.07.2023 № 77 создано Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа Курганской области в форме муниципального казенного учреждения, являющееся органом местного самоуправления, утверждено положение об организации (правопреемник Администрации г. Катайска и иных администраций сельских поселений Катайского района)
Также, решением Думы Катайского муниципального округа Курганской области от 05.07.2023 № 73 создана Администрация Катайского муниципального округа в форме муниципального казенного учреждения, органа местного самоуправления, утверждено положение об организации (правопреемник Администрации Катайского района).
Органом местного самоуправления Катайского муниципального округа Курганской области, к полномочиям которого относится решение вопросов местного значения в части теплоснабжения г. Катайска (пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ), является Администрация Катайского муниципального округа.
Таким образом, обязанность Администрации Катайского района, Администрации г. Катайска по решению вопросов местного значения, в частности, по организации теплоснабжения на территории города, прекращена 05.07.2023 с принятием Думой Катайского муниципального округа Курганской области решений о создании новых органов местного самоуправления.
Объекты теплоснабжения, находящиеся в пределах зоны действия централизованной котельной, расположенной по адресу: <...>, не находятся в муниципальной собственности и принадлежат юридическим лицам ООО «Апикс» и ООО «ТД «Империя», в связи с чем орган местного самоуправления Катайского муниципального округа Курганской области имеет полномочия лишь в определении единой теплоснабжающей организации в отношении указанной системы тепло снабжения.
В соответствии с Постановлением Администрации города Катайска от 04.07.2022 № 97 статус единой теплоснабжающей организации на территории города Катайска присвоен ООО «Тепловик».
В соответствии с пунктом 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила), организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце 2 пункта 7 Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом, Правила не содержат информации о том, какие действия обязан производить глава муниципального округа.
Вместе с тем, права и обязанности, вопросы местного самоуправления муниципального округа и городского округа совпадают, в связи с чем, действия настоящих Правил распространяются также и на главу муниципального округа.
Глава местной администрации округа обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами 3-7 пункта 13 настоящих Правил, в том числе о прекращении права пользования.
На основании пункта 17 Правил орган местного самоуправления округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям
подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5-11 настоящих Правил.
Подача заявок осуществляется в течение 1 месяца со дня вынесения указанного решения ( пункт 5).
На основании пункта 7 Правил критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
В случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (пункт 11 Правил).
Указанная организация не вправе отказаться от данного статуса позднее 1 августа текущего года (пункт 15 Правил).
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, 12.07.2023 Администрации Катайского муниципального округа и Главе Катайского муниципального округа стало известно, что право владения ООО «Тепловик» на центральную котельную и тепловые сети и котельную прекращено 15.05.2023.
Постановлением Главы Катайского муниципального округа Курганской области от 17.07.2023 ООО «Тепловик» лишено статуса единой теплоснабжающей организации в отношении зоны действия центральной котельной, расположенной по адресу: <...>, а также котельной, расположенной по адресу: <...>.
Также указанным постановлением объявлен сбор заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в отношении зоны действия систем теплоснабжения - котельных, расположенных по адресу: <...>, Северная, д. 27, установлен срок на подачу заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации - 1 месяц со дня размещения Постановления на официальном сайте Администрации Катайского муниципального округа Курганской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://katayskraion.gosuslugi.ru/), предложено ООО «Апикс», ООО «Торговый дом «Империя», ООО «Торговый дом «Империал» подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Кроме того, предложения о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации дополнительно направлены в адрес перечисленных организаций.
Постановление Главы Катайского муниципального округа Курганской области от 17.07.2023 размещено на официальном сайте Администрации Катайского муниципального округа в день его принятия.
Таким образом, органами местного самоуправления Катайского муниципального округа Курганской области по состоянию на 26.07.2023 выполнен исчерпывающий перечень мероприятий по организации теплоснабжения в городе Катайске. Дальнейшие меры по организации теплоснабжения в отношении зоны действия центральной котельной подлежат применению назначенной единой теплоснабжающей организацией.
Относительно требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) ООО «Апикс» в лице исполняющего обязанности конкурсного управляющего ФИО1 по организации обеспечения тепло-горячего водоснабжения в границах города Катайска в зоне действия центральной котельной, суд указывает следующее.
Согласно статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных
судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке одним из способов, указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Условием предоставления судебной защиты является установление факта нарушения субъективного материального права или охраняемого законом интереса истца именно тем лицом, к которому предъявлено требование, т.е. ответчиком по делу.
Защита нарушенных или оспариваемых прав путем признания незаконными действий (бездействия) осуществляется по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей рассмотрение дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
Истец заявил требование о признании незаконными действий ООО «Апикс», которое является коммерческой организацией и не наделен публичными нормами права какими-либо властными функциями по отношению к другим участникам гражданского оборота.
Фактически заявитель оспаривает действия ООО «Апикс», которые должны быть совершенны в рамках гражданско-правового договора, сторонами которого являются равные участники гражданских правоотношений.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав. Избранный истцом способ защиты своего нарушенного права, должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Если требование о признании незаконными действий коммерческой организации (связанных с ненадлежащим исполнением обязательств) по существу является иском о присуждении к исполнению обязанности в натуре либо о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, или пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, его необходимо рассматривать как исковое
требование, вытекающее из обязательственных правоотношений. В этом случае вопрос о законности или незаконности действий коммерческой организации может быть исследован судом лишь при рассмотрении конкретного имущественного спора, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 9 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 76 от 17.02.2004 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» заявления с требованиями дать правовую оценку поведению лиц-участников гражданского оборота не могут рассматриваться отдельно без предъявления конкретных материальных требований ответчикам.
Учитывая положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что заявленные ООО «ТД «Империя» требования о признании незаконными бездействия ООО «Апикс» по подготовке к отопительному периоду как своими силами, так и путем привлечения третьих лиц, заключив соответствующие договоры, не приведут к восстановлению нарушенного права заявителя, поскольку само по себе признание судом действий (бездействия) ООО «Апикс» незаконными, не разрешит имеющийся спор по существу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые действия (бездействия) заинтересованных лиц не может быть признано противоречащим требованиям закона, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и признанию незаконными не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд полагает, что заявителем не представлено доказательств, объективно и безусловно свидетельствующих о нарушении оспариваемыми действиями прав и охраняемых законом интересов заявителя в предпринимательской или иной экономической деятельности и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, в настоящем деле в основу иного вывода положены быть не могут и отклоняются судом.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных ООО «ТД «Империя» требований следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Судья Ю.А. Леонова