ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-10061/18 от 14.08.2019 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

15 августа 2019 года

Дело№ А35-10061/2018

Резолютивная часть решения объявлена  14.08.2019 г.

                                                                                 Полный текст решения изготовлен  15.08.2019 г.

   Арбитражный  суд  Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,

рассмотрев в судебном заседании  заявление Общества с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС КАР КУРСК» 

к    ИФНС России по г. Курску 

      об обязании ИФНС возвратить суммы излишне уплаченных налогов

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1    – представитель по доверенности № 008-2019 от 05.02.2019

от ответчика: ФИО2 – специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 15.05.2019

рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

    Общество с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС КАР КУРСК» заявило требование о взыскании в пользу ООО «БИЗНЕС КАР КУРСК»  излишне уплаченной сумму налога в размере 1208632 руб. 59 коп.  за счет средств соответствующих бюджетов и  расходы по уплате госпошлины  в размере 25806 руб. 33 коп.  (С учетом уточнений).  До начала судебного заседания от заявителя поступило заявление об уточнении  предмета заявленных требований, согласно которому заявитель просил обязать ИФНС России по г. Курску возвратить ООО «Бизнес Кар Курск» излишне уплаченную ООО «Бизнес Кар Курск» сумму налога в размере 1208632 руб. 59 оп., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 25086 руб. 33 коп. Арбитражный суд принял уточнение заявителя. 

   Налоговый орган в отзыве на заявление налогоплательщика требования в указанной сумме не признал, ссылаясь, в частности, на пропуск налогоплательщиком  срока обращения в суд с заявлением  о возврате излишне уплаченных сумм налога. 

   Заслушав мнение представителей сторон  и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

   Также знаменская нива, обоснование можно оттуда и просто вовзарт отказ а также отдел образования

    Как указано в  заявлении,   Обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес Кар Курск» была проведена с ИФНС России по г. Курску совместная сверка по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 01.08.2018 г. Согласно акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам № 7278 за период с 01.01.2018 по 31.07.2018 по состоянию на 01.08.2018 у налогоплательщика числится переплата: по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 3886 руб. коп., по штрафу  по указанному налогу в сумме 0 руб. 40 коп., по налогу на прибыль в бюджет субъектов в сумме 982 руб. 02 коп., пени по указанному налогу в сумме 8221 руб. 28 коп., по страховым взносам на обязательное социальное страхование с 01.01.2017 в сумме 728155 руб. 49 коп., по страховым взносам в ФФОМС с 01.01.2017 г. в сумме 0 руб. 04 коп.,  по НДС в сумме 6027 руб. 34 коп., по налогу на имущество организаций в сумме  1196966 руб. 28 коп., по транспортному налогу с организаций в сумме 47275 руб., по земельному налогу с организаций в сумме 221243 руб. 14 коп., по пени по указанному налогу в сумме 462 руб. 86 коп. Ксерокопия акта сверки приобщена к материалам дела.

    20.08.2018 ООО «Бизнес Кар Курск» обратилось в ИФНС России  по г. Курску с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 3886 руб. 30 коп., по налогу на прибыль организаций в бюджет субъектов в сумме 982 руб. 02 коп., по пени по указанному налогу в сумме 8221 руб. 28 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 6027 руб. 28 коп., по налогу на имущество в сумме 96100 руб. 28 коп., по транспортному налогу с организаций в сумме 47275 руб. 00 коп., по земельному налогу с организаций в сумме 157417 руб. 14 коп., по пени по земельному налогу в сумме 462 руб. 86 коп., по налогу на прибыль в бюджеты субъектов РФ в сумме 981104 руб., по пени по налогу на прибыль в бюджеты субъектов РФ в сумме 1283 руб. 44 коп., по транспортному налогу в сумме 6831 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 12 руб. 07 коп., всего на сумму 1309602 руб. 73 коп.  Ксерокопия заявления  приобщена к материалам дела.

    Решением от 03.09.2018 № 13-32/5913 ИФНС России по г. Курску об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов)  отказала в возврате налога на имущество организаций на сумму 1424 руб., поскольку переплата по налогу  на имущество не подтверждена, так как по уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2018 г. проводится камеральная проверка, дата окончания проверки – 19.10.2018 г.,  а также в возврате переплаты по транспортному налогу на сумму 42836 руб., так как определить фактическую переплату не представляется возможным в связи с отсутствием начислений по данному налогу за 1 и 2 квартал 2018 г. данная сумма является авансовым платежом за 1 и 2 квартал 2018 г.

   Решением от 03.09.2018 № 13-32/5912 ИФНС России по г. Курску отказало ООО «Бизнес Кар Курск»  в возврате переплаты по земельному налогу в сумме 157417 руб. 14 коп., по пени по земельному налогу в сумме 462 руб. 86 коп., по налогу на имущество в сумме 43991 руб. 28 коп., по налогу на прибыль в бюджет субъектов РФ в сумме 982 руб. 02 коп., по пени по налогу на прибыль в бюджет субъектов в сумме 8221 руб. 28 коп., по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 3886 руб. 30 коп., по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов в сумме 981104 руб., по пени по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ в сумме 1283 руб. 64 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 руб. 00 коп., по транспортному налогу с организаций в сумме 6831 руб., по транспортному налогу с организаций в сумме 4439 руб. 00 коп., по пени по транспортному налогу с организаций в сумме 12 руб. 07 коп., всего на сумму 1208632 руб. 59 коп., ссылаясь на то, что данная переплата числится свыше трех лет. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

   Платежными поручениям от  06.009.2018 г. № 801528  и № 801539 ИФНС России  по г. Курску произвела возврат налога на добавленную стоимость в сумме 6025 руб. 67 коп., налога на имущество в сумме  50665 руб. 00 коп.   

   Налогоплательщик не согласился с отказом в возврате ему переплаты по земельному налогу в сумме 157417 руб. 14 коп., по пени по земельному налогу в сумме 462 руб. 86 коп., по налогу на имущество в сумме 43991 руб. 28 коп., по налогу на прибыль в бюджет субъектов РФ в сумме 982 руб. 02 коп., по пени по налогу на прибыль в бюджет субъектов в сумме 8221 руб. 28 коп., по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 3886 руб. 30 коп., по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов в сумме 981104 руб., по пени по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ в сумме 1283 руб. 64 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 руб. 00 коп., по транспортному налогу с организаций в сумме 6831 руб., по транспортному налогу с организаций в сумме 4439 руб. 00 коп., по пени по транспортному налогу с организаций в сумме 12 руб. 07 коп., всего на сумму 1208632 руб. 59 коп., считая, что данный отказ является необоснованным и нарушает права налогоплательщика, так как положения ст. 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы налога и в этом случае действуют общие правила – когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении  своего права,  налогоплательщик узнал о факте переплаты только после подписания акта сверки расчетов № 7278 от  01.08.2018 г., инспекция подписала акт сверки без разногласий, тем самым признав сумму задолженности перед  ООО «Бизнес Кар Курск»,  и обратился в суд с настоящим  требованием.

     Данное требование заявителя подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ  налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

            В соответствии со ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

         Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

          Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

         В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

         Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

          Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

       До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

       Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

       Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

     Из изложенных правовых норм следует, что реализация налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного или излишне взысканного налога обусловлена соблюдением сроков на обращение в налоговый орган с соответствующим  заявление, установленных налоговым законодательством.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О налогоплательщик в случае пропуска срока вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года.

       В соответствии с положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»,  согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

    Таким образом, при разрешении  вопроса о возврате из бюджета излишне уплаченного или излишне взысканного налога в судебном порядке применяются одни и те же правила исчислении я срока на обращение в суд с таким заявлением – срок исчисляется с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о препелате по налогу.  

    Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

     В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

     Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

      Согласно статьям 78 и 79  Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.

       При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

       При рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 или 47  НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

     Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 33.21 НК РФ).

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

     Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлениях Президиума от 08.11.2006 г. № 6219/06 и от 21.12.2010 г. № 3972/10, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Кодекса с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне  уплаченного налога.

     В постановлении Президиума от 13.04. 2010 № 17372/09 по делу № А55-3784/2009 Высший Арбитражный суд Российской Федерации указал, в частности, что моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.

При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Для реализации налогоплательщиком указанных положений Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Кодекса).

  Согласно  правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08,  вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  возлагается на налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 05.12.2006 г. № 8689/06, реализация предусмотренного статьей 79 НК РФ права на возврат излишне взысканного налога не ставится в зависимость от предварительного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа об их начислении. В силу публичного характера налоговых правоотношений суд вправе дать правовую оценку акту налогового органа независимо от того, предъявлено или нет требование о признании ненормативного правового акта незаконным.

При этом в случае, если налогоплательщиком предъявлены в суд одновременно требования имущественного и неимущественного характера и по требованию неимущественного характера пропущен срок, установленный часть 4 статьи 198 АПК РФ, суд обязан рассмотреть по существу требование имущественного характера, поскольку применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ такое требование может быть предъявлено в суд в течение трех лет, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Налогового кодекса, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению в том числе и при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.   

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05, излишне уплаченной суммой налога может быть признана определенная денежная сумма, зачисленная на счета соответствующего бюджета в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенный период, а наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налогов, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому  же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Сами по себе платежные документы, также как и акты сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом в отрыве от документов, характеризующих налоговую обязанность налогоплательщика перед бюджетом, не свидетельствуют о наличии переплаты - зачислении за счет налогоплательщика сумм налог в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства.        

  Факт излишней уплаты налога в бюджет доказывается совокупностью ряда документов: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам, и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением  платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Как следует из материалов дела,  указано в Акте совместной сверки расчетов по налога, сбора, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 7278 по состоянию на 01.08.2018 г., по состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по налогу на прибыль (федеральный) составило 3886 руб. 30 коп. по налогу и 0 руб. 40 коп. по штрафу, за сверяемый период начислено налога 75674 руб., уплачено 75674 руб., положительное сальдо на конец сверяемого периода 31.07.2018 г. составило 3886 руб. 30 коп. по налогу и 0 руб. 40 коп. по штрафу;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по налогу на прибыль (субъектов РФ) составило 982 руб. 02 коп. по налогу, 8221 руб. 28 коп. по пени, за сверяемый период начислено налога 428825 руб., уплачено 428825 руб., положительное сальдо на конец сверяемого периода 31.07.2018 г. составило 982 руб. 02 коп. по налогу, 8221 руб. 28 коп. по пени;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по страховым взносам в ПФ РФ с 01.01.2017 г. составило 1446326 руб. 42 коп., за сверяемый период начислено 6210624 руб. 85 коп., уплачено 4764298 руб. 17 коп., отрицательное сальдо на конец сверяемого периода 31.07.2018 г. составило 0 руб. 26 коп.;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по страховым взносам на обязательное социальное страхование с 01.01.2017 г. составило 197051 руб. 41 коп., за сверяемый период начислено 290556 руб. 99 коп. страховых взносов и 588 руб. 17 коп. штрафов, уменьшено страховых взносов на сумму 821661 руб. 07 коп., уплачено штрафов на сумму 588 руб. 17 коп.,  положительное сальдо по страховым взносам на конец сверяемого периода на 31.07.2018 г. составило 728155 руб. 49 коп.;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по страховым взносам в ФОМС с 01.01.2017 г. составило 348157 руб. 55 коп., за сверяемый период начислено страховых взносов на сумму 1459533 руб. 60 коп., уплачено страховых взносов в сумме 1111376 руб. 09 коп., положительное сальдо на конец сверяемого периода на 31.07.2018 г. составило 0 руб. 04 коп.;

   По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по налогу на добавленную стоимость составило 6027 руб., за сверяемый период начислено налога в сумме 5652623 руб., уплачено 5652623 руб. 34 коп., положительное сальдо на конец сверяемого периода по налогу составило 6027 руб. 34 коп.;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по налогу на имущество организаций составило 96100 руб. 28 коп., начислено за сверяемый период налога 2164318 руб., уменьшено на сумму 1424 руб., уплачено 3263760 руб., положительное сальдо по налогу на конец сверяемого периода составило 1196966 руб. 28 коп.;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по транспортному налогу составило 44495 руб., за сверяемый период начислено налога 67291 руб., пени 51 руб. 72 коп., уплачено налога 70071 руб., пени 51 руб. 72 коп., положительное сальдо на конец сверяемого периода составило 47275 руб. по налогу;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по земельному налогу с организаций, обладающих земельными участками, составило 297841 руб. 14 коп., по пени 462 руб. 86 коп., за сверяемый период начислено налога 172337 руб., уплачено налога 95739 руб.,   на конец проверяемого периода 31.07.2018 г. положительное сальдо   по налогу составило 221243 руб. 14 коп., по пени 462 руб. 86 коп.;

По состоянию на 01.01.2018 г. положительное сальдо по налогу на доходы физических лиц (Н\А) составило 1292135 руб., за сверяемый период начислено налога 3702797 руб., уменьшено на сумму 2375094 руб., уплачено 2818243 руб., положительное сальдо на конец сверяемого периода составило 2782675 руб.

Как указал налоговый орган в отзыве на заявление и представленных в ходе рассмотрения настоящего дела пояснениях, сумма переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 2 руб. 00 коп. образовалась 28.10.2011 г. в результате принятия налоговым органом решения о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению за 1 квартал 2011 г. В связи с истечением сроков хранения, предусмотренных Перечнем документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и ведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@, не представляется возможным представить указанное решение;

      Переплата в сумме 3886 руб. 30 коп. по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет по сроку уплаты 28.10.2008 образовалась 21.07.2009 в результате представления налогоплательщиком уточненного расчета по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 г. Распечатки   первичного и уточненных расчетов за 9 месяцев 2008 г. представлены налоговым органом и  приобщены к материалам дела;

Переплата в сумме 982 руб. 02 коп. по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ по сроку уплаты 07.12.2009 г. образовалась 09.12.2009 г. в результате уточнения платежа. В связи с истечением  указанных сроков хранения не представляется возможным представить информацию и документы, послужившие основанием для проведения уточнения платежа;

Переплата в размере 303851 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ по сроку уплаты 28.04.2008 г. образовалась 26.09.2008 г. в результате представления налогоплательщиком уточненного расчета по налогу на прибыль за полугодие 2008 г. Указанный уточненный расчет был представлен налогоплательщиком в отношении обособленного подразделения по коду ОКТМО 38644101 – межрайонная ИФНС России  № 5 по Курской области;

Переплата в сумме 338627 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ по сроку уплаты 28.05.2008 г. образовалась 26.09.2008 г. в результате представления налогоплательщиком уточненного расчета по налогу на прибыль за полугодие 2008 г.  Указанный уточненный расчет был представлен налогоплательщиком в отношении обособленного подразделения по коду ОКТМО 38644101 – межрайонная ИФНС России  № 5 по Курской области;

Переплата в сумме 338626 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ по сроку уплаты 28.06.2008 г.  образовалась 26.09.2008 г. в результате представления налогоплательщиком уточненного расчета по налогу на прибыль за полугодие 2008 г.  Указанный уточненный расчет был представлен налогоплательщиком в отношении обособленного подразделения по коду ОКТМО 38644101 – межрайонная ИФНС России  № 5 по Курской области;

Переплата в сумме 6831 руб. по транспортному налогу по сроку уплаты 09.10.2008 г. образовалась 26.09.2008 в результате поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика № 93 от 09.10.2008 г. Указанная сумма представлена в отношении обособленного подразделения в межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области;

Переплата в сумме 5124 руб. 28 коп. по налогу на имущество организаций по сроку уплаты 14.05.2013 г. образовалась 18.07.2013 в результате представления налогоплательщиком уточненного расчета по налогу за 1 квартал 2013 г. Распечатки  первичного и уточненного расчетов представлены налоговым органом и приобщены к материалам дела;

Переплата в сумме 38867 руб. по налогу на имущество организаций по сроку уплаты 06.08.2013 образовалась 27.09.2013 в результате предоставления налогоплательщиком уточенного расчета по налогу на имущество за 2 квартал 2013 г. Распечатки первичного и уточенного расчета представлены налоговым органом и приобщены к материалам дела;

  Переплата в сумме 4052 руб. по транспортному налогу с организаций по сроку уплаты 10.04.2014 г. образовалась 24.04.2015 в результате предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по транспортному налогу с организаций за 2014 г., при вводе которой по техническим причинам была произведена сторнировка. Распечатки первичной и уточненных налоговых декларации представлены налоговым органом и приобщены к материалам дела;

Переплата в сумме 387 руб. по транспортному налогу с организаций по сроку уплаты 10.07.2014 г. образовалась 24.04.2015 в результате представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по транспортному налогу с организаций за 2014 г., при вводе которой по техническим причинам была произведена сторнировка. Распечатки  первичной и уточненных налоговых деклараций по транспортному налогу представлены налоговым органом и приобщены к материалам дела;  

Переплата в сумме 154164 руб. 14 коп. по земельному налогу с организаций в границах городских округов по сроку уплаты 01.01.2015 образовалась 01.01.2015 в результате уточнения платежа от 25.05.2010 г. В связи с истечением сроков хранения не представляется возможным представить информацию и документы, послужившие основанием доля проведения уточнения платежа;

Переплата в сумме 3253 руб. по земельному налогу с организаций в границах городских округов по сроку уплаты 01.01.2015 образовалась 01.01.2015 в результате уточнения платежа по платежному поручению № 81 от 19.01.2011 г. В связи с истечением сроков хранения не представляется возможным представить информацию и документы, послужившие основанием для проведения уточнения платежа;

Переплата в сумме 6937 руб. по пени по налогу на прибыль  организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, образовалась в результате программного расчета – представления уточненной налоговой декларации к уменьшению, уточнения платежа. В связи с истечением срока хранения не представляется возможным представить информацию и документы, послужившие основанием для проведения программного расчета;

Переплата в сумме 1283 руб. 64 коп. по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, по сроку уплаты 09.09.2008 образовалась 26.09.2008 в результате уточнения платежа по платежному поручению № 890 от 03.12.2007, в отношении обособленного подразделения, в межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области. В связи с отсутствием у инспекции документов по начислению и уплате пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ по обособленному подразделению, не представляется возможным  представить документальное подтверждение основания возникновения указанной переплаты;

Переплата в сумме 12 руб. 07 коп. по пени по транспортному налогу с организаций по сроку уплаты 12.03.2008 образовалась 26.09.2008 в результате поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика № 944 от 12.03.2008, сумма переплаты по пени была представлена Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области в отношении  обособленного подразделения. В связи с отсутствием   у инспекции документов по начислению и уплате пени по транспортному налогу  организаций по обособленному подразделению, не представляется возможным  представить документальное подтверждение основания возникновения указанной переплаты;

  Переплата в сумме 462 руб. 86 коп. по пени по земельному налогу с организаций в границах городских округов образовалась в результате программного расчета – представления уточненной декларации к уменьшению, уточнения платежа. В связи с истечением сроков хранения не представляется возможным представить информацию и документы, послужившие основанием для проведения программного расчета. Также налоговый орган пояснил, что в связи с вводом в техническую эксплуатацию программного комплекса АИС Налог-3 по техническим причинам не представляется возможным представить выписки из лицевых счетов налогоплательщика с 2008 г., информация, содержащаяся в лицевых счетах аналогична информации, содержащееся в  данных налогового обязательства налогоплательщика, которые были представлены в рамках рассмотрения настоящего дела.   

Как указал заявитель в ходе рассмотрения настоящего дела (ходатайство и пояснение от 07.02.2019 г.), документы, подтверждающие переплату налогов ООО «Бизнес Кар Курск» были уничтожены в планово порядке в связи с истечением срока хранения в соответствии с Актом № 1 от 27.04.2017 г., а также по причине выхода из строя 20.04.2015 г. дисковых накопителей дискового массива АJ743AHP2012fcDCModularSmartArray (инв. Номер 1380) без возможности восстановления данных (в том числе о переплате налогов ООО «Бизнес Кар Курск», в связи с чем заявитель не имеет возможности представить подлинники  выписок из лицевых счетов, которые могут подтвердить произошедшую переплату налогов и пеней ООО «Бизнес Кар Курск».

Таким образом, стороны настоящего дела фактически не смогли документально в полном объеме подтвердить свои доводы и возражения.

Из представленных налоговым органом пояснений документов следует, что большая часть переплат  возникла вследствие  предоставления налогоплательщиком уточненных декларации и расчетов по налогам в период    2008, 2009, 2011, 2013, 2014 и 2015 годов, то есть за пределами трехлетнего срока обращения налогоплательщика с соответствующим  заявлением в налоговый орган. Таким образом, ссылка налогоплательщика на то, что о возникшей переплате он узнал только из акта сверки по состоянию на 01.08.2018 г. не свидетельствует о том, что он не мог узнать и не должен был узнать об излишне уплаченных суммах налога при подаче уточненных декларации  и расчетов. 

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05, излишне уплаченной суммой налога может быть признана определенная денежная сумма, зачисленная на счета соответствующего бюджета в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенный период, а наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налогов, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому  же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Сами по себе платежные документы, также как и акты сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом в отрыве от документов, характеризующих налоговую обязанность налогоплательщика перед бюджетом, не свидетельствуют о наличии переплаты - зачислении за счет налогоплательщика сумм налог в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства.        

  Факт излишней уплаты налога в бюджет доказывается совокупностью ряда документов: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам, и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением  платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Указанные документы по большей части не могут быть представлены сторонами по истечении срока хранения. Доказательства излишней уплаты налогов в бюджет также не могут быть представлены по указанным обстоятельствам, между тем, как речь идет о возврате излишне уплаченных сумм налога, а не излишне взысканных налоговым органом.

  Согласно  правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08,  вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  возлагается на налогоплательщика.

Между тем, в ходе рассмотрения настоящего дела указанные обстоятельства налогоплательщиком доказаны не были.

      В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

      Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Таким образом, на налогоплательщике лежит обязанность правильно исчислять и уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Ссылка налогоплательщика на то, что в ходе рассмотрения настоящего дела налоговым органом не были представлены налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2009, 2010,2011,2012,2013,2014,2015,2016,2017,2018 г.г.  неосновательна. Налогоплательщик имел возможность самостоятельно произвести расчеты и опровергнуть доводы налогового органа, использовав данные своих деклараций с 2016 г., также и по земельному налогу и налогу на добавленную стоимость и транспортному налогу.

Также неосновательна и ссылка заявителя  на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 № 1737/09, поскольку в указанном деле налогоплательщиком была подтверждена уплата налога надлежащим образом (29.06.2004 г.) и он обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в пределах установленного законом срока с момента уплаты налога (05.06.2007 г.), налоговым органом до 01.04.2008 г. оспаривался факт излишней уплаты налога.   

    Ссылка налогоплательщика на то, что он узнал о переплате при проведении сверки 01.08.2018 г. неосновательна и подлежит отклонению, так как на указную дату налогоплательщик узнал об оставшейся сумме переплаты, а не о возникновении переплаты по налогу.

При таких условиях требования заявителя подлежат отклонению в полном объеме. 

В соответствии со ст. 176 АПК РФ в заседании 14.08.2019 г. объявлена резолютивная часть решения.

Расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17,27,29,64,65,71,102,110,123,124,156,167-171,176,177,180-182,197-201, АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

        В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС КАР КУРСК»   об обязании  ИФНС России по г. Курску возвратить излишне уплаченную сумму налога в размере 1208632 руб. 59 коп.,    отказать.

       Данное решение вступает в законную силу в месячный срок после его принятия и  может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.   

Судья                                                                                                    Д.А. Горевой