__________________________________________________
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
К. Маркса ул., 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Курск Дело №А35-10206/2011
01 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 01 октября 2012 года
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Матвеевой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смотровой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области
к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Курской области
о признании незаконным решения об отказе в регистрации от 19.08.2011г. и обязании осуществить регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы заявителя.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: З. – по доверенности от 01.08.2012г., ФИО1 – по доверенности от 01.08.2012г.,
от заинтересованного лица: ФИО2 – по доверенности от 06.06.2012г.
Отдел вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Курской области (далее - МИФНС России №3 по Курской области, налоговый орган) об отказе в государственной регистрации от 19.08.2011 и об обязании осуществить регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы заявителя.
Определением арбитражного суда от 18.01.2012 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение дела №А35-10207/2011 по существу.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.01.2012 по делу №А35-10207/2011 в удовлетворении требований отделения вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Глушковский» (ОГРН <***>) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Курской области «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 12.08.2011 было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2012 по делу №А35-10207/2011 отменено, требования заявителя удовлетворены, а решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Курской области «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 12.08.2011 признано незаконным.
Определением арбитражного суда от 03.05.2012 производство по настоящему делу возобновлено.
При рассмотрении дела арбитражному суду стало известно о реорганизации юридического лица – Отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области.
Руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену Отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области по делу №А35-10206/2011 на Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области в лице филиала Железногорский отдел вневедомственной охраны, о чем вынесено отдельное определение.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сославшись на то, что отделение вневедомственной охраны входит в структуру государственного органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия государства в области охраны правопорядка и собственности, в связи с чем в силу положений п.п.10 п.1 ст.333.35 НК РФ освобождено от уплаты госпошлины, в связи с чем оспариваемое решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ по мотивам неоплаты налогоплательщиком госпошлины не соответствует закону.
Кроме того, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов и в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, в которых просил суд признать незаконным решение налогового органа об отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя от 19.08.2011г. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела, уточненные требования приняты судом к производству.
Налоговый орган в письменном отзыве заявленные требования отклонил, ссылаясь на то, что положения п.п.4 п.1 ст.333.25 НК РФ об освобождении от уплаты госпошлины на учреждения, созданные федеральными органами государственной власти, при обращении за совершением юридически значимых действий, не распространяются.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Приказом Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области №127 от 6 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в правовой акт УВО при УВД по Курской области» внесены изменения в приказ УВО при УВД по Курской области от 30 января 2007г. №24 и утвержденное им Положение об Отделе вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области согласно прилагаемому перечню.
В соответствии с Перечнем изменений и дополнений, вносимых в приказ УВО при УВД по Курской области от 30 января 2007г. №24 и в Положение об Отделе вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области, являющемся Приложением к Приказу УВО УМВД России по Курской области от 6 июля 2011г. №127, в наименование и в пункте 1 приказа УВО при УВД по Курской области от 30 января 2007г. №24 «Об утверждении положения об Отделе вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области», а также по всему тексту Положения (приложения к приказу), слова «Отдел вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области» заменить словами «Отдел вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Железногорский».
12 августа 2011 года Отдел вневедомственной охраны при Межмуниципальном управлении внутренних дел «Железногорское» Курской области обратилось в МИФНС России №3 по Курской области с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
19 августа 2011 года МИФНС России №3 по Курской области было принято решение «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, в связи с непредставлением заявителем документа об уплате госпошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решение МИФНС №3 по Курской области об отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя от 19.08.2011г.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления - за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей (п.3 ст.4).
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Главное управление вневедомственной охраны входит в структуру Центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 №248, в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п.14).
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п.15).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 №589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» (в редакции, действующей до 31.12.2011) вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
В своей деятельности вневедомственная охрана руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР «О милиции», другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, настоящим Положением, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.1).
Основными задачами вневедомственной охраны являются: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания (п.2).
В соответствии с Приказом МВД РФ от 02.09.2005 №716 «Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации» (в редакции, действующей до 27.02.2012) Управление (отдел) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств (п.1).
Управление (отдел) возглавляет структуру, в которую входят управления (отделы, отделения) вневедомственной охраны и строевые подразделения милиции вневедомственной охраны (п.3).
Управление (отдел) является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде. Управление (отдел) самостоятельно решает в установленном порядке и в пределах своей компетенции вопросы финансово-хозяйственной деятельности (п.4).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что органы вневедомственной охраны являются составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выполняющих как властно-распорядительные, так и гражданско-правовые функции.
Таким образом, органы вневедомственной охраны входят в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Для исполнения возложенных на органы вневедомственной охраны как на государственные органы в области охраны общественного порядка и собственности, они, в соответствии с их правовым статусом, наделены властными полномочиями, в том числе: правом требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима;
задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта;
доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество;
производить в установленном законодательством порядке на основании условий договоров досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) на территорию охраняемого объекта;
использовать для обнаружения и изъятия незаконно вывозимого (выносимого) имущества, а также для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде;
применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельное оружие;
требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны (п.8 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 №589).
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 21.09.2010 №5658/10, подразделения вневедомственной охраны по делам о взыскании причитающегося им по гражданско-правовым договорам, заключенным с собственниками объектов охраны, должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (статьи 1, 120 Гражданского кодекса). Взыскание причитающегося по гражданско-правовому договору также не представляет собой случая защиты государственных и (или) общественных интересов иным органом. Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса.
Таким образом, согласно указанной правовой позиции подразделения вневедомственной охраны являются плательщиками государственной пошлины, в том случае если споры вытекают из гражданско-правовых отношений.
Вместе с тем, поскольку заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в учредительные документы, правоотношения по регистрации носят не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. С учетом указанного, в данном случае органы вневедомственной охраны, являясь составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в форме государственного учреждения, реализуют публично-правовые функции, в силу чего на основании п.п.10 п.1 ст.333.35 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.47 Федерального закона «О полиции» №3-ФЗ финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме (ч.3 ст.47 ФЗ «О полиции»).
В соответствии со ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
Таким образом, денежные средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, осуществляемой в рамках осуществления задач по охране общественного порядка, носят целевой характер и зачисляются в федеральный бюджет, а соответственно не являются доходами в смысле ст.41 НК РФ, а соответственно и сама деятельность подразделений вневедомственной охраны не является предпринимательской деятельностью, поскольку гражданское законодательство определяет предпринимательскую деятельность как направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 21.10.2003 №5953/03 по делу №А06-1033У-13/02.
Принимая во внимание, что доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается факт наличия у заявителя правового статуса составной части государственного органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия государства в области охраны правопорядка и собственности, то суд приходит к выводу, что у МИФНС России №9 по Курской области отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, со ссылкой на непредставление доказательств уплаты госпошлины.
С учетом изложенного, решение МИФНС России №3 по Курской области от 19.08.2011 «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» не соответствует п.п.10 п.1 ст.333.35 НК РФ, ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно пп.3 ч.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007 г., понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены. При обращении с заявлением в суд госпошлина заявителем не уплачивалась в силу положений п.п.1 .1 ст.333.37 НК РФ, в связи с чем, судебные расходы по уплате госпошлины не подлежат взысканию.
Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 110, 167-170, 176-177, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курской области от 19.08.2011г. как несоответствующее Федеральном закону от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Курской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Воронеж, в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья О.А. Матвеева