АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
09 апреля 2021 года | Дело№ А35-10372/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2021. В полном объеме решение изготовлено 09.04.2021.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Дрючиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмаиловой К.П., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Медиа 24»
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: ФИО1 по доверенности от 16.02.2021 № 5-Д, предъявлена копия диплома, ФИО2 по доверенности от 13.01.2021 № 1-Д, предъявлено служебное удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен.
28.12.2020 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (далее – заявитель, административный орган, Управление Роскомнадзора по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Медиа 24» (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО «Медиа 24») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 29.12.2020 дело № А35-10372/2020 было принято в порядке упрощенного производства, поскольку за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, законом установлено административное наказание в виде предупреждения и административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Определением суда от 15.01.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства, назначил предварительное судебное заседание на 11.02.2021 с возможностью перехода в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ к судебному разбирательству.
В судебном заседании объявлялся перерыв, в дальнейшем судебное заседание откладывалось с целью предоставления административным органом документального подтверждения даты обнаружения вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что письмо ФГУП «Главный радиочастотный центр» от 02.10.2020 № 08-08-0200/305 поступило в Управление Роскомнадзора по Курской области 02.10.2020 за входящим номером 7448/46, что подтверждается штампом входящей корреспонденции. Представители заявителя пояснили, что протокол об административном правонарушении был составлен 18.12.2020. После получения письма от 02.10.2020 и до даты составления протокола об административном правонарушении никаких дополнительных мероприятий не проводилось административным органом для выяснения обстоятельств совершения вменяемого административного правонарушения.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, документов не представил.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121, 123, 156, 205 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Медиа 24», адрес: 307540, Курская область, Хомутовский район, рабочий <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2015 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
ООО «Медиа 24» осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) лицензии от 26.01.2017 № 166828 на оказание телематических услуг связи. Срок действия лицензии до 26.01.2022.
17.08.2020 Управлением Роскомнадзора по Курской области в адрес Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе направлено письмо № 3427-03/46 (л.д. 77) о необходимости направить уведомления о необходимости получения и установки на узлах связи сетях технических средств контроля аппаратного агента АС «Ревизор», в том числе в отношении ООО «Медиа 24».
Управлением по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе в адрес ООО «Медиа 24» был направлено уведомление о необходимости получения и установки на узлах связи сети связи технических средств контроля исх. от 27.08.2020 № 111330 (л.д.80-81). В уведомлении ООО «Медиа 24» было предложено в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления направить в адрес Филиала заявление о требуемом количестве технических средств контроля, необходимых для установки на узлах связи сети связи ООО «Медиа 24».
Согласно почтовому извещению № 80082952717997, уведомление Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе было вручено законному представителю ООО «Медиа 24» сотрудником почтового отделения 09.09.2020 (л.д. 85).
По истечении установленного действующим законодательством РФ 30 дневного срока, ООО «Медиа 24» в адрес Филиала заявление о требуемом количестве технических средств контроля, необходимых для установки на узлах связи общества направлено не было.
В адрес Управления Роскомнадзора по Курской области поступило письмо от 02.10.2020 № 08-08-0200/305 от Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе с предоставлением материалов, указывающих на нарушение оператором связи пункта 5 условий Лицензии (лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации).
Административный орган пришел к выводу о том, что при оказании услуг ООО «Медиа-24» не получило и не установило на своей сети связи технические средства контроля (аппаратные агенты АС «Ревизор»).
На основании вышеизложенного, Управлением сделан вывод о том, что ООО «Медиа-24» нарушило требования пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 и пункта 5 Лицензионных требований лицензии № 166828.
Уведомлением от 11.12.2020 № 5084-03/46 ООО «Медиа 24» было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление было направлено посредством телефонограммы от 17.12.2020 №5172-03-46).
В указанные в уведомлении дату и время для составления протокола об административном правонарушении законный представитель ООО «Медиа 24» не явился, ходатайство о рассмотрении материалов административного производства и составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие не представил.
18.12.2020 ведущим специалистом – экспертом ФИО2 в отношении ООО «Медиа 24» в отсутствие представителя Общества был составлен протокол № АП-46/3/179 об административном правонарушении, по признакам наличия в действиях ООО «Медиа 24» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении № АП-46/3/179 от 18.12.2020 была направлена 24.12.2020 в адрес Общества заказным почтовым отправлением.
28.12.2020 Управление Роскомнадзора по Курской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Медиа 24» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд считает требование административного органа не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20, частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В соответствии с пунктом 7.1.3. Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 28, Управление осуществляет на подведомственной территории государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации за соблюдением лицензионных условий и требований владельцами (соискателями) лицензий, предоставление которых отнесено к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В подпункте 7 пункта 3.2 Должностного регламента, утвержденного 16.09.2019, указано, что в полномочия специалиста – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля и надзора в сфере связи Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области входит составление протоколов об административных правонарушениях.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, протокол об административном правонарушении № АП-46/3/179 от 18.12.2020 составлен уполномоченным должностным лицом – ведущим специалистом экспертом ФИО2
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.17.3, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.
Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) определяет понятие «лицензионные требования» как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Лицензия, как следует из пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 36 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по оказанию услуг связи.
Статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ) предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименования услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно подпункту «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающих ограничение доступа к информации.
Порядок предоставления операторам связи, собственникам или иным владельцам технологических сетей связи, имеющим уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», технических средств контроля за соблюдением указанными лицами требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона «О связи», предусматривающих ограничение доступа к информации, а также требований к таким техническим средствам, их установке и эксплуатации» (далее - Порядок предоставления операторам связи технических средств контроля), утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31.07.2019 № 220.
В качестве технических средств контроля Управлением Роскомнадзора используется автоматизированная система «Ревизор» (АС «Ревизор) с устанавливаемыми радиочастотной службой на сетях операторов связи аппаратными агентами АС «Ревизор».
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля, технические средства контроля предоставляются операторам связи безвозмездно.
Порядок предоставления операторам связи технических средств контроля регламентирует процедуру направления заявления оператором связи и сроки его рассмотрения службой.
Передача технических средств контроля осуществляется радиочастотой службой после установки технического средства контроля на узле связи сети связи оператора связи или лица, имеющего номер автономной системы, и проверки взаимодействия технического средства с информационной системой мониторинга и управления сетью связи общего пользования, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 136 «О Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования», на основании акта, составляемого между радиочастотной службой и оператором связи или лицом, имеющим номер автономной системы.
Пункт 6 Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля определяет, что не позднее 15 рабочих дней со дня получения указанных в пунктах 4 и 5 настоящего порядка сведений или уведомлений о необходимости получения и установки технических средств контроля радиочастотная служба в соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Положения о радиочастотной службе направляет оператору связи или лицу, имеющему номер автономной системы, обращение, в котором содержатся: а) сведения о параметрах работы и технических характеристиках технических средств контроля; б) требования к местам и условиям установки технических средств контроля; в) сведения о порядке взаимодействия радиочастотной службы с оператором связи или лицом, имеющим номер автономной системы в процессе установки технических средств контроля (сведения об уполномоченных должностных лицах радиочастотной службы, включая их фамилию, имя, отчество (при наличии), номер телефона, адрес электронной почты).
Пунктом 7 Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля предусмотрено, что оператор связи или лицо, имеющее номер автономной системы, в течение 30 рабочих дней со дня получения обращения направляет в радиочастотную службу заявление о необходимом для установки количестве технических средств контроля.
Судом установлено, что ООО «Медиа 24» осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) лицензии от 26.01.2017 № 166828 на оказание телематических услуг связи. Прилагаемое приложение к указанной лицензии содержат обязательные требования к порядку осуществления деятельности общества при осуществлении телематических услуг связи и являются неотъемлемой частью лицензии.
В соответствии с пунктом 5 лицензии, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Как следует из доказательств, представленных в материала дела, Управлением по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе в адрес ООО «Медиа 24» было направлено уведомление о необходимости получения и установки на узлах связи сети связи технических средств контроля исх. от 27.08.2020 № 111330 (л.д.80-81). В уведомлении ООО «Медиа 24» было предложено в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления направить в адрес Филиала заявление о требуемом количестве технических средств контроля, необходимых для установки на узлах связи сети связи ООО «Медиа 24».
Согласно почтовому извещению № 80082952717997, уведомление Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе было вручено законному представителю ООО «Медиа 24» сотрудником почтового отделения 09.09.2020 (л.д. 85).
По истечении установленного действующим законодательством РФ 30 дневного срока, ООО «Медиа 24» заявление о требуемом количестве технических средств контроля, необходимых для установки на узлах связи общества направлено не было.
В адрес Управления Роскомнадзора по Курской области поступило письмо от 02.10.2020 № 08-08-0200/305 от Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе с предоставлением материалов, указывающих на нарушение оператором связи пункта 5 условий Лицензии (лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации).
Административный орган пришел к выводу о том, что при оказании услуг ООО «Медиа-24» не получил и не установил на своей сети связи технические средства контроля (аппаратные агенты АС «Ревизор»). Соответственно ООО «Медиа 24» не осуществляет ограничение доступа к ресурсам в сети «Интернет», запрещенным для распространения на территории Российской Федерации (фильтрация трафика), фильтрованный трафик от других операторов связи не получает ввиду отсутствия договоров между ООО «Медиа 24» и другими операторами связи на получение фильтрованного трафика. Таким образом, абоненты ООО «Медиа 24» имеют доступ к неопределенному количеству ресурсов в сети «Интернет», запрещенных для распространения на территории Российской Федерации.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в нарушение лицензионных требований ООО «Медиа 24» не исполнило обязанность по установке на своей сети связи технические средства контроля (аппаратные агенты АС «Ревизор»), и не исполнило обязанность по направлению заявления в срок, установленный в уведомлении.
Нарушение ООО «Медиа 24» требования пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 и пункта 5 Лицензионных требований лицензии № 166828. образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, основания для привлечения ООО «Медиа 24» к административной ответственности отсутствуют в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьей 4.5 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев).
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как следует из письменных пояснений заявителя и пояснений представителей, данных в судебном заседании, при составлении протокола об административном правонарушении от 18.12.2020 № АП-46/3/179 административный орган пришел к выводу о том, что при оказании услуг связи ООО «Медиа 24» по уведомлению Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе, не получило и не установило на своей сети связи технические средства контроля (аппаратные агенты АС «Ревизор»). При анализе схемы организации связи ООО «Медиа 24», в качестве узла связи, на котором должен быть установлен аппаратный агент АС «Ревизор» по схеме включения абонентских роутеров, возможно использование базовой станции устройства малого радиуса действия (по представленной схеме).
При этом как следует из пояснений представителя заявителя, вменяемое правонарушение заключается и в неисполнении уведомления Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе и в неисполнении обязанности по установке на своей сети технических средств контроля как таковых.
Относительно выявленного административным органом нарушения лицензионных требований, выраженных в длительной неисполнении ООО «Медиа 24» обязанности по установке на своей сети технических средств АС «Ревизор», суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Судом установлено, что письмо Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе с предоставлением материалов, указывающих на нарушение оператором связи ООО «Медиа 24» лицензионных требований от 02.10.2020 № 08-08-0200/305, поступило адрес Управления Роскомнадзора по Курской области 02.10.2020 и было зарегистрировано за входящим номером 7448/46, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 105-106). Представители заявителя пояснили, что после поступления данных материалов и до составления протокола об административном правонарушении никаких дополнительных мероприятий для выяснения обстоятельств совершения вменяемого административного правонарушения административным органом не осуществлялось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что о неисполнении обязанности ООО «Медиа 24» по установке на своей сети технических средств АС «Ревизор» Управлению стало известно 02.10.2020, что и следует считать днем обнаружения административного правонарушения.
Положения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 № 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПСР-ЭКСПРЕСС», по статье 14.1 КоАП РФ рассматривается нарушение лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения судами к административной ответственности.
С учетом изложенного, срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение подлежит исчислению с 02.10.2020, и истекает 02.01.2021.
Относительно эпизода по неисполнению ООО «Медиа 24» уведомления Управления по Курской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе от 27.08.2020 № 111330, в котором Обществу предложено в течении 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления направить в адрес Управления заявление о требуемом количестве технических средств контроля, необходимых для установки на узлах связи сети оператора, суд считает необходимым руководствоваться следующим.
Как отмечалось ранее, пунктом 7 Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля предусмотрено, что оператор связи или лицо, имеющее номер автономной системы, в течение 30 рабочих дней со дня получения обращения направляет в радиочастотную службу заявление о необходимом для установки количестве технических средств контроля.
Таким образом, объективная сторона вменяемого Обществу административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с даты совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Материалами дела подтверждается, что уведомление получено ООО «Медиа 24» 09.09.2020 (л.д. 15), соответственно срок для его исполнения истек (по истечении 30 рабочих дней с даты получения уведомления) – 21.10.2020.
Правонарушение окончено 22.10.2020 – день, следующий за последним днем срока, когда Общество должно было исполнить требование, содержащееся в уведомлении.
С учетом изложенного, срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию подлежит исчислению с 22.10.2020, и истекает 22.01.2021.
Таким образом, с учетом даты обращения административного органа с настоящим заявлением о привлечении ООО «Медиа 24» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в арбитражный суд – 28.12.2020, на дату назначения первого судебного заседания (11.02.2021), а соответственно и на дату рассмотрения данного дела арбитражным судом – 02.04.2021, установленный трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Пропуск срока привлечения к административной ответственности является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В силу разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд не вправе за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
С учетом изложенного, основания для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Медиа 24» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, отсутствуют.
Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 23.1, 28.2, 28.3, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 27, 29, 167-170, 176, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Медиа 24» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Л.В. Дрючина