ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-10795/09 от 03.02.2010 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Карла Маркса, 25, город Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  Город Курск Дело №А35-10795/2009

08 февраля 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.02.2010.

Полный текст решения изготовлен 08.02.2010.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Силаковой О.Н., при ведении протокола судебного заседания судьёй Силаковой О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Комитета по управлению имуществом Курской области

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску

о признании незаконным решения от 16.06.2009 №3386 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и обязании произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденных Постановлением Губернатора Курской области от 18.01.2008 №20 на основании документов, предоставленных с распиской от 08.06.2009 №3386

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 12.01.2010;

от инспекции: ФИО2 – по доверенности от 11.01.2010.

Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску (далее – ИФНС России по г. Курску) от 16.06.2009 №3386 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Наряду с этим, заявитель просит суд обязать ИФНС России по г. Курску произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденных Постановлением Губернатора Курской области от 18.01.2008 №20 на основании документов, предоставленных с распиской от 08.06.2009 №3386.

Представитель ИФНС России по г. Курску в заседании суда требования заявителя не признал, ссылаясь на законность принятого решения. В письменном отзыве инспекция указала, что решение об отказе в государственной регистрации юридического лица от 16.06.2009 №3386 принято налоговым органом в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ в связи с непредставлением Комитетом определенных статьей 17 данного Закона необходимых для государственной регистрации документов, а именно: изменений, вносимых в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области (в виду изменений либо в новой редакции).

Заслушав мнения представителей сторон и, изучив материалы дела арбитражный суд

установил:

Комитет по управлению имуществом Курской области зарегистрирован в качестве юридического лица 11.06.1997 за основным государственным регистрационным номером 101024600947502.

02.12.2005 Постановлением Губернатора Курской области №832 на должность за­местителя Председателя Правительства Курской области - председателя комитета по управлению имуществом Курской области с 25 ноября 2005 года на срок полномочий Губернатора Курской области на условиях сроч­ного трудового договора назначен ФИО3.

25.06.2007 Губернатор Курской области Постановлением №286 утвердил Положение о комитете по управлению имуществом Курской области.

03.04.2009 Постановлением Губернатора Курской области №96 в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области (в редакции постановлений Губернатора Курской области от 18.01.2008 №20, от 28.10.2008 №478) внесены следующие изменения: пункт 3.40 изложен в новой редакции: «3.40. Осуществляет в соответствии с действующим законодательством согласование сделок в отношении имущества областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.»; пункт 3.41. исключен.

08.06.2009 Комитет по управлению имуществом Курской области подал в ИФНС России по г. Курску заявление (входящий №3386) по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица с приложением решения о внесении изменений в учредительные документы.

16.06.2009 ИФНС России по г. Курску принято решение №3386 об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных статьей 17 Федерального закона Российской Федерации №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а именно: Положения; заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы (поданное Комитетом заявление подписано неуполномоченным лицом); изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

06.07.2009 Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области (письмо исх. №01-12/6403) с заявлением об отмене решения от 16.06.2009 №3386 об отказе в регистрации изменений в положение о комитете по управлению имуществом Курской области и обязании ИФНС России по г. Курску произвести регистрацию указанных изменений.

10.08.2009 Управлением Федеральной налоговой службы по Курской области принято решение №497 об изменении решения ИФНС России по г. Курску от 16.06.2009 №3386 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части указания в качестве основания для отказа в регистрации «среди представленных для регистрации документов отсутствуют изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица», в остальной части жалоба Комитета по управлению имуществом Курской области от 06.07.2009 №01-12/6403 оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением ИФНС России по г. Курску, Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в арбитражный суд.

Суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации – области выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти Курской области и возглавляется высшим должностным лицом области - Губернатором Курской области (пункт 1 статьи 48 Закона Курской области от 02.10.2001 №67-ЗКО «Устав Курской области»).

Согласно пункту 2 статьи 41 Закона Курской области от 02.10.2001 №67-ЗКО Губернатором Курской области (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Курской области) в соответствии с Уставом Курской области определяется структура исполнительных органов государственной власти Курской области.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 48 Закона Курской области от 02.10.2001 №67-ЗКО установлено, что деятельность Аппарата Губернатора Курской области и Правительства Курской области обеспечивают, в том числе, комитеты, в соответствии с положениями, утверждаемыми Губернатором Курской области.

Согласно части 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Из материалов дела следует, что Комитет по управлению имуществом Курской области зарегистрирован Администрацией г. Курска в качестве юридического лица 11.06.1997 №321. 29.10.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о Комитете по управлению имуществом Курской области за основным государственным регистрационным номером 101024600947502.

Частью 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Курской области от 02,12.2002 №56-ЗКО «О порядке управления и распоряжения собственностью Курской области» правовое положение и функции Комитета по управлению имуществом Курской области определяются Положением, утверждаемым Губернатором Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Как усматривается из представленных в дело документов, 25.06.2007 Губернатор Курской области Постановлением №286 утвердил Положение о комитете по управлению имуществом Курской области. В соответствии с пунктами 1.1. – 1.3. данного Положения Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, входит в структуру исполнительных органов государственной власти Курской области и осуществляет проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения государственной собственностью Курской области. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Уставом Курской области, законами области и иными нормативными правовыми актами Курской области, настоящим Положением. Комитет является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, печати, штампы и бланки, необходимые для деятельности комитета. 24.04.2008 Прокурор Курской области направил Губернатору Курской области представление №86-21-08 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указал, что в Положении о Комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденном Постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 №268 (в редакции от 18.01.2008 №20) имеются пробелы в установлении положений, отражающих полномочия органа исполнительной власти и предложил проанализировать действующую нормативную базу органов исполнительной государственной власти Курской области с целью исключения правовых норм, создающих условия для коррупции. 03.04.2009 Постановлением Губернатора Курской области №96 во исполнение представления Прокурора Курской области от 24.04.2008 №86-21-08 в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области (в редакции постановлений Губернатора Курской области от 18.01.2008 №20, от 28.10.2008 №478) внесены следующие изменения: пункт 3.40 изложен в новой редакции: «3.40. Осуществляет в соответствии с действующим законодательством согласование сделок в отношении имущества областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.»; пункт 3.41. исключен.

Согласно пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уполномочены осуществлять налоговые органы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. Согласно данному Постановлению в случае государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется заявление по форме Р13001.

В соответствии с пунктом 4 Раздела IV Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом Федеральной Налоговой Службы от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@, изменения в учредительные документы могут быть представлены как в новой редакции учредительных документов так и в форме отдельного документа, содержащего изменения, вносимые в ранее представленные учредительные документы.

Таким образом, действующее законодательство не содержат каких-либо определенных требований к форме предоставления изменений, вносимых юридическим лицом в учредительные документы.

Как усматривается из материалов дела, 08.06.2009 Комитет по управлению имуществом Курской области подал в ИФНС России по г. Курску заявление (входящий №3386) по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица с приложением решения о внесении изменений в учредительные документы – копии Постановления Губернатора Курской области от 03.04.2009 №96 «О внесении изменений в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области».

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.

Как следует из материалов дела, 16.06.2009 ИФНС России по г. Курску приняла решение №3386 об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно: Положения; заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы (подписано неуполномоченным лицом); изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

В этой связи суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Пунктами 5.1., 5.2. Положения о комитете по управлению имуществом Курской области Комитет возглавляет председатель комитета. Председатель комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что 02.12.2005 Постановлением Губернатора Курской области №832 на должность за­местителя Председателя Правительства Курской области - председателя комитета по управлению имуществом Курской области с 25 ноября 2005 года на срок полномочий Губернатора Курской области на условиях сроч­ного трудового договора назначен ФИО3. В Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица – ФИО3.

Представленное в материалы дела заявление (входящий №3386) по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поданное Комитетом по управлению имуществом Курской области в ИФНС России по г. Курску подписано ФИО3 – уполномоченным лицом.

Все изменения, внесённые в Положение о Комитете по управлению имуществом Курской области, содержатся в представленном в регистрирующий орган Постановлении Губернатора Курской области Постановлении Губернатора Курской области от 03.04.2009 №96 «О внесении изменений в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области».

Положения о комитетах, составляющих структуру Аппарата Губернатора Курской области и Правительства Курской области, в том числе, о Комитете по управлению имуществом Курской области утверждаются Губернатором Курской области (подпункт 2 пункта 1 статьи 48 Закона Курской области от 02.10.2001 №67-ЗКО, пункт 1.4. Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного Постановлением Губернатор Курской области от 25.06.2007 №286).

В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Администрации Курской области и Правилами оформления документов в Администрации Курской области, утвержденными Постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2002 №310 вопросы утверждения положений об отраслевых, территориальных органах исполнительной власти, их структур, штатной численности, а следовательно и вопросы, связанные с внесением изменений в данные положения, оформляются на бланках постановлений Губернатора Курской области (абзац 7 пункта 3.1), проходят процедуру согласований и визирований соответствующими подразделениями и руководителями.

При таких обстоятельствах, включение в пакет документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в качестве отдельного документа – Положения о Комитете, в которое вносятся изменения, не является обязательным, так как в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗрегистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

Таким образом, Комитет в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗпредставил все документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Поскольку Комитетом по управлению имуществом Курской области при подаче в регистрирующий орган документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, были соблюдены требования, установленные статьями 9, 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 №129-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации данных изменений у ИФНС России по г. Курску не имелось.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В рамках настоящего дела ИФНС России по г. Курску не представлено доказательств законности и обоснованности оспариваемого решения.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению с отнесением расходов по уплате государственной пошлины наИФНС России по г. Курску.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску от 16.06.2009 №3386 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Комитета по управлению имуществом Курской области.

Решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску от 16.06.2009 №3386 проверено судом на соответствие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Закона Курской области от 02.10.2001 №67-ЗКО «Устав Курской области».

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Курску произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в Положение о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденных Постановлением Губернатора Курской области от 18.01.2008 №20 на основании документов, предоставленных Комитетом по управлению имуществом Курской области с распиской от 08.06.2009 №3386.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже в течении месяца с даты принятия решения, в течении двух месяцев с момента вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в городе Брянске.

Судья О.Н. Силакова