ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-10813/09 от 27.11.2009 АС Курской области

____________________________________________________________

Арбитражный суд Курской области

  ул. К.Маркса, 25 г. Курск 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

  г. Курск Дело № А35-10813/2009

30 ноября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2009 г.

Судья арбитражного суда Курской области Морозова М.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Центр рекламы «Лоцман»

к Комитету информации и печати Курской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании: от заявителя: не явился, уведомлен; от органа, решение которого оспаривается: Коваленко Р.Д. - по дов. от 16.11.09 г.

Слушание дела продолжено после перерыва, объявленного 26.11.2009 г., в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Центр рекламы «Лоцман» (далее – ООО «ЦР «Лоцман») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Постановления № 047 от 27.10.2009 г. Комитета информации и печати Курской области о наложении административного штрафа в соответствии со статьей 66.6 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области» (далее Закон Курской области). 26.11.2009 года (вх № 10813 от 26.11.2009 года) обратился с заявлением в котором просит о распределении судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 1500,00 рублей.

Представитель заявителя в судебное заседание  не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель Комитета информации и печати Курской области возражает против удовлетворения заявленного требования, согласно доводов отзыва.

На основании ст. 123, ч. 3 ст. 156, ч. 3 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заявителя

Выслушав мнение представителя Комитета информации и печати Курской области, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ООО «ЦР «Лоцман» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекций ФНС России по г. Курску 28.12.2007 г., ОГРН 1074632027447.

Как усматривается из представленных документов 02 октября 2009 года во время посещения комитета сотрудниками подведомственной редакции Льговской районной газеты последними был передан для ознакомления экземпляр распространявшегося на территории района печатного агитационного материала кандидата на должность главы г. Льгова В.Н. Белых.

Сотрудниками уполномоченного управления комитета было проверено поступление обязательного бесплатного печатного агитационного материала кандидата на должность главы г. Льгова В.Н.Белых. Однако в комитет экземпляры агитационного материала не поступали, в журнале регистрации обязательных экземпляров данные об их регистрации отсутствовали (копии служебных записок имеются в деле).

12.10.2009 года в отношении ООО «ЦР «Лоцман» был составлен протокол об административном правонарушении № 047.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, председатель Комитета информации и печати Курской области 27 октября 2009 г. признал ООО «ЦР «Лоцман» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 66.6 Закона Курской области о чем вынесено постановление № 947 от 27.10.2009 года, назначен штраф в размере 10 000 рублей.

По мнению заявителя, часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.1994 года (далее Закон об обязательном экземпляре) гласит, что производители документов доставляют через полиграфические организации по три обязательных бесплатных экземпляра субъекта Российской Федерации всех видов печатных изданий в соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или сектора государственной библиографии национальных библиотек в день выхода в свет первой партии тиража. Таким образом, заявитель считает, что закон не возлагает непосредственно на полиграфические организации обязанностей по представлению бесплатных экземпляров документов, поскольку ООО «ЦР «Лоцман» не производило
агитационный печатный материал кандидата на должность главы г. Льгова В.Н. Белых.

Согласно заключённому между заявителем и кандидатом договору № 09/01-02 от 01.09.2009 года (л.д.40) его предметом является-полиграфическая услуга по копированию (тиражированию) печатного материала, в то время, как его производство было осуществлено непосредственно заказчиком - кандидатом на должность главы г. Льгова.

Ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного постановления, согласно доводов заявления ООО «ЦР «Лоцман» обратилось в арбитражный суд.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.

В силу ст. 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 66.6 Закона Курской области нарушение установленного законодательством Курской области порядка представления обязательного экземпляра документов Курской области влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно перечню должностных лиц комитета информации и печати Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 30.10.2007 г. № 241, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 66.6 Закона Курской области уполномочены Председатель Комитета информации и печати Курской области; первый заместитель председателя Комитета информации и печати Курской области; заместитель председателя Комитета информации и печати Курской области, пресс-секретарь Губернатора Курской области (л.д. 18).

В пункте 10 Постановления № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Пленум ВАС РФ разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Суд, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности проверяет соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела 2 октября 2009 года во время посещения комитета сотрудниками подведомственной редакции Льговской районной газеты ими был передан для ознакомления экземпляр распространявшегося на территории района печатного агитационного материала кандидата на должность главы г. Льгова В.Н.Белых. Сотрудниками уполномоченного управления комитета было проверено поступление обязательного бесплатного печатного агитационного материала кандидата на должность главы г. Льгова В.Н.Белых. Однако в комитет экземпляры агитационного материала не поступали, в журнале регистрации обязательных экземпляров данные об их регистрации отсутствовали (копии служебных записок имеются в деле).

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Имевшиеся данные (факт печатного агитационного материала и отсутствие его обязательного бесплатного экземпляра в комитете) указали на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 66.6 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области». Было принято решение рассмотреть вопрос о составлении протокола об административном правонарушении. Поскольку при немедленном составлении протокола соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности, было невозможно, а установленный ст. 28.5 КоАП РФ срок не является пресекательным, составление протокола было назначено на 12 октября 2009 года на 11 час. 30 мин. О дате, месте и времени возможного составления протокола ООО «Центр рекламы «Лоцман» был извещен заказным письмом с уведомлением. Одновременно были разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ.

В назначенное время ООО «Центр рекламы «Лоцман» своего представителя в областной комитет информации и печати не направил. В отсутствие представителя ООО «Центр рекламы «Лоцман» 12 октября 2009 года в отношении ООО «Центр рекламы «Лоцман» был составлен протокол № 047 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 66.6 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области».

Указанный протокол был направлен в ООО «Центр рекламы «Лоцман» заказным письмом с уведомлением. Протокол содержал разъяснения прав, предусмотренных ст.ст. 1.4; 1.5; 1.6; 1.7; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.6; 2.10; 3.1; 4.1; 4.2; 4.3; 24.2; 24.4; 25.1; 25.2; 25.3; 25.4; 25.5; 25.6; 25.7; 25.8; 25.9; 25.10 КоАП РФ. Кроме того, в протоколе имелось указание на дату, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении (в помещении комитета 27 октября 2009 года в 11 час. 00 мин.).

До даты рассмотрения дела 16 октября 2009 года в комитет информации и печати Курской области от ООО «Центр рекламы «Лоцман» поступили возражения на протокол об административном правонарушении, в которых ООО «Центр рекламы «Лоцман» ссылалось на то, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Свою позицию ООО «Центр рекламы «Лоцман» обосновывал тем, что Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» не возлагает непосредственно на полиграфические организации обязанностей по предоставлению обязательных экземпляров в комитет информации и печати Курской области. Кроме того, приводится довод о том, что печатные агитационные материалы включены в состав обязательного экземпляра документов Курской области вопреки федеральному законодательству. По мнению ООО «Центр рекламы «Лоцман» общество не является производителем документов, поскольку в соответствии с заключенным с заказчиком договором общество осуществляло не подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра документов, а только копировало (тиражировало) представленный материал. В подтверждение этого довода ООО «Центр рекламы «Лоцман» представил договор № 09/01-02 на изготовление печатной продукции от 01.09.2009 года.

Представитель ООО «Центр рекламы «Лоцман» на рассмотрение дела не явился, общество о дате, месте и времени рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, дело было рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Центр рекламы «Лоцман». При этом были изучены все собранные материалы, в том числе и возражения общества, которые были признаны не обоснованными и не приняты административным органом.

В результате рассмотрения административного дела было установлено, что ООО «Центр рекламы «Лоцман» было совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 66.6 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области», вина ООО «Центр рекламы «Лоцман» в совершении указанного правонарушения является доказанной, и ООО «Центр рекламы «Лоцман» подлежит административной ответственности на основании ст. 66.6 Закона Курской области «Об обязательном экземпляре документов Курской области». Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, установлено не было.

Таким образом, дело об административном правонарушении по ст. 6.66 Закона Курской области в отношении ООО «Центр рекламы «Лоцман» возбуждено обоснованно, уполномоченным лицом. В действиях указанного юридического лица присутствует состав вменяемого административного правонарушения в совокупности всех признаков. Вина установлена и подтверждается материалами дела, последнее рассмотрено в установленные КоАП РФ сроки.

В силу ст. 2 Закона об обязательном экземпляре законодательство Российской Федерации об обязательном экземпляре состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Закон об обязательном экземпляре, как обоснованно отмечает заявитель, не регулирует вопросы предоставления обязательного экземпляра документов Курской области, однако предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 5). С учетом потребностей Курской области Законом Курской области «Об обязательном экземпляре документов Курской области» определен перечень видов документов, изготовленных на территории Курской области или за пределами ее территории по заказу организаций, находящихся в ведении Курской области, относящихся к обязательному экземпляру документов Курской области и подлежащих передаче их производителями в соответствующие организации в качестве обязательного бесплатного экземпляра. В этот перечень включены печатные агитационные материалы.

В соответствии с Законом об обязательном экземпляре и ст. 2 Закона Курской области «Об обязательном экземпляре документов Курской области» производителем документов является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра документов (издатель, редакция средства массовой информации, производитель фонограммы, производитель аудиовизуальной продукции, организация по производству телерадиопродукции, телерадиовещательная организация и иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (вьпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра документов. Центром рекламы «Лоцман» был издан (то есть выпущен, отпечатан) печатный агитационный материал по заданию заказчика, то есть обществом были осуществлены определенные подготовительные операции к печатанию тиража, сам выпуск тиража (печатание материала на бумаге) и передача готового тиража заказчику. Таким образом, ООО «Центр рекламы «Лоцман» отвечает критериям, установленным Законом для производителей документов.

Определение предмета договора как тиражирование материалов не меняет гражданско-правового смысла договора, который сводится к изготовлению печатной продукции. Подтверждением этого служит указание на вид представленного обществом договора в его названии - договор на изготовление печатной продукции. Кроме того, тиражированию как разновидности издательской деятельности присущи те же операции -подготовительные операции к печатанию тиража, сам выпуск тиража (печатание на бумаге) и передача готового тиража заказчику.

Кроме того, представленный договор № 09/01-02 на изготовление печатной  продукции от 01.09.2009 года не мог служить доказательством тех или иных условий выпуска экземпляров печатного агитационного материала кандидата на должность главы г. Льгова В.Н.Белых, отпечатанного 24.09.2009 г. (заказ № 796), поскольку его предметом является изготовление иных агитационных материалов, выпущенных 09.09.2009 г. (а не 24.09.2009 г.) тиражом 2000 экз. (а не 1000 экз.) форматом А4 (а не А5). Других документов ООО «Центр рекламы «Лоцман» представлено не было.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ основными видами деятельности заявителя является деятельность с кодом 22.1, 22.2, что согласно общероссийского классификатора видов экономической деятельности соответственно относится 22.1 к издательской деятельности, 22.2 полиграфическая деятельность и представление услуг в этой области. Указанное подтверждается Уставом заявителя, где поименованы среди прочих, такие основные виды деятельности как: производство рекламной продукции, полиграфическая деятельность.

Материалами дела также подтверждается факт изготовления печатной продукции 24.09.2009 года, поскольку эта дата указана на самом агитационном материале. Согласно ответа избирательной комиссии муниципального образования город Льгов Курской области поступившее 23.11.2009 года вхз № 4349 в адрес Комитета по информации и печати Курской области избирательная комиссия муниципального образования город Льгов Курской области сообщает, что печатный агитационный материал кандидата на должность главы города Льгова В.Н. Белых, отпечатанного в ООО «Центр рекламы «Лоцман» 24.09.2009 г., заказ №796, тираж 1000 экземпляров зарегистрирован в избирательной комиссии муниципального образования город Льгов Курской области 25.09.2009г., регистрационный номер 16. Вышеуказанный агитационный материал был представлен в избирательную комиссию для регистрации лично кандидатом на должность главы города Льгова В.Н. Белых 25.09.2009 г. Сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счёте избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата Белых Владимира Николаевича прилагают.

Указанные выходные данные в сведениях избирательной комиссии полностью соответствуют выходным данным указанным на агитационном материале (л.д.19).

Иные доводы и доказательства заявителя судом не принимаются, ввиду вышеизложенного.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требования об отмене оспариваемого постановления

Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Поскольку судом отклонено требование об отмене постановления № 047 от 27.10.2009 г. Комитета информации и печати Курской области о наложении административного штрафа в соответствии со статьей 66.6 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области» в сумме 10 000,00 рублей, судом отклоняется требование о взыскании с Комитета информации и печати Курской области в пользу заявителя 1500,00 руб. расходов по оплате услуг адвоката.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17, 27, 29, 34, 110, 167-170, 176, 177, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Центр рекламы «Лоцман», о признании незаконным и отмене постановления № 047 от 27.10.2009 г. Комитета информации и печати Курской области о наложении административного штрафа в соответствии со статьей 66.6 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области» в виде наложения административного штрафа в размере 10 000,00 рублей и распределении судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 1500,00 рублей отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья М.Н. Морозова