АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
18 января 2024 года | Дело№ А35-10866/2023 |
Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2024.
Полный текст решения изготовлен 18.01.2024.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Клочковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефремовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Harman International Industries, Incorporated (Харман Интернешнл Индастриз Инкорпорэйтед, юридическое лицо, созданное и действующее в соответствии с законодательством штата Делавер (США), зарегистрированное по адресу 400 Атлантик Стрит, 15-ый этаж, Стамфорд, Коннектикут 06901, США, номер компании 886255)
к ведущему специалисту-эксперту отделения судебных приставов по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области ФИО1,
Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курской области
о признании незаконным бездействия,
об обязании перечислить взысканные денежные средства по исполнительному производству,
должник по исполнительному производству: индивидуальный предприниматель ФИО2,
при участии:
от заявителя – ФИО3 по доверенности от 02.08.2022, представлен паспорт, диплом (участвует посредством системы веб-конференции);
от ведущего специалиста-эксперта ФИО1 – не явился, извещен надлежащим образом,
от УФССП России по Курской области – не явился, извещен надлежащим образом,
от должника по исполнительному производству – не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Harman International Industries, Incorporated (Харман Интернешнл Индастриз Инкорпорэйтед) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ведущему специалисту-эксперту отделения судебных приставов по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курской области о признании незаконным бездействия ведущего специалиста-эксперта ОСП по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам ФИО1 в части неперечисления (несвоевременного перечисления) взысканных по исполнительному производству № 129174/23/46029-ИП (исполнительный лист ФС № 038541820) денежных средств на расчетный счет представителя взыскателя; об обязании ведущего специалиста-эксперта ОСП по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам ФИО1 перечислить взысканные денежные средства по исполнительному производству № 129174/23/46029-ИП (исполнительный лист ФС № 038541820) на расчетный счет представителя взыскателя ИП ФИО4.
К участию в деле привлечен должник по исполнительному производству индивидуальный предприниматель ФИО2.
10.01.2024 от УФССП России по Курской области поступил письменный отзыв на заявление, который приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Заинтересованные лица и должник по исполнительному производству, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 200 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курской области от 18.07.2023 по делу № А35-4528/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, со ФИО2 в пользу Harman International Industries, Incorporated взыскана компенсация за нарушение исключительных прав на товарный знак № 266284 в размере 25 000 руб., компенсация за нарушение исключительных прав на промышленный образец, зарегистрированный под № 93047 «Громкоговоритель», в размере 25 000 руб., расходы за получение сведений в виде выписки из ЕГРИП в размере 200 руб. 00 коп., расходы по приобретению товара в размере 968 руб. 00 коп., расходы по оплате почтовых услуг в размере 154 руб. 20 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. 00 коп.
На принудительное исполнение решения выдан исполнительный лист серии ФС 038541820 от 17.08.2023.
Исполнительный лист серии ФС 038541820 от 17.08.2023, а также заявление о возбуждении исполнительного производства от 12.09.2023, подписанное представителем ФИО4, с приложением доверенности, выданной ФИО5 от 02.08.2022 в порядке передоверия на представление интересов Harman International Industries, Incorporated, памяткой о проверке нотариальной доверенности, фото магазина должника, были направлены в отделение судебных приставов по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области.
В заявлении ФИО4 указал следующие реквизиты для перечисления денежных средств:
ИП ФИО4
ИНН <***>
р/с <***> в АО «Банк «Агророс» г. Саратов
к/с 30101810600000000772
БИК 046311772
С учетом положений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» и требований, содержащихся в статье 61 АПК РФ и ч. 5 ст. 69 АПК РФ судом установлено, что доверенность от 09.05.2022, выданная компанией Harman International Industries, Incorporated, ФИО5 подписана старшим вице-президентом, главным юридическим советником ФИО6 и удостоверена нотариусом штата Коннектикут ФИО7 Боккуцзи.Доверенность апостилирована и переведена. Названной доверенностью иностранное лицо уполномочило в т.ч. ФИО5 оформлять соответствующие доверенности на третьих лиц в порядке передоверия.
В свою очередь, нотариально удостоверенной доверенностью от 02.08.2022 № 77 АД 1063039, выданной в порядке передоверия ФИО5 – ФИО4, последний уполномочен вести дела (в том числе в арбитражных судах), подписывать и подавать исковые заявления, представлять интересы в исполнительном производстве, получать имущество в соответствии с решением суда (в том числе наличные денежные средства и банковские переводы, ценные бумаги/обеспечения и материальные ценности).
19.09.2023 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа серии ФС 038541820 от 17.08.2023 было возбуждено исполнительное производство № 129174/23/46029-ИП.
Уведомлением от 30.10.2023 № 46029/23/581079 ведущий специалист-эксперт (по ведению депозитного счета) отделения судебных приставов по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области ФИО1 сообщила ФИО4, что отделением судебных приставов сумма задолженности (компенсации) с должника взыскана в полном объеме, однако, ссылаясь на часть 3 статьи 49 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве), отметила, что с 09.01.2023 не допускается перечисление с депозитных счетов Федеральной службы судебных приставов взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимся взыскателем, в том числе на банковские счета представителей по доверенности. Для перечисления денежных средств на реквизиты ФИО4 предложено предоставить определения суда о правопреемстве или же от взыскателя - Наггпап International Industries, Incorporated, банковский счет, открытый в российском банке.
Ссылаясь на то, что на депозитном счете службы судебных приставов находятся денежные средства, взысканные с должника в пользу взыскателя, однако специалист ФИО1 отказала в перечислении взысканных денежных средств на расчетный счет представителя взыскателя, сославшись на отсутствие у взыскателя счета, открытого в российской кредитной организации, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
УФССП России по Курской области в письменном отзыве на заявление просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылаясь на статьи 8, 70, 72, 72.2, 110 Закона № 229-ФЗ, а также на пояснительную записку к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и судебную практику, заинтересованное лицо указывает, что из буквального толкования норм Федерального закона № 624-ФЗ (с учетом пояснительной записки и редакций законопроектов), следует, что законодателем прямо предусмотрена возможность перечисления денежных средств только на принадлежащий взыскателю счет, открытый в российской банке, а действующее законодательство возможности перечисления средств, подлежащих взысканию, на банковский счет представителя взыскателя, не предусматривает.
Также УФССП России по Курской области полагает возможным применить к рассматриваемом ситуации по аналогии положения п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и практику применения данной нормы, исходя из которой, в целях исключения риска недобросовестных действий при получении исполнения и защиты интересов взыскателя, не допускается перечисление сумм, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счет представителя взыскателя или по просьбе взыскателя на счет иного лица, независимо от наличия этого полномочия в доверенности.
По мнению УФССП России по Курской области, из пункта 4 части 3 статьи 57 Закона № 229-ФЗ не следует, что представитель взыскателя вправе получать присужденные денежные средства на личный банковский счет: это обусловлено тем, что именно взыскатель, а не представитель является участником спорных правоотношений; полномочия представителя в соответствии с доверенностью не свидетельствуют о том, что он заменяет собой взыскателя по исполнительному документу, их следует рассматривать в качестве права доверенного лица на совершение тех юридически значимых действий, которые прямо оговорены в доверенности. Также УФССП России по Курской области отмечает, что Порядок перечисления денежных средств с лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденный Приказом ФССП России от 2 июля 2021 года № 356, не дает оснований для перечисления денежных средств на банковский счет представителя взыскателя.
Помимо прочего, ссылаясь на то положения Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» и письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.07.2022 № 26614-КМ/Д01, УФССП России по Курской области полагает, что данным Указом предписано вносить платежи в отношении правообладателей на специальный рублевый счет; возможность перечисления и получения денежных средств через представителей не предусмотрена.
Заинтересованное лицо также полагает, что права и законные интересы взыскателя оспариваемым бездействием не нарушаются, так как взыскатель не лишен возможности в целях получения взысканных денежных средств представить сведения о своем банковском счете, открытом в российской кредитной организации, либо, при желании, получить денежные средства именно на счет другого лица, произвести правопреемство в установленном порядке.
Ведущий специалист-эксперт ФИО1 и должник по исполнительному производству письменных мнений по делу не представили.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 128 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии со статьей 122 Закона № 229-ФЗ жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается бездействие ведущего специалиста-эксперта ОСП по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам ФИО1 в части неперечисления (несвоевременного перечисления) взысканных по исполнительному производству № 129174/23/46029-ИП (исполнительный лист ФС № 038541820) денежных средств на расчетный счет представителя взыскателя.
Об оспариваемом бездействии заявителю стало известно из уведомления от 30.10.2023 № 46029/23/581079, которое было получено заявителем по почте 07.11.2023, о чем свидетельствует представленная в материалы дела копия почтового конверта.
Заявление по настоящему делу поступило в суд 15.11.2023 через систему «Мой арбитр», то есть в пределах установленного десятидневного срока.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, устанавливаются Законом № 229-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов- исполнителей в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Из содержания статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что сотрудник органов принудительного исполнения (в систему которого входят территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и их подразделения) обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, соответствующего требованиям ст. 13, и предъявленного к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 настоящего Закона, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные названным Федеральным законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено Законом № 229-ФЗ.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (часть 2 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
Исходя из части 2.2 ст. 30 Закона № 229-ФЗ, введенной Федеральным законом от 29.12.2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 624-ФЗ), в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.
Денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов (ч. 1 ст. 110 Закона № 229-ФЗ).
В рассматриваемом случае заявление о возбуждении исполнительного производства подписано представителем компании-взыскателя по доверенности ФИО4, в котором указаны реквизиты для перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый в российской кредитной организации (АО «Банк «Агророс» г. Саратов).
Исходя из положений пункта 1 статьи 48, частей 1 и 3 статьи 49 Закона № 229-ФЗ, лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются взыскатель и должник. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, либо уполномоченный от имени взыскателей, указанных в части 2 статьи 49 Закона № 229-ФЗ, орган государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона № 229-ФЗ участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.
Полномочия представителей сторон исполнительного производства оформляются в порядке статьи 54 Закона № 229-ФЗ.
В силу частей 1, 2 статьи 54 Закона № 229-ФЗ полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).
Исходя из ч. 2 ст. 57 Закона № 229-ФЗ, представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из ч. 3 ст. 57 Закона № 229-ФЗ, в доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:
1) предъявление и отзыв исполнительного документа;
2) передача полномочий другому лицу (передоверие);
3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);
5) отказ от взыскания по исполнительному документу;
6) заключение мирового соглашения, соглашения о примирении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 187 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также, если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие.
Таким образом, законодательство об исполнительном производстве не предусматривает перечисление взысканных на основании исполнительного документа денежных средств лицу, не являющемуся стороной исполнительного производства, однако исключением из общего правила является случай, когда в доверенности, выданной на имя представителя, взыскатель прямо оговорил право представителя на получение присужденного имущества.
Ввиду чего, судебный пристав в каждом конкретном случае (с учетом задач и принципов исполнительного производства) решает вопрос об обоснованности перечисления денежных средств на тот или иной расчетный (банковский) счет.
Представитель взыскателя, имеющий в соответствии с доверенностью право на получение присужденных денежных средств (п. 4 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве), уполномочен на их получение любым не запрещенным законом способом (не только с банковского счета взыскателя, но и с депозитного счета подразделения судебных приставов и т.п.).
Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ № 304-КГ18-8488 от 09.07.2018.
В рассматриваемом случае взыскатель по исполнительному производствуHarman International Industries, Incorporated, осуществляет свои права через представителя, полномочия которого определены доверенностью, выданной в порядке передоверия, включая специальные полномочия: подавать и отзывать исполнительные документы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, получать имущество в соответствии с решениями суда (в том числе наличные денежные средства и банковские переводы, ценные бумаги/обеспечения и материальные ценности).
Указанная доверенность направлялась вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства и имеется в материалах исполнительного производства. Банковские реквизиты указаны в заявлении о возбуждении исполнительного производства и известны судебному приставу. При этом, как уже указывалось ранее, расчетный счет ИП ФИО4 открыт в АО «Банк «Агророс» (г. Саратов), то есть в российской кредитной организации, что соответствует требованиям законодательства.
Доказательств того, что компания International Industries, Incorporated, отозвала у своего уполномоченного представителя специально оговоренное право получать присужденные решением суда денежные средства, в материалах дела не содержится.
Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо указало, что в заявлении указаны реквизиты получателя денежных средств ФИО4, то есть представителя взыскателя, а не самого взыскателя.
При этом заинтересованное лицо трактует изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве Законом № 624-ФЗ, как запрещающие перечисление с депозитных счетов Федеральной службы судебных приставов взысканных денежных средств третьим лицам, которые не являются взыскателями непосредственно.
УФССП России по Курской области ссылалось на то, чтоиз пояснительной записки к законопроекту следует, что Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», предусматривает механизм перечисления денежных средств,подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях или казначейский счет; актуальность принятия законопроекта обусловлена колоссальными объемами обналичивания денежных средств по исполнительным документам; Проектом Федерального закона № 155721-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 20.12.2022) переходные положения закона (статья 2) дополнены указанием на необходимость представления взыскателем реквизитов «его» (с добавлением местоимения и акцентом на нем) банковского счета, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета. Таким образом, по мнению УФССП России по Курской области, из буквального толкования норм Закона № 624-ФЗ (с учетом пояснительной записки и редакций законопроектов), следует, что законодателем прямо предусмотрена возможность перечисления денежных средств только на принадлежащий взыскателю счет, открытый в российской банке.
Вместе с тем, пояснительная записка к законопроекту не содержит норм права и не может служить основанием для принятия судом решения. Содержание пояснительной записки отражает оценку целей законопроекта с точки зрения субъекта законодательной инициативы.
Согласно буквальному содержанию указанной записки, законодатель инициировал пресечение обналичивания денежных средств и вывод их за рубеж, воспрепятствование легализации доходов, полученных преступным путем. Непосредственная реализация заявленных целей законопроекта достигается за счет создания ограничений на перечисление взысканных на основании судебных актов денежных средств на расчетные счета, открытые в иностранном банке.
Анализ данной меры подразумевает создание правовых основ для осуществления контроля и надзора за законностью дальнейшего движения взысканных денежных средств силами государственных органов.
Указание реквизитов счетов представителя в банках, открытых в Российской Федерации, и перечисление денежных средств на счета российских представителей, открытые в российских кредитных организациях, соответствуют заявленным целям законопроекта, а именно созданию возможности реального контроля в части соблюдения законности и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Данное обстоятельство однозначно следует из содержания Закона № 624-ФЗ, который не ограничивает соответствующие полномочия представителя на участие в исполнительном производстве и получение денежных средств, предусмотренные статьей 57 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, УФССП России по Курской области придало вновь принятым нормам закона избыточное толкование, не соответствующее ни буквальному содержанию, ни целям закона, сославшись на содержание указанной пояснительной записки, фактически не дало комплексного толкования ни самой записке, ни Закону № 624-ФЗ в их системной взаимосвязи с законодательством о противодействии коррупции, а также с законодательством, регулирующим представительство и исполнительное производство.
Законом № 624-ФЗ предусмотрен запрет на перечисление взысканных денежных средств на основании заявления взыскателя на счет, открытый в иностранном банке. При предоставлении взыскателем заявления о возбуждении исполнительного производства с указанием реквизитов банковского счета, открытого в российской кредитной организации, производится возбуждение исполнительного производства и перечисление денежных средств по указанным реквизитам.
Внесенные в Закон об исполнительном производстве изменения не коснулись норм, регулирующих порядок участия представителя взыскателя в исполнительном производстве, не изменили и не ограничили перечень полномочий представителя.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не запрещает, не ограничивает участие представителя в исполнительном производстве и перечисление взысканных на основании исполнительного документа денежных средств представителю взыскателя в том случае, когда в доверенности, выданной на имя представителя, взыскатель прямо оговорил право представителя на получение взыскания (определение Верховного Суда Российской Федерации № 301-ЭС21-13861 от 27.09.2021).
Следовательно, взыскатель вправе получать денежные средства удобным для организации и не запрещенным законом способом, в том числе при помощи своего представителя. Взысканные денежные средства подлежат перечислению с депозитного счета подразделения службы судебных приставов на счет представителя взыскателя в том случае, когда в доверенности, выданной на имя представителя, взыскатель прямо оговорил право представителя на получение взыскания и в материалы исполнительного производства представлены реквизиты банковского счета, открытого в российской кредитной организации.
Указанная правовая позиция подтверждается определениями Верховного Суда Российской Федерации № 309-ЭС21-4425 от 26.04.2021, № 309-КГ18-16013 от 17.10.2018, № 301-ЭС21-13861 от 27.09.2021, № 304-КГ18-8488 от 09.07.2018.
При ином подходе в условиях наличия всех необходимых документов и сведений неперечисление денежных средств, поступивших на депозитный счет службы судебных приставов, приведет к нарушению прав взыскателей (в т.ч. российских) на получение присужденных в их пользу денежных сумм удобным для них и не запрещенным законом способом, в том числе при помощи своего представителя.
Положения статьи 8 Закона об исполнительном производстве и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 99-О не подлежат применению в рамках настоящего спора, поскольку данная норма регулирует предъявление взыскателем исполнительного документа напрямую в банковскую организацию, тогда как в рамках рассматриваемого дела исполнительный документ предъявлен в службу судебных приставов.
При этом в рассматриваемом случае определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2017 по делу № 18-КГ17-126 не подлежит применению, поскольку предметом рассмотрения дела Верховным Судом был вопрос взыскания средств из бюджета по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Ссылки УФССП России по Курской области на положения Указа Президента Российской Федерации от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» (далее – Указ № 322) подлежат отклонению по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 1 Указа № 322 установлен временный порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, резидентами (далее - должники) денежных обязательств, связанных с использованием ими результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации (далее - обязательства), исключительные права на которые принадлежат правообладателям, перечисленным в подпунктах «а»-«е».
К числу таких правообладателей относятся иностранные правообладатели, являющиеся иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (в том числе в случае если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (подпункт «а» пункта 1 Указа № 322).
Также в число этих правообладателей включены:
- правообладатели, публично поддержавшие осуществление иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, либо публично призвавшие к осуществлению таких мер (подпункт «б»);
- правообладатели, запретившие после 23 февраля 2022 г. использование на территории Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации либо установившим запрет на такое использование для одного или нескольких юридических лиц и физических лиц, если эти действия были обусловлены осуществлением мер ограничительного характера, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, либо иными причинами, не связанными с экономической целесообразностью (подпункт «в»);
- правообладатели, прекратившие, приостановившие или существенно ограничившие после 23 февраля 2022 г. на территории Российской Федерации производство (поставку) товаров, оказание услуг и (или) выполнение работ, если эти действия были обусловлены осуществлением мер ограничительного характера, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, либо иными причинами, не связанными с экономической целесообразностью (подпункт «г»);
- правообладатели, совершившие публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации и (или) исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, либо публично распространившие под видом достоверных сообщений заведомо ложную информацию, содержащую данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и (или) исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях (подпункт «д»);
- правообладатели, распространившие в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацию, выражающую в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (подпункт «е»).
Таким образом, в число правообладателей включены правообладатели как по формальному признаку (в силу регистрации на территории иностранных государств, ведения там хозяйственной деятельности, нахождения под контролем иностранных лиц), так и в связи с совершением ими определенных действий.
Пунктом 2 Указа № 322 определено, что целях исполнения обязательств перед правообладателями, названными в подпунктах «а» - «е» пункта 1 настоящего Указа (далее также - правообладатели), должник, извещенный об обстоятельствах, предусмотренных подпунктами «а» - «е» пункта 1 настоящего Указа, уплачивает вознаграждение, платежи, связанные с осуществлением и защитой исключительных прав, принадлежащих правообладателю, и другие платежи, в том числе неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции (далее - платежи), путем перечисления средств на специальный рублевый счет типа «О», открытый должником в уполномоченном банке на имя правообладателя и предназначенный для проведения расчетов по обязательствам (далее - специальный счет типа «О»). Внесению на специальный счет типа «О» также подлежат платежи, которые в нарушение срока исполнения должником обязательств перед правообладателем не были перечислены ему на день официального опубликования настоящего Указа. Должник считается извещенным об указанных обстоятельствах, в случае если соответствующая информация была опубликована в средствах массовой информации и (или) размещена на официальных сайтах государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По мнению УФССП России по Курской области, положения данного Указа, предписывающие вносить платежи в отношении правообладателей на специальный рублевый счет, не предусматривают возможность перечисления и получения денежных средств через представителей.
Между тем, позиция УФССП России по Курской области основана на неверном толковании положений Указа № 322.
Пунктом 5 Указа № 322 предусмотрено, что на имя правообладателя может быть открыт только один специальный счет типа «О». Специальный счет типа «О» открывается на основании заявления, направленного должником в уполномоченный банк. В случае если на день поступления заявления в уполномоченном банке, в который оно поступило, или в другом уполномоченном банке на имя соответствующего правообладателя открыт специальный счет типа «О», уполномоченный банк, в который поступило заявление, сообщает реквизиты специального счета типа «О» должнику, направившему заявление.
Также Указом № 322 установлены следующие правила:
- правообладатель может дать должнику письменное согласие (в том числе с использованием электронных либо иных технических средств) на внесение платежа на специальный счет типа «О». Такое согласие может быть дано как в отношении отдельного платежа, так и в отношении всех платежей, совершаемых должником (пункт 10);
- в случае если правообладатель не дал письменного согласия на внесение платежа на специальный счет типа «О», должник вправе не осуществлять платеж до момента получения такого согласия. При этом должник не считается нарушившим свои обязательства, в том числе по уплате неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций. Для целей настоящего пункта исполнение правообладателем обязанности, предусмотренной пунктом 8 настоящего Указа, приравнивается к даче письменного согласия на внесение платежа на специальный счет типа «О» (пункт 11);
- при надлежащем выполнении должником требований настоящего Указа сохраняется его право на использование результата интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации на ранее применимых условиях (пункт 12);
- независимо от того, было ли правообладателем дано письменное согласие в соответствии с пунктом 10 настоящего Указа, внесение должником платежа на специальный счет типа «О» признается надлежащим исполнением должником обязательств. Исполнение должником обязательств без использования специального счета типа «О» не допускается. Обязательства, выраженные в иностранной валюте, признаются исполненными надлежащим образом, если на специальный счет типа «О» внесен платеж в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость) и рассчитанной по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день, когда был произведен соответствующий платеж (пункт 13);
- правообладатель, должник или их представители вправе обратиться в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации с заявлением о выдаче разрешения на перевод на банковский или иной счет правообладателя (в том числе открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации) средств, перечисленных должником на специальный счет типа «О». При необходимости в этом разрешении могут содержаться условия осуществления такого перевода (пункт 14).
Пунктом 17 Указа № 322 установлены случаи, когда его положения не применяются к определенным договорам (подпункт «а»), платежам (подпункт «б») и правообладателям (подпункт «в»).
В частности, положения Указа № 322 не применяются к правообладателям, названным в подпункте «а» пункта 1 настоящего Указа, и надлежащим образом исполняющим свои обязанности по договорам, заключенным с должниками.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Указа № 322 федеральному органу исполнительной власти, определенному Правительством Российской Федерации, предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Указа (за исключением вопросов применения режима специального счета типа «О» и осуществления расчетов с использованием специального счета типа «О» в соответствии с настоящим Указом).
Таким органом Правительство Российской Федерации определило Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 06.06.2022 № 1031).
Официальные разъяснения положений Указа № 322 даны Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 19.07.2022 № 26614-КМ/Д01и «О разъяснениях Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 2022 г. № 322».
В письме приведены, в частности, следующие разъяснения:
- решение об открытии специального счета типа «О» может быть принято только должником (пункты 2 и 5 Указа) (пункт 4 письма);
- в случае если правообладатель, по мнению должника, одновременно соответствует подпункту «а» пункта 1 и подпункту «в» пункта 17 Указа или не подпадает, по мнению должника, под действие Указа, основания для отказа банком в переводе средств в пользу правообладателя в соответствии с Указом отсутствуют, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). В таком случае возможен стандартный порядок расчетов с соответствующим правообладателем. Для целей подпункта «в» пункта 17 Указа на должника не возлагается обязанность по подтверждению надлежащего исполнения правообладателем обязательств по договорам, заключенным с другими должниками (пункт 7 письма);
- Указом не регламентируется право или отсутствие права кредитной организации в отказе от совершения платежа (перевода, списания средств), за исключением случаев применения порядка расчетов через специальные счета типа «О», предусмотренных Указом. Право банков совершать или отказывать в совершении переводов регламентируется, в частности, законодательством о банковской деятельности, Федеральным законом № 115-ФЗ, а также Указом в части особенностей применения порядка расчетов через специальные счета типа «О» (пункт 8 письма);
- в случае соответствия правообладателя одновременно условиям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 1 и подпунктом (подпунктами) «а» и (или) «в» пункта 17 Указа, правообладатель подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 17 Указа, - осуществлять расчеты через специальные счета типа «О» не требуется (пункт 9 письма).
Анализ положений Указа № 322 в совокупности с официальными разъяснениями, данными Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 19.07.2022 № 26614-КМ/Д01и, позволяет прийти к выводу о том, что особый порядок исполнения должниками денежных обязательств, связанных с использованием ими результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, направлен исключительно на защиту прав должников в ситуациях, когда правообладатели своими действиями (поддерживая меры ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, запрещая использование на территории Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, прекращая или приостанавливая на территории Российской Федерации производство (поставку) товаров, оказание услуг, если это связано с ограничительными мерами, и в иных случаях, указанных в пункте 1 Указа № 322) препятствуют исполнению должниками денежных обязательств.
При этом если правообладатель не совершает подобных действий, надлежащим образом исполняет свои обязательства по договору, заключенному с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, резидентами, и лишь формально, только лишь в силу того, что является иностранным лицом, оказывается включенным в перечень, установленный пунктом 1 Указа № 322, то расчеты с таким правообладателем производятся в обычном порядке, т.е. без использования специального счета типа «О».
Предусмотренный Указом № 322 особый порядок расчетов предусмотрен для того, чтобы должники и дальше могли законно использовать результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации, не опасаясь применения со стороны правообладателя мер ответственности за неисполнение денежных обязательств (к примеру, уплаты неустойки или взыскания убытков), поскольку внесение должником платежей на специальный счет типа «О» является надлежащим исполнением такого обязательства. Правообладатель же самостоятельно решает, обращаться ли ему за получением денежных средств, находящихся на таком счете, либо нет.
Однако ни Указ № 322, ни письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.07.2022 № 26614-КМ/Д01и не устанавливают для должника какого-либо особого порядка подтверждения того, что правообладатель одновременно соответствует подпункту «а» пункта 1 и подпункту «в» пункта 17 Указа. Как указывалось выше, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации содержатся разъяснения, что в такой ситуации достаточно лишь мнения должника о том, что правообладатель соответствует этим критериям.
Иными словами, вопрос о применении временного порядка исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями, установленного Указом № 322, разрешается самим должником. Соответствующая позиция отражена также в письме Банка России от 12.09.2022 № 010-31-2/8580
У суда не имеется оснований полагать, что особый порядок расчетов, предусмотренный Указом № 322, введен с какой-либо иной целью, кроме защиты прав должников, пострадавших от противоправных действий правообладателей, отказавшихся от своих обязательств по политическим мотивам.
В рассматриваемом случае с должника ФИО2 в пользу Harman International Industries, Incorporated на основании решения Арбитражного суда Курской области взыскана компенсация за нарушение исключительных прав на товарный знак и на промышленный образец.
Должник в нарушение статьи 16 АПК РФ не исполнил решение суда добровольно, потому иностранному правообладателю пришлось прибегнуть к процедуре принудительного исполнения судебного акта. Соответствующая компенсация была взыскана с должника лишь в ходе исполнительного производства.
Доказательства того, что должник намеревался выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав в добровольном порядке, однако правообладатель Harman International Industries, Incorporated каким-либо образом этому препятствовал, в материалах дела отсутствуют.
Сведений о том, что HarmanInternationalIndustries, Incorporated относится к числу правообладателей, перечисленных в подпунктах «б»-«е» пункта 1 Указа № 322, у суда не имеется.
Следовательно, необходимость защиты прав должника ФИО2 посредством механизма, установленного Указом № 322, отсутствует. Поскольку компенсация фактически взыскана с должника и на настоящий момент находится на депозитном счете отделения судебных приставов, права ФИО2 никак не затрагиваются, его денежные обязательства, возникшие в связи с незаконным использованием товарного знака и промышленного образца и установленные решением Арбитражного суда Курской области от 18.07.2023 по делу № А35-4528/2023, прекращены.
Иной подход привел бы к тому, что иностранный правообладатель, не допускавший нарушений договорных обязательств и не совершавший противоправных действий, перечисленных в подпунктах «б»-«е» пункта 1 Указа № 322, не смог бы восстановить свои нарушенные права, поскольку получение им денежных средств зависело бы исключительно от действий должника, т.к. правообладатель лишен возможности самостоятельно открыть специальный счет типа «О».
При таких обстоятельствах, ссылки УФССП России по Курской области на положения Указа № 322 являются ошибочными.
Исходя из наличия в исполнительном производстве банковских реквизитов, надлежащей доверенности на представителя взыскателя, денежные средства, поступившие от должника на депозитный счет ОСП по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам УФССП России по Курской области, должны быть перечислены по указанным реквизитам на счет представителя компании International Industries, Incorporated, в установленный законом срок.
Между тем, до настоящего времени поступившие денежные средства на счет представителя взыскателя не перечислены.
Указанное бездействие не соответствует Закону об исполнительном производстве и очевидно нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных выше обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации, арбитражный суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В силу пункта 2Порядка перечисления денежных средств с лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного Приказом ФССП России от 02.07.2021 № 356, в перечислении денежных средств с депозитного счета могут участвовать следующие должностные лица Федеральной службы судебных приставов: главный судебный пристав Российской Федерации, главный межрегиональный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта (субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав, специалист по ведению депозитного счета.
Учитывая положения данных нормативных актов, в качестве способа устранения допущенных нарушений прав заявителя суд считает необходимым обязатьведущего специалиста-эксперта ОСП по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам ФИО1 перечислить взысканные денежные средства по исполнительному производству № 129174/23/46029-ИП (исполнительный лист ФС № 038541820) на расчетный счет представителя взыскателя по следующим реквизитам: ИП ФИО4; ИНН <***>; р/с <***> в АО «Банк «Агророс» г. Саратов; БИК 046311772; к/с 30101810600000000772.
В силу положений части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ :
Требования Harman International Industries, Incorporated удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ведущего специалиста-эксперта ОСП по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам ФИО1 в части неперечисления (несвоевременного перечисления) взысканных по исполнительному производству № 129174/23/46029-ИП (исполнительный лист ФС № 038541820) денежных средств на расчетный счет представителя взыскателя.
Обязать ведущего специалиста-эксперта ОСП по Рыльскому, Глушковскому и Кореневскому районам ФИО1 перечислить взысканные денежные средства по исполнительному производству № 129174/23/46029-ИП (исполнительный лист ФС № 038541820) на расчетный счет представителя взыскателя по следующим реквизитам: ИП ФИО4; ИНН <***>; р/с <***> в АО «Банк «Агророс» г. Саратов; БИК 046311772; к/с 30101810600000000772.
Оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя проверено на соответствие нормам Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Е.В. Клочкова