ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-10911/12 от 28.10.2013 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

02 декабря 2013 года

Дело № А35-10911/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.10.2013. Полный текст решения изготовлен 02.12.2013.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 28.10.2013 дело по заявлению Гаражно-строительного кооператива «Химик» к

к Комитету архитектуры и градостроительства города Курска

к Администрации г. Курска

к Земельному комитету г.Курска

третье лицо: кадастровый инженер ФИО1

о признании незаконными действий Комитета архитектуры г. Курска и об обязании совершить действия

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – председатель ГСК; Шашкина Е.А. – по пост. доверенности от 05.06.2012 г.;

от первого ответчика (Комитет архитектуры): не явился, извещен надлежащим образом;

от второго ответчика (Администрация): не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего ответчика (Земельный комитет): не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица (кадастровый инженер): не явился, извещен надлежащим образом.

Гаражно-строительный кооператив «Химик» (далее – ГСК «Химик») обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, выраженного в письме Комитета архитектуры и градостроительства города Курска от 29.10.2012 №6143/02.1.01-11 на основании постановления Администрации города Курска от 15 мая 209 года №473, ст.1, 234, 305 ГК РФ, ст.1 ЗК РФ, ст.45 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Устава ГСК «Химик», а также в соответствии с ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.ч.2, 3 ст.201 АПК РФ.

В ходе рассмотрения спора в суде заявитель ходатайствовал о приобщении к материалам дела новой схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <...>, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта, от 14.10.2013, которая была приобщена к материалам дела, и неоднократно уточнял заявленные требования. С учетом последнего уточнения требований, заявитель просил признать незаконным выраженный в письме № 6143/02.1.01-11 от 29.10.2012 отказ Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта, и в порядке восстановления нарушенного права просил обязать уполномоченный орган местного самоуправления – Администрацию г. Курска в лице Земельного комитета г. Курска и Комитета архитектуры утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, от 14.10.2013, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта. Уточнение заявленных требований принято судом.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что ГСК «Химик» были представлены все необходимые документы для согласования и утверждения схемы расположения земельного участка, а требование Комитета о предоставлении правоустанавливающих документов на объекты недвижимости является неправомерным, поскольку они подлежат представлению только при их наличии у заявителя; вследствие неправомерного отказа ответчика собственники гаражей, возведенных членами законно созданного основании решений исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №148 от 11.06.1973 и № №171 от 29.06.1973 гаражно-строительного кооператива, лишены возможности оформить право собственности на указанные гаражи, поскольку вследствие допущенной ранее халатности исполнительного органа, разрешая создание гаражно-строительного кооператива для строительства гаражей по согласованному проекту, исполком не сформировал и не предоставил земельный участок для строительства.

Комитет архитектуры и градостроительства города Курска в письменном отзыве заявленные требования отклонил, сославшись на то, что заявление ГСК «Химик» об утверждении схемы расположения земельного участка было рассмотрено в порядке статьи 36 Земельного Кодекса РФ, поскольку на территории спорного земельного участка расположены объекты недвижимого имущества – индивидуальные гаражи. Комитет сослался на правомерность своих действий, т.к. заявителем не были представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, предоставление которых, по мнению Комитета, является обязательным в силу ч.4 п.2.3 Порядка утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск», утвержденного Постановлением Администрации города Курска от 15.05.2009 №473.

Администрация города Курска уточненные требования заявителя в письменном отзыве отклонила, сославшись на правомерность отказа Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с непредставлением ГСК «Химик» правоустанавливающих документов на объекты капитального строительства – гаражи, расположенные на подлежащем формированию земельном участке, за согласованием схемы расположения которого обратился заявитель.

Земельный комитет г. Курска в письменном отзыве уточненные требования отклонил, сославшись на отсутствие преимущественного права ГСК «Химик» на приобретение земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

Кадастровый инженер ФИО1, привлеченный к участию в деле в качестве 3ла, в письменном мнении подержал позицию заявителя, ссылаясь на то, что формируемый земельный участок соответствует требованиям земельного, градостроительного законодательства и санитарным нормам и правилам.

Комитет архитектуры и градостроительства города Курска и Администрация города Курска ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Представители надлежаще извещенных ответчиков и третьего лица в заседание не явились.

С учетом положений ст.ст.156, 200 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя надлежаще извещенных ответчиков и третьего лица.

Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Гаражно-строительный кооператив «Химик», место регистрации – 305018, <...>, зарегистрирован в качестве юридического лица 22.12.2011 за ОГРН <***>, ИНН <***>, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Курску.

19.10.2012 ГСК «Химик» обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству города Курска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (площади и границ земельного участка), расположенного по адресу: <...>, используемого ГСК «Химии» для эксплуатации гаражных боксов.

29.10.2012 Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска также было принято решение об отказе ГСК «Химик» в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенное в письме №6143/02.1.01-11 от 29.10.2012, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.

ГСК «Химик» не согласился с действиями Комитета по архитектуре и градостроительству города Курска, и обратился в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта, выраженного в письме № 6143/02.1.01-11 от 29.10.2012, и в порядке восстановления нарушенного права просил обязать уполномоченный орган местного самоуправления – Администрацию г. Курска в лице Земельного комитета г. Курска и Комитета архитектуры, утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, от 14.10.2013, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта.

Уточненные требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.28 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (ч.1 ст.28 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.28 ЗК РФ).

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, Гаражно-строительный кооператив в поселке комбината химического волокна создавался в 1973 году на основании письма Главного архитектора города №821/10 от 03.05.1973, Решения исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №148 от 11.06.1973 «Об утверждении правления гаражно-строительного кооператива по строительству индивидуальных гаражей по 4-му Промышленному переулку, в 5-ом квартале поселка комбината химического волокна» и Решения исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №171 от 29.06.1973 «О включении граждан, имеющих автотранспорт в гаражно-строительный кооператив по 4-му Промышленному переулку, 13».

Земли городских поселений, в том числе – расположенные по адресу: <...>, на момент принятия решения о создании гаражно-строительного кооператива (1973 год) находились в государственный собственности, вопросы по распоряжению данными землями относились к компетенции Исполнительного комитета Промышленного районного совета депутатов трудящихся города Курска.

Как следует из доказательств, представленных в деле, Решением исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №148 от 11.06.1973 «Об утверждении правления гаражно-строительного кооператива по строительству индивидуальных гаражей по 4-му Промышленному переулку, в 5-ом квартале поселка комбината химического волокна» был утвержден состав правления кооператива по строительству индивидуальных гаражей. Одновременно исполкомом Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска было принято решение от 11.06.1973 «О компетенции гаражно-строительных кооператива по 4-му Промышленному переулку, 13», которым был утвержден состав членов гаражно-строительного кооператива владельцев индивидуального автотранспорта. Как следует из решения Исполкома Промышленного районного Совета депутатов трудящихся города Курска «О компетенции гаражно-строительного кооператива по 4-му Промышленному переулку, 13» от 11 июня 1973 года, оно было принято с учетом согласования с главным архитектором города Курска, изложенного в его письме.

Решением исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №171 от 29.06.1973 «О включении граждан, имеющих автотранспорт в гаражно-строительный кооператив по 4-му Промышленному переулку, 13» в состав членов Гаражно-строительного кооператива в поселке комбината химического волокна дополнительно были включены также ФИО3, ФИО4 и ФИО5

План застройки гаражей (т.2 л.д.111), расположенных по адресу: <...>, был утвержден Председателем Исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска 17.05.1973.

Таким образом, создание Гаражно-строительного кооператива в поселке комбината химического волокна (в дальнейшем именуемого как ГСК «Волокно», а впоследствии – ГСК «Химик»), его состав и полномочия были определены на основании Решения исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска, а из факта утверждения Исполкомом Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска схемы застройки гаражей, также следует, что компетентным органом было разрешено не только создание самого гаражно-строительного кооператива, но и строительство членами гаражно-строительного кооператива в согласованном месте гаражей капитального типа.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, а именно – Исполнительный комитет Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска, был осведомлен о строительстве гаражей по адресу: <...>, более того, Исполнительный комитет непосредственно утверждал состав и компетенцию гаражно-строительного кооператива, а также схему застройки гаражей. Как усматривается из схемы застройки, предполагалось возведение гаражей капитального типа на земельном участке, расположенном по указанному адресу.

Вместе с тем, согласование членами ГСК строительства индивидуальных гаражей капитального типа, согласно действовавшим в указанном периоде нормативным правовым актам (п.п.2,4 Постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 22 мая 1940 года №390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках»), не допускалось без принятия решения о выделении и предоставлении ГСК земельного участка для строительства и эксплуатации гаражей.

Как следует из пояснений заявителя, с учетом того, что с периода принятия решения о создании кооператива до настоящего времени прошло 40 лет, заявитель не располагает документами, подтверждающими, что при принятии решения о создании гаражно-строительного кооператива и согласовании плана застройки гаражей органы местного самоуправления в установленном порядке оформили неразрывно связанное с указанными решениями выделение ГСК земельного участка. Согласно ответам архивных органов, полученных как на запросы заявителя, так и суда, сведения о выделении и предоставлении ГСК земельного участка, на котором расположены гаражи членов Кооператива, для эксплуатации гаражей, в архивах Курской области и города Курска отсутствуют.

Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок является для членов ГСК «Химик» – собственников возведенных гаражей непреодолимым юридическим препятствием для оформления права собственности на гаражи, поскольку при доказывании в суде общей юрисдикции оснований возникновения права собственности необходимо доказать факт правомерного возведения объекта недвижимости на земельном участке, выделенном для строительства в установленном порядке.

Вместе с тем, ненадлежащее документальное оформление в 1973 году органами исполнительной власти вопроса о выделении земельного участка и предоставлении его для строительства и эксплуатации гаражей при принятии решения о создании гаражно-строительного кооператива и согласовании строительства гаражей, либо неразрешение по существу данного вопроса при условии согласования строительства капитальных гаражей в нарушение существовавшего порядка, допущенное по вине органа исполнительной власти, не должно являться основанием для нарушения прав и законных интересов добросовестных членов ГСК, и препятствием для надлежащего оформления прав владения членами Кооператива как индивидуальными гаражами, так и прав пользования земельным участком, на котором они расположены.

Суд не принимает доводы ответчиков о том, что нельзя считать заявителя – ГСК «Химик», зарегистрированного в качестве юридического лица в 2011 году, правопреемником созданного в 1973 году ГСК «Волокно», по следующим основаниям.

Поскольку законодательство Союза ССР и РСФСР, действовавшее в 1973 году, т.е. в период образования ГСК, не предусматривало необходимости государственной регистрации гаражно-строительных кооперативов как юридических лиц, Гаражно-строительный кооператив в поселке комбината химического волокна (далее – ГСК «Волокно») не был зарегистрирован.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что ГСК «Химик» был зарегистрирован в качестве юридического лица 22.12.2011 и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***>.

Общим собранием членов ГСК «Химик» от 21 сентября 2013 года утвержден Устав гаражно-строительного кооператива «Химик» в новой редакции.

Согласно п.п.1 Устава ГСК «Химик», он создан решением общего собрания учредителей, объединившихся на добровольной основе для удовлетворения потребностей членов Кооператива в строительстве гаражей. ГСК «Химик» является правопреемником ГСК «Волокно» вследствие изменения наименования последнего.

Таким образом, ГСК «Химик» является правопреемником Гаражно-строительного кооператива в поселке комбината химического волокна (ГСК «Волокно»), образованного в 1973 году. Данное обстоятельствами подтверждается Уставом ГСК «Химик», утвержденным Общим собранием членов ГСК «Химик» от 21.09.2013.

В соответствии со ст.116 Гражданского Кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Таким образом, в силу положений ст.116 ГК РФ гаражно-строительный кооператив, как разновидность потребительского кооператива, является добровольным объединением граждан с целью удовлетворения своих материальных потребностей.

Существовавший с 1973 года ГСК «Волокно» не проходил в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года №129-ФЗ, перерегистрацию в 2002 году и не был внесен в ЕГРЮЛ в установленном порядке, при этом деятельность ГСК не прекращалась, гаражи эксплуатировались, членами ГСК уплачивались членские взносы, а также земельный налог. В связи с непрохождением перерегистрации члены существовавшего с 1973 года и не прекращавшего деятельности ГСК были вынуждены повторно оформить регистрацию ГСК как юридического лица, в результате чего 22.12.2011 был зарегистрирован и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***> ГСК «Химик».

Факт наличия правопреемства ГСК «Химик» от Гаражно-строительного кооператива в поселке комбината химического волокна также подтверждается составом членов Кооператива. Так, с момента образования Кооператива, с 1973 года, по настоящее время членами кооператива являются: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО4 Указанные физические лица являются членами Кооператива с момента его образования, что подтверждается решением Исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №148 от 11.06.1973.

С учетом изложенного, доводы Администрации города Курска о недоказанности правопреемственности ГСК «Химик» отклоняются судом как необоснованные и опровергающиеся материалами дела.

В соответствии с п.1.8 Устава ГСК «Химик», Кооператив может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ и Уставу Кооператива, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, представлять общие интересы членов Кооператива в государственных органах и органах местного самоуправления.

Таким образом, ГСК «Химик» вправе в интересах членов Кооператива обращаться как в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, 25.05.2012 ГСК «Химик» обратился к Главе Администрации города Курска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (площади и границ земельного участка), расположенного по адресу: <...>, используемого ГСК «Химии» для эксплуатации гаражных боксов; утверждение схемы необходимо заявителю для формирования земельного участка под существующей застройкой гаражей и постановки его на кадастровый учет в целях дальнейшего оформления прав на земельный участок и последующего оформления права собственности членов ГСК на капитальные гаражи.

Вместе с заявлением заявителем были представлены следующие документы: решения исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №148 от 11.06.1973 и №171 от 29.06.1973, схема генерального плана, справки ГСК «Химик» от 16.01.2012, схема расположения земельного участка на топографическом плане, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, уведомление Федеральной кадастровой палаты от 11.05.2012.

Так, согласно уведомлению Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области №46/12-1-48042 от 11.05.2012, в Государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <...>, отсутствуют.

По результатам рассмотрения обращения ГСК «Химик» от 25.05.2012, Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска было направлено письмо №3181/02.1.01-11 от 08.06.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка по 4-му Промышленному переулку на кадастровом плане, со ссылкой на то, что заявителем не представлен полный пакет документов, предусмотренный постановлением Администрации города Курска от 15.05.2009 № 473, а именно – не представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости.

19.10.2012 ГСК «Химик» обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству города Курска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (площади и границ земельного участка), расположенного по адресу: <...>, используемого ГСК «Химик» для эксплуатации гаражных боксов.

29.10.2012 Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска также было принято решение об отказе ГСК «Химик» в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенное в письме №6143/02.1.01-11 от 29.10.2012, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.

Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что у Комитета архитектуры и градостроительства г.Курска отсутствовали правовые и фактические основания для отказа ГСК «Химик» в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ч.1 ст.130 ГК РФ). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (ч.2 ст.130 ГК РФ).

Статья 1 Градостроительного Кодекса РФ закрепляет основные понятия и термины, среди которых объект капитального строительства определен как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Исходя из указанных норм права, суд приходит к выводу о том, что понятие капитальности строения, сооружения, относящееся к их техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Именно с этими правовыми категориями закон связывает отнесение объекта к недвижимому имуществу, в связи с чем, в каждом конкретном случае подлежат выяснению следующие обстоятельства: насколько прочно как физически, так и функционально объект связан с земельным участком, на котором располагается, и будет ли сохранено его предназначение при перемещении. Для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном законом порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.

Как следует из пояснений заявителя и представленной в деле документации, индивидуальные гаражи, расположенные на земельном участке по адресу: <...>, застройка которых была начата в 1973 году, имеют материал стен – бетон, кирпич, перекрытия из бетонных плит, фундамент, что свидетельствует о прочной связи строений с землей и невозможности их перемещения без ущерба их функциональному назначению.

Гаражи определяются как строения, предназначенные для хранения, паркования, технического обслуживания автомобилей.

Таким образом, гаражи, расположенные на земельном участке по адресу: <...>, используются членами Кооператива по их непосредственному функциональному назначению и неразрывно связаны с земельным участком, на котором они расположены.

В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Правовой подход к применению положений законодательства о возможности применения такого способа защиты, как признание права собственности, изложен в совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 №13534/10, и заключается в том, что вещные права, включая право собственности на объекты недвижимости, возникают после государственной регистрации соответствующих прав на эти объекты.

Как следует из письменных пояснений заявителя, основанием для обращения в органы местного самоуправления с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, послужила невозможность для членов Кооператива зарегистрировать права собственности на индивидуальные гаражи.

Нормам Градостроительного Кодекса РФ, определяющим понятие объекта капитального строительства, корреспондируют положения Земельного кодекса РФ, регулирующие отношения по предоставлению земельных участков для целей строительства. Так, положения статьи 30 ЗК РФ определяют порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 34 Земельного Кодекса РФ определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а статья 36 Земельного Кодекса РФ - порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Как отмечалось ранее, 19.10.2012 ГСК «Химик» обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству города Курска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (площади и границы земельного участка), расположенного по адресу: <...>, используемого ГСК «Химик» для эксплуатации гаражных боксов.

Принимая во внимание, что доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что на испрашиваемом земельном участке по адресу: <...>, фактически располагаются индивидуальные гаражи членов Кооперативов, являющиеся по своим свойствам, функциональному назначению и неразрывной связи с землей объектами капитального строительства, суд приходит к выводу о том, что заявление ГСК «Химик» подлежало рассмотрению в порядке ст.36 ЗК РФ.

Доводы заявителя о том, что заявление ГСК «Химик» должно было быть рассмотрено в порядке статьи 34 ЗК РФ, не принимаются судом по следующим основаниям.

Положения статьи 34 Земельного Кодекса РФ устанавливают порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Как отмечалось ранее, земельное законодательство дифференцирует порядок предоставления земельных участков как физическим, так и юридическим лицам в зависимости от функционального назначения испрашиваемого земельного участка.

В рассматриваемом случае образование гаражно-строительного кооператива было произведено с целью строительства и последующей эксплуатации индивидуальных гаражей для личного использования. Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что на территории испрашиваемого земельного участка фактически расположены строения – индивидуальные гаражи членов ГСК «Химик».

С учетом изложенного, рассмотрение заявление ГСК «Химик» в порядке статьи 34 ЗК РФ, установленном для приобретения прав на земельный участок, для целей, не связанных со строительством, будет являться нарушением закрепленного Постановлением Администрации города Курска №473 от 15.05.2009 принципа дифференцирования порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка в зависимости от его функционального назначения.

В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1 ст.36 ЗК РФ).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления (ч.1.1 ст.36 ЗК РФ).

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (ч.3 ст.36 ЗК РФ).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч.5 ст.36 ЗК РФ).

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч.6 ст.36 ЗК РФ).

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (ч.7 ст.36 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.8 ст.36 ЗК РФ).

Постановлением Администрации города Курска №473 от 15.05.2009 утвержден Порядок утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск» (далее – Порядок), который регулирует отношения по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск» при оформлении прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, а также при предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, и при оформлении прав на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.2.3 указанного Порядка к заявлению (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации) прилагаются следующие документы:

1) два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск», выполненных в соответствии с приложением №2 к настоящему постановлению;

2) два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе М 1:500 на территории муниципального образования «Город Курск», выполненных в соответствии с приложением №3 к настоящему постановлению.

При больших размерах земельного участка (невозможности отобразить его в масштабе на бумаге формата А3) схема расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе может выполняться в М 1:1000 или М 1:2000;

3) копия паспорта заявителя - для физических лиц,

копии уставных документов - для юридических лиц;

4) правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (при наличии), объекты капитального строительства;

5) сообщение об отсутствии кадастрового учета;

6) доверенность (если обращение осуществляется через доверенное лицо);

7) технический или кадастровый паспорт объекта недвижимости (при наличии).

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, ГСК «Химик» при обращении в Комитет архитектуры и градостроительства города Курска с заявлением №4 от 19.10.2012 были представлены решение исполкома Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска №148 от 11.06.1973 и №171 от 29.06.1973, схема генерального плана, схема расположения земельного участка на топографическом плане, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, уведомление регистрирующего органа об отсутствии кадастрового учета от 11.05.2012.

Как следует из письменных пояснений заявителя и материалов дела, ГСК «Химик» не располагает правоустанавливающими документами на земельный участок по адресу: <...>, на котором расположены индивидуальные гаражи. В отсутствие сформированного земельного участка у членов Кооператива отсутствует возможность для получения разрешений органов местного самоуправления на ввод объекта (индивидуальных гаражей) в эксплуатацию, и, как следствие – для получения правоустанавливающих документов на возведенные объекты недвижимости. Как раз, напротив, целью обращения заявителя за выдачей схемы расположения земельного участка и является формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет для последующего оформления прав на земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального Закона РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент оспариваемого отказа), право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе (ч.3 ст.25 Федерального Закона РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ).

В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи (ч.4 ст.25 Федерального Закона РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ).

Из положений ч.ч.1, 2, 3, 4, 7, 11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент оспариваемого отказа), следует, что разрешение на строительство, необходимое для подтверждения регистрируемого права на вновь возведенный объект недвижимости, не может быть оформлено в отсутствие сформированного земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, и в отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок.

Из совокупности указанных норм следует, что в случае наличия на формируемом земельного участке, за утверждением схемы расположения которого обратился заявитель, вновь возведенных объектов недвижимости, правоустанавливающие документы на такие объекты недвижимости не могут быть оформлены ранее момента формирования земельного участка, предоставления заявителю указанного земельного участка на каком-либо праве (подтверждаемом правоустанавливающими документами на земельный участок), и регистрации права заявителя на вновь возведенные объекты недвижимости.

Поскольку необходимым условием для получения правоустанавливающих документов на объекты недвижимости (существующие возведенные гаражи) является наличие сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, на котором они расположены, то в отношении вновь возведенных объектов недвижимости требование Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска о предоставлении правоустанавливающих документов на них, противоречит положениям ст. 219 ГК РФ, ст.51 ГрК РФ, ч.1 ст.25 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», создавая заявителю непреодолимое и неразрешимое юридическое препятствие для совершения предписанных законом действий для оформления прав на возведенные строения и оформления оснований пользования земельным участком.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, индивидуальные гаражи, расположенные на земельном участке по адресу: <...>, были построены членами ГСК «Химик» за счет собственных средств. Члены Кооператива по настоящее время несут бремя расходов по оплате коммунальных услуг (потребленной электроэнергии, вывоза бытовых отходов и т.д.) Кроме того, члены Кооператива как физические лица длительное время уплачивали земельный налог в отношении земельного участка, на котором расположены индивидуальные гаражи.

В силу требований Градостроительного кодекса РФ создание объекта капитального строительства оформляется разрешением органа местного самоуправления на строительство (статья 51 ГрК РФ), а впоследствии – разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25.09.2012 №5698/12, по объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (до 2004 года), для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.

В период строительства индивидуальных гаражей членами Кооператива (с 1973 года) в силу положений Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 №390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» обязанность выдавать застройщикам разрешения на строительство была возложена на органы государственного строительного контроля, городские и поселковые исполнительные комитеты.

Строительство гаражей на указанном земельном участке осуществлялось с разрешения уполномоченного на то органа государственной власти, что подтверждается схемой застройки гаражей по адресу: <...>, утвержденной Председателем Исполнительного комитета Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска. При этом, как отмечалось ранее, ненадлежащее документальное оформление в 1973 году органами исполнительной власти разрешения на строительство, вопроса о выделении земельного участка и предоставлении его для строительства и эксплуатации гаражей, либо неразрешение по существу данного вопроса при создании ГСК и согласовании строительства капитальных гаражей в нарушение существовавшего порядка, допущенное по вине органа исполнительной власти, не должно являться основанием для нарушения прав и законных интересов добросовестных членов ГСК, и препятствием для надлежащего оформления прав владения членами Кооператива как индивидуальными гаражами, так и прав пользования земельным участком, на котором они расположены.

Кроме того, в соответствии с ч.4 п.2.3 Порядка утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск» к заявлению, подаваемому в порядке ст.36 ЗК РФ, прилагаются, в том числе, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (при наличии), объекты капитального строительства.

Исходя из буквального содержания указанной нормы права, правоустанавливающие документы, как на земельный участок, так и на объекты капитального строительства, подлежат предоставлению заявителем в случае их наличия; положений о том, что отсутствие таких документов у заявителя является препятствием для рассмотрения заявления по существу, в случае их отсутствия у заявителя, п.2.3 Порядка утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск» не содержит.

Кроме того, в соответствии с ч.ч.1, 3 ст.222 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Таким образом, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположены гаражи членов ГСК «Химик», также является препятствием для регистрации права собственности за членами Кооператива на индивидуальные гаражи как на самовольные постройки, как возможного варианта регистрации права на объекты недвижимости.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у ГСК «Химик» правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты недвижимости вследствие ненадлежащего оформления исполкомом Промышленного райсовета депутатов трудящихся города Курска в 1973 году решения о создании ГСК и разрешительной документации на выделение земельного участка и строительство о гаражей, не должно являться препятствием для рассмотрения заявления Кооператива о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>. Напротив, действия ГСК направлены на выполнение требований законодательства РФ о формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет, оформления оснований фактического использования земельного участка, оформления прав на возведенные объекты недвижимости. При таких условиях, оспариваемые действия Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта, выраженный в письме № 6143/02.1.01-11 от 29.10.2012, являются неправомерными.

В соответствии ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания в рассматриваемом случае действий Комитета архитектуры и градостроительства города Курска незаконным необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствия оспариваемых действий закону и нарушения указанными действиями прав и законных интересов лица, в отношении которого они совершены.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что действия Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по отказу в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта, выраженные в письме Комитета архитектуры г. Курска № 6143/02.1.01-11 от 29.10.2012, не соответствуют требованиям ст.36 Земельного кодекса РФ, постановлению главы Администрации города Курска от 15.05.2009 № 473 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте», с учетом их системной взаимосвязи с положениями ст.ст.219 ГК РФ, ст.51 ГрК РФ, ст.25 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в силу чего они нарушают права и законные интересы заявителя – ГСК «Химик», поскольку препятствуют рассмотрению заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем подлежат признанию незаконными.

Согласно п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Как отмечалось ранее, одновременно с подачей заявления №4 от 19.10.2012 в Комитет архитектуры и градостроительства города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка (площадь и границу земельного участка), расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации гаражных боксов, ГСК «Химик» была представлена схема расположения земельного участка, которая была разработана с учетом решения Курского Городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС «О правилах землепользования и застройки Муниципального образования «Город Курск».

В ходе рассмотрения настоящего спора в арбитражном суде, в связи с принятием Курским Городским Собранием решения от 21.05.2013 №28-5-РС «О внесении изменений и дополнений в Правилах землепользования и застройки Муниципального образования «Город Курск», утвержденных решением Курского Городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС», ГСК «Химик» были представлены уточненная схема расположения земельного участка на топографическом плане и уточненная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале, актуализированная на дату рассмотрения дела с учетом изменений нормативных правовых актов.

В силу положений утвержденного Постановлением Администрации города Курска от 15.05.2009 №473 Порядка утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск», рассмотрение вопроса согласований и утверждения схемы расположения земельного участка относится к компетенции органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации города Курска № 3850 от 18.11.2010 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги - утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте при оформлении прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации) (за исключением земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства), соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «город Курск» (далее – Административный регламент).

В соответствии с п.1.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется комитетом архитектуры и градостроительства города Курска.

В соответствии с п.1.4 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «Город Курск». Началом предоставления муниципальной услуги является письменное обращение получателя муниципальной услуги, направленное в адрес главы Администрации города Курска.

Пункт 2.4 Административного регламента устанавливает перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги; пункт 2.5 определяет основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, предоставление муниципальной услуги «утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте при оформлении прав на земельные участки», в том числе – определения достаточности предоставленных заявителем документов для утверждения схемы расположения земельного участка, относится к компетенции Комитета архитектуры и градостроительства города Курска.

С учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ считает необходимым обязать Администрацию города Курска в лице Комитета архитектуры и градостроительства города Курска устранить допущенные нарушения прав заявителя, в том числе – рассмотреть уточненную схему расположения земельного участка по адресу: <...>, от 14.10.2013, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта.

Арбитражный суд не вправе подменять полномочия органа местного самоуправления, в рассматриваемом случае – Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, по рассмотрению по существу вопроса о возможности утверждения схемы расположения земельного участка, в связи с чем уточненные требования заявителя в части обязания уполномоченного органа местного самоуправления – Администрацию г. Курска в лице Земельного комитета г. Курска и Комитета архитектуры, утвердить схему расположения земельного участка, не подлежат удовлетворению

С учетом изложенного уточненные требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ №117 от 13.03.2007, понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 2000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 17, 27, 65, 110, 156, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненные требования Гаражно-строительного кооператива «Химик» к Администрации города Курска и Комитету архитектуры и градостроительства города Курска удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по отказу в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, для целей размещения гаражей легкового автотранспорта, выраженные в письме Комитета архитектуры г. Курска № 6143/02.1.01-11 от 29.10.2012 г.

В порядке ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Администрацию города Курска в лице Комитета архитектуры и градостроительства города Курска устранить допущенные нарушения прав заявителя, в том числе рассмотреть уточненную схему расположения земельного участка по адресу: <...>, от 14.10.2013 г. для целей размещения гаражей легкового автотранспорта.

В удовлетворении оставшейся части уточненных требований отказать.

Взыскать с Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, ОРГН 1024600963221, место нахождения – <...>, в пользу Гаражно-строительного кооператива «Химик», ОГРН <***>, место нахождения – <...>, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 коп.

Оспариваемые действия проверены на соответствие Земельному кодексу РФ, Гражданскому кодексу Российской Федерации, постановлению главы Администрации города Курска от 15.05.2009 № 473 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте», «Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги - утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте при оформлении прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации) (за исключением земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства), соответствующей территории в пределах границ муниципального образования «город Курск», утвержденному постановлением Администрации г. Курска № 3850 от 18.11.2010.

Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.В. Лымарь