ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-10918/16 от 31.01.2017 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

февраля 2017 года

Дело № А35-10918/2016

Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2017.

В полном объеме решение изготовлено 03.02.2017.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола судебного заседании секретарем судебного заседания Ситниковой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление»

к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области

о признании незаконным Решения ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области от 27.10.2016г. №19/31 о привлечении АО «РЭУ» «Курский» к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании незаконным в части назначения суммы штрафных санкций.

В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.09.2016г.; от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 11.10.2016г.

Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным Решения ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (далее – также, Управление, УПФ РФ) от 27.10.2016г. №19/31 о привлечении АО «РЭУ» в отношении филиала АО «РЭУ» «Курский» к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Представитель заявителя в судебном заседании  устно уточнил заявленные требования: просит признать незаконным Решение ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области от 27.10.2016г. №19/31 о привлечении АО «РЭУ» «Курский» к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании незаконным в части назначения суммы штрафных санкций, согласно доводам, имеющимся в материалах дела.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам отзыва, имеющегося в материалах дела.

Арбитражный суд принял к производству устные уточненные требования заявителя в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ.

Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», дата расположено по адресу: 119021, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 18.06.2009г., ОГРН <***>, ИНН <***>, состоит на учете в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 Управление № 5 Одинцовский район Московской области в качестве страхователя с 06.04.2010г.

Филиал акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Курский» расположен по адресу: 305021, <...>.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2014г. по делу  № А40-55638/2014 в отношении Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена ФИО3.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2015г. по делу  № А40-55638/2014 Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть  месяцев. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на арбитражного управляющего ФИО4.

С 04.04.2016г. по 30.06.2016г. в отношении филиала акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Курский» ведущим специалистом-экспертом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ФИО5, старшими специалистами отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ФИО6, ФИО7, ФИО8 на основании решений о проведении документальной проверки № 14 от 31.03.2016г. и № 23 от 20.05.2016г. в присутствии заместителя директора филиала по экономике и финансам ФИО9, начальника отдела по работе с персоналом ФИО10, ведущего специалиста отдела по работе с персоналом ФИО11, ведущего бухгалтера ФИО12 была проведена проверка на соответствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии за период с 2 полугодия 2010 г. по 4 квартал 2015 г., о чем был составлен и подписан Акт о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ от 29.07.2016г. № 31.

На основании Акта о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ от 29.07.2016г. № 31 ведущим специалистом-экспертом отдела персонифицированного учета Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району ФИО13 составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании от 15.09.2016г. № 19/31, что подтверждается записью за № 19 от 15.09.2016г. в журнале регистрации документов по оформлению и взысканию финансовых санкций за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (за недостоверность).

В ходе проверки выявлены следующие факты представления Страхователем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, не соответствующие представленным для проверки первичным документам:

- необоснованно отсутствуют реквизиты работы в особых условиях труда в периоды, когда застрахованное лицо фактически было занято в таких условиях (в отношении 324человек, отчетный период 1, 2, 4 кв.- 2014г., 1, 2, 4 кв. - 2015г.);

-      необоснованно содержатся реквизиты особых условий труда в такие периоды, как периоды занятости на 0,5 ставки (неполный рабочий день), в отпусках без сохранения заработной платы, а также в период, когда застрахованное лицо фактически не было занято в таких условиях (в отношении 59 человек, отчетный период 3, 4кв.  - 2013г., 1, 2, 3, 4 кв. - 2014г., 1, 2, 3, 4 кв. - 2015г);

- необоснованно содержатся реквизиты занятости в особых условиях труда у машинистов (кочегаров) котельных с сезонным характером работы в периоды, когда отопительный сезон завершен, и работники выполняют функции, не связанные с характеристиками работ по данной профессии (в отношении 69 человек, отчетный период 2, 3 кв. - 2014г, 1, 2, 3 кв. - 2015г);

-      в сведениях индивидуального персонифицированного учета за 1 квартал 2015 г.

необоснованно отражен период с кодом «АДМИНИСТР» у застрахованного лица – ФИО14 (058-903-726 92), сумма страховых взносов за 1 квартал 2015 г. - 6341,01 руб.

- в сведениях индивидуального персонифицированного учета неверно отражен период работы в особых условиях труда: ФИО15 (020-850-404 04), сумма страховых взносов за 3 кв. 2014 г. - 6056,75 руб.; ФИО16 (030-420-532 81), сумма страховых взносов за 3 кв. 2013 г. - 4100,08 руб.

-      в сведениях индивидуального персонифицированного учета неверно отражен код ЧАЭС: ФИО17 (029-276-509 73), сумма страховых взносов за 3 кв. 2013 г., 3 кв. 2014 г., 3 кв. 2015 г. - 17377,11 руб.; ФИО18 (029-268-190 73), сумма страховых взносов за 3 кв. 2013 г., 3 кв. 2015 г. - 12105,28 руб.

- страхователем на основании результатов аттестации отдельных рабочих мест (занятость на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 2), установившей класс условий труда на этих рабочих местах «допустимый», ошибочно принято решение о представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета работников, занятых на этих местах, без реквизитов особых условий труда. Такое решение в соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» может быть принято только по результатам специальной оценки условий труда.

Сумма начисленных страховых взносов за период 3-4 квартал 2013 г., 1-4 квартал 2014 г., 1-4 квартал 2015 г. на застрахованные лица, на которые представлены недостоверные сведения и за которые страхователь несет ответственность, составляет 5 433 851,56 руб.

Возражения на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании от 15.09.2016г. № 19/31 в отношении акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» в лице филиала акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Курский» страхователь не представлял.

27.10.2016г. по результатам документарной проверки в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) начальником Управления ПФР по г. Курску и Курской области в присутствии директора филиала акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Курский» ФИО19, действующего по доверенности акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» от 09.09.2016г. № 639. было вынесено решение № 19/31 о привлечении АО «РЭУ» в отношении филиала АО «РЭУ» «Курский» к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии с решением Управления № 19/31 от 27.10.2016г. Общество привлечено к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц. Обществу было назначено наказание в виде взыскания финансовой санкции в сумме 271 692,58 руб.

Посчитав решение Управления № 19/31 от 27.10.2016г. незаконным и не обоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая его несоответствующим нормам действующего законодательства, а также нарушающим права и законные интересы заявителя.

Уточненные требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия (бездействия) - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

С заявлением об оспаривании решения УПФ РФ № 19/31 от 27.10.2016г. АО «РЭУ» обратилось 18.11.2016г., т.е. в пределах срока, установленного  ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (здесь и далее – Закон № 212-ФЗ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно пп. «а» п. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.

В силу п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для таких плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

На основании ч. 1 ст. 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое Законом № 212-ФЗ установлена ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 40 Закона № 212-ФЗ привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.

Таким образом, оспариваемоерешениевынесено должностным лицом Управления в рамках предоставленных полномочий, что заявителем не оспаривается.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) к страхователям отнесены, в том числе - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11, ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователи (юридические лица) ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные Законом № 27-ФЗ. При этом сведения об уплачиваемых страховых взносах предоставляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.

На основании статьи 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы вправе проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии с ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Срок давности за привлечение к ответственности за совершение правонарушения установлен ст. 45 Закона № 212-ФЗ и составляет три года.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, об уплачиваемых страховых взносах в отношении данных лиц, работающих в обособленном подразделении, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение.

Как следует из материалов настоящего проверка Управлением проведена в отношении филиала АО «РЭУ» «Курский», решением № 19/31 от 27.10.2016г. привлечено к ответственности АО «РЭУ».

Из материалов дела следует, что на основании Акта о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ от 29.07.2016г. № 31 ведущим специалистом-экспертом отдела персонифицированного учета Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району ФИО13 составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании от 15.09.2016г. № 19/31, что подтверждается записью за № 19 от 15.09.2016г. в журнале регистрации документов по оформлению и взысканию финансовых санкций за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (за недостоверность).

Возражения на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании от 15.09.2016г. № 19/31 в отношении акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» в лице филиала акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Курский» страхователь не представлял.

27.10.2016г. по результатам документарной проверки в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ начальником Управления ПФР по г. Курску и Курской области в присутствии директора филиала акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Курский» ФИО19, действующего по доверенности акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» от 09.09.2016г. № 639. было вынесено решение № 19/31 о привлечении АО «РЭУ» в отношении филиала АО «РЭУ» «Курский» к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Проведенной проверкой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Сумма начисленных страховых взносов за период 3-4 квартал 2013 г., 1-4 квартал 2014 г., 1-4 квартал 2015 г. на застрахованные лица, на которые представлены недостоверные сведения и за которые страхователь несет ответственность, составляет 5 433 851,56 руб.

Исходя из нормы ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, сумма финансовой санкции составляет 5 433 851,56 руб. * 5 % = 271 692,58 руб.

Изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что указанные выше события образуют состав вменяемого Обществу правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела арбитражный суд учитывает следующие обстоятельства.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999г. № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Исходя из аналогии закона, арбитражный суд полагает возможным в рассматриваемом случае применить положения ст. 114 НК РФ. Согласно пункту 3 данной нормы при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

Арбитражный суд, исследовав и оценив материалы дела, обстоятельства совершенного ответчиком правонарушения и степень вины нарушителя, установил, что правонарушение совершено: не умышленно,  впервые, не повлекло для бюджета негативных последствий; финансовая санкция носит существенный характер для Общества в связи с тяжелым материальным положением, что подтверждается представленными в материалы настоящего дела документальными доказательствами, АО «РЭУ» в настоящее время находится в процедуре банкротства (конкурсное производство продлено 18.03.2017г. по делу № А40-55638/2014).

Руководствуясь принципом соразмерности наказания совершенному деянию и применив положения ст. 114 НК РФ, арбитражный суд находит несоразмерным тяжести и характеру совершенного правонарушения штраф, указанный в решении № 19/31 от 27.10.2016г. о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 271 692,58 рублей и полагает возможным уменьшить его до 50 000,00 руб.               

С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению с учетом уточнения в части уменьшения размера назначенного штрафа.

В соответствии с  п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

Арбитражный суд полагает необходимым указать, что в настоящем случае дело рассматривалось по правилам главы 24 АПК РФ и арбитражный суд не пришел к выводу о незаконности решения Управления № 19/31 от 27.10.2016г., поскольку снижение размера штрафа является исключительной прерогативой суда и заинтересованное лицо, вынося оспариваемое решение, действовало строго в соответствии с нормами действующего законодательства.

Выводы арбитражного суда в указанной части согласуются с позицией АС Центрального округа, высказанной в Постановлении от 14.07.2016г. по делу № А83-6117/2015, кроме того изложены в Решении Арбитражного суда Курской области от 23.12.2016г. по делу № А35-9249/2016.

Разрешая вопрос о государственной пошлине, арбитражный суд указывает следующее.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2014г. № 2777-О, возмещение судебных расходов на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесен судебный акт, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Арбитражное процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод арбитражного суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

Расходы по государственной пошлине распределяются по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и государственная пошлина с учетом удовлетворения в полном объеме заявленных с учетом уточнения требований АО «РЭУ» подлежит отнесению на заинтересованное лицо.

При принятии настоящего заявления к производству, АО «РЭУ» на основании ст. 102 АПК РФ была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, госпошлина заявителем не уплачивалась.

В этой связи основания для возложения судебных расходов на заинтересованное лицо отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, а также, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.

Руководствуясь статьями 16, 17, 29, 65, 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными и изменить решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области № 19/31 от 27.10.2016г. о привлечении Акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» к административной ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части назначения наказания в виде штрафа в размере 271 692,58 руб., снизив размер штрафа до 50 000,00 рублей.

Оспариваемое решение проверено на соответствие нормам Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Настоящее решение вступает в законную силу и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                М.Н. Морозова