ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-10969/18 от 05.06.2020 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

08 июня 2020 года

Дело № А35-10969/2018

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.06.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 08.06.2020.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Силаковой О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» в лице филиала «ФИО1 опытно-селекционная станция»

к Комитету агропромышленного комплекса Курской области

о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур, оформленного уведомлением от 14.12.2018 №2,

об обязании выплатить субсидию в размере 401331 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.

ФГБУ «ФИО1 опытно-селекционная станция» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур, оформленного уведомлением от 14.12.2018 №2; об обязании выплатить субсидию в размере 401331 руб.

06.06.2019 и 17.07.2019 заявитель уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным отказ в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур, оформленного уведомлением от 14.12.2018 №2; взыскать с Комитета агропромышленного комплекса Курской области в пользу заявителя денежные средства в размере 401331 руб.

Уточнение требований принято судом.

26.11.2019 Комитет агропромышленного комплекса Курской области, ссылаясь на прекращение деятельности ФГБУ «ФИО1 опытно-селекционная станция» как юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, ходатайствовал о прекращении производства по настоящему делу по основаниям, предусмотренным п.5 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

Арбитражный суд не находит оснований для прекращения производства по делу, руководствуясь при этом следующим.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ в редакции 99-ФЗ), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Юридическое лицо может прекратить свое существование путем реорганизации или ликвидации. Главным критерием разграничения этих двух форм прекращения юридического лица служит наличие (реорганизация) либо отсутствие (ликвидация) правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от юридического лица к другим лицам (правопреемникам).

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции 99-ФЗ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

На основании п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Поскольку, ФГБУ «ФИО1 опытно-селекционная станция» было реорганизовано в форме присоединения к ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова», к последнему, как правопреемнику, перешли все активы, пассивы, возникли процессуальные права и обязанности выбывшего правопредшественника в полном объеме.

В силу пункта 1 подпункта 5 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

В указанной норме законодатель установил случай ликвидации юридического лица, а не его реорганизации в форме преобразования. Учитывая, что в рассматриваемом деле произошла реорганизация ФГБУ «ФИО1 опытно-селекционная станция», а не ликвидация лица без установления правопреемства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

В удовлетворении ходатайства заинтересованного лица о прекращении производства по делу суд отказал, о чем объявлено протокольное определение

С учетом мнения ФГБУ «ФИО1 опытно-селекционная станция», в порядке ст. 48 АПК РФ в судебном заседании 05.06.2020 суд произвел процессуальное правопреемство ФГБУ «ФИО1 опытно-селекционная станция» на ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова», а также заменил заявителя.

С учетом изложенного, надлежащим заявителем по делу является ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» в лице филиала «ФИО1 опытно-селекционная станция».

В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что является сельхозтоваропроизводителем, согласно Уставу ФГБУ «ФИО1 ОСС» (заявитель до правопреемства) осуществляет семеноводство, производство и хранение семян сельскохозяйственных культур, что является одним из видов деятельности и отвечает требованиям, приведенным в ст.ст.3, 6 Федерального Закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Заявитель полагает, что поступившие из федерального бюджета денежные средства в виде субсидий на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей становятся собственными доходами бюджета субъекта РФ, имеющими целевое назначение, следовательно, не могут рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Кроме того, по мнению заявителя, пункт 3 Правил 917-па не содержит запрета на получение субсидии государственным учреждением. Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Комитет агропромышленного комплекса Курской области в письменном отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что заявитель является государственным учреждением, в связи с чем возможность получить субсидию на основании вышеуказанных правил и положений бюджетного законодательства, для него не была предусмотрена.

С учетом положений ст. 156, 201 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного заявителя.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» (адрес – 396030, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 07.02.2003 за ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала «ФИО1 опытно-селекционная станция».

14.12.2018 ФГБУ «ФИО1 ОСС» обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур в размере 401331 руб.

К заявлению были приложены следующие документы: расчет фактических затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур за период с 01.01.2018 по 30.09.2018, сертификаты соответствия на пшеницу мягкую озимую «ФИО1 4», протокол испытаний №1/2 от 30.01.2018 в отношении культуры Овес «Скакун» супер-элита, акт расхода семян и посадочного материала №24 (т.1 л.д.48-58).

Уведомлением от 14.12.2018 № 2 (л.д.6) Комитет сообщил ФГБУ «ФИО1 ОСС» об отказе в предоставлении субсидии по причине несоответствия предоставленных документов условиям и требованиям Правил предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 22.11.2018 № 917-па, возвратив предоставленный пакет документов

Посчитав, что отказ Комитета, оформленный уведомлением № 2 от 14.12.2018, не соответствует закону и нарушает права ФГБУ «ФИО1 ОСС», обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оспариваемый отказ принят 14.12.2018, в арбитражный суд заявитель обратился 20.12.2018, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Требования заявителя арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (статья 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», приложением №9 которой являются «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил (в редакции на момент подачи ФГБУ «ФИО1 ОСС» заявления на получение субсидии), средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе, сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство по ставке на 1 гектар площади под сельскохозяйственной культурой; по ставке на единицу объема реализованной продукции растениеводства и (или) животноводства собственного производства.

В пункте 8 Правил указано, что критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является, в том числе наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления средств на поддержку сельскохозяйственного производства.

Исходя из приведенных законоположений, следует признать, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, принимают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определяют в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 №744- па утверждена Государственная программа Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области».

Во исполнение указанной программы, а также в соответствии со статьей 78 БК РФ, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, постановлением от 22.11.2018 № 917-па Администрация Курской области утвердила «Правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур» (далее – Правила №917-па), которые устанавливают порядок, цели и условия предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства.

Таким образом, Правила №917-па касаются условий предоставления бюджетных субсидий в порядке статьи 78 БК РФ.

Согласно, положениям пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании изложенного, арбитражный суд признает правомерным довод Комитета о том, что Правила № 917-па не регламентируют порядок предоставления из областного бюджета субсидий государственным (муниципальным) учреждениям.

В силу статьи 123.22 ГК РФ, статей 9.1, 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.08.2018 №514 утверждён Устав ФГБУ «ФИО1 опытно-селекционная станция», согласно пункту 2 которого учреждение на дату обращения в Комитет являлось унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. На основании пункта 3 Устава учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация.

Поскольку заявитель, на момент обращения за получением субсидии и на момент вынесения оспариваемого отказа являлся федеральным государственным бюджетным учреждением, то возможность получить субсидию на основании статьи 78 БК РФ и Правил № 917-па для него не была предусмотрена.

Довод заявителя о том, что учреждение является сельскохозяйственным товаропроизводителем, при этом Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, Государственная программа Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области» не содержат запрета на предоставление субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункту 10 Правил № 917-па субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, до которого как получателя средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).

Приказом комитета финансов Курской области от 12.12.2016 №105н утверждены «Типовые формы соглашений между главным распорядителем средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета».

Как указанный приказ, так и Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 №887, на основании которого он издан, касаются типовых форм соглашений, заключаемых с юридическими лицами, за исключением государственных учреждений, которым является заявитель.

Следовательно, со стороны Учреждения не могло быть исполнено условие, предусмотренное частью 2 статьи 78 БК РФ и пунктом 3 Правил № 917-па, в преамбуле которых содержится ссылка на статью 78 БК РФ.

Ссылка Учреждения на положения пункта 1 статьи 78.1 БК РФ о том, что из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, является безосновательной, поскольку предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями, то есть применительно к обстоятельствам настоящего дела, между Учреждением и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, но не Комитетом.

Предоставление же субсидий в форме грантов предоставляется по результатам конкурса.

Таким образом, отказ Комитета АПК Курской области в предоставлении Учреждению субсидии на основании Правил № 917-па и статьи 78 БК РФ в связи с его несоответствием требованиям к получателю субсидий является правомерным и обоснованным.

Аналогичные правовые выводы отражены в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2020 по делу №А35-10968/2018.

Иные доводы заявителя не оцениваются судом, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

В соответствии ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания в рассматриваемом случае отказа Комитета АПК Курской области незаконным, необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствие оспариваемого отказа закону и нарушение указанным отказом прав и законных интересов заявителя.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что отказ Комитета агропромышленного комплекса Курской области в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур, оформленного уведомлением от 14.12.2018 №2, соответствует Постановлению Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, Постановлению Администрации Курской области от 22.11.2018 № 917-па, в связи с чем не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом установленных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 17, 27, 110, 156, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» в лице филиала «ФИО1 опытно-селекционная станция» к Комитету агропромышленного комплекса Курской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур, оформленного уведомлением от 14.12.2018 №2; об обязании выплатить субсидию в размере 401331 руб., отказать.

Оспариваемый отказ проверен на соответствие Федеральному закону от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, «Правилам предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на высев элитных семян сельскохозяйственных культур», утвержденным Постановлением Администрации Курской области от 22.11.2018 № 917-па.

Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья О.Н. Силакова