ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-11057/19 от 14.09.2020 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

21 сентября 2020 года

Дело № А35-11057/2019

Резолютивная часть решения объявлена 14.09.2020.

Полный текст решения изготовлен 21.09.2020.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Клочковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошиловой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Харитоновой Людмилы Тимофеевны (ОГРНИП: 306463213900059, ИНН: 463001564396)

к комитету архитектуры и градостроительства города Курска

о признании незаконными предписаний комитета архитектуры и градостроительства города Курска о демонтаже рекламных конструкций от 25.10.2019 года № 7132/31.01-11 года (город Курск пересечение улиц Дейнеки и Ольшанского), от 25.10.2019 года № 7134/31.01-11 года (город Курск ул. Сумская, д. 37/1), от 25.10.2019 года № 7137/31.01-11 года (город Курск ул. Карла Маркса д. 72/5),

при участии:

от заявителя – Лысенко С.С. по доверенности от 01.07.2020, диплом о высшем юридическом образовании;

от заинтересованного лица – Митрохина О.В. по доверенности от 13.05.2020 № 23, диплом о высшем юридическом образовании,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Харитонова Людмила Тимофеевна (далее – заявитель, ИП Харитонова Л.Т. предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к комитету архитектуры и градостроительства города Курска (далее – заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконными предписаний комитета архитектуры и градостроительства города Курска о демонтаже рекламных конструкций от 25.10.2019 года № 7132/31.01-11 (город Курск пересечение улиц Дейнеки и Ольшанского), от 25.10.2019 года № 7134/31.01-11 (город Курск ул. Сумская, д. 37/1), от 25.10.2019 года № 7137/31.01-11 (город Курск ул. Карла Маркса д. 72/5).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица возражал по заявленным требованиям.

Как следует из материалов дела, ИП Харитонова Л.Т. (г. Курск), зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.05.2006 за ОГРНИП: 306463213900059, ИНН: 463001564396.

В результате проведенного обследования на территории г. Курска специалистами комитета архитектуры и градостроительства г. Курска были выявлены незаконно размещенные конструкции, признанные комитетом рекламными:

- конструкция с информацией: «Салон мебели. Мебель Черноземья. 200 м. и т.д.» и графическим изображением; стрелки, по адресу: г. Курск, пересечение улиц Дейнеки и Ольшанского,

- конструкция с информацией: «Ваша мебель здесь! INVAGO. Casa di mobili и т.д.» и графическим изображением стрелки, по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д.72/5,

- конструкция с информацией: «Салон мебели. Мебель Черноземья. 800 м.» и графическим изображением стрелки, по адресу: г. Курск, ул. Сумская, д. 37/1.

Комитетом была установлена принадлежность вышеуказанных конструкций ИП Харитоновой Л.Т., а также произведена фотофиксация данных конструкций (л.д. 49-51).

Результаты обследования оформлены актом от 21.10.2019 (л.д. 48).

В связи с выявлением незаконно размещенных рекламных конструкций, комитетом ИП Харитоновой Л.Т. выданы предписания от 25.10.2019 № 7132/031.01-11, № 7134/031.01-11, № 7137/031.01-11, в соответствии с которыми на заявителя возложены обязанности по произведению демонтажа данных конструкций в срок до 29.11.2019, а также по письменному уведомлению комитета о результатах выполнения предписания в срок до 06.12.2019

Посчитав, что предписания о демонтаже рекламных конструкций от 25.10.2019, вынесенные комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска в отношении ИП Харитоновой Л.Т., не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В обоснование заявленных требований ИП Харитонова Л.Т. указала, что спорные конструкции не являются рекламными, поскольку на них содержится информация о местонахождении магазинов и указатели к ним, а также индивидуализирующие признаки магазинов – их названия.

В ходе рассмотрения спора заявитель обратился в земельный комитет города Курска с заявлениями от 03.12.2019 и в комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска с заявлениями от 31.01.2020, в которых, сославшись также на то, что конструкции не являются рекламными, просил разрешить размещение вышеуказанных конструкций на частях земельных участков с кадастровыми номерами: 46:29:103006:1376, 46:29:103022:4069, 46:29:102045:1274.

В ответ на данные заявления комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска письмом от 13.05.2020 № 4030/07.01-14 сообщил заявителю о том, что решения по его обращениям не могут быть приняты в связи с получением особого мнения комитета архитектуры и градостроительства города Курска, в соответствии с которым Харитонова Л.Т. на принадлежащих ей конструкциях разместила информацию в отношении коммерческих объектов иной организации, привлекая тем самым внимание неопределенного круга лиц, что свидетельствует о рекламном характере сообщений; в представленных заявлениях отсутствуют сведения о земельном участке и объекте капитального строительства, указанные в абзаце втором пункта 4 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 20.08.2015 № 544-па.

Заявитель пояснил, что данный отказ им не оспаривался, однако, по мнению предпринимателя, он был мотивирован именно отсутствием сведений о земельном участке и объекте капитального строительства (при этом, как указал заявитель, кадастровые номера в заявлениях были указаны), поскольку в своем ответе комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска указывает, что конструкции относятся к элементам благоустройства территории.

Помимо прочего, заявитель указал на то, что 21.07.2020 года на сайте администрации города Курска (https://kurskadmin.ru/content/obshchestvennvv-sovet) в разделе «Главная - Градостроительство - Градостроительная документация -Общественный Совет» размещен Реестр рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек. Опубликованный реестр, как пояснил заявитель, не содержит информации о «незаконных рекламных конструкциях», принадлежащих ИП Харитоновой Л.Т., в отношении которых выданы предписания о демонтаже, оспариваемые в рамках настоящего судебного дела.

Также заявитель просил суд проверить наличие полномочий у лица, подписавшего оспариваемые предписания о демонтаже рекламных конструкций, так как предписания подписаны не председателем комитета архитектуры и градостроительства города Курска, а его заместителем - главным художником.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв, в котором сослалось на законность выданных предписаний, дополнительно указав на то, что ранее комитетом на данные конструкции выдавались разрешения на распространение наружной рекламы (№ 0338 от 18.07.2006; № 0339 от 18.07.2006; № 0683 от 11.12.2006 г.). в которых указано, что они выдаются на установку рекламных конструкций, в заявках, приложенных к разрешениям ООО «Мебель Черноземья и К», указано, что предполагаемые к установке конструкции являются рекламными.

Также комитетом представлена копия претензии о взыскании неосновательного обогащения за установку рекламной конструкции по адресу ул. Карла Маркса, 72/5 (исх. № 3659/03.1.01-11 от 05.07.2018), которая, как пояснил комитет, была признана ИП Харитоновой Л.Т. как новым собственником рекламной конструкций, а денежные средства были оплачены в бюджет города Курска на основании графика погашения задолженности.

В письменном дополнении к отзыву комитет указал на то, что в соответствии с информацией, размещенной на входах в торговые предприятия, расположенные по адресам: г. Курск, ул. К. Маркса 72/5, ул. Ольшанского, 26, они принадлежат ООО «Форум».

Кроме того, как пояснил комитет, из фотографий видно, что над входами в магазины, расположенные по адресам: г. Курск, ул. К. Маркса 72/5, ул. Ольшанского, 26, уже имеются вывески, которые носят информационный характер о деятельности заведений, подлежащие размещению для всеобщего обозрения в силу Закона о защите прав потребителей.

Указанное, по мнению комитета, свидетельствует о том, что ИП Харитонова Л. Т. вне места осуществления деятельности разместила на принадлежащих ей конструкциях информацию в отношении коммерческих объектов иной организации, привлекая, тем самым, внимание неопределенного круга лиц, что свидетельствует о рекламном характере конструкций.

Изучив представленные доказательства и заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленных настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).

Оспариваемые предписания о демонтаже рекламных конструкций № 7132/031.01-11, № 7134/031.01-11, № 7137/031.01-11 выданы комитетом 25.10.2019, в арбитражный суд заявитель обратился с заявлением 14.11.2019, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно пункту 15.1 части 1 статьи 15 и пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

В соответствии с пунктом 4 (в редакции, действующей на момент выдачи предписаний) Порядка демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без разрешений, срок действия которых не истек, а также о порядка удаления размещенной на рекламных конструкциях информации, утвержденного постановлением Администрации г. Курска от 09.09.2013 № 3000 (далее – Порядок), в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без действующего разрешения она подлежит демонтажу на основании предписания комитета архитектуры и градостроительства города Курска.

Постановлением Администрации г. Курска от 03.08.2011 № 2178 утвержден административный регламент комитета архитектуры и градостроительства города Курска по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Курск».

На основании пункта 3.5 регламента, проект разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции передается на подпись уполномоченному должностному лицу - председателю комитета или заместителю председателя комитета - главному художнику города Курска.

Уполномоченное должностное лицо, при отсутствии замечаний и исключительных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в п. 2.10 настоящего административного регламента, принимает решение в письменной о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и подписывает разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а в случае наличия хотя бы одного основания, указанного в п. 2.10 настоящего регламента, принимает решение о предоставлении мотивированного отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и подписывает отказ в выдаче разрешения.

Текущий контроль за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению муниципальной услуги, а также принятием ими решений осуществляется, в том числе, заместителем председателя комитета - главным художником города Курска, курирующим деятельность отдела наружной рекламы комитета архитектуры и градостроительства города Курска (пункт 4.1.1 регламента).

Как следует из материалов дела, оспариваемые предписания подписаны М.Е. Цукановым – заместителем комитета архитектуры и градостроительства города Курска.

Согласно Должностных обязанностей заместителя председателя комитета архитектуры и градостроительства города Курска – главного художника города (Цуканов М.Е.), утвержденных 15.01.2009 председателем Комитета В.В. Казьминым, заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства города Курска – главный художник города определяет под руководством главного архитектора города места для установки, в том числе, наружной рекламы и информации и подготавливает решения по этим вопросам; подписывает исходящую из комитета корреспонденцию в части работы курируемых им отделов.

С учетом изложенного, предписания комитета архитектуры и градостроительства города Курска от 25.10.2019 № 7132/031.01-11, № 7134/031.01-11, № 7137/031.01-11 выданы уполномоченным органом в рамках предоставленных ему полномочий и подписаны уполномоченным должностным лицом.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).

В силу положений части 21 статьи 19 Закона о рекламе, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» указано, что согласно частям 9 и 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной.

Согласно пункту 5 Порядка, выявление рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без действующего разрешения, осуществляется комитетом архитектуры и градостроительства города Курска в результате осуществления плановых выездов и осмотров территории муниципального образования «Город Курск», а также в результате выездов на места размещения и (или) эксплуатации рекламных конструкций по обращениям граждан и организаций.

При этом по каждому обращению либо сообщению об установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции в нарушение норм действующего законодательства специалистами Комитета осуществляется проверка реестра выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с целью установления факта наличия либо отсутствия соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию конкретной рекламной конструкции.

Выезд на место установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции специалиста Комитета фиксируется актом обследования рекламной конструкции с приложением к акту фотографии рекламной конструкции.

В случае выявления факта установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции на территории города Курска без действующего разрешения специалисты Комитета вносят информацию о рекламной конструкции в реестр рекламных конструкций, размещенных без действующего разрешения. Ведение реестра осуществляется Комитетом.

В соответствии с пунктом 6 Порядка, в случае выявления рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой на территории города Курска без действующего разрешения, факт обнаружения которой фиксируется актом обследования рекламной конструкции, в течение десяти рабочих дней, исчисляемых с даты составления такого акта, Комитет направляет собственнику либо иному лицу, обладающему вещным правом на рекламную конструкцию на основании договора с ее собственником (далее - владелец рекламной конструкции), предписание о демонтаже рекламной конструкции установленной и (или) эксплуатируемой без действующего разрешения. Срок, установленный Комитетом для выполнения требования о демонтаже рекламной конструкции, указывается в тексте предписания и составляет один месяц со дня выдачи предписания.

Как следует из материалов дела, комитетом в качестве незаконно размещенной рекламной конструкции были квалифицированы следующие объекты:

- конструкция с информацией: «Салон мебели. Мебель Черноземья. 200 м. и т.д.» и графическим изображением; стрелки, по адресу: г. Курск, пересечение улиц Дейнеки и Ольшанского,

- конструкция с информацией: «Ваша мебель здесь! INVAGO. Casa di mobili и т.д.» и графическим изображением стрелки, по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д.72/5,

- конструкция с информацией: «Салон мебели. Мебель Черноземья. 800 м.» и графическим изображением стрелки, по адресу: г. Курск, ул. Сумская, д. 37/1.

По смыслу частей 1 и 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламной конструкцией является техническое средство стабильного территориального размещения (щит, стенд, строительная сетка, перетяжка, электронное табло, воздушный шар, аэростат и т.п.), монтируемое и располагаемое на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, используемое исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

Следовательно, техническое средство стабильного территориального размещения, не используемое в указанных целях, рекламной конструкцией являться не будет.

Как было указано выше, статья 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, сведения только тогда имеют рекламный характер, когда они направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Как разъяснено Федеральной антимонопольной службой в письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

Спорные конструкции содержат информацию о наименовании магазинов («INVAGO», «Мебель Черноземья») и о расстоянии до указанных магазинов (200 м., 800 м.).

Применительно к рассматриваемому делу следует отметить, что другая информация, в том числе, которая могла бы рассматриваться как избыточная для указателя и свойственная рекламе, на щитах отсутствует.

На щитах отсутствует информация о том, кто является владельцем магазина, типе реализуемой мебели, производителе мебели, ценах на мебель, на щите отсутствуют слоганы, иные фразы, призывающие купить товар или посетить магазин.

Размеры щитов, их форма также не направлены на дополнительное привлечение внимания к магазинам и повышения интереса к магазинам.

Как указано в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58, при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Между тем, доводы комитета, изложенные в отзыве и дополнениях к нему, никак не связаны оценкой информации, имеющейся на спорных щитах, на предмет наличия в ней сведений, носящих рекламный характер. Так, как было указано выше, заинтересованное лицо ссылается на выдачу разрешений на распространение наружной рекламы на спорные конструкции, оплату ИП Харитоновой Л.Т. претензии о взыскании неосновательного обогащения, принадлежность торговых предприятий ООО «Форум» и наличие над входами в магазины вывесок, носящих информационный характер о деятельности заведений.

Между тем, при решении вопроса о том, является ли конструкция рекламной, данные доводы не имеют правового значения, поскольку конструкция может быть квалифицирована в качестве рекламной исключительно при наличии в информации предусмотренных статьей 3 Закона о рекламе признаков.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что размещенная на спорных конструкциях по адресам: г. Курск, ул. Сумская, д. 37/1; г. Курск, ул. Карла Маркса, д.72/5; г. Курск, пересечение улиц Дейнеки и Ольшанского, информация не носит рекламный характер, поскольку не содержит информации, имеющей своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, не содержит всех признаков рекламы, установленных статьей 3 Закона о рекламе, что свидетельствует о том, что на информацию, размещенную на эксплуатируемых заявителем конструкциях с изображениями стрелок, указывающих направление к магазинам, требования Закона о рекламе не распространяются.

С учетом того, что спорные конструкции неправомерно квалифицированы комитетом в качестве рекламных, предписания комитета архитектуры и градостроительства города Курска о демонтаже рекламных конструкций от 25.10.2019 № 7132/31.01-11, от 25.10.2019 № 7134/31.01-11, от 25.10.2019 № 7137/31.01-11 являются незаконными и нарушающими права и законные интересы ИП Харитоновой Л.Т., а требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

При предъявлении заявления ИП Харитоновой Л.Т. уплачена государственная пошлина в размере 900 руб. 00 коп. (чеки-ордеры от 13.11.2019 номер операции 32, от 26.11.2019 номер операции 29, от 26.11.2019 номер операции 27).

Учитывая результат рассмотрения спора, сумма уплаченной государственной пошлины в размере 900 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180 - 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования индивидуального предпринимателя Харитоновой Людмилы Тимофеевны удовлетворить.

Признать незаконными предписания комитета архитектуры и градостроительства города Курска о демонтаже рекламных конструкций от 25.10.2019 года № 7132/31.01-11 года (город Курск пересечение улиц Дейнеки и Ольшанского), от 25.10.2019 года № 7134/31.01-11 года (город Курск ул. Сумская, д. 37/1), от 25.10.2019 года № 7137/31.01-11 года (город Курск ул. Карла Маркса д. 72/5).

Обязать комитет архитектуры и градостроительства города Курска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемые предписания проверены на соответствие нормам Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Взыскать с комитета архитектуры и градостроительства города Курска в пользу индивидуального предпринимателя Харитоновой Людмилы Тимофеевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.В. Клочкова