Арбитражный суд Курской области
Карла Маркса ул., дом 25, Курск, 305004, http://kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
04 марта 2022 года | Дело№ А35-11057/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2021.
Полный текст решения изготовлен 04.03.2022.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Белых Н.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой Ю.М. рассмотрел в открытом судебном заседании после объявленного 21.02.2022 перерыва дело по исковому заявлению
Первого заместителя прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района в лице главы Александровского сельсовета Советского района
к Администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района,
акционерному обществу «Курскоблводоканал»
о признании недействительными (ничтожными) договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом и дополнительного соглашения к нему, применении последствий недействительности сделки в виде возврата муниципального имущества.
В судебное заседание явились:
от истца – ФИО1 по служебному удостоверению ТО № 234661 (до перерыва), ФИО2 по служебному удостоверению ТО № 234558 (после перерыва);
от ответчиков - не явились, уведомлены.
Первый заместитель прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратилось в Арбитражный суд Курской области в интересах муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района в лице главы Александровского сельсовета Советского района с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района, акционерному обществу «Курскоблводоканал» (далее – АО «Курскоблводоканал», ответчик) о признании недействительными (ничтожными) договора №б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020, дополнительного соглашения от 16.04.2021, и применении последствий недействительности сделки в виде возврата муниципального имущества.
В судебном заседании 21.02.2022 представитель истца поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила объявить перерыв для уточнения правовой позиции по делу.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, ходатайств и заявлений не направили, письменные отзывы не представили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, назначенном на 21.02.2022 на 12 час. 00 мин., был объявлен перерыв до 28.02.2022 до 12 час. 30 мин.
После объявленного перерыва представитель истца представила уточнение исковых требований в части технических характеристик спорного муниципального имущества, поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
Уточнение исковых требований было принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, ходатайств и заявлений не направили, письменные отзывы не представили.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.06.2016 по делу №А35-2450/2016 было признано право муниципальной собственности муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района Курской области на следующее имущество: сооружение Водопроводные сети 1985 года постройки протяжённостью -3770 м., кадастровый номер 46:21:000000:475, расположенное по адресу: 306628, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, с. Грязное; сооружение Водопроводные сети 1974 года постройки протяжённостью -470 м., кадастровый номер 46:21:000000:481, расположенное по адресу: 306628, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, с. Грязное; сооружение Водопроводные сети 1971 года постройки протяжённостью 3910 м., кадастровый номер 46:21:000000:482, расположенное по адресу: 306628, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, с. Грязное; сооружение Водопроводные сети 1991 года постройки протяжённостью -2250 м., кадастровый номер 46:21:000000:478, расположенное по адресу: 306607, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, д. Грязноивановка; сооружение Водопроводные сети 1985 года постройки протяжённостью 2400 м., кадастровый номер 46:21:000000:480, расположенное по адресу: 306607, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, д. Александровка; сооружение Водопроводные сети 1975 года постройки протяжённостью 3330 м., кадастровый номер 46:21:000000:485, расположенное по адресу: 306607, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, д. Александровка; сооружение Водопроводные сети 1977 года постройки протяжённостью 2578 м., кадастровый номер 46:21:000000:477, расположенное по адресу: 306625, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, д. Городище; сооружение Водопроводные сети 1978 года постройки протяжённостью – 262 м., кадастровый номер 46:21:060404:45, расположенное по адресу: 306625, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, д. Городище; сооружение Водопроводные сети 1966 года постройки протяжённостью - 2290 м., кадастровый номер 46:21:000000:486, расположенное по адресу: 306625, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, с. 2-е Подгородище; сооружение Водопроводные сети 1985 года постройки протяжённостью - 3500 м., кадастровый номер 46:21:000000:479, расположенное по адресу: 306629, Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, д. Петропавловка.
На основании решения суда за муниципальным образованием «Александровский сельсовет» было зарегистрировано право собственности на указанные объекты недвижимости, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество было внесены соответствующие записи от 22.01.2016 № 46-46/022-46/022/001/2016-1/1; №46-46/022-46/022/001/2016-2/1; №46-46/022-46/022/001/2016-6/1; №46-46/022-46/022/001/2016-7/1; № 46-46/022-46/022/001/2016-8/1; № 46-46/022-46/022/001/2016-9/1; №46-46/022-46/022/001/2016-12/1; № 46-46/022-46/022/001/2016-13/1; № 46-46/022-46/022/001/2016-14/1; № 46-46/022-46/022/001/2016-15/1; от 23.01.2018 № 46-46/022-46/022/001/2016-17/1; № 46-46/022-46/022/001/2016-18/1.
Письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20.04.2020 № 1555 было согласовано предоставление Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области муниципальной преференции в целях социального обеспечения населения в форме передачи недвижимого имущества без проведения торгов (24 объекта водоснабжения) АО «Курскоблводоканал» до заключения концессионного соглашения, но не позднее истечения 1 года со дня согласования.
20.04.2020 между Администрацией Александровского сельсовета Советского района Курской области (ссудодатель) и АО «Курскоблводоканал» (ссудополучатель) был заключен договор б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
Согласно пункту 1.1 договора ссудодатель передает во временное пользование ссудополучателю муниципальное имущество на основании пункта 9 части 1 статьи 17.1 пункта 10 части 1 и части 3 статьи 19 и статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», т.е. в связи с предоставлением муниципальной преференции, согласованной с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (№ 1555 от 20.04.2020), а Ссудополучатель обязуется принять это имущество, бережно относиться к нему в период пользования и вернуть в сроки, указанные в настоящем договоре.
В соответствии с пунктами 1.2., 1.3. и 1.4. ссудодатель передает ссудополучателю имущество согласно приложению №1 на безвозмездной основе в целях осуществления водоснабжения по акту приема-передачи в течение 3 рабочих дней с момента подписания договора.
В силу пункта 5.1 договор действует до 16.04.2021.
В Приложении №1 к договору стороны согласовали Перечень объектов водоснабжения, расположенных на территории Александровского сельсовета Советского района Курской области.
Ссудодатель передал, а Ссудополучатель принял имущество по акту приема - передачи от 20.04.2020.
16.04.2021 между Администрацией Александровского сельсовета Советского района Курской области (ссудодатель) и АО «Курскоблводоканал» (ссудополучатель) было заключено дополнительное соглашение о пролонгации договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом б/н от 20.04.2020 на срок с 17.04.2021 по 31.12.2021.
Полагая, что договор №б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020 и дополнительное соглашение от 16.04.2021 к нему противоречат требованиям закона, первый заместитель прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Арбитражный суд Курской области в интересах муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района в лице главы Александровского сельсовета Советского района с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района, акционерному обществу «Курскоблводоканал» о признании недействительными (ничтожными) договора №б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020, дополнительного соглашения от 16.04.2021, и применении последствий недействительности сделки в виде возврата муниципального имущества.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1, 2 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с иском о признании недействительной ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления, предусмотрены статьей 52 АПК РФ. В частности, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными лицами (часть 1 статьи 52 АПК РФ).
При этом предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
По смыслу приведенной нормы право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 №16402/10).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 Постановления от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления №25 указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом в силу части 3 статьи 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных данным федеральным законом особенностей, или концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерацииконцессионных соглашениях.
Следовательно, передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов холодного водоснабжения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
Целями Закона N 115-ФЗ являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из системного толкования норм части 1 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ следует, что в рамках концессионного соглашения объекты коммунального хозяйства подлежат реконструированию силами и средствами концессионера.
Более того, Закон N 115-ФЗ детально определяет конкретный порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение.
Таким образом, в силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и подлежащими исполнению органами власти, и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
Между тем, как усматривается из материалов дела, между Администрацией Александровского сельсовета Советского района Курской области (ссудодатель) и АО «Курскоблводоканал» (ссудополучатель) был заключен договор б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020, в соответствии с условиями которого ссудодатель передает во временное пользование ссудополучателю муниципальное имущество, а Ссудополучатель обязуется принять это имущество, бережно относиться к нему в период пользования и вернуть в сроки, указанные в настоящем договоре.
Материалами дела подтверждается, что объекты водоснабжения, преданные по договору безвозмездного пользования от 20.04.2020 находятся в муниципальной собственности. При этом спорные объекты водоснабжения были введены в эксплуатацию в 1970-1990 гг., в связи с чем указанное имущество могло быть передано в пользование исключительно в рамках концессионного соглашения.
Тогда как ответчиками не представлено доказательств принятия в отношении муниципального имущества, переданного в рамках оспариваемого договора, решений о заключении концессионного соглашения в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона № 115-ФЗ. При этом предусмотренные законом формы договоров при передаче прав владения и/или пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, не соблюдены, поскольку между ответчиками заключен иной договор - безвозмездного пользования имуществом.
Как усматривается из материалов дела, письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20.04.2020 № 1555 согласовало предоставление Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области муниципальной преференции в целях социального обеспечения населения в форме передачи недвижимого имущества без проведения торгов (24 объекта водоснабжения) АО «Курскоблводоканал» до заключения концессионного соглашения, но не позднее истечения 1 года со дня согласования.
В силу статьи 4 Закона N 135-ФЗ предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества являются муниципальными преференциями (пункт 20).
Как следует из положений части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, муниципальные преференции предоставляются на основании правовых актов органа местного самоуправления, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и исключительно в установленных законом целях, в том числе социального обеспечения населения (пункт 10).
Порядок получения государственных или муниципальных преференций определен в статье 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведении конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 3 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в том числе, в отношении: государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (пункт 3).
При этом в силу части 2 данной статьи указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Исходя из положений главы 3 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионные соглашения заключаются по результатам проведения процедуры конкурса. При этом положениями статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения процедуры конкурса.
Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствует правовая возможность передачи спорных объектов водоснабжения в пользование хозяйствующему субъекту в порядке предоставления муниципальной преференции.
С учетом изложенного договор б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020 не соответствует части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ и заключен с нарушением установленного законом специального порядка передачи прав пользования объектами коммунальной инфраструктуры.
При этом, как указал истец, при заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020 нарушен выраженный в Законе №416-ФЗ, а также Законе №115-ФЗ запрет на передачу спорных объектов муниципальной собственности в пользование не на условиях концессионного соглашения, что посягает на публичный интерес, поскольку специфика концессионного соглашения состоит в привлечении инвестиций в имущество энергетического назначения, эксплуатация которого направлена на эффективное, бесперебойное снабжение потребителей (неопределенного круга лиц) ресурсами жизнеобеспечения (часть 1 статьи 1 Закона №115-ФЗ).
Кроме того, заключенный сторонами договор безвозмездного пользования затрагивает интересы неопределенного круга лиц - участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ограничивает их участие в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения договоров пользования спорным имуществом.
Таким образом, договор б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020 является ничтожным в силу части 2 статьи 168 ГК РФ как сделка, противоречащая существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и нарушающая права неопределенного круга лиц и муниципального образования на эффективное распоряжение муниципальным имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
К требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке применимы правила главы 60 ГК РФ (статья 1103 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о том, что договор б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020является недействительным, ссудополучатель - АО «Курскоблводоканал» использует переданное по договору имущество в отсутствие правовых оснований, в связи с чем указанное имущество подлежит возврату ссудодателю.
В ходе рассмотрения дела ответчики аргументированных возражений относительно исковых требований не заявили, факты, изложенные истцом, не оспорили, письменные отзывы не представили.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Частью 3 статьи 70 АПК РФ установлено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Поскольку ответчики не оспорили заявленное требование, суд пришел к выводу о том, что ответчики признали обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование иска.
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиций их относимости, допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд с учетом установленного и изложенного выше, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится судом на ответчиков и подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец в соответствии с частью 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден. Вместе с тем, ответчик – Администрация Александровского сельсовета в силу части 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации также освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 17, 27, 28, 65, 71, 102, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор №б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020, заключенный между администрацией Александровского сельсовета Советского района Курской области и акционерным обществом «Курскоблводоканал».
Признать недействительным дополнительное соглашение от 16.04.2021 к договору №б/н безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.04.2020, заключенное между администрацией Александровского сельсовета Советского района Курской области и акционерным обществом «Курскоблводоканал».
Применить последствия недействительности сделки, обязав акционерное общество «Курскоблводоканал» возвратить Администрации Советского района Курской области в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу следующее имущество:
- расположенное по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельский совет, д. Каменогорка:
A) Скважина №3(6874) - год ввода в эксплуатацию 1978, глубина 78 м, диаметр трубы 168 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1978 года ввода в эксплуатацию.
Б) Водопроводная сеть 2,180 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1974 года ввода в эксплуатацию.
B) Скважина №4(4774) - год ввода в эксплуатацию 1969, глубина 54 м, диаметр трубы 141 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1969 года ввода в эксплуатацию.
Г) Водопроводная сеть 4,330 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1968 года ввода в эксплуатацию.
- расположенное по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельский совет, д. Городище:
A) Скважина №5(41831) - год ввода в эксплуатацию 1977, глубина 65 м, диаметр трубы 219 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м., 1977 года ввода в эксплуатацию.
Б) Водопроводная сеть 2,578 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1977 года ввода в эксплуатацию.
B) Скважина №6(6873) - год ввода в эксплуатацию 1978, глубина 52 м, диаметр трубы 168 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1978 года ввода в эксплуатацию.
Г) Водопроводная сеть 0,262 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1978 года ввода в эксплуатацию.
- расположенное по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельский совет, д. Александровка:
A) Скважина №11(6199) - год ввода в эксплуатацию 1975, глубина 61 м,
диаметр трубы 168 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1985 года ввода
в эксплуатацию.
Б) Водопроводная сеть 3,330 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1985 года ввода в эксплуатацию.
B) Скважина №12(8519) - год ввода в эксплуатацию 1985, глубина 61 м,
диаметр трубы 168 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1985 года ввода
в эксплуатацию.
Г) Водопроводная сеть 2,4 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1985 года ввода в эксплуатацию.
- расположенное по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельский совет, д. Грязное:
A) Скважина №7(5210) - год ввода в эксплуатацию 1971, глубина 53 м,
диаметр трубы 141 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1971 года ввода
в эксплуатацию.
Б) Водопроводная сеть 3,916 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1971 года ввода в эксплуатацию.
B) Скважина №9(5796) - год ввода в эксплуатацию 1974, глубина 61 м,
диаметр трубы 141 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1974 года ввода
в эксплуатацию.
Г) Водопроводная сеть 3,770 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1985 года ввода в эксплуатацию.
- расположенное по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельский совет, д. Петропавловка:
А) Скважина №1(8538) - год ввода в эксплуатацию 1985, глубина 60 м, диаметр трубы 168 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1985 года ввода в эксплуатацию.
Б) Водопроводная сеть 3,5 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1985 года ввода в эксплуатацию.
- расположенное по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельский совет, 2-е Подгородище:
А) Скважина №2(3742) - год ввода в эксплуатацию 1966, глубина 56 м, диаметр трубы 141 мм, емкость башни 25 м3, высота башни 10 м, 1966 года ввода в эксплуатацию.
Б) Водопроводная сеть 2,29 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент. 1966 года ввода в эксплуатацию. Село 2-е Подгородище Советского района Курской области.
- расположенное по адресу: Курская область, Советский район, д. Грязноивановка:
А) Скважина №10(9740) - год ввода в эксплуатацию 1991, глубина 75 м, диаметр трубы 168 мм, емкость башни 25 мЗ, высота башни 10 м, 1991 года ввода в эксплуатацию.
Б) Водопроводная сеть 2,5 км. Способ прокладки - подземная. Диаметр труб 180 мм. Материал асбестоцемент, 1991 года ввода в эксплуатацию.
Взыскать с акционерного общества «Курскоблводоканал» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Белых