ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1117/20 от 30.06.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

04 июля 2022 года

Дело № А35-1117/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.06.2022.

Решение изготовлено в полном объеме 04.07.2022.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи А.В.Пашина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.А.Емельяновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги»

к Курской таможне,

третье лицо: АО «Металлургическая компания «Сталькрон»,

о признании незаконными уведомлений (уточнений к уведомлениям) Курской таможни о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23.12.2019 г. № 10108000/У2019/0000381; от 24.12.2019 г. №№ 10108000/У2019/0000397, 10108000/У2019/0000399, 10108000/У2019/0000395, 10108000/У2019/0000383, 10108000/У2019/000385, 10108000/У2019/0000387, 10108000/У2019/0000389, 10108000/У2019/0000391, 10108000/У2019/0000393; от 26.12.2019г. №№ 10108000/У2019/0000405, 10108000/У2019/0000407, 10108000/У2019/0000409, 10108000/У2019/0000411,

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: ФИО1 - по доверенности от 04.04.2022 № 04-37/44;

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав доводы представителя заинтересованного лица, и изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «Самарские таможенные услуги» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Курской таможне о признании незаконными уведомлений (уточнений к уведомлениям) Курской таможни о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23.12.2019 г. № 10108000/У2019/0000381; от 24.12.2019 г. №№ 10108000/У2019/000397, 10108000/У2019/000399, 10108000/У2019/000395, 10108000/У2019/000383, 10108000/У2019/000385, 10108000/У2019/000387, 10108000/У2019/000389, 10108000/У2019/000391, 10108000/У2019/000393; от 26.12.2019г. №№ 10108000/У2019/000405, 10108000/У2019/000407, 10108000/У2019/000409, 10108000/У2019/000411.

Делу был присвоен номер А35-1117/2020. В соответствии с установленной специализацией в порядке автоматизированного распределения дело передано на рассмотрение судье Морозовой М.Н.

Определением суда от 14.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - АО «Металлургическая компания «Сталькрон».

Определением арбитражного суда от 04.06.2020 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу окончательных судебных актов по делам №№ А35-7404/2019, А35-1035/2020.

19.07.2021 Арбитражным судом Курской области по делу №А35-7404/2019 вынесено решение, которым требования АО «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» удовлетворены, суд решил: «Признать незаконным решение Курской таможни по классификации товара по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза № РКТ-10108000-19/000020 от 16.05.2019 по таможенной декларации № 10108090/290419/0001888. Обязать Курскую таможню восстановить нарушенные права и законные интересы акционерного общества «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» путем внесения.».

Согласно информации, представленной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.kursk.arbitr.ru (информационный ресурс «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru), постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного уда от 15.10.2021 решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2021 по делу №А35-7404/2019 оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 02.02.2022 решение Арбитражного суда Курской области от 19.07.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу №А35-7404/2019 оставлены без изменения.

14.02.2022 Арбитражным судом Курской области по делу №А35-1035/2020 вынесено решение, которым требования АО «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» удовлетворены, суд решил: «Признать незаконными решения Курской таможни о классификации товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 22.11.2019 № РКТ-10108000-19/000077Д, № РКТ-10108000- 19/000078Д. Обязать Курскую таможню восстановить нарушенные права и законные интересы акционерного общества «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» путем внесения соответствующих изменений в таможенные декларации №№ 10108090/270219/0000663, 10108090/280219/0000674, 10108090/280219/0000686, 10108090/280219/0000689, 10108090/040319/0000715, 10108090/040319/0000717, 10108090/060319/0000761, 10108090/060319/0000763, 10108090/070319/0000790, 10108090/070319/0000791, 10108090/010419/0001293, 10108090/030419/0001319, 10108090/030419/0001323, 10108090/140319/0000987, 10108090/200319/0001085, 10108090/200319/0001093, 10108090/200319/0001095, 10108090/280319/0001228, 10108090/280319/0001240, 10108090/280319/0001250, 10108090/290319/0001269, 10108090/290319/0001277, 10108090/040419/0001343, 10108090/040419/0001348, 10108090/050419/0001353, 10108090/050419/0001367, 10108090/300419/0001914, 10108090/300419/0001917, 10108090/300419/0001918, 10108090/300419/0001919, 10108090/070519/0001973, 10108090/070519/0001981, 10108090/070519/0001983, 10108090/080519/0001995, 10108090/080519/0001998, 10108090/080519/0002000, 10108090/080519/0002002.». Указанное решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.

Определением арбитражного суда от 15.03.2022 производство по делу №А35-1117/2020 было возобновлено.

Определением суда от 06.04.2022 произведена замена судьи Морозовой М.Н. на судью Пашина А.В. в деле №А35-1117/2020.

Судом объявлен перерыв в судебном заседании 23.06.2022 до 30.06.2022 до 16 час. 00 мин., о чем вынесено протокольное определение. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Курской области (http://kursk.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом положений статей 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания.

В обосновании заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

18.02.2019 ООО «СТУ» в рамках заключенного договора с АО «Сталькрон» на оказание услуг таможенного представителя № 0228/02-19-025 осуществило декларирование товара, вывезенного последним с таможенной территории ЕАЭС. На основании внешнеэкономических коммерческих контрактов АО «МК «Сталькрон» был вывезен и помещен под таможенную процедуру «экспорт» товар: ферросплавы для легирования и модифицирования стали в виде слитков массой от 400 до 600 кг, установленной формы (ТУ0865-001-90558266-2016) по 14 декларациям с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС 7202998000.

Декларации были поданы ООО «Самарские таможенные услуги» посредством электронного документооборота в таможенный пост «Курский» Курской таможни (код поста 10108090) в сроки, указанные в декларациях.

Впоследствии, после выпуска товара Курской таможней была проведена камеральная проверка АО «МК «Сталькрон», в результате которой таможенный орган пришел к выводу о неверном описании и классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров, заявленных в указанных декларациях.

Таким образом, Курская таможня пришла к выводу, что наименование товаров в декларациях, поданных ООО «Самарские таможенные услуги», №№ 10108090/270219/0000663, 10108090/280219/0000674, 10108090/280219/0000686, 10108090/280219/0000689, 10108090/040319/0000715, 10108090/040319/0000717, 10108090/060319/0000761, 10108090/060319/0000763, 10108090/070319/0000790, 10108090/070319/0000791, 10108090/140319/0000987, 10108090/200319/0001085, 10108090/200319/0001093, 10108090/200319/0001095 должно было быть заявлено декларантом как шихтовые слитки (слитки для переплавки) сплава на основе железа, хрома, никеля, содержащего другие легирующие элементы (по ТУ0865-001-9055 8266-2016), классифицируемые в товарной подсубпозиции 7204500000 ТН ВЭД ЕАЭС, а не как ферросплавы для легирования и модифицирования стали в виде слитков массой от 400 до 600 кг установленной формы, классифицируемые в подсубпозиции 7202998000 ТН ВЭД ЕАЭС.

На основании проведенной таможенной экспертизы (заключение таможенного эксперта от 15 мая 2019 г. № 12403010/0016784) Курской таможней 16 мая 2019 года были приняты Решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС соответственно № РКТ-10108000-19/000020 и № РКТ-10108000-19/000078Д, в соответствии с которыми код задекларированного ООО «СТУ» товара был изменен на код 7204 50000 0, ставка таможенной пошлины изменилась в сторону увеличения, а именно 5%, но не менее 5 евро за тонну.

Согласно выписке из акта таможенной проверки от 27.09.2019 № 10108000/210/270919/А000027 предполагаемая сумма, подлежащая дополнительному исчислению и уплате (взысканию) декларантом АО «МК «Сталькрон» составляет 3 561 103,47 рублей без учета пени (вывозная пошлина), из них по декларациям поданным ООО «СТУ» - 1 502 224,85 руб. Точный размер доначисленных и неуплаченных таможенных платежей указан в обжалуемых уведомлениях. При неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей по истечению установленного в уведомлениях срока, таможенным органом будут приняты меры взыскания в соответствии с главой 12 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, в случае неисполнения требований таможенного органа, основанных на положениях таможенного законодательства о солидарной обязанности декларанта и таможенного представителя по уплате таможенных платежей, таможенный представитель подлежит исключению из Реестра таможенных представителей ФТС России в соответствии со ст. 403 ТК ЕАЭС.

Как указано заявителем, поскольку уведомления определяют срок по уплате таможенных платежей и неисполнение таможенным представителем возложенной на него таможенным законодательством солидарной с декларантом ответственности за их неуплату по истечении указанного в уведомлении срока при незаконности решений по классификации товаров, позволяет считать указанные уведомления соответствующими решениями таможенного органа, которые лицо, чьи права и законные интересы нарушены, может обжаловать в установленном законом порядке.

Заявитель полагает, что уведомления (уточнении к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней на общую сумму 1 502 224,85 руб. являются незаконными, так как незаконно возлагают на ООО «СТУ» уплату дополнительных таможенных платежей по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 106 ТК ЕАС в декларации на товары необходимо указывать сведения, в том числе о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак.

В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС в качестве документов, подтверждающих заявленные в ДТ сведения, должны прилагаться документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Декларантом для декларирования товара были представлены в таможенный орган следующие документы, подтверждающие характеристики товара: внешнеэкономический контракт, сертификат качества на каждую отправляемую партию и ТУ 0865-001-90558266-2016. (копии прилагаются).

По всем товаросопроводительным документам декларанта к таможенному декларированию был представлен товар: «Ферросплав для легирования и модифицирования в слитках по ТУ 0865-001-90558266-2016».

В товаросопроводительных документах указан код ТН ВЭД 7202998000. Вывозной таможенной пошлиной не облагается (Постановление Правительства 754 от 30.08.2013).

Товарная позиция <***> ВЭД ЕАЭС определена в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, как «Ферросплавы».

Ферросплавы по примечанию 1 (в) к данной группе: (в) "ферросплавы" - сплавы в виде чушек, болванок, кусков или других первичных форм, полученных в результате непрерывного литья, а также в форме гранул или порошков, агломерированных или неагломерированных, обычно применяемые как добавки при производстве других сплавов или в качестве раскислителей, десульфураторов или для других аналогичных целей в черной металлургии и обычно непригодные для ковки, содержащие 4 мас.% или более железа и один или более из приведенных ниже элементов в следующих соотношениях: хрома более 10 мас.%,марганца более 30 мас.%, фосфора более 3 мас.%, кремния более 8 мас.%, других элементов в сумме более 10 мас.%, исключая углерод, при условии содержания меди не более 10 мас.%.

Ферросплавы отличаются от передельного чугуна тем, что они содержат более низкий процент железа, служащего своеобразным "растворителем" для составляющих высокий процент легирующих элементов (например, марганца, хрома, вольфрама, кремния, бора или никеля), а также тем, что могут содержать 2 мас.% или менее углерода.

Ферросплавы, как правило, не подвергаются прокатке, ковке или какой-то иной обработке, по крайней мере, в промышленных целях, даже если некоторые из них являются ковкими. Они используются в чугуно- или сталелитейной промышленности в основном для введения определенных количеств легирующих элементов в сталь или передельный чугун для придания им особых свойств в тех случаях, когда применение соответствующих чистых элементов является невозможным или нерентабельным. Некоторые их них используются в качестве раскислителей, десульфураторов, для деазотирования или для успокоения стали, в то время как другие используются в сварке или для нанесения металлопокрытий. Некоторые ферросплавы могут быть использованы непосредственно для литья. Для включения в данную товарную позицию ферросплавы должны быть в форме чушек, болванок, кусков или аналогичных первичных формах, в гранулах или порошкообразной форме, или в формах, полученных в результате непрерывного литья (например, заготовок).

В товарной позиции 7204 ТН ВЭД ЕАЭС (определенной Курской таможней) классифицируются «Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки)».

Шихтовые слитки определены в примечании 1 (ж) к группе 72: (ж) "слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки)" - изделия, грубо отлитые в форме слитков без литейной прибыли или литников или в форме чушек, имеющие явные поверхностные дефекты и отличающиеся по химическому составу от передельного чугуна, зеркального чугуна или ферросплавов.

К ним относятся слитки или чушки, обычно из высоколегированной стали, полученные в результате переплава мелкого лома (например, шлифовальной пыли или мелких токарных стружек) и отливки. Они не прокатываются и применяются в качестве добавок при производстве стали. Обладают шероховатой и неровной поверхностью с раковинами, трещинами, вдавленностями, появившимися в результате того, что отливка производилась в изношенные изложницы. Отливка в форме слитка производится без литниковой воронки. Вследствие этого у них нет прибыли или литника, при этом у них неровная поверхность, иногда в форме желоба у верхнего конца. На этой поверхности часто бывают трещины в виде лунок, в которых можно наблюдать остатки пористого дросса.

Принимая во внимание химический состав товара в массовых процентах, а также согласно Примечаниям к товарной позиции <***> ВЭД ЕАЭС, спорный товар достоверно отнесен таможенным представителем к товарной позиции 7202. Так, согласно представленного сертификата качества на товар от 25.02.2019 № 6 195 следует, что содержание Сг (хрома) находится в пределах 15,02%-16,53%, а содержание С (углерода) 0,17%- 0,34%. Более того, согласно заключению таможенного эксперта от 15.05.2019 № 12403010/0016784 содержание Сг (хрома) установлено в пределах 16,54-17,05%, а содержание С (углерода) 0,32%, что однозначно соответствует коду <***> ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, согласно контракту на поставку от 14.02.2019 № 1402-19 товар должен соответствовать ТУ 0865-001-90558266-2016 (далее — ТУ) «Феросплавы для легирования и модифицирования стали». Указанное ТУ распространяется на ферросплавы, изготовленные методом плавки в металлургических печах различных марок стали, в том числе ломов, отходов чугуна, хрома, никеля, молибдена и титана. Ферросплавы применяются для легирования и модифицирования стали и изготовляются в чушках или слитках. Химический состав ферросплавов по данному ТУ соответствует химическому составу товара заявленного в ДТ: Сг (хром) 10,1%-25,0%; С (углерод) < 2%. Т.е. исходя из данных характеристик, декларируемый товар так же относится к товарной позиции <***> ВЭД ЕАЭС.

Решения о классификации товаров и внесении изменений в ДТ были приняты на основании заключения таможенного эксперта по представленным пробам и образцам товара, задекларированного самим декларантом АО «МК «Сталькрон», которые производилось значительно позже подачи деклараций ООО «СТУ». То есть, при подаче 14 деклараций таможенным представителем ООО «СТУ» пробы и образцы для проведения таможенной экспертизы не отбирались. Таким образом, распространять решения о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, принятые таможенным органом с учетом отбора проб и образцов с поздних партий товаров на все поставки декларанта, считаем незаконным, т.к. классифицирующим признаком для позиции кода ТН ВЭД ЕАЭС 7202 является химический состав товара, который указан в ДТ на основании сертификата качества и ТУ на каждую конкретную партию товара.

Заявитель считает незаконным необоснованное распространение таможенным органом действия решения по классификации товара на ранние декларации на товары, уже вывезенные за пределы таможенной территории ЕАЭС лишь по причине предполагаемого аналогичного химического состава товара.

Учитывая вышеизложенное, и в соответствии с правилами 1, 6 ОПИ ТН ВЭД товар ферросплавы в слитках для легирования стали поставленные АО «МК «Сталькрон» по контрактам от 14.02.2019 г. №1402-19 и №1103-19 от 11.03. 2019 г. должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 7202998000 ТН ВЭД ЕАЭС без вывозной таможенной пошлины, а, следовательно, решения по классификации товаров и решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и соответственно обжалуемые уведомления являются незаконными.

По мнению заявителя уведомления (уточнения к уведомлениям) о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ООО «СТУ» в части свободы предпринимательской деятельности, посягают на предусмотренные законом гарантии от неправомерного взыскания имущества, возлагают необоснованную обязанность по излишней уплате таможенных платежей и могут повлечь исключением ООО «СТУ» из реестра таможенных представителей, и соответственно прекращение хозяйственной деятельности общества.

В связи с вышеизложенным и на основании статей 401, 404, 405, 104, 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статей 344 Федерального закона № 289- ФЗ от 03.08.2019 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», пункта 9 статьи 32, статьи 34 Налогового Кодекса РФ, руководствуясь статьями 197, 198, части 2 статьи 201 АПК РФ заявитель обратился в Арбитражный суд Курской области с указанным требованием.

Курская таможня возражала против обоснованности требований, сославшись на законность и правомерность вынесенных решений Курской таможни №РКТ-10108000-19/000077Д и №РКТ-10108000-19/000078Д от 22.11.2019.

На основании части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемые уведомления вынесены 23.12.2019, 24.12.2019, 26.12.2019, в арбитражный суд заявление поступило 11.02.2020, то есть с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Требование заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами и действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

11.03.2019 между компанией CRONIMET PL Sp z.o.o. (Польша, покупатель) и АО «МК «СТАЛЬКРОН» (Россия, продавец) заключен контракт № 1103-19, согласно условиям которого продавец обязуется поставить, а покупатель обязуется принять и оплатить ферросплав для легирования и модифицирования в слитках (товар) по ТУ 0865-001-90558266-2016. Общая стоимость контракта складывается из сумм, указанных в Дополнениях (спецификациях) и составляет 5000000 Евро, что представляет собой предварительно запланированный объем.

14.02.2019 между компанией CRONIMET Holland (Нидерланды, покупатель) и АО «МК «СТАЛЬКРОН» (Россия, продавец) заключен контракт № 1402-19, согласно условиям которого продавец обязуется поставить, а покупатель обязуется принять и оплатить ферросплав для легирования и модифицирования в слитках (товар) по ТУ 0865-001-90558266-2016. Общая стоимость контракта складывается из сумм, указанных в Дополнениях (спецификациях) и составляет 1000000 Евро, что представляет собой предварительно запланированный объем.

АО «МК «Сталькрон» в период с 01.02.2019 по 20.05.2019 вывозило за пределы таможенной территории Российской Федерации по контракту №1103-19 от 11.03.2019, заключенному с CRONIMET PL Sp z.o.o. (Польша) и контракту от 14.02.2019 № №1402-19, заключенному с CRONIMET Holland (Нидерланды) товары, описываемые в графе 31 деклараций на товары как:

- ферросплавы для легирования и модифицирования стали в виде слитков массой от 400 до 600 кг установленной формы (ТУ0865-001-90558266-2016), полученных в ходе электроплавки ломов и отходов на железо-никелевой основе в электродуговой печи. Состав: железо, хром, никель (процентное содержание зависимости от плавки). Применяется для легирования и модифицирования стали. Производитель: АО «Металлургическая компания «Сталькрон» (ДТ №№ 10108090/270219/0000663, 10108090/280219/0000686, 10108090/040319/0000717, 10108090/070319/0000790, 10108090/200319/0001085, 10108090/280219/0000689, 10108090/060319/0000761, 10108090/070319/0000791, 10108090/200319/0001093, 10108090/280219/0000674, 10108090/040319/0000715, 10108090/060319/0000763, 10108090/140319/0000987, 10108090/200319/0001095;

- ферросплав ферроникельхром е содержанием никеля более 10%, хрома более 10% для; легирования и модифицирования стали в слитках (ТУ 0865-001-90558266-2016). Состав в зависимости от плавки. Производитель: АО «Металлургическая компания «Сталькрон» (ДТ №№ 10108090/280319/0001228, 10108090/280319/0001240, 10108090/280319/0001250, 10108090/290319/0001269, 10108090/290319/0001277, 10108090/010419/0001293, 10108090/030419/0001319, 10108090/030419/0001323, 10108090/040419/0001343, 10108090/040419/0001348, 10108090/050419/0001353, 10108090/050419/0001367, 10108090/300419/0001914, 10108090/300419/0001917, 10108090/300419/0001918, 10108090/300419/0001919, 10108090/070519/0001973, 10108090/070519/0001981, 10108090/070519/0001983, 10108090/080519/0001995, 10108090/080519/0001998, 10108090/080519/0002000, 10108090/080519/0002002.

Товар был классифицирован декларантом в подсубпозиции 7202 99 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Ферросплавы: - прочие: -- прочие: --- прочие).

Товар подсубпозиции 7202 99 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС вывозной таможенной пошлиной не облагается.

В качестве документов, подтверждающих качественные характеристики (химический состав) товара, декларантом предоставлены сертификаты качества. Согласно предоставленной информации, основу слитков составляет железо (около 70%), а также содержатся такие элементы как хром, никель, молибден, вольфрам, кобальт, медь в различных количествах.

В ходе таможенной проверки установлено, что при проведении таможенного контроля на этапе декларирования по товару №1 ДТ № 10108090/290419/0001888 (Ферросплав ферроникельхром с содержанием никеля более 10%, хрома более 10% для легирования стали в слитках (ТУ 0865-001-90558266-2016), состав в зависимости от плавки: никель 9,05 - 9,33%, хром 16,54 - 17,05%, молибден 0,17-0,34%., производитель: АО «Металлургическая компания «Сталькрон»), была назначена и проведена таможенная экспертиза.

По заключению таможенного эксперта ЭИО № 1 (г. Курск) ЭКС ЦЭКТУ -региональный филиал г. Брянск от 15.05.2019 № 12403010/0016784, материал исследованных проб товара:

- обладает определенным уровнем пластичности, а, следовательно, ковкости;

- является сплавом железа, хрома и никеля, по содержанию легирующих элементов близким к нержавеющим (высоколегированным) сталям и сплавам на железохромоникелевой основе;

- присутствуют легирующие элементы - хром, никель, молибден, вольфрам и кремний (может выступать как легирующий элемент и как раскислитель);

- имеет следующий элементный состав: железо (основа), углерод (С) - 0,26 - 0,32%; хром (Сг) - 17,4 - 17,8%; никель (№) - 8,3 - 8,5%; кремний (81) - 0,7 - 1,0%; медь (Си) - 0,2 -0,5%; молибден (Мо) - 0,2 - 0,4%; алюминий (А1) - 0,1% или микропримеси, а также микропримеси фосфора и серы.

Характеристики и свойства проб (внешний вид, элементный и фазовый состав, микроструктура) отличаются от характеристик традиционных ферросплавов, предназначенных для введения в расплав в качестве легирующего сплава, раскислителя, десульфатора и модификатора. По внешнему виду товар представляет собой грубо отлитые слитки (чушки) неправильной формы с шероховатой поверхностью и поверхностными дефектами, без прибылей и литников.

Внешний вид, химический состав и микроструктура исследованных проб аналогична продуктам металлургии (слиткам), получаемым путем переплавки высоколегированного сырья (например, лома и отходов высоколегированной стали и железоникелевых руд). В результате переплава высоколегированного сырья получается шихтовая заготовка с известным химическим составом металла, которую, можно использовать для выплавки подобной по составу марки стали, что повышает эффективность производства.

На основании проведенных исследований экспертом было установлено, что исследованные пробы товара представляют собой фрагменты шихтового слитка (слитка для переплавки, сырья металлургического производства, продукта черной металлургии) . сплава на основе железа, хрома и никеля, содержащего другие легирующие элементы, в виде слитка/чушки; не является ломом и отходами, полученными в процессе производства или механической обработки металлов.

Таким образом, исходя из результатов проведенной таможенной экспертизы, было установлено, что товар, задекларированный в ДТ № 10108090/290419/0001888, не является ферросплавом; является шихтовыми слитками (слитками для переплавки, сырья металлургического производства, продукта черной металлургии) сплава на основе железа, хрома и никеля, содержащего другие легирующие элементы, в виде слитка/чушки; получен путем переплавки высоколегированного сырья (например, лома и отходов высоколегированной стали и железоникелевых руд); может использоваться для выплавки подобной по составу марки стали.

В отношении товара, задекларированного в ДТ № 10108090/290419/0001888, на основании заключения таможенного эксперта ЭИО № 1 (г. Курск) ЭКС ЦЭКТУ -региональный филиал г. Брянск от 15.05.2019 № 12403010/0016784, было принято решение по классификации товара в подсубпозиции 7204 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

На основании акта камеральной таможенной проверки №10108000/210/270919/А000027 от 27.09.2019, в связи с выявленными таможней характеристиками товара, которые свидетельствуют о необходимости иного описания и классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, чем это было заявлено Обществом при декларировании, Курской таможней были приняты решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 22.11.2019 №№ РКТ-10108000-19/000077Д и №РКТ-10108000-19/000078Д.

Решением Арбитражного суда Курской области по делу №А35-1035/2020 признано незаконным решение Курской таможни о классификации товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 22.11.2019 № РКТ-10108000-19/000077Д, № РКТ-10108000-19/000078Д. Арбитражный суд Курской области также обязал Курскую таможню восстановить нарушенные права и законные интересы акционерного общества «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» путем внесения соответствующих изменений в таможенные декларации №№ 10108090/270219/0000663, 10108090/280219/0000674, 10108090/280219/0000686, 10108090/280219/0000689, 10108090/040319/0000715, 10108090/040319/0000717, 10108090/060319/0000761, 10108090/060319/0000763, 10108090/070319/0000790, 10108090/070319/0000791, 10108090/010419/0001293, 10108090/030419/0001319, 10108090/030419/0001323, 10108090/140319/0000987, 10108090/200319/0001085, 10108090/200319/0001093, 10108090/200319/0001095, 10108090/280319/0001228, 10108090/280319/0001240, 10108090/280319/0001250, 10108090/290319/0001269, 10108090/290319/0001277, 10108090/040419/0001343, 10108090/040419/0001348, 10108090/050419/0001353, 10108090/050419/0001367, 10108090/300419/0001914, 10108090/300419/0001917, 10108090/300419/0001918, 10108090/300419/0001919, 10108090/070519/0001973, 10108090/070519/0001981, 10108090/070519/0001983, 10108090/080519/0001995, 10108090/080519/0001998, 10108090/080519/0002000, 10108090/080519/0002002.

Кроме того, 29.04.2019 на Курском таможенном посту для помещения под таможенную процедуру экспорт АО «МК «СТАЛЬКРОН» был задекларирован товар по ДТ 10108090/290419/0001888, предназначенный для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза в рамках контракта №1103-19 от 11.03.2019.

Товар, задекларированный по ДТ 10108090/290419/0001888, имел следующее описание товара в графе 31 «Грузовые места и описание товаров»: ферросплав ферроникельхром с содержанием никеля более 10%, хрома более 10% для легирования стали в слитках – 50 шт. ТУ 0865-001-90558266-2016. Состав в зависимости от плавки: никель 9,05 - 9,33%, хром 16,54 - 17,05%, молибден 0,17 - 0,34%.

В графе 33 декларации товар был классифицирован Обществом в подсубпозиции 7202 99 800 0 ТН ВЭД (Ферросплавы: - прочие: -- прочие: ---прочие), ставка вывозной таможенной пошлины 0%.

29.04.2019 декларанту было направлено уведомление о необходимости предоставления товаров в таможенный орган в связи с необходимостью проведения таможенного досмотра.

30.04.2019 с целью контроля достоверности заявленных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС, количестве, наименовании и характеристиках товара, таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10108080/070519/000002 с отбором проб и образцов.

По акту отбора проб и образцов № 10108080/070519/000002 от 07.05.2019 были отобраны следующие пробы (упакованы в пакет): ферросплав для легирования стали, плавка #221076, 3 пробы по 100 гр.; ферросплав для легирования стали, плавка #221077, 3 пробы по 100 гр.; ферросплав для легирования стали, плавка #221078, 3 пробы по 100 гр.

Согласно решению о назначении таможенной экспертизы № 10108080/070519/000002 от 30.04.2019 перед таможенным экспертом были поставлены следующие вопросы:

1) Идентифицировать представленные пробы (образцы) на соответствие идентификационным критериям/характеристикам;

2) Определить химический состав пробы (образцы) товара в массовых процентах;

3) Входят ли в состав представленных проб (образцов) основные функциональные компоненты ферросплавов (легирующий компонент, раскислитель, десульфатор, модификатор);

4) Определить способ изготовления пробы (образца) товара.

Согласно выводам, изложенном в заключении таможенного эксперта № 12403010/0016784 от 15.05.2019, исследованные пробы товара не соответствует критериям/характеристикам: ферросплавы ферроникельхром с содержанием никеля более 10%, хрома более 10% для легирования стали в слитках, состав в зависимости от плавки: никель 9,05-9,33%, хром 16,54-17,05%, молибден 0,17-034%. Идентифицируются как фрагменты шихтового слитка (слитка для переплавки, сырье металлургического производства, продукт черной металлургии) - сплавы на основе железа, хрома, никеля, содержащего другие легирующие элементы, в виде слитка/чушки.

Установлен следующий элементный состав проб товара: проба №1 - железо - основа, С - 0,32%, Cr ~ 17,4%, Ni ~ 8,5%, Si ~ 1.0%, Cu ~ 0,2%, Мо ~ 0,2%, W ~ 0,1%, А1 ~ 0,1%, микросмеси фосфора, серы; - проба № 2: железо - основа, С - 0,26%, Cr ~ 17,8%, Ni ~ 8,4%, Si ~ 0,7%, Cu ~ 0,4%, Мо ~ 0,2%, W ~ 0,1%, А1 ~ 0,1%, микросмеси фосфора; - проба № 3: железо - основа, С - 0,27%, Cr ~ 17,6%, Ni ~ 8,3%, Si ~ 0,9%, Cu ~ 0,5%, Мо ~ 0,4%, W ~ 0,1%, А1 ~ 0,1%, микросмеси алюминия, фосфора, серы.

В составе исследованных проб присутствуют легирующие элементы, такие как хром, никель, молибден, вольфрам и кремний (может выступать как легирующим элементом, так и раскислителем). Данные легирующие и раскисляющие элементы могут входить в состав как ферросплавов, так и высоколегированных сталей.

Товар, пробы которого представлены на исследование, получен путем переплавки высоколегированного сырья (например: лома и отходов высоколегированной стали и железоникелевых руд).

На основании указанного заключения таможенного эксперта Курской таможней было принято решение № РКТ-10108000-19/000020 от 16.05.2019 о классификации товаров по коду ТН ВЭД 7204 50 000 0 шихтовые слитки (слитки для переплавки) сплава на основе железа, хрома, никеля, содержащего другие легирующие элементы (молибден, вольфрам, кремний), а также микропримеси алюминия, фосфора, серы. По ТУ 0865-001-90558266-2016. Производитель: АО «Металлургическая компания СТАЛЬКРОН».

Полагая указанное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, АО «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, считая необоснованным вывод таможенного органа об отнесении товара, задекларированного по ДТ 10108090/290419/0001888 к шихтовым слиткам (код 7204), ссылаясь на то, что шихтовые слитки изготавливаются по ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» и в соответствии с требованиями пункта 2.9 стандарта химический состав шихтовых слитков должен соответствовать требованиям таблицы 5 стандарта. В соответствии с таблицей 5 ГОСТ 2787-75 химический состав лома и отходов легированных сталей подразделен на группы. Ни одна группа лома и отходов коррозионостойких, жаропрочных и жаростойких сталей по химическому составу не соответствует товару, задекларированному по ДТ 10108090/290419/0001888. В связи с этим, продукция, задекларированная по ДТ 10108090/290419/0001888 никак не может быть отнесена к товарной позиции 7204 и субпозиции 7204500000 (шихтовые слитки). При этом, как указано в пояснениях к подсубпозициям 7204 ТН ВЭД, шихтовые слитки с химическим составом ферросплава, используемые в качестве присадки при производстве специальной стали, включаются в соответствующие подсубпозиции товарной позиции 7202. С учетом изложенного, заявитель полагает, что правомерно руководствовался п. 2 группы 72 «Черные металлы» ТН ВЭД, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, поскольку товар, задекларированный по ДТ № 10108090/290419/0001888, содержит от 70,69% до 71,51% железа и один или более элементов с требуемым содержанием по массовой доле элементов более 10% (содержание хрома от 16,54 до 17,05%), как предусмотрено ТН ВЭД РФ для включения в группу ферросплавов в субпозиции 7202. Таким образом, таможенное декларирование заявителем товара по ДТ № 10108090/290419/0001888 как ферросплава с кодом на уровне первых четырех знаков <***> ВЭД РФ было произведено верно.

Решением Арбитражного суда Курской области от 19 июля 2021 года по делу №А35-7404/2019 требования акционерного общества «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» удовлетворены, признано незаконным решение Курской таможни по классификации товара по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза № РКТ-10108000-19/000020 от 16.05.2019 по таможенной декларации № 10108090/290419/0001888. Арбитражный суд Курской области также обязал Курскую таможню восстановить нарушенные права и законные интересы акционерного общества «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» путем внесения соответствующих изменений в таможенную декларацию № 10108090/290419/0001888.

Вместе с тем, в адрес заявителя посредством электронных средств связи (сети «Интернет») в личный ООО «Самарские таможенные услуги» Курской таможней направлены и Заявителем получены 14 уведомлений (уточнении к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23.12.2019 г. № 10108000/У2019/0000381; от 24.12.2019 г. №№ 10108000/У2019/0000397, 10108000/У2019/0000399, 10108000/У2019/0000395, 10108000/У2019/0000383, 10108000/У2019/0000385, 10108000/У2019/0000387, 10108000/У2019/0000389, 10108000/У2019/0000391, 10108000/У2019/0000393; от 26.12.2019г. №№10108000/У2019/0000405, 10108000/У2019/0000407, 10108000/У2019/0000409, 10108000/У2019/0000411.

Взыскание таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы урегулировано нормами Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются (ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ):

1) если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению;

2) в случаях, установленных подпунктами 2 - 5 пункта 4 статьи 68 Кодекса Союза;

3) на период приостановления применения мер взыскания вывозной таможенной пошлины в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 73 уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Уведомление (уточнение к уведомлению) должно содержать в силу части 2 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ сведения:

1) о регистрационном номере и дате формирования уведомления (уточнения к уведомлению);

2) о регистрационном номере и дате корректировки декларации на товары или расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, корректировки таможенного приходного ордера, заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза;

3) о таможенном органе, сформировавшем уведомление (уточнение к уведомлению);

4) о плательщике и (или) лице, несущем солидарную обязанность;

5) о суммах подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

6) о наступившем сроке исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов;

7) о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно, в случае, предусмотренном пунктом 13 части 19 статьи 72 настоящего Федерального закона;

8) о реквизитах счета Федерального казначейства в целях уплаты в безналичном порядке.

В данном случае уведомления указанным требованиям отвечали.

Вместе с тем, оспариваемые уведомления (уточнений к уведомлениям) Курской таможни о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23.12.2019 г. № 10108000/У2019/0000381; от 24.12.2019 г. №№ 10108000/У2019/0000397, 10108000/У2019/0000399, 10108000/У2019/0000395, 10108000/У2019/0000383, 10108000/У2019/0000385, 10108000/У2019/0000387, 10108000/У2019/0000389, 10108000/У2019/0000391, 10108000/У2019/0000393; от 26.12.2019г. №№10108000/У2019/0000405, 10108000/У2019/0000407, 10108000/У2019/0000409, 10108000/У2019/0000411.

Согласно пункту 1 статьи 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Пунктами 2 и 3 статьи 142 ТК ЕАЭС определено, что таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры, от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 ТК ЕАЭС, определяет место доставки товаров в соответствии со статьей 145 ТК ЕАЭС, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 150 ТК ЕАЭС установлено, что при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан в том числе доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Согласно пункту 3 статьи 151 ТК ЕАЭС для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы: в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение трех часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа - в течение трех часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа.

В соответствии с пунктом 5 статьи 153 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению в случае, если товары не доставлены в место доставки товаров в установленный таможенным органом срок таможенного транзита и действие таможенной процедуры не завершено в случаях, определенных ТК ЕАЭС.

При наступлении указанного обстоятельства сроком уплаты считается день помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и в силу положения пункта 6 статьи 153 ТК ЕАЭС ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру транзита, помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Пунктом 2 статьи 61 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении обстоятельства, указанного в пункте 5 статьи 153 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено абзацем вторым настоящего пункта или пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно положениям пункта 3 статьи 61 ТК ЕАЭС, в случае, если будет установлено (подтверждено), что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, находятся на территории иного государства-члена, чем государство-член, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, на территории которого находятся такие товары, если иное не установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Нахождение товаров на территории государства-члена или их ввоз на территорию государства-члена, таможенный орган которого не производил выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, устанавливается (подтверждается) на основании документов, полученных в ходе проведения таможенного контроля и (или) составленных по результатам проведения такого таможенного контроля, а также в ходе административного производства (процесса), расследования по уголовным делам либо проверки, ведение (проведение) которых осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов таможенными или иными государственными органами государств-членов.

Установление (подтверждение) нахождения товаров на территории государства-члена, таможенный орган которого не производил выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, или их ввоза на территорию этого государства-члена должно быть признано таможенным органом государства-члена, который произвел выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 69 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 указанной статьи.

В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 69 ТК ЕАЭС в случаях, в том числе, определенных пунктом 3 статьи 61 ТК ЕАЭС, или при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 153 ТК ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом государства-члена, в котором таможенные пошлины и налоги подлежат уплате или на территории которого выявлены такие обстоятельства.

Согласно пункту 3 статьи 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства о таможенном регулировании, влекущее наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней фиксируется на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.

Выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней фиксируется таможенным органом, в том числе, путем заполнения расчета таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей. В этом случае суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.

В рамках настоящего дела, рассматривается вопрос о признании незаконными уведомлений (уточнений к уведомлениям) Курской таможни о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23.12.2019 г. № 10108000/У2019/0000381; от 24.12.2019 г. №№ 10108000/У2019/0000397, 10108000/У2019/0000399, 10108000/У2019/0000395, 10108000/У2019/0000383, 10108000/У2019/0000385, 10108000/У2019/0000387, 10108000/У2019/0000389, 10108000/У2019/0000391, 10108000/У2019/0000393; от 26.12.2019г. №№10108000/У2019/0000405, 10108000/У2019/0000407, 10108000/У2019/0000409, 10108000/У2019/0000411.

Указанные уведомления таможенного органа направлены в адрес ООО «СТУ» на основании Решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10108000-19/000020 от 16.05.2019, принятого Курской таможней на основании проведенной таможенной экспертизы (Заключение таможенного эксперта от 15 мая 2019 г. № 12403010/0016784). В соответствии с данным решением код задекларированного ООО «СТУ» товара был изменен на код 7204 50000 0, ставка таможенной пошлины изменилась в сторону увеличения, а именно 5%, но не менее 5 евро за тонну, в связи с чем, были доначислены вышеуказанные таможенные платежи и направлены соответствующие уведомления в адрес ООО «СТУ».

В рамках дела № А35-7404/2019 рассматривалось требование акционерного общества «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» к Курской таможне о признании недействительным решения Курской таможни от 16.05.2019 № РКТ-10108000-19/000020 о классификации товара.

В рамках дела №А35-1035/2020 рассматривалось требование акционерного общества «Металлургическая компания «СТАЛЬКРОН» к Курской таможне о признании недействительными решений Курской таможни о классификации товара от 22.11.2019 № РКТ-10108000-19/000077Д, № РКТ-10108000-19/000078Д.

В данном случае вступили в законную силу судебные акты, принятые по делам №№А35-7404/2019, А35-1035/2020, которыми отменены Решения Курской таможни по классификации товаров, послужившие основанием для направления таможенным органом в адрес ООО «СТУ» оспариваемых Уведомлений.

Как следует из содержания пункта 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ, меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В силу части 4 статьи 81 Федерального закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных Федеральным законом N 289-ФЗ, такое взыскание не было произведено.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС, меры по взысканию таможенных платежей не принимаются, если срок взыскания, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных платежей, истек.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты платежей

Уведомления Курской таможни, являющиеся предметом спора по настоящему судебному делу направлены обществу с соблюдением установленных сроков, но на основании незаконного решения таможенного органа.

Поскольку решения были признаны недействительными, недействительны с момента их вынесения, у Курской таможни отсутствовали законные основания для направления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Отмена оспариваемого акта или прекращение принудительного взыскания платежей в данном случае значения не имеет, поскольку по смыслу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта, исходя из обстоятельств, которые существовали на момент его принятия. Вынесение оспариваемого акта привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя.

Окончание либо прекращение производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного акта либо действий (бездействия) органа, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

С учетом изложенного, Арбитражный суд Курской области поддерживает вывод заявителя о том, что оспариваемые обществом уведомления о не уплаченных в установленный срок сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени вынесены с нарушением требований таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.

Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги» к Курской таможне удовлетворить.

Признать недействительными уведомления Курской таможни о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23.12.2019 г. № 10108000/У2019/0000381; от 24.12.2019 г. №№ 10108000/У2019/0000397, 10108000/У2019/0000399, 10108000/У2019/0000395, 10108000/У2019/0000383, 10108000/У2019/0000385, 10108000/У2019/0000387, 10108000/У2019/0000389, 10108000/У2019/0000391, 10108000/У2019/0000393; от 26.12.2019г. №№10108000/У2019/0000405, 10108000/У2019/0000407, 10108000/У2019/0000409, 10108000/У2019/0000411.

Взыскать с Курской таможни в пользу ООО «Самарские таможенные услуги» возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 42 000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Пашин А.В.