ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1121/14 от 09.07.2014 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

июля 2014 года

Дело № А35-1121/2014

Резолютивная часть решения объявлена 09.07.2014.

Полный текст решения изготовлен 14.07.2014.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой А.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Курская птицефабрика»

к ГУ МЧС России по Курской области в лице ОНД по г. Курску и Курскому району

о признании недействительным и отмене предписания ОНД по г. Курску и Курскому району УНД Главного Управления МЧС России по Курской области по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 07.11.2013.

В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: Синюкова А.В. по доверенности; от заинтересованного лица: Кретова И.И. по доверенности.

ОАО «Курская птицефабрика» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к ГУ МЧС России по Курской области в лице ОНД по г. Курску и Курскому району о признании недействительным и отмене предписания ОНД по г. Курску и Курскому району УНД Главного Управления МЧС России по Курской области по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 07.11.2013.

Заявитель поддержал требования в полном объеме, согласно доводов, изложенных в заявлении, дополнительных доводах по заявленным требованиям, имеющихся в материалах дела.

ГУ МЧС России по Курской области в лице ОНД по г. Курску и Курскому району возражало против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам имеющегося в  материалах дела отзыва, материалов административного дела, дополнения  к отзыву, имеющихся в  материалах дела.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, и изучив представленные материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Курская птицефабрика» расположено по адресу: 305527, Курская обл., Курский район, д. Ворошнево, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034603002851.

В соответствии с Распоряжением начальника ОНД по г. Курску и Курскому району Занина Андрея Вячеславовича от 01.10.2013 г. № 97-ЗНТ в период с 10 октября по 07 ноября 2013 г. проведена плановая проверка ОАО «Курская птицефабрика» с целью выполнения «Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год» управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Курской области.

Предметом указанной проверки являлось соблюдение обязательных требований, а также проведение мероприятий: по защите работников и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выполнение основных требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, а именно: разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и работников на прилегающей территории; обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях; сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты и работников территорий от их опасных воздействий; декларирование безопасности, лицензирование и страхование за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения; создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В ходе проведенной плановой проверки установлено, что ОАО «Курская птицефабрика» нарушило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера , а именно:

- в ОАО «Курская птицефабрика» не прошли обязательную подготовку в Учебно-методическом   центре   по   гражданской  обороне   и  чрезвычайным   ситуациям Курской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера генеральный директор, работник, специально уполномоченный на решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатель комиссии по ЧС и члены комиссии организации (п.1, п. 2 «г», «д», «е», п. 5 Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Утвержден ПП РФ от 4 сентября 2003 г. № 547);

-      в ОАО «Курская птицефабрика» не создан резерв (запас) для обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета не менее 105% от общей численности работников для ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 14. п. «ж» ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 2, п. 7. ПП РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; раздел 2. п.п. 4,8, раздел 6. п. 25 Приказ МЧС России от 21 декабря 2005 г. № 993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»);

-      не создана локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях на потенциально опасном объекте (статья 14. п. «г» Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 46 Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 « Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»); п. 1 ПП РФ от 1 марта 1993 г. № 178 « О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»; п. 2 Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2003 г. №1544-р).

Вышеперечисленные нарушения были зафиксированы в акте проверки №97-ЗНТ от 07.11.2013 г.

ОАО «Курская птицефабрика» было выдано предписание №97-ЗНТ по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и был указан срок устранения - 31.05.2014 г.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ОАО «Курская птицефабрика» обратилось в арбитражный суд за оспариванием вышеуказанного ненормативного акта, считая его не обоснованными, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и интересы ОАО «Курская птицефабрика», являющимся незаконным вмешательством в его хозяйственную деятельность.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 39 Приказа МЧС России от 26.06.2012 N 359 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее – Административный регламент) должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.

В соответствии с п. 40  Административного регламента, при исполнении государственной функции должностные лица надзорных органов, в том числе структурных подразделений ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), уполномоченных на проведение надзорных мероприятий в области гражданской обороны, организуют и проводят проверки территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также должностных лиц и граждан на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Управление в пределах своих полномочий осуществляет надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе путем составления актов проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и направления в адрес проверяемых организаций предписаний об устранении нарушений и соблюдении действующих требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г №294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, в связи с выявленными в ходе проверки ОАО «Курская птицефабрика» правонарушениями, протокол №29-ЗНТ от 12.11.2013 года об административном правонарушении с приложением материалом административного дела переданы в мировой суд судебного участка №3 Курского района Курской области.

Постановлением Мирового судьи судебного участка №3 Курского района Курской области было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ОАО «Курская птицефабрика» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ОАО «Курская птицефабрика» состава административного правонарушения.

Административный орган обжаловал указанное постановление мирового суда в вышестоящий суд.

29.01.2014г. Курский районный суд Курской области оставил жалобу административного органа без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения. Курский районный суд Курской области поддержал выводы мирового судьи судебного участка №3 Курского района Курской области об отсутствии со стороны заявителя нарушений законодательства в области гражданской обороны.

Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Постановление Мирового судьи судебного участка №3 Курского района Курской области имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем, заявленные требования  ОАО «Курская птицефабрика» подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое в настоящем деле предписание вынесено на основании протокола об административном правонарушении, в котором зафиксированы правонарушения, совершенные, по мнению административного органа, ОАО «Курская птицефабрика». В тоже время, судебные инстанции в постановлении Мирового судьи судебного участка №3 Курского района Курской области,  решении Курского районного суда Курской области пришли к выводу об отсутствии выявленных правонарушений, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ постановлением Мирового судьи судебного участка №3 Курского района Курской области было прекращено ввиду отсутствия состава правонарушения.

Доводы, изложенные административным органом при рассмотрении настоящего дела получили оценку при рассмотрении дела о привлечении ОАО «Курская птицефабрика» к административной ответственности в суде общей юрисдикции, в связи с чем, указанные доводы являются несостоятельными.

С учетом изложенного, предписание ОНД по г. Курску и Курскому району УНД Главного Управления МЧС России по Курской области по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 07.11.2013 подлежит отмене, как вынесенное с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Обжалуемым предписанием нарушено право заявителя на проведение в отношении него проверки только с соблюдением процедуры, установленной федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Стороны, согласно положениям статей 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе непредставления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 АПК РФ, обязанность доказывания правомерности вынесенного предписания лежит на административном органе.

Принимая во внимание требования вышеназванных норм процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд считает, что административным органом не было приведено в материалы дела убедительных доводов, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, основанных на доказательственной базе, в обоснование оспариваемого предписания.

Следовательно, содержащиеся в оспариваемом акте требования нарушают права  ОАО «Курская птицефабрика», так как незаконно возлагают на последнего дополнительные обязанности по исполнению предписания.

Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Принимая во внимание заявленные материально-правовые требования при указанных заявителем правовых основаниях, суд считает, что в данном случае имеются основания для удовлетворения заявленного ОАО «Курская птицефабрика»  требования, что является основанием для признания предписания ОНД по г. Курску и Курскому району УНД Главного Управления МЧС России по Курской области по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 07.11.2013 незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя.

Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, а также, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь   статьями 17, 27, 29, 65, 110, 167-170, 176, 177, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным и отменить полностью предписание ОНД по г. Курску и Курскому району УНД Главного Управления МЧС России по Курской области по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 07.11.2013, как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Взыскать с ГУ МЧС России по Курской области в лице ОНД по г. Курску и Курскому району (305000,Курская обл, ,Курск г, ,Можаевская ул,6,, ОГРН 1044637036333) в пользу ОАО «Курская птицефабрика» (305527,КУРСКАЯ ОБЛ,КУРСКИЙ Р-Н, ,ВОРОШНЕВО Д, ,0, ОГРН 1034603002851) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Настоящее решение вступает в законную силу и может быть обжаловано через арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                 М.Н. Морозова