АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
16 июня 2017 года | Дело№ А35-11348/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.06.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 16.06.2017.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Е.М. Григоржевич, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобынцевой К.С., рассмотрел дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Курск»
к Комитету агропромышленного комплекса Курской области
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении ООО «Авангард-Агро-Курск» субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, №0006-16-07 от 11.05.2016, № 0011-16-07 от 17.05.2016, № 0012-16-07 от 13.05.2016, №0023-16-07 от 03.06.2016 в сумме 76 981 853 руб.;
об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Авангард-Агро-Курск» путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, № 0006-16-07 от 11.05.2016, № 0011-16-07 от 17.05.2016, № 0012-16-07 от 13.05.2016, № 0023-16-07 от 03.06.2016 в сумме 76 981 853 руб.;
о взыскании государственной пошлины в размере 3000 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1.
В судебном заседании приняли участие представители:
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя – ФИО2 – по доверенности № 1 от 12.09.2016, предъявлен паспорт(2404 148478), ФИО3 по доверенности от 07.10.2016,
от заинтересованного лица – ФИО4 - по доверенности № 09.1-07/60 от 11.01.2017, предъявлен паспорт (3802 710531), ФИО5 по доверенности от 24.04.2017 № 09.1-02/1641.
от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Курск» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету агропромышленного комплекса Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении ООО «Авангард-Агро-Курск» субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, №0006-16-07 от 11.05.2016, № 0011-16-07 от 17.05.2016, № 0012-16-07 от 13.05.2016, №0023-16-07 от 03.06.2016 в сумме 76 981 853 руб.; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Авангард-Агро-Курск» путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, № 0006-16-07 от 11.05.2016, № 0011-16-07 от 17.05.2016, № 0012-16-07 от 13.05.2016, № 0023-16-07 от 03.06.2016 в сумме 76 981 853 руб.; о взыскании государственной пошлины в размере 3000 руб.
23.12.2016 определением Арбитражного суда Курской области заявление было принято к производству.
Определением Арбитражного суда Курской области от 25.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителя.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено, заявлений, ходатайств не представило.
С учетом положений статьи 156, 200 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Курск» (далее – ООО «Авангард-Агро-Курск»), адрес (место нахождения) – 306024, Курская область, Золотухинский район, с. Новоспасское 1-Е, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2005, ИНН <***>, ОГРН <***>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности заявителя является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур.
ООО «Авангард-Агро-Курск» является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Как усматривается из материалов дела, 23.06 2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и Комитетом агропромышленного комплекса Курской области было заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (т. 1, л.д. 126-127).
26.04.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0003-16-07 (т. 1, л.д. 29-35) в отношении урожая ячменя ярового на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 61 381 794 рубля 07 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 30 690 897 рублей 04 коп. по платежному поручению от 24.06.2016 №8973, т. 1, л.д. 54).
11.05.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0006-16-07 (т. 1, л.д. 36-37) в отношении урожая сахарной свеклы на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 33 306 492 рубля 27 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 16 653 246 рублей 14 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8975, т. 1, л.д. 55).
13.05.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0012-16-07 (т. 1, л.д. 43-46) в отношении урожая подсолнечника на зерно на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 38 356 280 рублей 09 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 19 178 140 рублей 05 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8981, т. 1, л.д. 52).
17.05.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0011-16-07 (т. 1, л.д. 39-42) в отношении урожая кукурузы на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 17 199 099 рубля 19 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 9 008 792 рублей 12 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8979, т. 1, л.д. 51).
03.06.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0023-16-07 (т. 1, л.д. 47-50) в отношении урожая гречихи на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 2 901 554 рубля 34 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 1 450 777 рублей 17 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8977, т. 1, л.д. 53).
28.06.2016 ООО «Авангард-Агро-Курск» обратилось в Комитет агропромышленного комплекса Курской области в порядке реализации права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по вышеназванным договорам сельскохозяйственного страхования в сумме 76 981 853 рубля (вх. № 09.1-2446, л.д. 114).
К заявлению были приложены следующие документы:
- заявление (оригинал);
- расчеты (областной и федеральный);
- копии справок от Курскстат и АПК Курской области;
- копии заявлений на страхование прошлых лет;
- копии договора страхования № 0006-16-07 от 11.05.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копия П-1 (СХ) (2016);
- копии договора страхования № 0011-16-07 от 17.05.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии договора страхования № 0023-16-07 от 03.06.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии договора страхования № 0012-16-07 от 13.05.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии договора страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии 4-СХ (2016);
- копии 4-СХ, 29-СХ (2015).
Заявление с приложенными документами поступило в комитет агропромышленного комплекса Курской области 04.07.2016, о чем сделана запись в журнале регистрации заявлений о перечислении или об отказе в перечислении субсидий на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства (т. 2, л.д. 17).
Как указал заявитель, до настоящего времени субсидии в названной сумме ООО «Авангард Агро-Курск» не представлены.
Полагая, что Комитетом агропромышленного комплекса Курской области допущено бездействие, выразившееся в не предоставлении ООО «Авангард-Агро-Курск» субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, №0006-16-07 от 11.05.2016, № 0011-16-07 от 17.05.2016, № 0012-16-07 от 13.05.2016, №0023-16-07 от 03.06.2016 в сумме 76 981 853 руб., заявитель обратился 29.11.2016 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Срок на обращение в суд с настоящим заявлением заявителем не пропущен, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в нем.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в нем, требования заявителя арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению для признания оспариваемого в рамках настоящего дела отказа, необходимо одновременно наличие двух факторов: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силучасти 5 статьи 200АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В силу пункта 4 части 3 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов является национальная экономика, в том числе сельское хозяйство и рыболовство.
Согласно части 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса - непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 132 БК РФ).
Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
В соответствии с частью 1 указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям: развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. В качестве условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой (далее - сельскохозяйственное страхование), - страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, которое осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 указанного Федерального закона порядок предоставления и распределения предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным в соответствии с настоящим Федеральным законом договорам сельскохозяйственного страхования, включая методику расчета данных субсидий, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» (действовавшим на момент спорных правоотношений) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства (далее - субсидии).
В силу подпункта «а» пункта 2 указанных Правил, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (далее - государственная и (или) муниципальные программы), предусматривающих возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования: в области растениеводства - на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, в том числе урожая многолетних насаждений (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей, виноградников, плодовых, ягодных, орехоплодных насаждений, плантаций хмеля, чая), утраты (гибели) посадок многолетних насаждений (виноградников, плодовых, ягодных и орехоплодных насаждений, плантаций хмеля, чая) в результате наступления следующих событий: воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар); проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер; нарушение электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях;
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил субсидии предоставляются при соблюдении следующих требований и условий:
а) наличие утвержденных государственной и (или) муниципальных программ, предусматривающих государственную поддержку в сфере сельскохозяйственного страхования;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ;
в) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего:
перечень предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил документов, необходимых для получения целевых средств, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия (далее - целевые средства), и сроки их рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), не превышающие 10 рабочих дней;
порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям целевых средств из бюджета субъекта Российской Федерации;
условие о перечислении уполномоченным органом средств на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования на расчетный счет страховой организации в размере 50 процентов страховой премии, рассчитанной с учетом установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и согласованных с Министерством финансов Российской Федерации ставок для расчета размера субсидии на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня принятия положительного решения о предоставлении государственной поддержки при наличии в бюджете субъекта Российской Федерации средств на указанные цели;
обязательство уполномоченного органа осуществлять проверку представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов, регистрировать заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации в порядке их поступления в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью этого органа, и направлять в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации принятых документов, письменное уведомление о принятии такого заявления к рассмотрению или об отказе в принятии с указанием причин отказа;
обязательство уполномоченного органа рассматривать представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем документы для получения целевых средств в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня письменного уведомления о принятии заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации к рассмотрению;
обязательство уполномоченного органа в случае отказа в предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю целевых средств вносить соответствующую запись в журнал регистрации, при этом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня письменного уведомления о принятии заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации к рассмотрению, направлять сельскохозяйственному товаропроизводителю соответствующее письменное уведомление;
обязательство уполномоченного органа после отказа в предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю целевых средств повторно рассматривать представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем документы, необходимые для получения целевых средств, после приведения их в соответствие с установленными для получения целевых средств требованиями;
г) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей результативности, устанавливаемых государственной и (или) муниципальными программами, значениям показателей результативности использования субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий (далее - соглашение), форма которого утверждается Министерством;
д) обязательство субъекта Российской Федерации по предоставлению целевых средств при соблюдении следующих требований:
возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования не производится по договорам страхования, действие которых прекращено досрочно, за исключением случая прекращения договоров страхования, предусмотренного статьей 958 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования, действие которых прекращено в соответствии со статьей 958 Гражданского кодекса Российской Федерации, производится пропорционально уплаченной сельскохозяйственным товаропроизводителем и не возвращенной страховщиком части страховой премии;
заключение сельскохозяйственным товаропроизводителем договора сельскохозяйственного страхования со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования и отвечающей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. В случае отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности, на основании которой ей предоставлялось право осуществлять сельскохозяйственное страхование, принятие решения о перечислении такой страховой организации целевых средств по договору сельскохозяйственного страхования приостанавливается до передачи этой страховой организацией обязательств по заключенным договорам сельскохозяйственного страхования (страхового портфеля) другой страховой организации (другим страховым организациям) в соответствии со страховым законодательством. Уполномоченный орган после получения предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 настоящих Правил копий договора о передаче страхового портфеля и акта приема-передачи страхового портфеля, включающего в себя перечень переданных договоров сельскохозяйственного страхования, перечисляет целевые средства на расчетный счет страховой организации, принявшей обязательства по договорам сельскохозяйственного страхования;
заключение договоров сельскохозяйственного страхования в отношении урожая одного или нескольких видов сельскохозяйственных культур, в том числе урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, указанных в плане сельскохозяйственного страхования, предусмотренном статьей 6 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее - план сельскохозяйственного страхования) на соответствующий год, - на всей площади земельных участков, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры и многолетние насаждения;
заключение договора сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных животных, указанных в плане сельскохозяйственного страхования на соответствующий год, - на все имеющееся у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовье сельскохозяйственных животных одного или нескольких определенных видов;
заключение договора сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, - в срок не позднее 15 календарных дней после окончания их сева или посадки, в отношении многолетних насаждений - до момента прекращения их вегетации (перехода в состояние зимнего покоя), в отношении сельскохозяйственных животных - на срок не менее чем год;
вступление в силу договора сельскохозяйственного страхования и уплата сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов начисленной страховой премии по этому договору;
наличие в договоре сельскохозяйственного страхования условия о том, что договор не может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, за исключением случая, предусмотренного статьей 958 Гражданского кодекса Российской Федерации;
установление страховой суммы в договоре сельскохозяйственного страхования в размере не менее чем 80 процентов страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных;
установление франшизы в размере, не превышающем 30 процентов страховой суммы в отношении каждой сельскохозяйственной культуры, группы многолетних насаждений, вида, пола, возрастного состава сельскохозяйственных животных в случае, если договор сельскохозяйственного страхования предусматривает установление безусловной франшизы или агрегатной безусловной франшизы;
установление доли страховой премии, применяемой при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенной для осуществления страховых и компенсационных выплат страхователям и выгодоприобретателям, в размере не менее чем 80 процентов;
применение методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;
применение ставок для расчета размера субсидий, установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с планом сельскохозяйственного страхования на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 4 Правил, перечень документов, предусматриваемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «в» пункта 3 настоящих Правил, включает:
а) заявление о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации;
б) справку о размере целевых средств, составленную на основании договора сельскохозяйственного страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации);
в) копию договора сельскохозяйственного страхования (копии договора о передаче страхового портфеля и акта приема-передачи страхового портфеля, включающего в себя перечень переданных договоров сельскохозяйственного страхования, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта "д" пункта 3 настоящих Правил);
г) выписку из отчета о платежеспособности страховой организации о превышении фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером, рассчитываемого в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, предоставленную сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора сельскохозяйственного страхования и заверенную ее руководителем, либо документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договору сельскохозяйственного страхования, в том числе наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков), сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование, реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования).
В целях реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 № 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» Приказом Минсельхоза России от 10.04.2015 № 133 «Об утверждении методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных» утверждена методика определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений согласно приложению № 1 к настоящему приказу; методика определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 № 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» и в соответствии с Законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, государственной программой Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 № 744-па, утверждены прилагаемые Правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (действовавшие на момент спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства (далее - субсидии).
В силу пункта 2 Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предоставление субсидий из областного бюджета осуществляется комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в областном бюджете по соответствующему разделу, подразделу бюджетной классификации расходов бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), субсидии предоставляются комитетом агропромышленного комплекса Курской области на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования (далее - договор страхования):
а) в области растениеводства на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей, плодовых, ягодных насаждений), утраты (гибели) посадок многолетних насаждений (плодовых, ягодных) в результате следующих событий:
воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение и природный пожар);
проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;
нарушение электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях;
Субсидии предоставляются на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии на расчетный счет страховой организации в размере 50 процентов страховой премии, рассчитанной с учетом установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации ставок для расчета размера субсидии, на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня принятия положительного решения о предоставлении субсидии.
В силу пункта 5.1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) субсидии предоставляются при условии заключения с комитетом агропромышленного комплекса Курской области соглашения о предоставлении субсидий, одним из условий которого является согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя на осуществление комитетом агропромышленного комплекса Курской области и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Форма соглашения устанавливается комитетом агропромышленного комплекса Курской области.
Сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в комитет агропромышленного комплекса Курской области:
заявление о перечислении субсидии на расчетный счет страховой организации;
справки о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, по формам и в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; из областного бюджета - по формам и в сроки, установленные комитетом агропромышленного комплекса Курской области;
копию договора сельскохозяйственного страхования;
копию платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии;
выписку из отчета о платежеспособности страховой организации о превышении не менее чем на 30 процентов фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером, предоставленную сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенную ее руководителем, либо документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договору страхования, в том числе наименование страховой организации - перестраховщика (организаций - перестраховщиков), сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование, реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования).
Копии представляемых документов должны быть заверены надлежащим образом сельскохозяйственными товаропроизводителями (пункт 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Комитет агропромышленного комплекса Курской области осуществляет проверку представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов, в день поступления регистрирует заявления в порядке их поступления в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью, и направляет в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации принятых документов, письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе с указанием причин отказа. Основанием для отказа в принятии заявления является отсутствие лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год, а также несоответствие представленных документов условиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил.
В течение 10 рабочих дней со дня письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению комитет агропромышленного комплекса Курской области рассматривает представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем документы для получения субсидии.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии является непредставление проекта подписанного сельскохозяйственным товаропроизводителем соглашения в срок, указанный в абзаце третьем пункта 5 настоящих Правил, а также несоответствие представленных документов условиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
В случае отказа в предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии комитет агропромышленного комплекса Курской области вносит соответствующую запись в журнал регистрации, при этом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению, направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю соответствующее письменное уведомление.
В случае получения отказа сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право повторно представить в комитет агропромышленного комплекса Курской области документы, необходимые для получения субсидий, после приведения их в соответствие с установленными требованиями (пункт 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Как следует из материалов дела, 23.06 2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и Комитетом агропромышленного комплекса Курской области было заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (т. 1, л.д. 126-127).
Согласно заключенному соглашению, комитет агропромышленного комплекса Курской области со своей стороны обязался в порядке и на условиях, установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами, предоставить ООО «Авангард-Агро-Курск» государственную поддержку за счет средств областного бюджета и, поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что 26.04.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0003-16-07 (т. 1, л.д. 29-35) в отношении урожая ячменя ярового на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 61 381 794 рубля 07 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 30 690 897 рублей 04 коп. по платежному поручению от 24.06.2016 № 8973, т. 1, л.д. 54.
11.05.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0006-16-07 (т. 1, л.д. 36-37) в отношении урожая сахарной свеклы на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 33 306 492 рубля 27 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 16 653 246 рублей 14 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8975, т. 1, л.д. 55).
13.05.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0012-16-07 (т. 1, л.д. 43-46) в отношении урожая подсолнечника на зерно на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 38 356 280 рублей 09 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 19 178 140 рублей 05 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8981, т. 1, л.д. 52).
17.05.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0011-16-07 (т. 1, л.д. 39-42) в отношении урожая кукурузы на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 17 199 099 рубля 19 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 9 008 792 рублей 12 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8979, т. 1, л.д. 51).
03.06.2016 между ООО «Авангард-Агро-Курск» и АО «Страховая группа Авангард-Гарант» был заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур) № 0023-16-07 (т. 1, л.д. 47-50) в отношении урожая гречихи на случай утраты (гибели) урожая (размер страховой премии составил 2 901 554 рубля 34 коп., из которых ООО «Авангард-Агро-Курск» была оплачена сумма в размере 1 450 777 рублей 17 коп. по платежному поручению от 27.06.2016 № 8977, т. 1, л.д. 53).
Как следует из материалов дела, 28.06.2016 специалистом ООО «Авангард- Агро-Курск» ФИО1 было передано заявление в комитет агропромышленного комплекса Курской области в порядке реализации права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по вышеназванным договорам сельскохозяйственного страхования в сумме 76 981 853 рубля (вх. № 09.1-2446, л.д. 114), что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
К заявлению были приложены следующие документы:
- заявление (оригинал);
- расчеты (областной и федеральный);
- копии справок от Курскстат и АПК Курской области;
- копии заявлений на страхование прошлых лет;
- копии договора страхования № 0006-16-07 от 11.05.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копия П-1 (СХ) (2016);
- копии договора страхования № 0011-16-07 от 17.05.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии договора страхования № 0023-16-07 от 03.06.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии договора страхования № 0012-16-07 от 13.05.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии договора страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, страховых полисов, заявления, счета на оплату, платежное поручение (оригинал);
- копии 4-СХ (2016);
- копии 4-СХ, 29-СХ (2015).
Судом установлено, что заявление с приложенными документами передано на проверку специалисту комитета ФИО5 04.07.2016, о чем сделана запись в журнале регистрации заявлений о перечислении или об отказе в перечислении субсидий на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства (т. 2, л.д. 17).
По итогам проверки представленных заявителем документов специалистом комитета ФИО5 15.07.2016 было оформлено уведомление № 9 (т. 1, л.д. 131) об отказе в принятии заявления на перечисление субсидии с указанием допущенных заявителем нарушений:
1) несоответствие посевной площади по отдельным сельхозкультурам по договорам страхования и представленным данным статистической отчетности по форме № 4-СХ за 2016 год;
2) отсутствие форм статистической отчетности № 4-СХ
«Сведения об итогах сева под урожай» и № 29-СХ «Сведения о сборе
урожая сельскохозяйственных культур» за период 2011-2014 годы для проверки средней урожайности сельхозкультур за пять предшествующих лет.
Как указал комитет агропромышленного комплекса Курской области в письменных пояснениях указанное уведомление было выдано нарочно специалисту ООО «Авангард-Агро-Курск» ФИО1 18.07.2016.
Данный факт заявителем отрицается.
Однако, судом установлено, что 14.09.2016 специалистом ООО «Авангард-Агро-Курск» ФИО1 было представлено в комитет повторное заявление на предоставление субсидии, которое в тот же день было зарегистрировано в журнале регистрации (т. 2, л.д. 17), и копии форм статистической отчетности № 4-СХ «Сведения об итогах сева под урожай» и № 29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» за период 2011-2014 годы.
По итогам проверки представленных форм № 4-СХ и № 29-СХ за период 2011-2014 годы было выявлено несоответствие средней урожайности, указанной в заключенных договорах страхования и в представленных статистических формах, что повлияло на возможность правильного расчета размера субсидии, в связи с чем 27.09.2016 специалисту ООО «Авангард-Агро-Курск» ФИО1 было выдано уведомление об отказе в принятии заявления от 27.09.2016 № 10 (т. 1, л.д. 131).
Из материалов дела следует, что 23.09.2016 специалистом ООО «Авангард-Агро-Курск» ФИО1 было представлено в комитет агропромышленного комплекса Курской области письмо № 21 от 23.09.2016 (т. 1, л.д. 132), в котором заявитель объяснял расхождение в посевной площади сахарной свеклы между договором страхования и формой № 4-СХ за 2016 год. По данному факту в октябре 2016 года ООО «Авангард-Агро-Курск» были представлены в комитет агропромышленного комплекса Курской области копия акта списания посевов сахарной свеклы на площади 85 га от 06.06.2016 и копия письма ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» (Курскгидромет) от 04.10.2016 № 08-506 «Об условиях роста и развития сахарной свеклы в мае-июне 2016 г. в Золотухинской районе».
Доводы заявителя о том, что указанные уведомления № 9 от 15.07.2016 и № 10 от 27.09.2016 им получены не были, отклоняется судом в связи с тем, что данный факт опровергается материалами дела. Иных доказательств указанного ООО «Авангард-Агро-Курск» в материалы дела не представлено.
Напротив, представленные в материалы дела документы (письмо ООО «Авангард-Агро-Курск» от 23.09.2016 № 21, обращение с повторным заявлением 14.09.2016) подтверждают факт того, что заявитель был осведомлен о недостатках, выявленных комитетом агропромышленного комплекса Курской области при проверке приложенных к заявлению от 28.06.2016 документов.
Кроме того, как указало заинтересованное лицо в письменных пояснениях, ООО «Авангард-Агро-Курск» 04.10.2016 передало в комитет пакет документов по страхованию озимых культур посева 2016 года.
По итогам проверки документов, приложенных к указанному заявлению, 07.10.2016 ООО «Авангард-Агро-Курск» было выдано уведомление № 11 об отказе в принятии заявления о предоставлении субсидии, в связи с несоответствием представленных документов условиям, указанным в пункте 5 Правил предоставления из областного бюджета субсидий, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 № 123-па: из-за отсутствия форм статистической отчетности № 4-СХ «Сведения об итогах сева под урожай» и № 29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» за период 2011-2014 годы.
Указанные документы были переданы заявителю Комитетом в том же порядке.
25.11.2016 в комитет поступило заявление ООО «Авангард-Агро-Курск» на предоставление субсидии по страхованию озимых культур вместе с недостающими документами, в связи с чем, было выдано уведомление от 05.12.2016 № 16 о предоставлении субсидии ООО «Авангард-Агро-Курск» и 09.12.2016 были перечислены субсидии по страхованию озимых культур из федерального и областного бюджетов в сумме 26 134 447 и 1 375 497 руб. соответственно на расчетный счет страховой компании ЗАО СК «Авангард-Гарант».
С учетом представленных в материалы дела доказательств и письменных пояснений лиц, участвующих в деле, суд установил, что со стороны комитета агропромышленного комплекса Курской области отсутствует факт незаконного бездействия.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом было отказано заявителю в принятии заявления о предоставлении субсидии, в связи с выявлением недостатков в представленных документах, комитет агропромышленного комплекса Курской области фактически не приступил к рассмотрению заявления ООО «Авангард-Агро-Курск» по существу. Решения о предоставлении субсидии комитетом не принималось.
Кроме того, суд принимает во внимание следующее.
Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации регулируется Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999. Пункт 2 данных Правил устанавливает, что Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в соответствии с перечнем приоритетных направлений, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет средств федерального бюджета, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Администрации Курской области от 10.12.2013 № 929-па «Об установлении расходных обязательств» установлены расходные обязательства в виде предоставления субсидий, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.
В силу пункта 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.
В соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в случае, если соглашение предусматривает предоставление субсидий в течение части срока реализации мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия, такое соглашение должно содержать сведения об объемах бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств и условия, предусмотренные подпунктами "б" - "м" пункта 10 настоящих Правил, установленные на весь срок реализации соответствующих мероприятий, и действовать до даты исполнения предусмотренных таким соглашением обязательств.
В случае если федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период предусмотрены субсидии исключительно на текущий финансовый год, предоставление субсидий в текущем финансовом году не приводит к возникновению расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению субсидии в плановом периоде.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Как указал комитет агропромышленного комплекса Курской области в письменных пояснениях к отзыву бюджетные ассигнования в размере 131 467 369 рублей, в том числе 124 894 000 рублей - средства федерального бюджета, 6 573 369 рублей - средства областного бюджета, предусмотренные для возмещения затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования в области растеньеводства на 2016 год, израсходованы в полном объеме, что подтверждается Сведениями об исполнении бюджета на 01.01.2017 по ф.0503164, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования».
Соглашение о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 21.02.2017 № 082-08-046, заключенное между Минсельхозом России и Администрацией Курской области на 2017 год заключено в соответствии с новыми федеральными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556.
Постановлением Администрации Курской области от 20.02.2017 № 120-па «Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса» признано утратившим силу постановление Администрации Курской области от 11.03.2013 № 123-па «Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования».
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 396 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» и предоставление данной субсидии регулируется приложением № 9 к Государственной программе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на сегодняшний день отсутствуют как правовые инструменты предоставления спорной субсидии за 2016 год, так и бюджетные ассигнования комитету агропромышленного комплекса Курской области, предусмотренные Законом Курской области от 13.12.2016 № 103-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Обоснованных доводов и надлежащих доказательств позволивших суду объективно установить причину неустранения заявителем причин приведших к неполучению обществом спорной субсидии в материалы дела не представлено.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201, части 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства и учитывая выясненные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд не установил наличие совокупности таких правовых условий.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имел место факт бездействия со стороны заявителя по неустранению нарушений, выявленных при проверке документов, представленных вместе с заявлением на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, отсутствие добросовестного отношения и надлежащего контроля.
С учетом изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, не принимаются судом во внимание в силу вышеизложенного.
Принимая во внимание положения статей 101, 106, 110, 112 АПК РФ, статей 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 руб., понесенные заявителем, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Курск» о признании незаконным бездействия Комитета агропромышленного комплекса Курской области, выразившегося в не предоставлении ООО «Авангард-Агро-Курск» субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, №0006-16-07 от 11.05.2016, № 0011-16-07 от 17.05.2016, № 0012-16-07 от 13.05.2016, №0023-16-07 от 03.06.2016 в сумме 76 981 853 руб.; об обязании Комитета агропромышленного комплекса Курской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Авангард-Агро-Курск» путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования № 0003-16-07 от 26.04.2016, № 0006-16-07 от 11.05.2016, № 0011-16-07 от 17.05.2016, № 0012-16-07 от 13.05.2016, № 0023-16-07 от 03.06.2016 в сумме 76 981 853 руб., отказать.
Оспариваемое бездействие проверено на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Е.М. Григоржевич