ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-11355/12 от 06.02.2013 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Курск

15 февраля 2013 года Дело №А35-11355/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.02.2013. Полный текст решения изготовлен 15.02.2013.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании 31.01.2013 с перерывом до 06.02.2013 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» к

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области

об оспаривании решения Управления

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 – по пост. доверенности от 05.10.2012 г.;

от ответчика: ФИО2 – по пост. доверенности от 09.01.2013 г.; после перерыва – ФИО3 – по пост. доверенности от 09.01.2013 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – УФРС России по Курской области) об отказе в регистрации права собственности ООО «Газпром межрегионгаз» на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп. Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области произвести регистрацию права собственности ООО «Газпром межрегионгаз» на газопровод межпоселковый рп. Им. К.Либкнехта – рп. Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области.

В ходе рассмотрения дела заявитель письменно уточнил требования и просил признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в государственной регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп.Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области, выразившийся в Сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 13/005/2012-296 от 27.08.2012 г., а также в порядке восстановления нарушенного права обязать ответчика зарегистрировать право собственности на указанный объект за заявителем. Уточнение требований принято судом.

В обоснование уточненных требований заявитель сослался на представление ООО «Газпром межрегионгаз» всех необходимых документов для регистрации права собственности на объект недвижимости – «Газопровод межпоселковый рп.им. Карла Либкнехта – рп. Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области». Заявитель также полагает, что положения ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» неприменимы к рассматриваемым правоотношениям, поскольку регистрируемый объект недвижимости является объектом капитального строительства, требующим получение разрешения на строительство, в силу чего представленных заявителем документов было достаточно для регистрации.

Ответчик в письменном отзыве уточненные требования отклонил, ссылаясь на положения п.2 ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также на то, что сведения о земельном участке, на котором расположен объект недвижимого имущества, отсутствует в государственном кадастре недвижимости. Дополнительно ответчик ссылался на возникновение у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации ввиду ненадлежащего оформления договора аренду земельного участка, представленного заявителем, приостановление государственной регистрации и неустранение ее причин заявителем в установленный срок.

Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз», место нахождения – 142770, город Москва, <...>, внесено в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***>.

02.03.2012 ООО «Газпром межрегионгаз» обратилось в УФРС России по Курской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости «Газопровод межпоселковый рп.им. Карла Либкнехта – рп. Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области».

По результатам рассмотрения данного заявления УФРС по Курской области 27.08.2012 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем в адрес ООО «Газпром межрегионгаз» было направлено сообщение №13/005/2012-296 от 27.08.2012.

ООО «Газпром межрегионгаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным отказа УФРС России по Курской области в государственной регистрации права собственности ООО «Газпром межрегионгаз» на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп.Иванино-с. Дичня Курчатовского района Курской области, выразившегося в Сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 13/005/2012-296 от 27.08.2012, а также об обязании УФРС по Курской области зарегистрировать за ООО «Газпром межрегионгаз» право собственности на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп.Иванино-с. Дичня Курчатовского района Курской области.

Уточненные требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии с ч.2 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с ч.5 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, 02.03.2012 ООО «Газпром межрегионгаз» обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права собственности на газопровод с приложением, в частности, следующих документов: разрешения на строительство №ru46512000-08/37-с, выданного 08.08.2008 Администрацией Курчатовского района Курской области; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства №ru46512000-27, выданного 12.10.2009 Администрацией Курчатовского района Курской области; акта приемки законченного строительством объекта от 25.08.2009; кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 22.07.2010, что подтрвеждается соответствующей распиской.

05.03.2012 ООО «Газпром межрегионгаз» дополнительно представило в Управление Росреестра по Курской области технический паспорт от 25.11.2009 г.; разработку рабочих проектов по объектам, начинаемых строительством в 2008 году № 85-06-3.0782-ПЗ, ИД от 01.01.2008 г., договор аренду земельного участка от 21.20.2009 г.

Построенные ООО «Газпром межрегионгаз» объекты были расположены на следующих земельных участках:

в Дружненском сельсовете Курчатовского района Курской области:

- площадью 7357 кв.м. с кадастровым номером 46:12:040201:3;

- площадью 1459 кв.м. с кадастровым номером 46:12:040301:137;

рп. им. Карла Либкнехта Курчатовского района Курской области:

- площадью 6017 кв.м. с кадастровым номером 46:12:060801:50;

в Дичнянском сельсовете Курчатовского района Курской области:

- площадью 2876 кв.м. с кадастровым номером 46:12:020504:507;

в Чаплинском сельсовете Курчатовского района Курской области:

- площадью 7595 кв.м. с кадастровым номером 46:12:120208:1;

- площадью 3462 кв.м. с кадастровым номером 46:12:120201:194;

в рп. Иванино Курчатовского района Курской области:

- площадью 487 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050402:233;

- площадью 4795 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050503:97;

- площадью 7039 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050402:232;

- площадью 3303 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050701:16;

- площадью 5112 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050505:196;

- площадью 688 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050601:109;

- площадью 65 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050902:5;

- площадью 2293 кв.м. с кадастровым номером 46:12:050902:4.

По результатам рассмотрения данного заявления Управлением Росреестра по Курской области 26.03.2012 г. было принято решение № 13/005/2012-296 о приостановлении государственной регистрации на срок до 30.04.2012 г.; 23.04.2012 г. на основании заявления ООО «Газпром межрегионгаз» в адрес заявителя Управлением было направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до 23.07.2012 г.

В связи с непоступлением дополнительных документов в период приостановления государственной регистрации, после истечения срока приостановления государственная регистрация была возобновлена, и 27.08.2012 г. Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем в адрес ООО «Газпром межрегионгаз» было направлено сообщение №13/005/2012-296 от 27.08.2012.

В ходе государственной регистрации по запросу Управления были получены сведения о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 46:12:040201:3; 46:12:040301:137; 46:12:060801:50; 46:12:020504:507; 46:12:120208:1; 46:12:120201:194; 46:12:050402:233; 46:12:050503:97; 46:12:050402:232; 46:12:050701:16; 46:12:050505:196; 46:12:050601:109; 46:12:050902:5; 46:12:050902:4, были сняты с кадастрового учета 11.03.2010.

С учетом установленных обстоятельств, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что осуществление регистрации права собственности невозможно в силу положений п.2 ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Указанное обстоятельство указано в Уведомлении об отказе в государственной регистрации в качестве основания к отказу в государственной регистрации. Наряду с этим, Управление в Уведомлении об отказе также ссылалось на то, что договор аренды земельных участков, представленный заявителем, не содержит подписи должностного лица и оттиска печати, в силу чего не соответствует требованиям законодательства к его форме и содержанию.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности, по следующим основаниям.

Положения ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливают особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции таких объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. Перечень таких объектов дан в ч.1 ст.25.3 Федерального закона, он является исчерпывающим и включает в себя только: 1) объекты индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемые или созданные на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке); 2) создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, если для строительства таких объектов не требуется выдачи разрешения на строительство.

Основанием для государственной регистрации права собственности на указанные объекты в специальном порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.51).

В соответствии с ч.17 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» была введена в действие Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», направленным на упрощение процедуры регистрации прав граждан на ограниченный круг объектов (так называемый «Закон о дачной амнистии»). Положения ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются нормой специального характера, регулирующей упрощенный порядок регистрации прав и применяются только в отношении ограниченного круга объектов, перечисленных в данной статье, в силу чего распространение действия требований ч.1 ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на объекты, не отвечающие критериям, установленным в данной статье, является необоснованным.

Аналогичные правовые позиции отражены в судебной практике (Определения Высшего Арбитражного Суда РФ № ВАС-5044/11 от 05.05.2011, № ВАС-13692/10, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.01.2012 по делу № А14-428/2011).

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, ООО «Газпром межрегионгаз» обратилось в УФРС России по Курской области с заявлением о регистрации права собственности на газопровод межпоселковый рп.им. Карла Либкнехта – рп. Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области.

Газопровод является объектом капитального строительства и в силу положений ст.51 Градостроительного Кодекса РФ предусматривает необходимость наличия разрешения на его строительство.

ООО «Газпром межрегионгаз» в регистрирующий орган при обращении с заявлением о регистрации права собственности, а также в суд при рассмотрении настоящего дела по существу, было представлено разрешение на строительство №ru46512000-08/37-с, выданное 08.08.2008 Администрацией Курчатовского района Курской области.

С учетом изложенного, суд считает необоснованным ссылку регистрирующего органа на положения п.2 ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку данная статья предусматривает необходимость предоставления определенных документов в случае регистрации права на объекты, не требующие получения разрешения для их строительства, в то время как газопровод является объектом капитального строительства и предусматривает получение разрешения для его строительства.

В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Согласно ч.1 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Исходя из буквального толкования указанных норм права, к документам, подтверждающим факт создания недвижимого имущества, относится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что ООО «Газпром межрегионгаз» в УФРС России по Курской области с заявлением о регистрации права собственности на недвижимое имущество были представлены, в том числе:

разрешение на строительство №ru46512000-08/37-с, выданное 08.08.2008 Администрацией Курчатовского района Курской области, свидетельствующее о том, что регистрируемый объект недвижимого имущества является объектом капитального строительства, для которого получение разрешения на строительство является обязательным в силу положений федерального законодательства;

разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства №ru46512000-27, выданное 12.10.2009 Администрацией Курчатовского района Курской области, подтверждающее факт создания объекта капитального строительства и факт ввода объекта в эксплуатацию.

Указанные разрешения не были оспорены в судебном порядке и не признаны недействительными.

Принимая во внимание, что доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что объект недвижимости «Газопровод межпоселковый рп.им. Карла Либкнехта – рп. Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области» является созданным объектом капитального строительства, для создания которого является обязательным получение разрешения на строительство, суд приходит к выводу о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для регистрации права собственности на данный объект, предусмотренные ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По данному основанию ссылки регистрирующего органа на непредставление документов, подтверждающих внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке, на котором расположен объект недвижимого имущества – газопровод, не принимаются судом.

В силу ч.2 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Положения ст.ст.17, 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусматривают обязанности лица, обращающегося за регистрацией прав на созданный объект недвижимости, дополнительно представлять документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок, на котором размещен регистрируемый объектом недвижимости, поскольку основанием для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества является документ, подтверждающий факт его создания, а именно – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

С учетом указанного, ссылки ответчика на п.7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации №113 от 08.06.2007, также не могут быть приняты судом.

С учетом изложенного, факт непредставления ООО «Газпром межрегионгаз» документов, подтверждающих внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке, на котором расположен объект недвижимого имущества – газопровод, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности.

Как следует из письменных пояснений заявителя, земельный участок для строительства газопровода был представлен Обществу на законных основаниях: первоначально на основании постановления Главы Курчатовского района Курской области №300 от 18.04.2008 о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельных участков в аренду на 11 месяцев. Впоследствии после постановки земельных участков в 2009 году на кадастровый учет в указанное постановление были внесены изменения и срок договора аренды был продлен до 09.02.2011 (постановление о внесении изменений №288 от18.03.2010). Согласно пояснениям заявителя, договоры аренды земельных участков были заключены 18.03.2010 с распространением срока их действия на период с 18.04.2008 на основании ст.425 ГК РФ. Заявитель также пояснил, что сведения о земельных участках были исключены из государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета в силу требований ч.1 ст.25, ч.4 ст.24 Федерального закона «О Государственном кадастре недвижимости», поскольку вновь сформированные и поставленные на кадастровый учет в 2009 г. земельные участки имели временный характер, и в течение двух с дня постановки на кадастровый учет права на земельные участки не были зарегистрированы, в силу чего на дату обращения ООО «Газпром межрегионгаз» в заявлением о регистрации права собственности на созданный газопровод сведения о земельных участках в Государственном земельном кадастре были аннулированы.

Кроме того, в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878, межпоселковый газопровод - это распределительный газопровод, проложенный между поселениями. Из смысла данных Правил вытекает, что собственник газопровода не может являться собственником земельных участков, по территории которых проложен межпоселковый газопровод, а лишь обязан не нарушать (соблюдать) права и интересы собственников земельных участков, поскольку земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими.

Таким образом, с учетом приведенных выше норм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», указанные обстоятельства также не могут служить основанием к отказу в регистрации права собственности на газопровод, поскольку закон не связывает с ними факт регистрации.

Ссылки регистрирующего органа на то, что представленный ООО «Газпром межрегионгаз» договор аренды не соответствует требованиям ч.1 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку не содержит подписи должностного лица, заключившего договор (арендодателя) и оттиска печати, также не принимаются судом по следующим основаниям.

Положения ч.1 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предъявляют требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемым на государственную регистрацию прав.

Как отмечалось выше, положения ст.ст.17, 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусматривают обязанности лица, обращающегося за регистрацией прав на созданный объект недвижимости, дополнительно представлять документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок, на котором размещен регистрируемый объектом недвижимости, поскольку основанием для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества является документ, подтверждающий факт его создания, а именно – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Учитывая, что в рассматриваемом случае договор аренды не является документом, подтверждающим наличие основания для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, и не входит в перечень документов, обязательных для представления при обращении с заявлением о регистрации права собственности на связанный с предметом спора объект недвижимости – газопровод, суд приходит к выводу, что замечания регистрирующего органа относительно порядка подписания и оформления такого договора не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации права.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при обращении с заявлением о регистрации права собственности заявителем были представлены все надлежаще оформленные документы, необходимые для государственной регистрации права на созданный объект недвижимости - «Газопровод межпоселковый рп.им. Карла Либкнехта – рп. Иванино – с. Дичня Курчатовского района Курской области», в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

С учетом изложенного, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению путем признания незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп.Иванино-с. Дичня Курчатовского района Курской области, выразившигося в Сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 13/005/2012-296 от 27.08.2012 г.

Согласно п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ считает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области зарегистрировать за Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» право собственности на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп.Иванино-с. Дичня Курчатовского района Курской области.

Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007 г., понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 2000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя. Излишне уплаченная госпошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 27, 29, 167-170, 176, 177, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп.Иванино-с. Дичня Курчатовского района Курской области, выразившиеся в Сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 13/005/2012-296 от 27.08.2012 г.

В порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области зарегистрировать за Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» право собственности на газопровод межпоселковый рп. им. К.Либкнехта – рп.Иванино-с. Дичня Курчатовского района Курской области.

Оспариваемые действия проверены на соответствие положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и с сделок с ним».

Взыскать с Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (место нахождения: 305000, <...> лет Октября д. 4\6, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (место нахождения: 142770, г. Москва, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) 2000 руб. 00 коп. в возмещение расходов, понесенных заявителем на оплату госпошлины.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (место нахождения: 142770, г. Москва, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб. 00 коп., излишне уплаченной по платежному поручению № 65384 от 05.10.2012 г.

Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.В. Лымарь