ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-11499/15 от 25.05.2016 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

31 мая 2016 года

Дело№ А35-11499/2015

                          Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2016 г.

                                 Полный текст решения изготовлен 31.05.2016 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А. при  ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черноусовой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по  Курской области

    к  межрайонной ИФНС России № 1 по  Курской области

   о признании недействительным    решения  ИМНС

   В судебном заседании приняли участие представители:

    от заявителя: ФИО1 – ведущий специалист-эксперт отдела общего и правового обеспечения по доверенности № 175 от 11.01.2016 г.

    от ответчика: не явлся, извещен надлежащим образом

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

                                                  УСТАНОВИЛ:

         Управление федеральной миграционной службы по Курской области  заявило  требования  о признании недействительным  решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области от 11.08.2015 № 04-18/5  о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (С учетом уточнений).  

     Межрайонная ИФНС России № 1 по Курской области в  отзыве на заявление требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, так как УФМС России по Курской области не выполнило надлежащим образом обязанность по постановке на учет по месту пребывания в установленный законом срок  иностранного работника ФИО2, являющегося гражданином Украины. Представитель ответчика в заседание не явился. До начала судебного заседании от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.  

        Заслушав мнение представителя заявителя и изучив материалы дела арбитражный суд уста­новил следующее.

         Как указал заявитель в своем заявлении и следует из материалов дела,   25.06.2015 г. работниками межрайонной ИФНС России  № 1 по Курской области был составлен акт № 4 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, согласно которому было установлено, что  УФМС России по Курской области предоставления сведений о постановке на учет по месту пребывания иностранного работника на физическое лицо ФИО2 по форме ИР, установленный п. 3 ст. 85 НК РФ на 72 дня. Указанным актом предлагалось привлечь УФМС России по Курской области к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб. и предложить УФМС России по курской области соблюдать в соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ срок предоставления в налоговый орган сведений о постановке на учет по месту пребывания иностранного работника не позднее 10 дней, после дня регистрации, постановки на миграционный учет указанных лиц. Ксерокопия акта приобщена к материалам дела.  

      11.08.2015 г. межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области было принято решение № 04-18/5 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской  Федерации), которым было решено привлечь УФМС России по Курской области к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 129.1 НК РФ за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде штрафа в сумме 1250 руб., а также предложить УФМС России по Курской области (отделение УФМС России по курской области в Рыльском районе) уплатить указанный штраф, не допускать случаев нарушения законодательства о налогах и сборах.  Ксерокопии я решения приобщена к материалам дела.

     Заявитель не согласился с указанным решением, считая, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 129.1 НК РФ и обратился с жалобой в УФНС России по Курской области на указанное решение межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области.

     Решением № 248 от 26.10.2015 г. по указанной жалобе УФНС России по Курской области оставило жалобу УФМС России по Курской области на решение межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области от 11.08.э2015 г. № 04-18/5 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, без удовлетворению.

           Заявитель  не согласился с указанными выводами налогового органа,  считая, что отсутствует событие налогового правонарушения, так как по мнению заявителя, иностранный гражданин ФИО2 был поставлен на учет по месту пребывания 16.03.20915 г., в то время как обратился за получением патента 30.03.2015 г., и таким образом, на дату постановки на миграционный учет не явился иностранным  работником. С учетом изложенного  заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

            Данное требование заявителя подлежит отклонению  по следующим основаниям.

       В соответствии со ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

          По мнению заявителя, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

          В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати  лет, при наличии разрешения на работу или патента.

          Иностранный гражданин ФИО2 был поставлен на учет по месту пребывания 16.03.2015 г., в то время как обратился за получением патента 30.03.2015 г., то есть на дату постановки на миграционный учет он не являлся иностранным работником.

 Таким образом, по мнению заявителя, в действиях УФМС России по Курской области отсутствуют основания привлечения к ответственности, поскольку 16.03.2015 г. ФИО2 был поставлен на миграционный учет как иностранный гражданин, а не иностранный работник, поскольку патент был им получен 10.04.2015 г., в связи с тем, что в силу положений ч. 3 ст. 13 ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» заказчиком работ (услуг) в соответствии  с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Обязанность (полномочия) по истребованию указанных выше документов на органы ФМС России не возложена, трудовой договор ФИО2 представил 14.06.2015 г. при обращении в отделение УФМС России по Курской области в Рыльском районе с заявлением о продлении миграционного учета. 10.06.2015 г. сведения были представлены по запросу Инспекции, на указанную дату у отделения УФМС России по Курской области в Рыльском районе не было оснований сообщать сведения об иностранном работнике,  поскольку сведения о том, что иностранный гражданин ФИО2 стал иностранным работником были  получены 14.06.2015 г.

  Между тем, заявителем не было учтено следующее.

            Как следует из материалов дела, 04.06.2015 г. заместитель начальника межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области направил в адрес ОУФМС России по Курской области письмо № 04-37/074206@ с просьбой представить сведения о постановке на учет по месту пребывания иностранного работника по форме ИР в отношении физического лица ФИО2 23.10.194 года рождения.

      Отделение УФМС России по Курской области в Рыльском  районе с сопроводительным письмом (исходящий № 36/2007 от 10.06.2015 г.) представило  межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области сведения о постановке на учет по месту пребывания иностранного работника ФИО2. Согласно представленных сведений ФИО2 является гражданином Украины, родился ДД.ММ.ГГГГ г., 10.04.2015 г. ФИО2 УФМС России по Курской области выдан патент серия 46 номер 15000584, 16.03.2015 г. ФИО2 поставлен на учет по месту пребывания по адресу: Курская область, Рыльский район, пос. им. Куйбышева, на срок до 14.06.2015 г., принимающей стороной является ООО «Промсахар», расположенное по адрес: Курская область, Рыльский            район, пос. им. Куйбышева.

        По получении указанных сведений налоговый орган 16.06.2015 г. направил в адрес УФМС России по Курской области Уведомление о вызове налогоплательщика, которым вызвал УФМС России по Курской области для подписания акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123) по факту нарушения срока предоставления сведений о факте постановки на учет по месту пребывания иностранного работника (по форме ИР), установленного п. 3 ст. 85 НК РФ.    

       25.06.2015 г. межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области был составлен в соответствии с п. 1 ст. 101.4 НК РФ акт об обнаружении и фактов, свидетельствующих о совершении предусмотренных НК РФ налоговых правонарушений и 26.06.2015 г. указанный акт с сопроводительным письмом № 04-35/004728 направлен руководителю УФМС России по Курской области.

      Ксерокопии  указанных документов приобщены к материалам дела.

     При отсутствии  возражений УФМС России по Курской области на акт выездной налоговой проверки, 11.08.2015 г. межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области было принято решение № 04-18/5 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), которым налоговый  орган решил привлечь УФМС России по Курской области к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 1250 руб. за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу.

         По мнению заявителя, привлекая УФМС России по Курской области за несвоевременное представление сведений по форме ИР в отношении  иностранного работника ФИО2 межрайонная ИФНС России № 1 по Курской области не учла, что сведения о том, что ФИО2 приобрел статус иностранного работника поступили в отделение УФМС России по  Курской области в Рыльском районе 14.06.2015 г., когда ФИО2 обратился в отделение УФМС России  по Курской области в Рыльском районе с уведомлением, целью которого являлось  продление срока пребывания на основании оформленного патента и заключенного договора на осуществлению трудовой деятельности. Таким образом, заявитель считает, что ранее получения от ФИО2 сведений о том, что указанное физическое лицо осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации, у него не было оснований считать ФИО2 иностранным работником и предоставлять налоговому органу  сведения по форме ИР, так как выдача патента, тем не менее, по мнению заявителя, еще не свидетельствует о том, что указанное физическое лицо начнет осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.   

Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

        Таким образом, указанная норма не увязывает обязанность предоставления сведений указанными органами с началом осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а предусматривает указанную обязанность с принятием к рассмотрению документов для оформления разрешения на работу или патента.

Как указано в письме ФНС России от 23.09.2010 N МН-37-6/11851@ "Об организации учета в налоговых органах иностранных работников по месту пребывания на территории Российской Федерации в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ" следует и обратить внимание, что сведения о постановке на учет (снятии с учета) по месту пребывания, содержащиеся в форме ИР, представляются в налоговые органы только в отношении иностранных работников, имеющих разрешение на работу или патент.

При этом следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин обязан встать на учет в органах ФМС России по месту пребывания на территории Российской Федерации в трехдневный срок с момента прибытия на территорию Российской Федерации. При отсутствии у иностранного гражданина заключенного договора с работодателем максимальный срок его учета в органах ФМС России по месту пребывания - 90 дней. При этом указанный иностранный гражданин имеет право на получение разрешения на работу (приобретение патента) в срок до 90 дней с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Статус иностранного работника иностранный гражданин приобретает только с момента получения разрешения на работу (приобретения патента).

Таким образом, постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания на территории Российской Федерации и получение им разрешения на работу (приобретение патента) в ряде случаев происходит не одновременно, равно как и получение разрешения на работу (приобретение патента) не обязывает иностранного гражданина становиться на учет по месту пребывания снова, если срок его учета по месту пребывания не окончился.

В связи с изложенным ФНС России рекомендует предложить органам, осуществляющим выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (патентов), представлять форму ИР в налоговые органы в течение 10 дней после дня выдачи иностранному работнику разрешения на работу (приобретения патента).

Согласно Письма ФНС РФ от 11.02.2011 N ПА-4-6/2246@ "О применении Приказа ФНС России от 22.11.2010 N ММВ-7-6/632@", 

В отношении формы ИР:

1. Согласно пункту 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц.

Таким образом, органы ФМС России обязаны сообщать обо всех фактах постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника путем направления в налоговый орган сведений о постановке на учет (снятии с учета) по месту пребывания иностранного работника (форма ИР).

2. Письмом ФНС России от 23.09.2010 N МН-37-6/11851@ налоговым органам было рекомендовано предложить органам ФМС России представлять форму ИР в налоговые органы в течение 10 дней после дня выдачи иностранному работнику документов, на основании которых он вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации. Указанная рекомендация применяется к сведениям об иностранных гражданах, состоящих на миграционном учете по месту пребывания на момент приобретения статуса иностранного работника. Сведения об иностранных работниках, в отношении которых оформление документов на право осуществления трудовой деятельности производится до их въезда в Российскую Федерацию, представляются органами ФМС России в налоговый орган в течение 10 дней после их постановки на миграционный учет по месту пребывания.

      Как следует из материалов дела, 30.03.2015 г. ФИО2 обратился в УФМС России по Курской области с заявлением о выдаче патента по форме, утвержденной приказом ФМС России от 08.12.2014 № 639 «Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с оформлением патента, его переоформлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в патенте», как указано в дополнении к заявлению УФМС России по Курской области.

      10.04.2016 г. ФИО2 был получен патент.

      Сведения об этом были представлены налоговому органу 14.06.2015 г. по запросу налогового органа от 10.06.2015 г.

     Между тем, в силу вышеуказанных норм такая обязанность возникла у заявителя в течение 10 дней после выдачи иностранному работнику документа, на основании которого он вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации.

         В соответствии со ст. 65 АПК РФ обязанность  доказывания обстоятельств послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.

    Таким образом, у налогового органа имелись все законные основания для принятия решения о привлечении УФМС России по Курской области к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

       При таких условиях требования заявителя подлежат отклонению.

       В судебном заседании 25.05.2016 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.

         Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17,27,29,64,65,71,102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,318,319  АПК РФ, арбитражный суд

                                                               Р Е Ш И Л :

     В удовлетворении требований Управления Федеральной миграционной службы по Курской области о признании недействительным решения межрайонной ИФНС России № 1 по Курской области от 11.08.2015 № 04-18/5 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, отказать.

    Данное решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже  в течение  месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.  

             Судья                                                                                 Д.А. Горевой