ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-12092/12 от 25.04.2013 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск

25 апреля 2013 года

Дело №   А35-12092/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Кузнецовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании, продолженном после перерыва дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Коммунал»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области

о признании незаконными действий налогового органа.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2013,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 16.04.2013, ФИО3 по доверенности от 18.03.2013.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Коммунал» обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области о признании суммы недоимки безнадежной ко взысканию в размере 73289 руб. 57 коп.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель несколько раз уточнял заявленные требования, просил признать незаконными действия МИФНС России № 5 по Курской области, выразившиеся во включении в справку № 38398 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 29.11.2012 по форме № 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в части: налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, налоговые санкции в сумме 10 руб., налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, налоговые санкции в сумме 90 руб., водный налог в сумме 636 руб., пени в сумме 178 руб. 69 коп., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 18851 руб., пени в сумме 6103 руб. 26 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 1052 руб., пени в сумме 306 руб. 96 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 399 руб., пени в сумме 116 руб. 44 коп., единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 725 руб., пени в сумме 211 руб. 50 коп., денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 руб., денежные взыскания штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб., всего 28779 руб. 85 коп., а также обязать МИФНС РФ № 5 по Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП «Коммунал» путем выдачи по заявлению Предприятия справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций без учета суммы задолженности, указанной в оспариваемой справке № 38398.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования.

Представитель налогового органа не согласился с заявленными требованиями.

Из материалов дела видно, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области (место нахождения: 305018, <...>) зарегистрирована в качестве юридического лица 31.12.2004, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Муниципальное унитарное предприятие «Коммунал» (место нахождения: 307128, Курская обл., Фатежский р-н, д. Ржава) зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>.

На основании запроса Муниципального унитарного предприятия «Коммунал» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области была сформирована и вручена налогоплательщику справка № 38398 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 29.11.2012, в которой указаны сведения о задолженности налогоплательщика, в том числе: налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, налоговые санкции в сумме 10 руб., налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, налоговые санкции в сумме 90 руб., водный налог в сумме 636 руб., пени в сумме 178 руб. 69 коп., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 18851 руб., пени в сумме 6103 руб. 26 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 1052 руб., пени в сумме 306 руб. 96 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 399 руб., пени в сумме 116 руб. 44 коп., единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 725 руб., пени в сумме 211 руб. 50 коп., денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 руб., денежные взыскания штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб.

Налогоплательщик установил, что в вышеуказанной справке отражена задолженность по налогам, взносам и пеням, меры по взысканию которой налоговым органом не принимались, и, следовательно, срок взыскания которой налоговым органом пропущен.

В связи с этим заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые органы возложена обязанность по представлению налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Ранее Приказом ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@ были утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (данный Приказ был отменен Приказом ФНС России от 27.02.2010 № ММ-7-1/81@), однако в связи с отсутствием нормативного регулирования соответствующих вопросов налоговые органы продолжают руководствоваться им на практике.

До этого порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему регулировался Приказом ФНС России от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@ «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», Приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов», Инструкцией № 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей», утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 № ВГ-3-13/23.

В соответствии с названными правовыми актами налоговые органы были обязаны вести карточки «Расчеты с бюджетом» по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемым налоговыми органами.

Начисление и проведение в карточках лицевого счета начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора) и иных обязательных платежей осуществляется отделом ввода и обработки данных (подразделение налогового органа) на основании следующих документов: декларации (расчета); уточненной декларации (расчета); расчета авансовых платежей; решения по результатам налоговой проверки; решения судебных органов; решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющего) решение нижестоящих налоговых органов, и других документов, служащих основанием для отражения в карточке «Расчет с бюджетом» начисленных сумм (абзацы 2 и 8 раздела VI Рекомендаций). Аналогично регулируется порядок учета пеней за несвоевременную уплату налогов (раздел VII Рекомендаций).

Таким образом, основанием для внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика и карточку «Расчет с бюджетом» любых изменений, в том числе изменений, касающихся уменьшения сумм начисленных за несвоевременную уплату налогов, пеней и штрафов, являются соответствующие документы, включая решение уполномоченного налогового органа или судебный акт, которыми начисление сумм недоимок, пеней и штрафов признано недействительным.

В Приказе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов» указывалось, что лицевой счет является формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.

Согласно данному подзаконному акту, а также принятым впоследствии Приказам ФНС России от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@, в карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней, штрафов. На основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета по учету уплаты налога, налогоплательщику направляются налоговым органом требования об уплате налогов.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате налога (статья 69 НК РФ), не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или не отражения налоговым органом сведений в лицевом счете.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.2002 № 6294/01 применительно к приказу Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика.

Изложенное свидетельствует о том, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Соответственно, наличие или отсутствие в лицевом счете по учету уплаты налога сведений само по себе не ущемляет прав налогоплательщика, что соотносится с доводами налогового органа.

Вместе с тем, по этим же основаниям данные лицевых счетов налогоплательщика не могут подтверждать права и обязанности налогового органа, также как и права и обязанности налогоплательщика.

Следовательно, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о доначисленных налогах, начисленных пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия обязанности по уплате недоимки, пени и штрафа.

Как видно из материалов дела, заявителю налоговым органом была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 38398 по состоянию на 29.11.2012 (форма 39-1).

Вместе с тем пунктом 6 Приказа ФНС России от 22.06.2011 № ММВ-7-6/381@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» был признан утратившим силу Приказ ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению», которым была установлена форма № 39-1 справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

В настоящее время форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (Приложение № 8 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения).

Согласно пунктам 104, 105, 106 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, не позднее двух рабочих дней со дня поступления запроса в инспекцию ФНС России: формирует на основании информационных ресурсов инспекции ФНС России и документов, поступивших в инспекцию ФНС России на дату формирования справки, соответствующую справку на дату, указанную в запросе; распечатывает справку в двух экземплярах, визирует ее у начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России.

Завизированная справка в тот же день направляется должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, на подпись начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России. Экземпляр справки, предназначенный для налогоплательщика, подписывается начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России и заверяется печатью инспекции ФНС России.

Ранее действовавшими Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по форме № 39-1, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@, также было установлено, что справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации, согласовывается с отделом урегулирования задолженности, визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками и подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Таким образом, выдаваемая налоговым органом налогоплательщику по его заявлению «Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам», а также «Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам» по ранее действовавшей форме № 39-1, является самостоятельным ненормативным актом, содержащим сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по уплате установленных законодательством налогах, сборах, пенях и штрафах, а не простым отражением сведений карточки лицевого счета налогоплательщика, как это указано налоговым органом в отзыве.

Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.

Не соответствующая действительности информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в осуществляемой им экономической деятельности.

В процессе рассмотрения настоящего спора на основании представленных в материалы дела документов судом установлено, что в выданной налоговым органом налогоплательщику справке № 38398 о состоянии расчетов Муниципального унитарного предприятия «Коммунал» по налогам, сборам, взносам по состоянию на 29.11.2012 отражены сведения о наличии задолженности: налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, налоговые санкции в сумме 10 руб., налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, налоговые санкции в сумме 90 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ (страховая часть) (н/а), в сумме 29279 руб. 33 коп., пени в сумме 12328 руб. 34 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ (накопительная часть) (н/а), в сумме 2798 руб., пени в сумме 1168 руб. 40 коп., пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в сумме 0 руб. 05 коп., пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 0 руб. 02 коп., водный налог в сумме 636 руб., пени в сумме 178 руб. 69 коп., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (н/а), в сумме 18851 руб., пени в сумме 6103 руб. 26 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования (н/а), в сумме 1052 руб., пени в сумме 306 руб. 96 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (н/а), в сумме 399 руб., пени в сумме 116 руб. 44 коп., единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (н/а), в сумме 725 руб., пени в сумме 211 руб. 50 коп., денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 руб., денежные взыскания штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб.,

Заявитель оспаривает включение в указанную справку сведений о наличии следующей задолженности: налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, налоговые санкции в сумме 10 руб., налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, налоговые санкции в сумме 90 руб., водный налог в сумме 636 руб., пени в сумме 178 руб. 69 коп., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 18851 руб., пени в сумме 6103 руб. 26 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 1052 руб., пени в сумме 306 руб. 96 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 399 руб., пени в сумме 116 руб. 44 коп., единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 725 руб., пени в сумме 211 руб. 50 коп., денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 руб., денежные взыскания штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб., всего 28779 руб. 85 коп., поскольку налоговым органом утрачена возможность их взыскания.

Представитель налогового органа, не согласившись с заявленными требованиями, пояснил, что налоговым органом принимались меры по принудительному взысканию задолженности в соответствии с налоговым законодательством.

Так, штраф в сумме 100 рублей начислен по решению камеральной налоговой проверки № 6586 от 29.03.2010 в связи с привлечением налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременное представление налоговой декларации в налоговый орган в соответствии со ст. 119 НК РФ. Налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки 10-18/5982 от 11.02.2010, уведомление о вызове на вручение акта от 02.02.2010 вручено 10.02.2010, в связи с неявкой на вручение налогоплательщику направлен акт от 17.02.2010, вручено 22.02.2010. Решение по результатам камеральной проверки №10-18/6586 принято налоговым органом 29.03.2010, направлено уведомление о вызове на вручение решения от 26.02.2010, вручено уведомление 09.03.2010, в связи с неявкой налогоплательщика 31.03.2010 предприятию направлено решение на оплату сумм штрафа, вручено 09.04.2010. Налоговым органом вынесены: требование № 3377 от 30.04.2010 в сумме 100 рублей, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 4140 от 25.05.2010 в сумме 5549,47 рублей, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 2246 от 20.06.2010 в сумме 100 рублей, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 2242 от 20.06.2009.

Штраф за нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 НК РФ, в сумме 50 рублей начислен по решению о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, № 1382 от 08.06.2010. Налоговым органом составлен акт камеральной проверки № 1708 от 28.04.2010, извещение о вызове на вручение акта от 16.04.2010 вручено 22.04.2010, в связи с неявкой налогоплательщика на вручение акт направлен предприятию 04.05.2010, вручено 19.05.2010. Решение по результатам камеральной проверки № 1382 принято налоговым органом 08.06.2010, извещение о вызове на вручение решения от 31.05.2010 вручено 08.06.2010, в связи с неявкой налогоплательщика решение направлено 09.06.2010, вручено 15.06.2010. Налоговым органом вынесены: требование № 4156 от 11.06.2010, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 5344 от 05.07.2010, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 2510 от 30.07.2010, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 2476 от 30.07.2010.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 116 Налогового кодекса РФ, в сумме 50 рублей начислены по решению о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, № 6384 от 05.02.2010, (неуплата или неполная уплата сумм). Налоговым органом составлен акт камеральной проверки № 10-18/5571 от 24.12.2009, уведомление от 14.12.2009 о вызове на вручение акта вручено 23.12.2010, в связи с неявкой налогоплательщика направлен акт от 25.12.2009, вручено 03.01.2010. Решение по результатам камеральной проверки № 10-18/6384 принято налоговым органом 05.02.2010, уведомление от 25.01.2010 о вызове на вручение решения вручено 30.01.2010, в связи с неявкой налогоплательщика направлено решение от 09.02.2010, вручено 15.02.2010. Налоговым органом выставлено требование №3300 от 10.03.2010, вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 4091 от 05.04.2010, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 746 от 03.05.2010, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 2476 от 30.07.2010. Документы направлены 29.09.2010 в ОСП по Фатежскому району. В ходе данного исполнительного производства № 6724/11/34/46 от 08.04.2011 установлено: ликвидация должника и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Постановление об окончании исполнительного производства вынесено 08.04.2011.

Задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в том числе: налог в сумме 18851 руб., пени в сумме 5729,36 руб., возникла в результате представления налоговых декларации за 2009 год с суммой налога 2177 руб. Налоговым органом начислены по результатам камеральной проверки по акту № 760 от 16.02.2010 налог в сумме 16674 рублей, пени в сумме 928,46 рублей. Налоговым органом выставлены требования: № 141707 от 26.03.2010 (налог – 2177 руб., пени - 633,30 руб.), № 2809 от 29.03.2010 (налог - 16674 руб., пени - 928,46 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 3770 от 15.04.2010 в сумме 17602,46 руб., № 3729 от 12.04.2010 в сумме 5549,47 руб., решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747 от 11.05.2010 в сумме 23151,93 руб. Налоговым органом документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 08.04.2011 в связи с тем, что должник находится в процедуре ликвидации. Налоговым органом выставлены требования № 12422 от 06.06.2012 (пени - 701,48 рублей), № 14319 от 11.07.2012 (пени - 250,54 рублей). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5648 от 02.08.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщиках» № 5395 от 02.08.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району возбуждено исполнительное производство постановлением № 21834/12/34/46 от 05.09.2012. В ходе исполнительного производства установлено: ликвидация должника и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору). ОСП по Фатежскому району вынесено постановление от 26.09.2012 об окончании исполнительного производства. Налоговым органом выставлены требования № 15983 от 14.08.2012 (пени - 243,35 рублей). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5858 от 24.09.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5599 от 25.09.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району возвратил 01.10.2012 документы без принятия к возбуждению в соответствии с п. 4 ст. 96 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что должник находится в процессе ликвидации. Налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 17846 от 19.10.2012 (пени - 3661,67 рублей). Налоговым органом вынесены: постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 6185 от 26.11.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что должник находится в стадии ликвидации.

Задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 1052 руб., пени в сумме 286,03руб. образовалась в результате представления налоговой декларации за 2009 год с суммой налога 1052 рублей. Налоговым органом налогоплательщику было выставлено требование № 141707 от 26.03.2010 (налог – 1052 руб., пени - 271,28). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 3729 от 12.04.2010, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747 от 11.05.2010, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747от 11.05.2010. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 08.04.2011 в связи с тем, что должник находится в процедуре ликвидации. Налоговым органом налогоплательщику выставлены требования: № 12423 от 06.06.2012 (пени - 168,36 руб.), № 14320 от 11.07.2012 (пени - 60,06 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5648 от 02.08.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5395 от 02.08.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому р-ну возбуждено исполнительное производство постановлением № 21834/12/34/46 от 05.09.2012. В ходе исполнительного производства установлено: ликвидация должника и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору). ОСП по Фатежскому району вынесено постановление от 26.09.2012 об окончании исполнительного производства.

Задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 399 руб. пени в сумме 108,49 руб. образовалась в результате представления налоговой декларации за 2009 год с суммой налога 399 рублей. Налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 141707 от 26.03.2010 (налог – 399 руб., пени - 103,11 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 3729 от 12.04.2010, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747 от 11.05.2010 в сумме 23151.93 рублей, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747 от 11.05.2010. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 08.04.2011 в связи с тем, что должник находится в процедуре ликвидации. Налоговым органом налогоплательщику выставлены требования № 12424 от 06.06.2012 (пени - 63,99 руб.), № 14321 от 11.07.2012 (пени - 22,81 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5648 от 02.08.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5395 от 02.08.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району возбуждено исполнительное производство постановлением № 21834/12/34/46 от 05.09.2012. В ходе исполнительного производства установлено: ликвидация должника и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору). ОСП по Фатежскому району вынесено постановление от 26.09.2012 об окончании исполнительного производства.

Задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 725 руб., пени в сумме 197,10 руб. образовалась в результате представления налоговой декларации за 2009 год с суммой налога 725 рублей. Налоговым органом налогоплательщику было выставлено требование № 141707 от 26.03.2010 (налог – 725 руб., пени - 188,78 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 3729 от 12.04.2010, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747 от 11.05.2010 в сумме 23151,93 рублей, Постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747 от 11.05.2010. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 08.04.2011 в связи с тем, что должник находится в процедуре ликвидации. Налоговым органом налогоплательщику выставлены требования: № 12425 от 06.06.2012 (пени – 117 руб.), № 14322 от 11.07.2012 (пени - 41,81 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5648 от 02.08.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5395 от 02.08.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району возбуждено исполнительное производство постановлением № 21834/12/34/46 от 05.09.2012. В ходе исполнительного производства установлено: ликвидация должника и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору). ОСП по Фатежскому району вынесено постановление от 26.09.2012 об окончании исполнительного производства.

Задолженность по водному налогу в сумме 636 руб., пени в сумме 165,96 руб. образовалась в результате представления налогоплательщиком налоговой декларации за 4 кв. 2009 года с суммой налога 636 рублей. Налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 131205 от 26.01.2010 в сумме 676.85 рублей (налог – 636 руб., пени - 40,85 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика № 3317 от 12.02.2010 в сумме 676,85 рублей, решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 745 от 11.03.2010 в сумме 676,85 рублей, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 747 от 11.05.2010. Документы направлены 29.09.2010 в ОСП по Фатежскому району. В ходе исполнительного производства № 6724/11/34/46 установлено: направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Налоговым органом выставлены требования: № 12428 от 06.06.2012 (пени - 49,97 руб.), № 14325 от 11.07.2012 (пени - 17,83 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5648 от 02.08.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5395 от 02.08.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району возбуждено исполнительное производство постановлением № 21834/12/34/46 от 05.09.2012. В ходе исполнительного производства установлено: ликвидация должника и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору). ОСП по Фатежскому району вынесено постановление от 26.09.2012 об окончании исполнительного производства. Налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 15988 от 14.08.2012 (пени - 17,31 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5858 от 24.09.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 5599 от 02.08.2012. Документы направлены в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району возвратил 01.10.2012 документы без возбуждения исполнительного производства в соответствии с п. 4 ст. 96 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что должник находится в процессе ликвидации. Налоговым органом налогоплательщику выставлено требование № 17688 от 19.10.2012 (пени - 132,92 руб.). Налоговым органом вынесены: решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 6450 от 23.11.2012, постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика № 6185 от 26.11.2012. Документы направлены на взыскание в ОСП по Фатежскому району. ОСП по Фатежскому району вынесено постановление от 04.12.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что должник находится в стадии ликвидации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента).

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов (пункты 9, 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Существующее положение пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривающее возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи иска (заявления) в суд было введено в действие пунктом 26 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Согласно пункту 5 статьи 7 данного Федерального закона, положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ), применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года.

Как видно из материалов дела, задолженность по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, налоговые санкции в сумме 10 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, налоговые санкции в сумме 90 руб., по водному налогу в сумме 636 руб., по пени в сумме 178 руб. 69 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 18851 руб., по пени в сумме 6103 руб. 26 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 1052 руб., по пени в сумме 306 руб. 96 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 399 руб., по пени в сумме 116 руб. 44 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 725 руб., по пени в сумме 211 руб. 50 коп., по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 руб., денежные взыскания штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб. образовалась в предыдущие годы.

Налогоплательщик, согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента).

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов (пункты 9, 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, как видно из материалов дела и как указал налоговый орган, документы для взыскания штрафа, начисленного в связи с привлечением налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль в налоговый орган в соответствии со ст. 119 НК РФ, в сумме 100 рублей (10 руб. + 90 руб.), начисленного по решению № 6586 от 29.03.2010, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки, и документы для взыскания штрафа за нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 Налогового кодекса РФ, в сумме 50 рублей, начисленного по решению № 1382 от 08.06.2010 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, налоговым органом в ОСП по Фатежскому району не направлялись, в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанных сумм налоговый орган не обращался.

Судом установлено, что сроки, предусмотренные для осуществления взыскания с заявителя налоговых санкций по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 10 руб., налоговых санкций по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджет субъектов, в сумме 90 руб., денежных взысканий, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб., как в бесспорном, так и в судебном порядке истекли, а инспекция утратила право взыскания спорной задолженности.

Иных документов, обосновывающих наличие у инспекции права на взыскание указанной суммы задолженности, суду не представлено.

Налоговый орган не воспользовался правом на взыскание в судебном порядке указанной задолженности.

В связи с этим, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом права на ее взыскание.

Судом установлено, что в справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 29.11.2012, выданной заявителю налоговым органом, содержатся и сведения о задолженности по взносам, пеням и штрафам без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

В соответствие с правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4381/09 по делу № А27-8596/2008-2, указание в справке о состоянии расчетов с бюджетом сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате обязательных платежей, в отношении которой утрачена возможность ее взыскания, без указания на утрату возможности взыскания этой задолженности, свидетельствует о неполноте этой информации.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о незаконности действий Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Курской области по выдаче справки № 38398 о состоянии расчетов Муниципального унитарного предприятия «Коммунал» по налогам, сборам, взносам, в которую, в том числе, включены и недостоверные сведения о наличии задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, так как неполная информация о задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в экономической деятельности.

Кроме того, отражение в справке о состоянии расчетов, сформированной на основе базы расчетов с бюджетом, ведущейся налоговым органом, просроченных или необоснованно числящихся за налогоплательщиком сумм недоимок, а также начисление на эти суммы пени не только может повлечь взыскание этих сумм за пределами срока на такое взыскание, но и лишает налогоплательщика права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм в бюджет, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням (которые также устанавливаются по базе расчетов с бюджетом), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

В связи с этим, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, налоговые санкции в сумме 10 руб., налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов, налоговые санкции в сумме 90 руб., денежные взыскания, штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб.

Согласно пункту 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания судом незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствующие органы обязаны совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Расходы по оплате государственной пошлины относятся на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 16, 17, 29, 49, 71, 102, 110, 163, 164, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 197, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области, по включению в Справку № 38398 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 29.11.2012 года в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунал»:

налога на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, налоговые санкции в сумме 10 руб.;

налога на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов, налоговые санкции в сумме 90 руб.;

денежные взыскания, штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 129.2 НК РФ, в сумме 50 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального унитарного предприятия «Коммунал» путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащей сведения о наличии данной задолженности, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.

В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области (место нахождения: 305018, <...>, зарегистрирована в качестве юридического лица 31.12.2004, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Муниципального унитарного предприятия «Коммунал» (место нахождения: 307128, Курская обл., Фатежский р-н, д. Ржава, зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья Т.В Кузнецова