ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-12182/2010 от 15.03.2011 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. К.Маркса, 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск Дело № А35-12182/2010

28 марта 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15.03.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 28.03.2011 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Орешко С.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи роловой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Геопрофи»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области

3-е лицо: Железногорская межрайонная прокуратура

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 28.06.2010 г.,

от административного органа: ФИО2 – представителя по доверенности от 11.01.2011 г.,

от 3-его лица: не явился, извещен надлежащим образом.

Общество с ограниченной ответственностью «Геопрофи» (далее – ООО «Геопрофи») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу №49/13 от 27.10.2010 г. по ст.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В судебном заседании 18.02.2011 г., в соответствии с ч. 3 ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были объявлены перерывы до 03.03.2011г., до 15.03.2011 г.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования.

Представитель административного органа требования не признал, ссылаясь на доказанность факта вменяемого правонарушения, законность и обоснованность оспариваемого постановления, назначение наказания в минимальном размере, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Геопрофи» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1084633000121, ИНН <***>, расположено по адресу: 307176, <...>.

ООО «Геопрофи» приобрело по договору купли-продажи №01-09 от 02.04.2009 у ЗАО «Разветьевское» в лице конкурсного управляющего гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Курская область, Железногорский район, с. Ажово.

Железногорской межрайонной прокуратурой Курской области была проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО «Геопрофи», по результатам которой, 27.09.2010 г. помощником Железногорского межрайонного прокурора Суворовой В.Н., в присутствии директора ООО «Геопрофи» ФИО3, был составлен Акт проверки, в котором отражено выявленное нарушение требований земельного законодательства: обществом осуществляется использование водного объекта – Ажовского пруда, а также земельного участка, расположенного под водным объектом и плотиной, без правоустанавливающих документов, то есть самовольно.

В связи с выявленными нарушениями заместителем Железногорского межрайонного прокурора Симиной Н.И. в присутствии директора ООО «Геопрофи» ФИО3 было вынесено постановление от 01.10.2010г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Железногорская межрайонная прокуратура направила для рассмотрения настоящее дело об административном правонарушении Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Железногорского района Курской области.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Железногорского района и г. Железногорска по делу №49/13 от 27.10.2010г. ООО «Геопрофи» привлечено к административной ответственности на основании ст.7.1 КоАП РФ за «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов» в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, ссылаясь на отсутствие вины и на нарушение административным органом процесса.

Арбитражный суд полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 28.4 КоАП РФ предусмотрено право прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно соответствовать в отношении содержания и сроков его вынесения требованиям, установленным статьями 28.2 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст.23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.7.1 КоАП РФ.

Согласно п.3 ч.2 ст.23.21 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст.23.13 КоАП РФ, вправе главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители. Полномочия должностных лиц, принявших постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемое постановление, подтверждены материалами дела и не оспариваются заявителем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении двух различных противоправных деяний, а именно: 1) самовольного занятия земельного участка; 2) использования земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

В соответствии с толкованием понятия "Самовольное занятие земель", данным в приложении 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства от 25.05.1994 N 160 и зарегистрированной в Минюсте России, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, на территории муниципального образования «Разветьевский сельсовет» Железногорского района Курской области в с. Ажово расположен водный объект – Ажовский пруд. Земельный участок, на котором расположен данный пруд, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, согласно постановлению главы Железногорского района от 29.04.2010 г. №216.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю №3006000502 выданному 19.05.1995 регистрационная запись №554 за ЗАО «Разветьевское» значилось 459 гектар на праве постоянного пользования. По данным органа кадастрового учета (кадастровая выписка № 4606/201/09-4817 от 11.12.2009) вследствие перераспределения стал значится участок единого землепользования, площадью 2174615,44 кв.м. с кадастровым номером 46:06:000000:169, включая земельный участок под гидротехническим сооружением и прудом.

19.03.2010 ЗАО «Разветьевское» при завершении конкурсного производства прекратило свое существование с записью в единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серия 46 №001467196 от 19.03.2010).

Земельный участок единого землепользования ЗАО «Разветьевское» площадью 2174615,44 кв.м. с кадастровым номером 46:06:000000:169 перешел в распоряжение Администрации Железногорского района.

Постановлением главы Железногорского района от 29.04.2010г. № 216 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Разветьевское» на земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:169, общей площадью 2174615,44 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», уполномоченным органом по распоряжению данным участком является Администрация Железногорского района.

ООО «Геопрофи» приобрело по договору купли-продажи №01-09 от 02.04.2009 у ЗАО «Разветьевское» в лице конкурсного управляющего гидротехническое сооружение (плотину), расположенное по адресу: Курская область, Железногорский район, с. Ажово.

Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по Курской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 46 АД 211663 от 23.06.2009.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения правонарушения, выразившегося в использовании водного объекта – Ажовского пруда, а также земельного участка, расположенного под водным объектом и плотиной, без правоустанавливающих документов подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки, постановлением от 01.10.2010 г., постановлением о назначении административного наказания от 27.10.2010 №49/13.

Довод заявителя о недоказанности вины Общества административным органом судом не принимается по следующим основаниям.

ООО «Геопрофи» обратилось в администрацию Железногорского района об утверждении схемы расположения земельного участка под гидротехническим сооружением с прудом ориентировочной площадью 56 га,

расположенным по адресу: Курская область, Железногорский район, Разветьевский сельсовет, с. Ажово, и предоставлении его в аренду на 49 лет в целях рыболовства.

Согласно сведений и схемы расположения участка, предоставленных филиалом отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по Железногорскому району ФГУ «ЗКП» по Курской области, пруд с.Ажово расположен в границах кадастрового квартала 46:06:080101 (согласно схемы это земли категории населенных пунктов), иные сведения по данному земельному участку в базе данных ПК ЕГРЗ отсутствуют.

Земельный участок под гидротехническим сооружением с прудом в с.Ажово имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, согласно сведениям Железногорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области от 07.06.2010 №21-27-454 и находится в составе земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 46:06:000000:169, общей площадью 2174615,44 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.

В п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случаях необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Как усматривается из материалов дела, общество не обращалось в Администрацию Железногорского района по вопросу оформления земельного участка под гидротехническим сооружением, а Администрация, в свою очередь не давала согласия на использование водного объекта – Ажовского пруда, а также земельного участка, расположенного под водным объектом и плотиной.

Из представленных в суд сторонами документов следует, что плотина (гидротехническое сооружение далее ГТС) в с. Ажово создавалось не только с целью обеспечения хозяйственных нужд: орошения, улучшения водного режима земель, предотвращения водной эрозии, но также для обеспечения сообщения между улицами села, обслуживания водопровода, проходящего о ГТС. Жители с. Ажово пользуются дорогой как связующим звеном между двумя берегами водохранилища, находящегося в центре с. Ажово.

Водохранилище является единственным источником водозабора на случай пожара и чрезвычайных ситуаций.

Из указанного следует, что ГТС и пруд взаимосвязаны между собой, но в тоже время являются обособленными объектами, и не являются неделимой вещью. ГТС, являясь объектом недвижимости, неразрывно связано с земельным участком, на котором находится. Оформленное в установленном законом порядке право собственности на ГТС, никем не оспорено и не нарушается. ООО «Геопрофи» приобретя право собственности на ГТС, расположенном на земельном участке, право собственности на водный объект не приобретало. Право собственности на земельный участок под водным объектом принадлежит Администрации Железногорского района.

Таким образом, ООО «Геопрофи», как собственник ГТС имеет преимущественное право на аренду земельного участка под ГТС, но не на земельный участок под прудом.

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу №А35-7364/2010.

Кроме того, пруд с.Ажово является водным объектом общего пользования. По результатам публичных слушаний, проведенных администрацией Разветьевского сельсовета 06.07.2010 по инициативе администрации Железногорского района, граждане выразили свое несогласие по причине расположения пруда в черте населенного пункта с. Ажово, часть земельного участка используется для алуживания водопровода, проходящего по дамбе. Жители с.Ажово пользуются дорогой как связующим звеном между двумя берегами водохранилища, находящегося в центре с. Ажово. Водохранилище является единственным источником водозабора на случай пожара и чрезвычайных ситуаций. Содержание пруда в частных руках может привести к отрицательным экологическим последствиям, гибели флоры и фауны, социальной напряженности на территории МО.

17.09.2009 состоялось заседание комиссии по ЧС и ОПБ администрации Железногорского района по вопросу несанкционированного сброса воды из пруда с. Ажово, техническом состоянии плотины, создании руководством ООО «Геопрофи» угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие несанкционированного сброса воды, обезвоживание населенного пункта и нанесения экологического ущерба окружающей среды.

Кроме того, по гребню плотины проходит водопровод диаметром 50 мм (по средней части гребня плотины) на правую сторону из одного населенного пункта в другой, что зафиксировано протоколом от 15.01.2010 комиссии, утвержденной распоряжением Правительства Курской области от 22.12.2009 № 703-р.

Таким образом, вина ООО «Геопрофи» в использовании водного объекта – Ажовского пруда, а также земельного участка, расположенного под водным объектом и плотиной, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, судом установлена и подтверждена материалами дела.

Кроме того, доводы заявителя со ссылкой на нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности не могут служить основанием к отмене постановления по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" разъясняется, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Поскольку сроки составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, установленные ст. 28.5 КоАП РФ, являются организационными, а не пресекательными, то их нарушение административным органом не влечет недействительности данного постановления, составленного за пределами указанных сроков, но до истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ и вина в его совершении, подтверждается материалами дела.

Размер штрафа определен Управлением Росреестра по Курской области в пределах санкции статьи 7.1 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено административным органом с соблюдением установленных сроков.

На основании изложенного, суд считает требование ООО «Геопрофи» необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Иные доводы ООО «Геопрофи» не принимаются ввиду вышеизложенного.

Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь ст.ст. 17, 27, 156, 167-170, 176, 177, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Геопрофи» о признании незаконным и отмене постановления №49/13 от 27.10.2010 г. о назначении административного наказания, вынесенного Управлением Росреестра по Курской области, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Геопрофи» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 10000 руб. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в апелляционном порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Воронеж, в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья С.Ю. Орешко