АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
27 мая 2015 года | Дело№ А35-1256/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.05.2014.
Полный текст решения изготовлен 27.05.2014.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 20.05.2015 дело по заявлению
Курской таможни
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Техстрой»
о признании незаконным решения и предписания
при участии в заседании:
от заявителей: ФИО1 – по пост. доверенности от 19.02.2015; ФИО2 – по пост. доверенности от 12.05.2015; ФИО3 – по пост. доверенности от 12.05.2015;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: ФИО4 – по доверенности от 25.03.2015 г.; ФИО5 – по доверенности от 10.02.2015 г.;
Курская таможня (далее – заявитель, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу № 46/2015 от 16.02.2015 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области об устранении нарушений № 46/2015 от 16.02.2015.
Представитель заявителя в заседании требования поддержал, ссылаясь на то, что в полномочия УФАС по Курской области не входит осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в связи с чем оспариваемые решение и предписание, по мнению заявителя, приняты с превышением пределов полномочий УФАС по Курской области, в силу чего они являются незаконными.
Представитель ответчика в заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее ответчик в письменном отзыве заявленные требования признал в части превышения полномочий при вынесении оспариваемых решения и предписания, указав, что жалоба ООО «Техстрой» на действия заказчика – Курской таможни, направлена по подведомственности в ФАС России.
Третье лицо в письменном мнении полагало вынесенные решение и предписание УФАС по Курской области законными и обоснованными, считая не доказанной таможенным органом принадлежность открытого конкурса на выполнение работ для Курской таможни, жалоба по которому стала предметом рассмотрения УФАС по Курской области, к сфере государственного оборонного заказа.
С учетом положений ст.156, 200 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя надлежаще извещенного ответчика.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Курская таможня, место нахождения – 305004, <...>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.09.2002 за ОГРН <***>, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
23.01.2015 государственным заказчиком - Курская, таможня на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса предметом которого является «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ» (номер извещения 0144100002215000001) и документация об открытом конкурсе.
Начальная цена контракта 45610147 руб.25 коп.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени) 13.02.2015 10:00.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в формате электронных документов заявкам (по местному времени) 13.02.2015 10:00. Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) 25.02.2015.
Согласно п. 17 документации открытого конкурса № 0144100002215000001 «Закупка работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни (СПЗ)» относится к государственному оборонному заказу.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступила жалоба (вх. № 633 от 09.02.2015) ООО «Техстрой» на действия заказчика - Курской таможни при проведении открытого конкурса на выполнение работ разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (извещение 0144100002215000001), противоречащие, по мнению ООО «Техстрой», требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее Закон).
16.02.2015 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской вынесено решение (дело № 46/2015) о частичном удовлетворении жалобы ООО «Техстрой», признании заказчика - Курской таможни нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50, ч.3 ст.96 Закона и выдаче заказчику - Курской таможне предписания об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В предписании от 16.02.2015 по делу № 46/2015 заказчику - Курской таможне предписано в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения предписания аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) способом проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (0144100002215000001).
Курская таможня не согласилась с вынесенными решением и предписанием от 16.02.2015 по делу №46/2015 и оспорила их в арбитражном суде.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2011 № 20204) утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.
Согласно п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственного оборонного заказа).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 г. № 1489), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из содержания указанных норм, в полномочия УФАС по Курской области не входит осуществление контроля за закупками товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в сфере государственного оборонного заказа. Данное обстоятельство признано ответчиком.
Как следует из материалов дела, 23.01.2015 государственным заказчиком - Курская, таможня на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса, предметом которого является «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ» (номер извещения 0144100002215000001), и документация об открытом конкурсе.
Согласно изменениям в документации, раздел «Источник финансирования» извещения о проведении открытого конкурса изложен в следующей редакции: «Федеральная адресная инвестиционная программа. Государственная программа Российской Федерации 027 «Развитие внешнеэкономической деятельности» в рамках государственного оборонного заказа за счет Федерального бюджета».
Документация об открытом конкурсе дополнена п. 17 следующего содержания: «Закупка работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни (СПЗ) с получение сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (0144100002215000001).
Пункт 1 Технического задания на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни (далее - СПЗ) дополнен текстом следующего содержания: Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что открытый конкурс, предметом которого являлось «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ» (номер извещения 0144100002215000001), проводился в рамках государственной программы Российской Федерации 027 «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Как следует из письма ФТС России от 30.04.2015 № 08-106/21029, направленного в ответ на запрос Курской таможни о связи размещенного заказа на выполнение работ по проектированию СПЗ с государственным оборонным заказом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1480-54 «О государственном оборонном заказе на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», письмом Министерства финансов РФ от 25.12.2014 № 16-03-06/1 и Казначейским уведомлением от 25.12.2014 № 153/003 сформирован Сводный план капитальных сложений ФТС России на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденный 19.01.2015. В перечень объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы, Федеральной таможенной службы по государственному оборонному заказу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, входит объект «Служебно-производственное здание Курской таможни в г.Курске».
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 23.11.2011 №159н (с учетом внесенных изменений) Центральное таможенное управление письмом от 03.02.2015 № 11-15/1855 довело до Курской таможни изменения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе – по коду бюджетной классификации 153 01 06 2754009 413 220 - 20000000 рублей.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н, по виду расходов 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа» отражаются расходы федерального бюджета по государственным контрактам на строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, заключаемым в рамках государственного оборонного заказа.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Курская таможня является казенным учреждением. В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Курской таможне лицевые счета открыты в Управлении федерального казначейства по Курской области.
Таким образом, материалами дела подтверждается, признано ответчиком и не опровергнуто третьим лицом, что объект «Строительство служебно-производственного здания Курской таможни», относится к государственному оборонному заказу, в связи с чем доводы третьего лица о недоказанности данного факта отклоняются судом.
Кроме того, суд принимает во внимание, что антимонопольный орган письменно уведомил подателя жалобы – ООО «Техстрой» и заказчика – Курскую таможню о том, что при рассмотрении по существу жалобы ООО «Техстрой» и принятии оспариваемых решения и предписания Управлением ФАС по Курской области были превышены полномочия Управления, а также о том, что жалоба подлежит рассмотрению по существу Федеральной антимонопольной службой России, тем самым признав вышеуказанное превышение полномочий. В ходе судебного разбирательства данный факт антимонопольным органом признан и не оспаривался. На момент рассмотрения дела жалоба ООО «Техстрой» ФАС России рассмотрена.
В соответствии с требованиями части 19 статьи 99 ФЗ «Оконтрактной системе...», в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местногосамоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определил Федеральную антимонопольную службу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с вышеуказанной нормой закона, 17.02.2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области жалоба ООО «Техстрой» на действия заказчика - Курской таможни при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, была передана по подведомственности в ФАС России.
10.03.2015 г. Комиссией ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе...» выявлены нарушения в действиях заказчика - Курской таможни при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (извещение № 0144100002215000001).
Таким образом, жалоба ООО «Техстрой» на действия заказчика при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, была рассмотрена уполномоченным органом - ФАС России, в связи с чем права и законные интересы ООО «Техстрой» нарушены не были.
С учетом изложенного, оспариваемое решение УФАС по курской области от 16.02.2015 по делу №46/2015, которое послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания от 16.02.2015, и указанное предписание были вынесены не уполномоченным на то территориальным антимонопольным органом, с превышением пределов предоставленных законом полномочий.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что решение и предписание от 16.02.2015 по делу №46/2015 вынесены в нарушение п.1 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 №30 и п.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 №1489, в силу чего нарушает права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание указанное, и решение, и основанное на нем предписание антимонопольного органа, не соответствуют закону в части пределов полномочий принявшего их органа. Данное обстоятельство является самостоятельным и достаточным основанием для признания оспариваемых решения и предписания недействительными, в силу чего иные доводы ООО «Техстрой», связанные с оценкой положений конкурсной документации, не рассматриваются судом по существу.
С учетом положений п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ, требования заявителя подлежат удовлетворению путем признания оспариваемых решения и предписания недействительными, и обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом положений п.п.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ, заявитель освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем расходы по уплате госпошлины заявителем не были понесены и распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Курской таможни к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области удовлетворить.
Признать недействительным решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу № 46/2015 от 19.02.2015, резолютивная часть которого объявлена 16.02.2015.
Признать недействительным предписание Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области об аннулировании определения поставщика по делу № 46/2015 от 19.02.2015, резолютивная часть которого объявлена 16.02.2015.
В порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Оспариваемые решение и предписание проверены на соответствие Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону № 384-ФЗ от 01.12.2014 «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов».
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь