АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
11 декабря 2013 года
Дело № А35-13109/2012
Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 11.12.2013 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Звягинцевым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества Межрегиональный Научно – Производственный Концерн «НЭКСИ»
к межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области
о признании недействительным решения ИФНС
3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 30.03.2011
от ответчика: ФИО2 – заместитель начальника правового отдела по доверенности от 08.10.2013
от 3-го лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области): не явился, извещен надлежащим образом
изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Межрегиональный Научно-Производственный Концерн «НЭКСИ» заявило требование о признании недействительным решения межрайонной ИФНС Росси № 3 по Курской области от 03.08.2012 № 08-17/804, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г.
Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на необоснованность заявленных требований и законность и обоснованность выводов налогового органа в оспариваемом решении.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в представленных письменных пояснениях сообщило, что в ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности, иных вещных прав, а также ограничений (обременений) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000012:96 46:30:000042:152, 46:30:000004:548 поскольку ЗАО МНПК «НЭКСИ» не обращалось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации соответствующего права на указанные объекты недвижимости. Представитель третьего лица в заседание не явился и в представленных пояснениях просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как указал заявитель в заявлении и следует из материалов дела, 31.01.2012 г. ЗАО «МНПК НЭКСИ» представило в межрайонную ИФНС России № 3 по Курской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 г. с нулевыми показателями.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом 31.01.2012 по 02.05.2012 была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на землю. По результатам проверки была установлена неуплата земельного налога в общей сумме 1701834 руб. 00 коп. вследствие неисчисления им налоговой базы по указанному налогу, о чем был составлен акт камеральной налоговой проверки от 17.05.2012 № 08-16/12125. Ксерокопия акта приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в акте камеральной налоговой проверки и 04.06.2012 г. представил налоговому органу возражения на акт камеральной налоговой проверки, в которых, в частности, сослался на отсутствие обязанности по уплате земельного налога по указанным налоговым органом земельным участкам, так как земельный участок с кадастровым номером 46:30:00012:96 фактически налогоплательщику не принадлежит и им не используется, земельный участок с кадастровым номером 46:30:000042:152 налогоплательщик фактически не использует полноправно по прямому назначению по причине препятствия со стороны Администрации г. Железногорска, земельный участок с кадастровым номером 46:30:00000:548, как и земельный участок с кадастровым номером :46:30:000042:152 не принадлежат налогоплательщику на праве собственности, а закреплены за ним в бессрочное и бесплатное пользование. Ксерокопия возражений приобщена к материалами дела.
03.08.2012 г. рассмотрев акт камеральной налоговой проверки, иные материалы налоговой проверки, представленные налогоплательщиком возражения, и.о. начальника межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области принял решение № 08-17/804 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым решил привлечь данного налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 340366 руб. 80 коп. в размере 20 % от суммы не уплаченного земельного налога, начислить пени по состоянию на 03.08.2012 в сумме 81234 руб. 21 коп. за не уплату земельного налога в установленный срок, предложить Закрытому акционерному обществу Межрегиональный Научно-Производственный Концерн «НЭКСИ» уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1701834 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с указанным решением налогового органа и обратился 21.08.2012 в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на решение межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области от 03.08.2012 № 08-17/804, ссылаясь на отсутствие обязанности по уплате земельного налога по указанным земельным участкам и, соответственно, неправомерное его доначисление и начисление пени и санкций. Ксерокопия жалобы приобщена к материалам дела.
Решением № 375 от 18.09.2012 г. руководитель УФНС России по Курской области апелляционную жалобу ЗАО МНПК «НЭКСИ» оставил без удовлетворения, решение межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области от 03.08.2012 № 08-17/804 – без изменения.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в указанном решении и доначислением налога на землю, начислением соответствующих пени пи санкций, ссылаясь, в частности, на то, что указанные земельные участки закреплялись за ним в бессрочное и бесплатное пользование, земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96 фактически ему не принадлежит и им не используется, на нем расположен жилой дом, земельные участки с кадастровыми номерами 46:30:000042:152 и 46:30:000004:548 закреплены в бессрочное и бесплатное пользование, а учитывая, что закон обратной силы не имеет, право бесплатного пользования сохраняется и в настоящее время. С учетом изложенного, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Производство по настоящему делу было приостановлено определением Арбитражного суда Курской области от 01.04.2013 до принятия соответствующего судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по делу № А35-10019/2011 по спору между теми же сторонами в отношении тех же земельных участков об оспаривании решения межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г.
Производство по делу было возобновлено определением Арбитражного суда Курской области от 28.10.20-12 по ходатайству межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области.
Требование налогоплательщика подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О плате за землю», действовавшем до 1.01.2006 г., использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагается ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются, в частности, земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, ранее предоставленное юридическим лицам государственными органами на праве бесплатного пользования, сохраняется за данными юридическими лицами и после введения в действие Земельного кодекса РФ, но только на условиях введенной Земельным кодексом РФ платности использования земли.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141 - ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2005 был введен в действие земельный налог.
В соответствии с ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141 - ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Как следует из акта камеральной налоговой проверки, Закрытое акционерное общество Межрегионального научно-производственного концерна «НЭКСИ» представило в межрайонную ИФНС России № 3 по Курской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 г. с нулевыми показателями. Между тем, по сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в базе данных по состоянию на 01.01.2011 г. у ЗАО МНПК «НЭКСИ» находятся в пользовании три земельных участка с кадастровыми номерами: 46:30:4:548 площадью 124000кв.м, кадастровая стоимость 57229720 руб.;
46:30:42:152 площадью 9530 кв.м, кадастровая стоимость 37079324 руб.;
46:30:42:12:96 площадью 3300 кв.м, кадастровая стоимость 19146501 руб.
По мнению налогового органа, ЗАО МНПК «НЭКСИ» в нарушение статей 388,389,393,396,397 НК РФ, а также решения Железногорской городской думы от 27.10.2005 № 194-3-РД «О введении на территории муниципального образования «Город Железногорск» земельного налога» (с последующими изменениями и дополнениями) не исчислило и не уплатило земельный налог с участков, закрепленных за обществом в бессрочное и бесплатное пользование, с кадастровыми номерами: 46:30:000042:152 общей площадью 9530 кв.м, предназначенного для строительства научно-инженерного центра, с кадастровой стоимостью 37079324 руб.; 46:30:000004:548 общей площадью 124000 кв.м, предназначенного для строительства производственной базы и завода экспериментального машиностроения, с кадастровой стоимостью 57229720 руб.; 46:30:000012:96 общей площадью 3300 кв.м, предназначенного для обслуживания магазина, с кадастровой стоимостью 19146501 руб. Каких-либо документов, подтверждающих прекращение прав постоянного бессрочного пользования вышеуказанными земельными участками ЗАО МНПК «НЭКСИ» в ходе проведения налоговой проверки не представлено.
Решением от 03.08.2012 г. № 08-17/804 налоговым органом были отклонены доводы налогоплательщика, изложенные в возражениях на акт камеральной налоговой проверки по следующим основаниям.
Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. Согласно положений ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации такого права. Соответственно, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации на праве постоянного (бессрочного) пользования после вступления в силу Федерального закона от 21.07.199 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» возникает и прекращается с даты государственной регистрации, если же право постоянного бессрочного пользования земельным участком было предоставлено организации до вступления в силу указанного Федерального закона, оно признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации. В этом случае налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122 – ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков. Таким образом, возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2997 № 122-ФЗ, связано с наличием документов, подтверждающих соответственно, возникновение, изменение или прекращение права постоянного (бессрочного) пользования. Так как ЗАО МНПК «НЭКСИ» не представлено каких-либо документов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования упомянутыми земельными участками, следовательно, налогоплательщик обязан уплачивать земельный налог в отношении данных земельных участков. На основании изложенного, с учетом представленных данных о кадастровой стоимости указанных земельных участков, налоговый орган доначислил налогоплательщику земельный налог в общей сумме 1701834 руб., начислил соответствующие пени и санкции.
Налогоплательщик не согласился с указанными выводами налогового органа, ссылаясь, в частности, на то, что земельный участок 46:30:12:96, площадью 3300 кв.м. не принадлежит и не используется ЗАО МНПК «НЭКСИ» по назначению ввиду того, что на указанном земельном участке размещен жилой дом, собственники жилых и нежилых помещений в котором обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать земельный налог, заявитель обращался в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области с заявлением №17/01 от 07.12.2010 о снятии вышеназванного земельного участка с кадастрового учета, но согласно полученному от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области ответу №290 от 27.01.2011, данный земельный участок так и не был снят с учета, ЗАО МНПК «НЭКСИ» не имеет в собственности земли, земельные участки с кадастровыми номерами 46:30000042:152, 46:30:000004:548 закреплены, согласно государственным актам на право пользования землей № 184 от 30.04.1990 г., А-1 № 229979 от 01.08.1990 г. за ЗАО МНПК «НЭКСИ» в бессрочное и бесплатное пользование, что подтверждается кадастровым паспортом № 46/12-1-28247 от 26.03.2012 и кадастровой выпиской № 46/12-1-28219 от 26.03.2012, указанные земельные участки закреплялись за землепользователем в бессрочное и бесплатное пользование согласно старому действующему земельному законодательству РСФСР, а закон обратной силы не имеет и с учетом указанной нормы конституционного права, применение которой подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 г. № 291-О, ЗАО МНПК «НЭКСИ» считает свои действия по неисчислению и неуплате земельного налога законными, так как новым земельным и налоговым законодательством ухудшается положение налогоплательщика, кроме того, данные земельные участки не сформированы по правилам земельного законодательства, так как их точные границы не определены.
Доводы налогоплательщика подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок 46:30:42:152, площадью 9530 кв.м., кадастровой стоимостью 37079324 руб., и земельный участок 46:30:4:548, площадью 12400 кв.м., кадастровой стоимостью 57229720 руб., были закреплены за ЗАО МНПК «НЭКСИ» на основании Государственных актов на право пользования землей №184 от 30.04.1990, А-1 №229979 от 01.08.1990 на праве постоянного (бессрочного) и бесплатного пользования. В отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000012:96 ЗАО МНПК «НЭКСИ» было выдано свидетельство о праве пользования на землю от 01.12.1998 г. № 358 согласно Постановления Главы Администрации г. Железногорска от 16.11.1998 г. № 1144. Решением исполнительного комитета Железногорского районного Совета народных депутатов ЗАО МНПК «НЭКСИ» в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 12,4 га в районе п. СМП для строительства производственной базы и завода экспериментального машиностроения, на основании которого 01.08.1990 г. ему был выдан Государственный акт ан право пользования землей А-I № 229979.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке № 46/11-1-7613 от 11.02.2011, земельный участок 46:30:00000:548, расположенный по адресу: Курская область, г. Железногорск, МСК, площадью 124000 кв.м, кадастровой стоимостью 57229720 руб., находится в постоянном бессрочном пользовании ЗАО МНПК «НЭКСИ». Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке №46/11-1-7614 от 11.02.2011, земельный участок 46:30:000042:152, расположенный по адресу: Курская область, г. Железногорск, в районе ПТУ №18 и ЖГМК; площадью 9530 кв.м., кадастровой стоимостью 37079324 руб., принадлежит ЗАО МНПК «НЭКСИ» на праве постоянного пользования.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке № 2008-03-2819 от 01.11.2008, земельный участок 46:30:000012:96, расположенный по адресу: <...>, площадью 3300 кв.м., кадастровой стоимостью 19146501 руб., находится в пользовании ЗАО МНПК «НЭКСИ» на праве постоянного пользования. Сведения о границах указанного земельного участка отсутствуют.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается факт предоставления ЗАО МНПК «НЭКСИ» до момента введения в действие Земельного Кодекса РФ права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 46:30:000042:152, 46:30:000012:96 и земельным участком 46:30:000004:548, которое в силу положений п.3 ст.20 ЗК РФ было сохранено за Обществом и после введения в действие Земельного Кодекса РФ.
Вместе с тем, поскольку земельное законодательство, а именно положения ст.65 ЗК РФ предусматривают только возможность платного использования земли в Российской Федерации, а именно в форме уплаты земельного налога либо арендной платы, в зависимости от формы использования земли, то право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками 46:30:42:152, 46:30:000012:96 и 46:30:4:548, предоставленными ЗАО «МНПК «НЭКСИ», было сохранено за Обществом на условиях платности использования земельных участков.
Довод заявителя о недопустимости придания положениям закона обратной силы также подлежит отклонению.
Положения Земельного Кодекса РФ, введенного в действие Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не содержат каких-либо исключений из условия платного использования земли, закрепленного в ст.65 ЗК РФ, в том числе и для лиц, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до введения в действе Земельного Кодекса РФ.
Положения Земельного Кодекса РФ, а именно статья 65 ЗК РФ, устанавливает платность использования земли в Российской Федерации с момента введения в действие Земельного Кодекса РФ, а не распространяет условия платности использования земли на периоды, предшествующие введению в действие Земельного кодекса РФ, начисление земельного налога или арендной платы за землю за предшествующие периоды законодателем не устанавливалось, в силу чего обратная силу указанным нормам не придавалась.
Таким образом, предоставленное юридическим лицам государственными органами до введения в действие Земельного Кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений п.3 ст.20 ЗК РФ сохраняется за данными юридическими лицами, но в силу положений ст.65 ЗК РФ является платным. Изменение правового режима ранее предоставленных земель, в том числе – условий и порядка их использования и платы за их использование, относится к прерогативе федерального законодателя, и было произведено в соответствии с его компетенцией в установленном порядке путем принятия нормативного акта – Земельного кодекса РФ.
По указанным выше основаниям судом также отклоняется ссылка заявителя на то, что не истек установленный п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, продленный до 01.07.2012, поскольку переоформлению подлежит право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, сохранившееся за юридическими лицами, не поименованными в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, однако в объеме и с учетом правового регулирования, установленного Земельным кодексом РФ.
При этом положения п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливают обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, но не исключают установленную ст.65 ЗК РФ обязанность пользователей земли уплачивать земельный налог либо арендную плату, в зависимости от вида использования земли.
Доводы налогоплательщика в отношении земельного участка 46:30:12:96, площадью 3300 кв.м. о том, что данный земельный участок не принадлежит и не используется ЗАО МНПК «НЭКСИ» по назначению ввиду того, что на указанном земельном участке размещен жилой дом, собственники жилых и нежилых помещений в котором обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать земельный налог, а также ссылки на то, что оно обращалось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области с заявлением №17/01 от 07.12.2010 о снятии вышеназванного земельного участка с кадастрового учета, но согласно полученному от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области ответу №290 от 27.01.2011, данный земельный участок так и не был снят с учета, не принимаются судом по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №54 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Таким образом, основанием для приобретения лицом статуса плательщика земельного налога является факт государственной регистрации за ним одного из вышеназванных прав на земельный участок.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, земельный участок площадью 3300 кв.м., расположенный по адресу: <...>, был предоставлен ЗАО МНПК «НЭКСИ» на основании Постановления Главы Администрации г. Железногорска №1144 от 16.11.1998 на праве постоянного пользования для обслуживания магазина. На основании указанного постановления ЗАО МНПК «НЭКСИ» было выдано Свидетельство о праве пользования на землю №358 от 01.12.1998. Согласно плану земельного участка, являющегося приложением к Свидетельству о праве пользования на землю №358 от 01.12.1998, данный земельный участок прилегает к многоквартирному жилому дому по ул. Энтузиастов, д.1.
С учетом положений п.4 ст.8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141 - ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» наличие прав ЗАО МНПК «НЭКСИ» на указанный земельный участок подтверждено Свидетельством о праве пользования на землю №358 от 01.12.1998, имеющим равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также постановлением Главы Администрации г. Железногорска №1144 от 16.11.1998.
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается право постоянного пользования ЗАО МНПК «НЭКСИ» в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000012:96, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 3300 кв.м.
Судом не принимается довод заявителя о том, что данный земельный участок не принадлежит и не используется ЗАО МНПК «НЭКСИ» по назначению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ст.53 ЗК РФ право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из письменных пояснений заявителя и подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, ЗАО МНПК «НЭКСИ» обращалось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области с заявлением №17/01 от 07.12.2010 о снятии земельного участка 46:30:000012:96 со своего кадастрового учета, но согласно полученного ответа из ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области №290 от 27.01.2011, данный земельный участок так и не был снят с учета.
ЗАО МНПК «НЭКСИ» обратилось также в Администрацию города Железногорска с заявлением №14/05 от 16.05.2011 о прекращении права постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96 площадью 0,33 га, расположенный по адресу: <...>, ссылаясь на то, что фактически данный земельный участок используется другими собственниками.
Администрация города Железногорска, рассмотрев заявление ЗАО МНПК «НЭКСИ» №14/05 от 16.05.2011, пришла к выводу о непредоставлении Обществом полного пакета документов, о чем сообщило в письме №Г/13-734 от 22.06.2011, в связи с чем право постоянного пользования ЗАО МНПК «НЭКСИ» на указанный земельный участок не было прекращено.
Таким образом, доказательств прекращения в спорном периоде права постоянного пользования ЗАО МНПК «НЭКСИ» в отношении земельного участка 46:30:000012:96, расположенного по адресу: <...>, площадью 3300 кв.м., на момент рассмотрения спора суду не представлено. Сам по себе факт обращения ЗАО МНПК «НЭКСИ» в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области и Администрацию города Железногорска с заявлениями о прекращении права постоянного пользования не является доказательствами прекращения существования данного права.
Довод заявителя о том, что на территории спорного земельного участка располагается многоквартирный дом по адресу: <...>, а также иные объекты недвижимости, находящиеся в собственности третьих лиц, также не может быть принят судом по следующим основаниям.
Ни в ходе проведения камеральной налоговой проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего спора сторонами не представлено, а судом не установлено документальных доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а также права иных юридических лиц, чье недвижимое имущество, по мнению заявителя, также располагается на территории спорного земельного участка, на земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96, расположенного по адресу: <...>, либо на доли указанного земельного участка.
Таким образом, принимая во внимание, что права собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения на долю земельного участка с кадастровым номером 46:30:000012:96, расположенного по адресу: <...>, за жильцами многоквартирного дома и иными юридическими лицами в установленном законом порядке не зарегистрированы, то указанные лица не могут быть признаны плательщиками земельного налога.
Кроме того, заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о выделении и формировании границ земельных участков, на которых непосредственно расположен многоквартирный дом и иные объекты недвижимости, из земельного участка с кадастровым номером 46:30:000012:96, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 3300 кв.м.
В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, из материалов дела, в частности, представленных кадастровых выписок, кадастровых учетных дел указанных земельных участков, следует и сторонами не оспаривается, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000012:96, 46:30:000004:548 не установлены, в том числе и на момент проведения проверки и рассмотрения настоящего дела. Таким образом, в проверяемом периоде (2011 г.) указанные земельные участки не были сформированы по правилам земельного законодательства, поскольку их точные границы не были определены.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 № 3125/13, пунктом 1 статьи 389 Кодекса предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным.
Пунктом 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу пункта 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (в редакции, действовавшей в спорный период), установление границ земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя).
Поскольку судом первой инстанции установлены обстоятельства индивидуализации спорных земельных участков, их площадь определена с учетом границ на местности, установленных при выделении, для уточнения или определения границ ранее учтенных земельных участков общество не обращалось, суд пришел к выводу о том, что в отношении спорных земельных участков земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке.
Учитывая, что данное Постановление относится к тем же земельным участкам, начисление земельного налога по которым проверялось налоговым органам по декларации за 2010 г., требования заявителя в данной части подлежат отклонению. Следовательно, доначисление налоговым органом земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000012:96, 46:30:000004:548 правомерно и обоснованно.
В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000042:152 доводы заявителя также подлежат отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие со дня его официального опубликования.
Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм следует, что после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации было сохранено в объеме установленного ст. 20 ЗК РФ права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, за ЗАО МНПК «НЭКСИ» после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 46:30:000042:152, однако в объеме и на условиях, установленных ЗК РФ.
Статьей 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 2 ст. 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог был введен в действие в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акта Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2005 г.
Таким образом, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. В зависимости от права использования земли земельное законодательство устанавливает две формы платы – уплату земельного налога или арендную плату.
С учетом изложенного, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, ранее предоставленное юридическим лицам государственными органами на праве бесплатного пользования, сохраняется за данными юридическими лицами и после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, но только на условиях закрепленного ЗК РФ принципа платности использования земли, поскольку положения ст. 65 ЗК РФ содержат императивное условие о платном использовании земли в Российской Федерации.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в Действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не содержат каких-либо исключений из условия платного использования земли, закрепленного в ст. 65 ЗК РФ, в том числе и для лиц, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие ЗК РФ.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, земельный участок с кадастровым номером 46:30:000042:152 сформирован надлежащим образом. Согласно кадастрового учетного дела, копия которого была представлена привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области границы земельного участка с кадастровым номером 46:30:000042:152 определены, проведены работы по межеванию, составлено описание земельного участка с приложением соответствующих чертежей и планов. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 46:30:000042:152 сформирован надлежащим образом и начисление земельного налога за проверяемый период по указанному земельному участку произведено налоговым органом правомерно.
Указанные обстоятельства в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000042:152 были также установлены и отражены в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 по делу №А35-10019/2011 по заявлению ЗАО МНПК «НЭКСИ» о признании недействительным решения межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. Данное постановление в этой части было оставлено без изменения постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2012 по делу №А35-10019/2011.
В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких условиях требования заявителя подлежат отклонению в полном объеме.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя.
В судебном заседании 11.12.2013 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,156,167-171,176,177,180-182, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества Межрегиональный Научно-Производственный Концерн «НЭКСИ» о признании недействительным решения межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области от 03.08.2012 № 08-17/804, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г. отказать.
Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А. Горевой