АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
августа 2021 года | Дело № А35-1349/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2021г.
В полном объеме решение изготовлено 30.08.2021г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравченко С.О., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Комитету по управлению имуществом Курской области
о признании незаконным отказа комитета по управлению имуществом Курской области оформленный письмом от 02.12.2020 г. № 05.6-01.01-19/15 676 в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м.;
об обязании комитета по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность ИП ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103067:8, площадью 5 878 и направить в адрес ИП ФИО1 подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м. в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя – ФИО2 – доверенность от 11.01.2021 (срок 3 года), представлен диплом, паспорт; от Комитета по управлению имуществом Курской области – ФИО3 по доверенности от 30.07.2021 №05.6-01.01-19/10439, представлен диплом, паспорт.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - также, ИП ФИО1, Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области (далее - также, заинтересованное лицо, КУМИ Курской области, Комитет) о признании незаконным отказа комитета по управлению имуществом Курской области оформленный письмом от 02.12.2020 г. № 05.6-01.01-19/15 676 в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м.; об обязании комитета по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность ИП ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103067:8, площадью 5 878 и направить в адрес ИП ФИО1 подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м. в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением арбитражного суда от 17.05.2021г., производство по настоящему делу было приостановлено в связи с назначением комплексной строительно-технической экспертизы, проведение которой поручено экспертам ООО Экспертное учреждение «Воронежский центр экспертиз»: ФИО4, имеющей высшее инженерное образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и стаж экспертной работы с 2004г. Удостоверение о повышении квалификации по программе «Проектирование зданий и сооружений» от 10.12.2011г., удостоверение о повышении квалификации по программе «Обеспечение безопасности выполнения работ по организации и подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.» от 29.06.2011г, Сертификат соответствия квалификации ФИО4, выданный «ПРОМТЕХСТАНДАРТ», требованиям предъявляемым к судебным экспертам первой категории. Стаж работы с 2004 года.; ФИО5, имеющим высшее образование, специальность инженер-механик, Удостоверение о повышении квалификации по программе «Обеспечение безопасности строительства и качество выполнения работ по устройству внутренних и наружных инженерных систем, коммуникаций, оборудования зданий и сооружений, по устройству электрических сетей и линий связи, в том числе на технически сложных, особо опасных объектах» и специальную подготовку в области оценочной деятельности. Сертификат соответствия квалификации, выданный «ПРОМТЕХСТАНДАРТ», требованиям предъявляемым к судебным экспертам. Общий стаж работы с 1996 года. Стаж экспертной работы с 2009 года.; ФИО6, имеющим высшее образование по специальности «Городской кадастр», стаж экспертной работы с 2010 года.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: Определить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания следующих объектов: нежилого здания операторной, площадью 66,9 кв.м., сооружения, объемом 75 м. куб., нежилого здания топливозаправочной станции, площадью 207,3 кв.м., сооружения площадью 1 758 кв.м., представляющих собой в совокупности многотопливную автозаправочную станцию, по адресу: <...>, в соответствии с фактическим видом деятельности, с разрешенным использованием, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, Правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документации.
23.07.2021г. через канцелярию суда поступило заключение эксперта № 441/21 от 20.07.2021г. с материалами дела по делу № А35-1349/2021.
В связи с поступлением экспертного заключения производство по настоящему делу возобновлено определением от 29.07.2021г.
Согласно заключению эксперта № 441/21 от 20.07.2021г. в ходе проведенной экспертизы эксперты пришли к следующим выводам:
Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания следующих объектов: нежилого: здания операторной, площадью 66,9 кв.м., сооружения, объемом 75 м. куб., нежилого здания топливозаправочной станции, площадью 207,3 кв.м., сооружения площадью 1 758 кв.м., представляющих собой в совокупности многотопливную автозаправочную станцию, по адресу: <...>. 154, в соответствии с фактическим видом деятельности, с разрешенным использованием, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, Правилами землепользования и застройки, землеустроительной и градостроительной документации, противопожарных требований, составляет - 8 209 кв.м.
Возражений относительно проведенной в рамках настоящего дела экспертизы со стороны заявителя не последовало.
От Комитета 18.08.2021г. через канцелярию арбитражного суда поступило письменное мнение на экспертизу, согласно которому Комитет по управлению имуществом Курской области считает, что проведенная в рамках настоящего судебного спора экспертиза не предоставляет доказательств необходимости и соразмерности площади зданий многотопливной АЗС и необходимой для ее эксплуатации площади земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8. Также, по мнению Комитета, сооружение с кадастровым номером 46:29:103057:139 площадью 1758 кв.м., являющееся мощением не является объектом недвижимости, а, следовательно, не должно было быть учтено экспертами при определении площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многотопливной АЗС, состоящей из комплекса зданий. Кроме того, указанное экспертное заключение не содержит выводов, обосновывающих необходимость предоставления всей площади земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования согласно доводам, изложенным в заявлении, дополнении, с учетом выводов экспертов.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам, имеющимся в материалах дела; поддержал возражения в отношении проведенной по делу экспертизы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован по адресу: 394066, РФ, Воронежская область, г. Воронеж, Жилой массив Задонье, квартал 13, дом 6, ИНН <***>, ОГРНИП <***>.
По договору купли-продажи недвижимого имущества № 2 от «14» июня 2017 года между ООО «Русьнефть-Курск» и ИП ФИО1, ИП ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: - Здание, назначение: нежилое. Площадь: общая 66.90 кв.м. Этажность: 1. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:85. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемое - Объект 1); - Здание с резервуарами объемом 25 (двадцать пять) куб.м., назначение: производственное. Площадь: общая 207.3 кв.м. Этажность: 1. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:86. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемое - Объект 2); Пожарные резервуары объемом 75 (семьдесят пять) куб.м., назначение: производственное. Объем 75 метр кубический. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:140. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемые - Объект 3); - Мощение, назначение: производственное. Площадь: общая 1758.00 кв.м. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:139. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемое - Объект 4).
Указанные объекты в совокупности являются многотопливной автозаправочной станцией (МАЗС).
Стороны в силу п. 1.2 Договора договорись, что недвижимое имущество, указанное выше, продается с входящим в его состав оборудованием, необходимым для его эксплуатации, в том числе ТРК в количестве 3 шт.: - ТРК Evroline Gilbarko №4670233; - ТРК Evroline Gilbarko №4670240; - ТРК Evroline Gilbarko №4670244.
Указанное имущество передано ИП ФИО1 по акту приема- передачи от 14.06.2017г.
По договору уступки прав аренды земельного участка № 2 от 14.06.2017г. ООО «Русьнефть-Курск» уступило ИП ФИО1 права и обязанности арендатора земельного участка, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...>, площадью - 5878,0 кв. м., разрешенное использование (назначение) - объекты придорожного сервиса, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 46:29:103067:8 (далее - Земельный участок), по договору № 5128-15ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска от 10.03.2015 г. с соглашением от 09.04.2015 г. о внесении изменений в договор № 5128-15ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска от 10.03.2015 г. (дата регистрации: 22.04.2015 г., номер регистрации: 46-46/001-46/001/056/2015-575/3) со сроком аренды до 09.03.2030 года, в редакции Соглашения о передаче права аренды по договору аренды № 5128-15ю от 10.03.2015 г. земельного участка в городе Курске №4 от 23.04.2015 г. (дата регистрации: 12.052015 г., номер регистрации: 46-46/001-46/001/028/2015-214/2), Соглашения от 22.05.2015 г. о замене стороны в договоре № 5128-15ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска от 10.03.2015 г. (дата регистрации: 12.10.2016 г., номер регистрации: 46-6/001-46/001/002/2016-22310/1).
30.10.2020г. ИП ФИО1 обратился в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов (на основании пп. 6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)) земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м., на котором расположены принадлежащие мне на праве собственности следующие объекты недвижимости: - нежилое здание операторной, площадью 66,9 кв.м., - сооружение, объемом 75 м. куб., - нежилое здание топливозаправочной станции, площадью 207,3 кв.м., - сооружение площадью 1 758 кв.м.
Письмом от 02.12.2020г. № 05.6-01.01-19/15676 заявителю было отказано в выкупе земельного участка по следующим основаниям.
Испрашиваемая площадь земельного участка - 5878 кв. м. значительно превышает площадь объектов недвижимости, которые на нем расположены.
В связи с этим, для оформления прав на земельный участок под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности, ИП ФИО1 Комитетом указано на возможность проведения им необходимых мероприятий по разделу земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8. Для этого необходимо образовать земельный участок под объектами недвижимого имущества с площадью, необходимой для их эксплуатации.
ИП ФИО1, считая, что указанный отказ Комитета является незаконным, необоснованным, основанным на предположениях и нарушает права заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Заинтересованное лицо считает вынесенный ненормативный акт соответствующим нормам действующего законодательства, не нарушающим прав заявителя.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия (бездействия) – незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемый акт вынесен органом 02.12.2020г., в арбитражный суд с настоящим требованием заявитель обратился 24.02.2021г. (20.02.2021г. - согласно франкировке на почтовом отправлении), то есть в пределах процессуального срока на обращение в арбитражный суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В целях осуществления административной реформы на территории муниципального образования «Город Курск», в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Администрация города Курска Курской области утвержден административный регламент Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска по предоставлению муниципальной услуги «Отчуждение недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Курск» и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
Как усматривается из оспариваемого акта, последний вынесен: органом, лицом, в соответствии с полномочиями, предоставленными соответственно: органу, лицу, что не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим соответствующие полномочия, не оспаривается сторонами по настоящему требованию.
Как установлено судом, ИП ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимости: - Здание, назначение: нежилое. Площадь: общая 66.90 кв.м. Этажность: 1. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:85. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемое - Объект 1); - Здание с резервуарами объемом 25 (двадцать пять) куб.м., назначение: производственное. Площадь: общая 207.3 кв.м. Этажность: 1. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:86. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемое - Объект 2); Пожарные резервуары объемом 75 (семьдесят пять) куб.м., назначение: производственное. Объем 75 метр кубический. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:140. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемые - Объект 3); - Мощение, назначение: производственное. Площадь: общая 1758.00 кв.м. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:139. Адрес (местоположение): <...> (далее по тексту именуемое - Объект 4).
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее -уполномоченный орган).
Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена между публично-правовыми образованиями. В соответствии с Законом Курской области от 05.03.2015г. № 8-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности, на которые не разграничено» и Постановлением Губернатора Курской области от 10 апреля 2015 г. № 174-пг, Комитет по управлению имуществом Курской области уполномочен на продажу земельного участка.
В настоящее время детальный административный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Поскольку земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет для предоставления его в собственность отсутствует необходимость проведения процедур предусмотренных пунктами 1-5 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:103067:8, площадью 5 878 кв. м. расположен в территориальной зоне 0-1 Общественно-деловые зоны.
Общие градостроительные регламенты для общественно-деловых зон определены в п. 11.3.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007г. № 388-3-РС «О Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», согласно пп. 9 которых размеры земельных участков автозаправочных станции следует принимать из расчета 500-1200 кв.м. на одну топливораздаточную колонку.
Территория АЗС обустраивается в соответствии с проектной документацией. Зонирование территории предусматривает наличие функциональных объектов (зданий, сооружений), объединенных технологическими связями и инженерными коммуникациями. Зонирование территорий, размещение зданий и сооружений осуществляется по СП 156.13130.2014 «СТАНЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ», введенного в действие 01.07.2014г. Организация размещения функциональных объектов и движение автотранспорта на территории осуществляется исходя из пропускной способности АЗС с учетом видов обеспечиваемого нефтепродуктами автотранспорта. Организация движения автотранспорта осуществляется в одном направлении. С раздельными въездами и выездами, с обеспечением визуального контроля мест заправки оператором АЗС из здания АЗС.
В силу п. 1.1 Договора аренды спорного земельного участка, в рассматриваемой ситуации земельный участок площадью 5 878 кв.м. был сформирован для предоставления его для эксплуатации автозаправочной станции 5 топливораздаточных колонок (ТРК) на 250 заправок в сутки.
Так Арендатору предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103067:8, находящийся по адресу: <...>, для эксплуатации автозаправочной станции, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 5 878 кв.м. На участке имеются объекты недвижимости.
Объекты недвижимости, расположенные на земельном участке связаны между собой единой сетью инженерных коммуникаций и технологическим процессом по приему и отпуску ГСМ. Земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования. Использование объектов отдельно друг от друга невозможно.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом в силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
ИП ФИО1 в соответствии с нормами градостроительного законодательства по Постановлению Администрации г. Курска Курской области от 05.03.2018г. № 473 был получен градостроительный план земельного участка.
Органами муниципальной власти, уполномоченными на регулирование вопросов градостроительной деятельности согласовано размещение на земельном участке именно автозаправочной станции в силу чего последняя не является самовольной постройкой.
В силу норм ст. 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Перечень таких оснований является исчерпывающим и не содержит такого основания, как несоответствие площади построенного объекта недвижимости площади самого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 пункта 5 статьи 1 ЗК РФ, основными принципами земельного законодательства является в том числе, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании положений статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
По смыслу ст. 35 ЗК РФ предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практики, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.04.2014 г. № ВАС-4195/14 по делу № А27-913/2013; Определении Верховного Суда РФ от 25.09.2015 г. № 307-ЭС15-11085 по делу № А56-28512/2014; Определении Верховного Суда РФ от 31.05.2016 г. № 307-ЭС 16-5341 по делу № А56-47506/2014; Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2016 г. № 307-ЭС16-17500 по делу № А56-56760/2015).
Высшие судебные инстанции отмечают, что потребность в земельном участке, определяется исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта, с учетом фактического землепользования.
Также при образовании земельного участка должны соблюдаться предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (п. 1, 5 ст. 11.9 ЗК РФ, п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.20165, п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», угв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
В оспариваемом отказе комитет не приводит правового и документального основания того, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или проектной документации лесных участков, в соответствии с которой такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Согласно заключению № 07.12-З от 2020г. «О соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости, находящегося на данном земельном участке (46:29:103067:8) по адресу: <...>», данному инженерным центром «Нафта-эксперт», главным инженером проекта ФИО7 были установлены следующие обстоятельства.
ИП ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № 46:29:103067:8.
На данном земельном участке (46:29:103067:8) по адресу: <...> располагается существующая многотопливная АЗС ИП ФИО1 далее (МАЗС).
Режим работы МАЗС - круглогодичный круглосуточный.
В соответствии с Федеральным законом №116 от 21.07.1997 г. (приложение 1, пункт «а») существующая МАЗС относится к категории опасных производственных объектов. В соответствии с приложением 2 Федеральным законом №116 от 21.07.1997 г. (пункт 5) МАЗС относится к опасному производственному объекту IV класса опасности.
Согласно п. 2.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны для данного предприятия составляет - 100 м. Границы санитарно-защитной зоны см. лист №1 графической части настоящего заключения.
В соответствии с п. 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с п. 5.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
По категории земель данный объект относится к территориальной зоне - О1.
Основной характеристикой объекта является грузооборот нефтепродуктов:
- автобензин;
- дизельное топливо;
- сжиженный пропан-бутан.
Общее административное и техническое руководство осуществляет административно-управленческий и инженерно-технический персонал МАСЗ.
Работы (функции, услуги) по материально-техническому снабжению и сбыту, дежурному обслуживанию и ремонту технологического оборудования, энергосистем, средств КИПа, лабораторному контролю и т.д. в отношении технологических узлов объекта осуществляются централизованно соответствующими службами МАЗС и сторонними организациями, работающими на подряде.
В Заключении № 07.12-З от 2020г. содержится вывод, что застройка объектов не относящихся к МАЗС в границе санитарно-защитной зоны невозможна. Весь участок, площадью 5878,0 кв. м., находящийся в аренде согласно, договора аренды от 14.06.2017г., неделим. Размещение других объектов на данном участке противоречит нормативной документации, действующей на территории Российской Федерации.
Указанный расчет не был принят Комитетом в качестве обоснованного, по мнению Комитета доказательств соразмерности площади зданий и площади земельного участка не представлено.
Как выше указывалось, Определением арбитражного суда от 17.05.2021г., производство по настоящему делу было приостановлено в связи с назначением комплексной строительно-технической экспертизы.
23.07.2021г. через канцелярию суда поступило заключение эксперта № 441/21 от 20.07.2021г.
Из Заключения эксперта № 441/21 от 20.07.2021г. следует, что Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания строений и сооружений представляющих собой в совокупности многотопливную автозаправочную станцию, по адресу: <...>, рассчитана как средняя величина значений, определенных с использованием двух способов:
1 - По результатам расчетов, согласно величин, предусмотренных п. 11.3.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" (Утв. решением Курского городского Собрания от 23 октября 2007 г. N 388-3-РС);
2 - По результатам графического анализа возможного размещения строений и сооружений на многотопливной автозаправочной станции, исходя из требований нормативной документации.
Способ 1. Многотопливная АЗС фактически имеет в своем составе 8 (восемь) ТРК (топливораздаточных колонок) (4шт. двухсторонних). Средняя величина площади земельного участка, необходимая для размещения АЗС (на 1 ТРК) составляет 850кв.м. ((500+1200)/2). Таким образом, расчетная величина площади земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания строений и сооружений представляющих собой в совокупности многотопливную автозаправочную станцию, по адресу: <...>, составляет - 6 800 кв.м. (8x850).
Способ 2. Используя параметры размещения строений и сооружений как на территории АЗС так и относительно возможной застройки смежных земельных участков был проведен графического анализа возможного размещения строений и сооружений на многотопливной автозаправочной станции, исходя из требований нормативной документации, представленный на Схеме 1. По результатам графического анализа, величина площади земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания строений и сооружений представляющих собой в совокупности многотопливную автозаправочную станцию, по адресу: <...>, составляет - 9 618 кв.м.
Таким образом, эксперты пришли к выводу, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания следующих объектов: нежилого здания операторной, площадью 66,9 кв.м., сооружения, объемом 75 м. куб., нежилого здания топливозаправочной станции, площадью 207,3 кв.м., сооружения площадью 1 758 кв.м., представляющих собой в совокупности многотопливную автозаправочную станцию, по адресу: <...>. 154, в соответствии с фактическим видом деятельности, с разрешенным использованием, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, Правилами землепользования и застройки, землеустроительной и градостроительной документации, противопожарных требований, составляет (как средняя величина) - 8 209кв.м. ((6800+9618)/2).
Арбитражный суд принял проведенную экспертизу в качестве доказательства по настоящему делу, учитывает также те обстоятельства, что площадь испрашиваемого земельного участка, ранее предоставленного по договору аренды под автозаправочную станцию, меньше, чем необходимая для эксплуатации последней в соответствии с заключением эксперта.
В отношении доводов Комитета Сооружение с кадастровым номером 46:29:103057:139 площадью 1758 кв.м., являющееся мощением, не может быть взято в расчет, арбитражный суд считает необходимым указать следующее.
Действительно, согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ (в редакции, действующей в настоящий момент) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
Как указывалось выше, спорный участок, площадью 5878,0 кв. м., находящийся в аренде согласно договора аренды от 14.06.2017г., неделим.
На данном земельном участке (46:29:103067:8) по адресу: <...> располагается существующая многотопливная АЗС ИП ФИО1
Как указывает сам Комитет Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, как правило, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, используемую для прохода и проезда, но при этом не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Такого рода замощения земельного участка обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняют их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.
Указанный выше объект - автозаправочная станция является единым имущественным комплексом.
Покрытие/ замощение площадок на АЗС является частью производства.
Приобретая по договору купли-продажи недвижимого имущества № 2 от 14.06.2017г. вышепоименованные объекты, заявителем также приобретено Мощение, назначение: производственное. Площадь: общая 1758.00 кв.м. Кадастровый (или условный) номер: 46:29:103057:139. Адрес (местоположение): <...>.
Мощение принадлежало Продавцу - ООО «Русьнефть-Курск» на основанииДоговора купли-продажи недвижимого имущества № 04-Н/2015 от 23.04.2015 г.; Передаточного акта от 23.04.2015 г. к Договору купли-продажи недвижимого имущества № 04-Н/2015 от 23.04.2015 г. о чем в ЕГРП 12.05.2015 г. сделана запись регистрации 46-46/001-46/001/028/2015-212/3.
21.06.2017г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области произведена государственная регистрация права собственности на переданные по договору купли-продажи недвижимого имущества № 2 от 14.06.2017г. вышепоименованные объекты (в том числе на мощение № регистрации 46:29:103057:139-46/001/2017-3).
В настоящем конкретном случае, покрытие/ замощение площадки на АЗС является частью производства в едином имущественном комплексе.
Исходя из совокупности выше указанного арбитражный суд, считает, что заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении конкретного земельного участка, без учета совокупности норм действующего законодательства, конфигурации земельного участка на котором расположена собственность заявителя, сложившейся судебной практики.
Отказ в оформлении прав на землю по незаконным основаниям, является нарушением норм действующего законодательства, так как препятствует использованию в полном объеме права на приобретение земельного участка ИП ФИО1, чем нарушает нормы действующего законодательства, закрепленные в статьях 9, 36 Конституции Российской Федерации, статьях 39.3, 39.16, 39.20 ЗК РФ.
Таким образом, исходя из совокупности вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу, о том, что оспариваемый акт Комитета по управлению имуществом Курской области, оформленный письмом от 02.12.2020 г. № 05.6-01.01-19/15 676 об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5878 кв.м., не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
В соответствии с ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность ИП ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103067:8, площадью 5 878 кв.м. и направить в адрес ИП ФИО1 подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м. в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Арбитражный суд считает, заявленный ИП ФИО1 способ восстановления нарушенного права соответствующим требованиям норм действующего законодательства.
Таким образом, принимая во внимание заявленные материально-правовые требования при указанных заявителем правовых основаниях, арбитражный суд считает, что в данном конкретном случае имеются основания для удовлетворения требований Заявителя предусмотренных нормами главы 24 АПК РФ.
Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 112 АПК РФ, вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, исходя из части 1 статьи 110 АПК РФ, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Платежным поручением № 128 от 26.04.2021г. на депозитный счет суда ИП ФИО1 для финансирования проведения судебной экспертизы по настоящему делу были внесены денежные средства в сумме 25 000 руб. 00 коп.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 25 000 руб., понесенные заявителем подлежат отнесению на заинтересованное лицо, была уплачена заявителем чеком от 21.01.2019г.
Излишне уплаченная по платежному поручению № 45 от 17.02.2021г. сумма государственной пошлины в размере 2 700 руб. подлежит возврату Индивидуальному предпринимателю ФИО1.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 110, 170-176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требование Индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Курской области оформленный письмом от 02.12.2020 г. № 05.6-01.01-19/15 676 в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м.
Обязать Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность ИП ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 46:29:103067:8, площадью 5 878 кв.м. и направить в адрес ИП ФИО1 подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:8 площадью 5 878 кв.м. в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Оспариваемый акт проверен на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по оплате судебной экспертизы в размере 25 000 руб. 00 коп.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную по платежному поручению № 45 от 17.02.2021г. сумму государственной пошлины в размере 2 700 руб. 00 коп.
Настоящее решение вступает в законную силу и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья М.Н. Морозова